Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление





 

Трактат Клода Дарио «Введение в приговоры звёзд» является одной из важнейших работ в истории европейской астрологии. Достаточно сказать, что этот трактат был в числе ключевых источников, посвящённых хорарным и элективным принципам, не только для французских астрологов последующих поколений, но и для британских астрологов, включая знаменитого Уильяма Лилли. Сам Лилли во вступлении к «Христианской астрологии», перечисляя имена авторов тех работ, на которые он опирался при написании своего труда, поставил имя Дарио на первое место (!) – и лишь вслед за ним перечисляются Бонатти, Птолемей и прочие авторитеты астрологии.

При этом сам Дарио, будучи представителем яркой плеяды французских астрологов-врачей XVI века, в жизни являлся фигурой довольно скромной. В то время как Оже Ферье, астролог и лейб-медик Екатерины Медичи, поражал своими прогнозами римских пап и европейских монархов, а другой, не менее известный врач и астролог, Мишель Нострадамус будоражил умы всей Европы своими «Центуриями», Клод Дарио вёл тихую и размеренную жизнь провинциального врача. Родившись в 1533 году в бургундском городке Поннар, Дарио получил медицинское образование в университете Монпелье. Подавляющая часть его жизни прошла в Бургундии. На протяжении ряда лет он практиковал в Боне (где, в частности, и написал «Введение в приговоры звёзд»), а скончался в 1594 году в Дижоне.

По своим религиозным убеждениям Дарио был кальвинистом, а по философским и научным воззрениям – последователем Парацельса. В частности, он выступил переводчиком сочинений Парацельса на французский язык.

Деятельность Дарио, связанная с созданием научных трудов, чётко делится на два этапа. В молодые годы он обрёл известность как автор астрологических работ – в первую очередь, благодаря своему трактату по хорарной астрологии "Ad astrorum judicia facilis introductio" (Лион, 1557), который был им написан в 25-летнем возрасте и впоследствии переиздавался на французском и английском языках. Следующий этап публикаций Дарио пришёлся лишь на 1580-е годы, когда был опубликован целый ряд его сочинений по медицине, включая «Три речи о приготовлении лекарств» и «Большую хирургию». Эти его работы также приобрели международную известность, но примечательно, что если проследить историю распространения и перевода трактатов Дарио, то мы увидим, что его медицинские сочинения получили признание прежде всего в немецкоязычных странах, в то время как Дарио-астролог обрёл мощный авторитет в основном среди британцев.

* * *

Данное издание подготовлено к публикации в рамках проекта «Manuscripta astrologica», целью которого является перевод на русский язык и изучение классических работ астрологов прошлого. При этом, стремясь наиболее адекватно донести до русскоязычного читателя текст ключевой астрологической работы Клода Дарио, участники проекта столкнулись уже на этапе постановки задачи с определённой проблемой, а именно, с проблемой выбора источника для перевода. Дело в том, что трактат "Ad astrorum judicia facilis introductio" («Простое введение в приговоры звёзд») первоначально (в 1557 году) вышел в свет на латинском языке, но уже в следующем, 1558-м году последовало французское издание – "L'Introduction au jugement des astres" («Введение в приговоры звёзд»). И вторая книга, строго говоря, не была переводом латинского издания, скорее её можно назвать авторской версией на другом языке. Дарио прекрасно владел как французским, так и латынью, и оба варианта трактата были написаны им самим. При этом, текст двух изданий имеет расхождения – иногда несущественные, но иногда довольно серьёзные, меняющие смысл излагаемого материала. Логично предположить, что такие расхождения в большинстве своём не были случайными, а возникли в результате сознательной корректуры автора, решившего, что ряд мест в первоначальной, латинской версии текста содержит неясности или неточности. Потому во втором, французском издании им и были внесены некоторые изменения и дополнения. Руководствуясь этими соображениями, участники проекта «Manuscripta astrologica» положили в основу русского перевода французское издание 1558 г. Что касается латинского текста, то он использовался как вспомогательный материал, особенно в случае неясностей и неточностей во французском тексте (работа проводилась по экземплярам обеих версий из фондов Парижской Национальной библиотеки). Ряд расхождений между двумя версиями трактата отражён в комментариях.

Следует отметить, что в англоязычных странах данная работа Дарио известна в основном в переводе Фабиана Уизерса, который был впервые опубликован в 1583 г.:

Dariot, Claudius. A Brief and most easy Introduction to the Astrological Judgment of the Stars, whereby every Man may with small Labor give Answers to any Question Demanded. Translated by Fabian Withers. – London: Printed for Thomas Pursfoote, 1583.

