Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Держись скромноИной молодой (да и пожилой тоже) дирижер выходит на сцену, думая про себя, что «на сей раз» они «впервые сыграют эту пьесу так, как ее следует играть». Это может быть и верной самооценкой, и проявлением своего рода мании величия. Но в любом случае дирижер совершит серьезную ошибку, если словом или намеком выдаст свою мысль. Ведь если каждому отдельному музыканту какая-то интерпретация нравится больше, какая-то — меньше, то у оркестра в целом нет общего мнения о том, как надлежит исполнять данную пьесу. Однако оркестранты быстро сумеют оценить знания, способности и поведение дирижера. Бахвальства следует всячески избегать, в особенности бахвальства в сочетании с уничижительными выпадами в адрес других дирижеров. По поводу первого из этих указаний стоило бы добавить еще несколько слов, которые имеют отношение и к девятому тезису. Каков бы ни был возраст или опыт дирижера, недостаточно совершенное владение партитурой будет сразу же замечено. И если неискушенному слушателю это ясно не всегда, то от тех, кто хорошо знаком с исполняемой музыкой, дирижеру ничем не скрыть, что его выручает лишь сноровка. Особенно выдают то и дело непроизвольно возникающие колебания темпа, главным образом ritardando, за счет которых дирижер успевает подготовить новый темп или гладко осуществить переход к новому разделу. Подобные ritardando не обусловлены логикой музыкального развития, их порождает общая неуверенность оркестра, источник которой — в неуверенности дирижера. В симфонических произведениях, написанных до 1900 года, есть немало эпизодов значительной протяженности, где тематическое развитие идет с такой строгой упорядоченностью, что неуверенность дирижера здесь куда менее ощутима. Например, в любой части произведения Мендельсона все движение, по сути дела, совершается как бы автоматически. Темп не меняется, для поддержания ансамбля достаточно минимального количества регулирующих жестов. Когда исполняется подобная музыка, то ловко идущего на поводу у оркестра ремесленника не отличишь от подлинного художника-интерпретатора. Но как только возникает необходимость сменить темп или переключиться со стабильно пульсирующего, надежного в своей неизменности четырехчетвертного размера на любой другой, то быть беде. Более всего при этом страдают медленные части, где нет четкой ритмической пульсации, или части с комбинированными размерами, такими, как «вместительные» 6/4, 6/8 либо 9/8. Начальные части первого фортепианного концерта Бетховена или его же Третьей симфонии являются классическими примерами музыкальных пьес, где подлинное дирижерское мастерство — это sine qua non. Именно такие произведения и заставляют музыкантов уважительно говорить о «мастерском владении палочкой». Однако я предпочел бы в данном случае говорить о мастерстве, с которым дирижер применяет свои знания, а палочка если вообще играет здесь какую-либо роль, то лишь весьма незначительную. По тому, насколько успешно дирижер, исполняя оркестровую пьесу или аккомпанируя солисту, отделяет ведущие голоса от подчиненных, можно с уверенностью судить о его способности управлять оркестром. Музыка — это почти всегда сплетение нескольких голосов, из которых один является главным, а остальные — аккомпанирующими. Подобное распределение ролей характерно даже для фортепианных пьес, где тема звучит то в правой руке, то в левой или же в среднем голосе. Прекрасной иллюстрацией сказанному служит Восьмая новеллетта Роберта Шумана. В первых ее двенадцати тактах главенствует верхний голос; начиная с тринадцатого такта мелодия переходит к басам, а после такта 23 — к среднему голосу. Такой принцип лежит в основе почти всей музыки: в любой данный момент более важный голос звучит на фоне подчиненных или противопоставленных ему, менее существенных голосов. В произведениях сложной фактуры голоса нередко меняют свои роли несколько раз на протяжении только одного такта. Яркими и поучительными примерами подобного рода изобилует квартетная литература. Однако голосоведение — это не только последовательность звуков, но и воспроизводящие их на тех или иных инструментах люди. А когда дирижер сталкивается с эгоцентричными устремлениями исполнителей, его авторитет и такт подвергаются суровому