Уже в XVI в. последовало второе издание этого перевода:

Dariot C. A Breefe and most easie introduction to the Astrologicall judgment of the Starres. Translated by Fabian Wither. And lately renued by G. C. Gent... Also hereunto is added a briefe Treatise of Mathematicall Phisike, entreating very exactly and compendiously of the Natures and Qualities of all diseases incident to humane bodies by the naturall Influences of the Coelestiall motions. – London: Printed by Thomas Purfoot, 1598.

В середине XVII в. данная книга вновь была переиздана под новым названием:

Dariot redivivus: or a brief introduction conducing to the judgement of the stars. Wherein the whole art of judiciall astrologie is briefly and plainly delivered… Also hereunto is added a brief treatise of mathematical physick. Written by G.C. Together with divers observations both of agriculture and navigation, very usefull both for merchants and husbandman. By N.S. [Nathaniel Spark]. – London: Andrew Kemb, 1653.

Английские версии книги Дарио были расширены за счёт добавления материалов об астрономических и астрологических расчётах, а также об астромедицине.

* * *

Отдельно хочется сказать несколько слов о названии трактата. Современному читателю невольно бросается в глаза словосочетание «приговоры звёзд», от которого веет мрачноватым фатализмом. Действительно, в XX и XXI веках в западной астрологии торжествует гуманистическая астрология, которая не приемлет идеи о предопределённости человеческой судьбы. Однако в прошлые эпохи астрология рассматривалась как способ прочесть по звёздам судьбу, к которой людей «приговорил» Господь. При этом наличие «приговора звёзд» вовсе не означало, что такой приговор окончателен и обжалованию не подлежит. Подобно тому, как в обычной судебной практике есть возможность пересмотра дела, смягчения приговора, а то и помилования, астрологические воздействия считались подчинёнными Высшей воле. Например, Гвидо Бонатти в своих «Соображениях» после перечисления самых негативных астрологических показателей, которые должны принести однозначный отрицательный результат, добавляет, что такой «приговор звёзд» исполнится, лишь если «не проявит себя Божественное великодушие в милосердном вмешательстве»*. В наиболее ёмкой форме эту идею выразил современник Дарио, немецкий астролог Ранцау: «Звёзды управляют судьбой людей, но Бог управляет звёздами; звёзды уступают Богу, а Бог – молитвам верующих»**.

* Бонатти Г., Кардано Дж. Душа астрологии. – М.: Мир Урании, 2004. – С. 163.

** Цит.по: Гурев Г.А. История одного заблуждения: Астрология перед судом науки. – Л.: Наука, 1970. – С. 93.

Вообще, если говорить о хорарной астрологии, то она по самой своей сути подразумевает наличие предопределения, «приговора звёзд». Ведь иначе однозначное заключение по хорарной карте было бы невозможным. С другой стороны, элективная астрология демонстрирует отсутствие полного детерминизма человеческой жизни, коль скоро подразумевает возможность выбора удачного времени для тех или иных дел. Если бы в астрологии властвовал фатум, то время начала любого дела и, соответственно, судьба этого дела считались бы заранее предопределёнными и не подвластными корректировке. Так что само наличие такой отрасли астрологии, как элекции, отрицает астральный фатализм – не отвергая при этом идею «приговоров звёзд».

Термин «приговоры звёзд» был стандартным для средневековой и ренессансной астрологической традиции. И термин «юдициарная астрология» (лат. astrologia judiciaria), обозначающий астрологию как искусство предсказания судьбы, происходит именно от латинского judicium, «приговор». Этот средневековый латинский термин, в свою очередь, является калькой с арабского. Самый популярный жанр астрологической литературы в странах ислама – это введения в «сина`а ахкам ан-нуджум» – «искусство приговоров звёзд» (в латинских переводах название этого жанра нередко передавали как «Введение в юдициарную астрологию»). Скажем, популярная книга Кушьяра ибн Лаббана (рубеж X–XI вв.), написанная в данном жанре учебника астрологии, в оригинале называется «Книга введения в искусство приговоров звёзд». Среди европейских астрологов, начиная с XII в., был очень популярен латинский перевод труда ал-Кабиси «Введение в искусство приговоров звёзд». Наконец, фундаментальная книга Авраама Ибн Эзры, которая была издана недавно на русском языке под осовремененным названием «Книга суждений о звёздах», тоже в действительности является «Книгой приговоров звёзд».

В заключение хотелось бы перечислить всех участников работы над данным изданием книги Дарио. Перевод со старофранцузского был выполнен Владой Бернар, которой следует сказать отдельное спасибо за инициативу перевести этот важный трактат, сделав его доступным для русскоязычного читателя. Редактура и комментарии являются плодом дружной совместной работы членов группы «Manuscripta astrologica». Авторы конкретных примечаний обозначены в тексте инициалами: Влада Бернар (В.Б.), Софья Бартенева (С.Б.), Евгений Волоконцев (Е.В.) и ваш покорный слуга (Р.Б.). At last but not least, следует поблагодарить Ю.Ю.Олешко за интерес к данному проекту, его поддержку и ценные замечания.

Роман Броль
(aka Денис Куталёв)

27 октября 2004 г.

 

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

 

Золотой век французской астрологии начинается примерно со второй половины XVI столетия. В этом веке царят четыре астролога-врача. Мишель Нострадамус (Michel de Nostredame, 1503–1566) завоевывает мировую славу своими «Центуриями». Практикующий врач и астролог Антуан Мизо (Antoine Mizauld) из Монтлюсона регулярно издает эфемериды. Придворный врач-астролог из Тулузы, Оже Ферье (Auger Ferrier, 1513–1589) посвящает Екатерине Медичи свой труд «Des Jugements Astronomiques sur les Nativités». Этот учебник астрологии, вышедший в 1550 году в Лионе (бывшей столице Галлии при римском правлении и вечной столице французского издательского дела), а затем в Англии, оказал влияние на век последующий, семнадцатый. Это же справедливо и применительно к труду молодого врача из Бона (Beaune) Клода Дарио (Claude Dariot, 1533–1594), опубликованному несколькими годами позже.

То был странный, двуликий век для французской астрологии, чем-то напоминающий то, что происходило с астрологией в России в конце XX века. Астрология полуофициально приближена ко двору. Екатерина Медичи, питая слабость к разного рода гаданиям и предсказаниям, лично наносит визит Нострадамусу в конце его жизни. Оже Ферье назначено содержание при дворе. Существует мода на астрологию, астрология находится в фаворе, превратившись в определенную силу на политической арене. И в то же время астрология и её последователи вынуждены защищаться от критики со стороны научных противников и, конечно же, церкви. Несколькими последовательными эдиктами постановлено подвергнуть все альманахи и предсказания контролю со стороны епископов и архиепископов.

Меня как переводчика, исследователя истории развития языков и астролога, кроме лингвистического и астрологического материала, в труде Дарио заинтересовали два момента. Первый – зачем автору астрологического учебника сразу же после издания первой версии на латыни понадобилось переводить самого себя на французский? И второй – как наиболее точно перевести слово Jugement, перешедшее из латыни во французский и английский и ставшее, на мой взгляд, термином науки астрологии.

Ответ на первый вопрос довольно прост, но состоит из нескольких доводов. Первые два никак с астрологией не связаны: в XVI веке идёт закономерный процесс быстрой эволюции французского языка, и кроме того, развивается печатное дело; книгоиздатели, как любые бизнесмены во все времена, ищут способы увеличить спрос, ориентируясь на покупателей, владеющих только французским языком.

В моём распоряжении нет фактов, раскрывающих отношения Дарио и его книгоиздателя. Зато в изобилии, в лучшем или худшем состоянии, сохранились книги того времени как свидетели битв астрологов между собой и с общими противниками.

Каждый труд астролога был ответом на предыдущее высказывание оппонента или коллеги. Они критиковали друг друга, выискивали ошибки в расчётах, предоставляли свои уточнённые эфемериды, предсказывали свержения одних монархов при соединении Сатурна и Юпитера, смерть и восшествие на престол других в результате затмений и т.д.

Критика астрологии велась почти всегда на французском, близком и понятном населению страны. Астрологи, естественно, предпочитали отвечать на том же языке. Через несколько страниц, читатель, Вы прочтёте в Предисловии самого Дарио вскользь брошенное упоминание об этих дискуссиях.

Первым изданием на латыни Дарио подчёркивает академичность своего труда. Второе издание на французском сделало труд доступным широкому кругу читателей.

Вот и третий довод. Прибавьте к нему тот факт, что Дарио был переводчиком на французский язык, то есть популяризатором, трудов Парацельса.

Четвёртый довод делает честь Дарио как истинному почитателю искусства и многое сообщает о личности астролога, предпочитавшего оставаться в тени, но пережившего века благодаря простому и чёткому изложению основ астрологии и своей переводческой деятельности.

Действительно, в то время астрология «выходит в народ». Нострадамус вводит скорее не традицию, но моду ежегодных предсказаний в своих альманахах. Эти альманахи создавались по схеме «Календарей». Один из первых таких календарей был опубликован на французском в 1493 году в Лионе и назывался «Le Kalendrier des Bergers» («Календарь Пастухов»). Традиция пришла из Германии. Календари предназначались для земледельцев и врачей; они были просты в употреблении настолько, что «каждый пастух» мог пользоваться днями и часами новолуний и полнолуний, лунных и солнечных затмений.