испытанию. Достаточно внимательно посмотреть на начало второй части бетховенского скрипичного концерта, чтобы убедиться в том, что небесно-нежные фразы сольной партии скрипача, оплетающие мягко звучащую у оркестра тему, хотя и являются одной из важнейших линий голосоведения, все-таки представляют собой аккомпанемент. Главный же голос — это тема, которую мы слышим то у валторны, то у кларнета, фагота или же у струнных. Если солист не в силах обуздать свое непомерно раздувшееся «я», то роли голосов правильно распределить не удастся и результатом будет совершенно неадекватная интерпретация. В оперной музыке постоянное перераспределение ролей между линиями голосоведения характерно прежде всего для ансамблевых номеров. Шёнберг, объясняя в примечании, имеющемся в одной из его партитур, смысл знаков Н (Hauptstimme4) и N (Nebenstimme5), так несколькими словами характеризует суть проблемы: «Голос певца всегда главенствует». То же относится и к Верди, Моцарту и Вагнеру. В секстете из третьего акта «Свадьбы Фигаро» есть место, где на всем протяжении десятка тактов (103—111) партия Сюзанны, поющей нежно-трогательную мелодию, должна быть ясно слышна на фоне мягкого аккомпанемента, поддерживаемого остальными участвующими в ансамбле солистами. Трудность здесь в том, чтобы убедить всех этих солистов, особенно исполнителей партии Марцеллины и Бартоло, на время стушеваться. К тому же у большинства нынешних Сюзанн легкие сопрановые голоса, тогда как у Марцеллины с ее плотно-насыщенным меццо-сопрано и у громогласного Бартоло именно в этом эпизоде есть несколько нот, которые попадают на самый благодатный (наиболее звучный) участок диапазона их голосов. Только дирижеру, обладающему даром убеждения, под силу заставить певцов с гипертрофированным «я» осознать, что иногда им поручается партия аккомпанемента. Дирижеру необходима непреклонная решимость, если он хочет добиться от оркестра трактовки, свободной от штампов механической игры, к которой склонны профессиональные оркестры, привыкшие исполнять слишком много музыки. Типичный пример, иллюстрирующий эту тенденцию к шаблонной фрази- 4 Главный голос (нем.). 5 Побочный голос (нем.). ровке, мы обнаруживаем в похоронном марше из Героической (пример 61). Едва ли существует оркестр, который в такте 180 не сделал бы ritardando на третьей и четвертой восьмушках, с готовностью подхватываемого басовыми струнными. Но из-за этого ritardando первым скрипачам приходится растягивать затакт, начинающий тему (его продолжительность должна быть такой же, какую имеет последняя восьмушка в такте 16). Я не думаю, что замедление триолей в такте 180 (или аналогичные грубые нюансы) первоначально возникло как результат фразировки по шаблону. Скорее всего это был случайно найденный и показавшийся весьма изящным нюанс, который сразу же пришелся всем по вкусу, но затем, имитируемый и утрируемый, постепенно терял свой исходный смысл, пока не превратился в пустую манерность. Моим попыткам искоренить подобные скверные привычки обычно сопутствует успех на первом, а иногда даже на втором концерте. Но когда произведение повторяется несколько раз подряд «дома» или в гастрольном турне, то издавна затренированные навыки мало-помалу берут свое. Состояние бдительности уступает место отношению «Ну вот, опять Героическая» (особенно заметному на задних пультах), а осмысленное музицирование — рутинному подходу. Французы о подобном возврате к старым привычкам говорят: «La nostalgie a l'écurie»6. Именно эти привычки виной тому, что чем лучше известна оркестру и чем больше популярна у слушателей пьеса, тем труднее исполнить ее так, чтобы она вновь звучала свежо и непосредственно. В отношении малознакомой музыки исполнители никогда не страдают излишней самоуспокоенностью, ибо здесь уже одно только чтение нот требует повышенного внимания. Музыканты совершают ошибку, полагая, что их способность воспроизвести в привычной манере определенные последовательности нот исчерпывающе доказывает их знание той или иной популярной пьесы. О том, насколько оркестр знаком с намеченным к исполнению сочинением, можно безошибочно судить по количеству вписанных в оркестровые партии цифр, призванных облегчить ориентацию в нотном тексте. Этот тест позволяет установить, была ли в свое время пьеса пройдена основательно или