Такие календари положат затем основу популярной астрологии в ее почти современном виде с еженедельными предсказаниями в прессе. Нострадамус выпускал альманахи, в которых писал по одному катрену для каждого месяца и для всего года в целом. Авторитет его как врача и астролога был незыблем, вызывая почти трепет у незнающего народа.

Астрология у Нострадамуса представлена как загадка, мистика, искусство видеть, используя астрологические законы. Какие – не указывается. Его «Центурии» предназначены для тех, чьи знания астрологии помогут их интерпретировать.

Сжатость, краткость изложения во «Введении» Дарио и скупость приводимых автором примеров явно служат завуалированной цели выделить это издание на французском в море всевозможных популярных альманахов, предсказаний и катренов более или менее знаменитых астрологов или инициативных обывателей, жаждущих славы или фурора, составленных в лучшем случае на основании вырванных из общей теории астрологических соображений.

Ферье и Нострадамус посвящают свои труды монархам, Дарио же – некоей даме, упоминания о которой придётся долго искать в истории Франции. Каждый из астрологов искал и находил свой путь. История жизни и труды этих астрологов разворачивают перед нами картины того времени.

Шестью годами ранее Оже Ферье пишет свой учебник, озаглавленный «Des Jugements Astronomiques sur les Nativités» – «Астрономические Суждения по Натальным Картам», в действительности представляющий из себя работу по критическим градусам. (Эта работа получила известность не только во Франции, но и за рубежом, в частности, в Британии. Так, веком позже Кальпепер использовал некоторые части учебника Ферье в своём «Astrological Judgement of Diseases from the Decumbiture of the sick».) Слово «астрономические» в заглавии учебника Ферье является всё тем же отголоском дискуссий, запретов, моды и т.д.

Дарио же предпочитает изложить как можно короче самые основы астрологии, не заручаясь поддержкой высокопоставленных особ и, по-видимому, не желая вступать в открытый, а то и ненужный, по его мнению, спор. Его труд произвёл свой эффект, особенно в следующем, XVII веке, в Англии.

Завершая небольшой экскурс в ту эпоху, скажем лишь несколько слов касательно общей картины развития астрологии во Франции. Похоже, французская астрология имеет периоды активности и спада примерно в 150–200 лет.

Французская астрология знала две большие волны влияния – в XIII веке с запада, из Испании пришли знания арабов и древних евреев. Стоит отметить в связи с обсуждаемой темой, что в то время во Франции многие труды были переведены на французский, а затем уже на латынь. С XIII века в списках на французском ходит рукопись труда Ибн Эзры «Commencement de la Sapience de Signes» («Начала Знаний о Знаках»). В XVI веке пришедшие с востока, из Германии, астрологические знания, вновь побудили астрологию во Франции к развитию. Частично знания пришли из Италии, благодаря латыни.

Итальянский астролог XIII века Бонатти ввёл практику написания перечня конкретных соображений перед вынесением астрологического суждения. Дарио следует скорее логике «Тетрабиблоса» – каждая глава представляет собой астрологическое правило, то есть соображение.

Здесь и пришло время поговорить о переводе слова Jugement, широко употребляемого в названиях работ французских астрологов XVI века и перешедшего в употребление астрологов-англичан без изменения. Jugement, переводимое на русский язык, как «приговор», но и «суждение», приобретает, похоже, особый смысл в связи с астрологией. Действительно, даже Ферье, не без основания чего-то боявшийся, озаглавливает свой труд «Des Jugements Astronomiques» – и всем становится ясно, не раскрывая книгу, что речь идёт об астрологии, настолько термин Jugement ассоциируется именно с этой наукой.

Думается, что этот термин можно перевести как «Законы». Тогда мы имеем и некую предопределённость или неизменность для приверженцев «Приговоров», но в то же время и гибкость понятий «Суждение» или «Рассуждение» (перед вынесением приговора, например). К тому же слово «Законы» относит нас к традиционным научным законам (притяжения, тяготения и т.д.) и придаёт астрологии более солидное звучание как науке со своими законами, уводя в сторону от фатализма.

«Зри в корень», то есть приговоры выносят на основании законов. Кстати, в данном труде Дарио вы найдете больше астрологических законов, чем приговоров или рассуждений. Именно это Дарио и имел в виду, кратко излагая законы хорарной астрологии и астрологии производных домов.

Выражая огромную благодарность и признательность Ю.Ю.Олешко и всем членам группы «Manuscripta Astrologica» за неоценимую помощь, я надеюсь, что знакомство с «Введением в Приговоры Звёзд» Клода Дарио принесёт вам пользу и удовольствие.

 

Влада Бернар

8 января 2005, Ницца


Date: 2015-07-10; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию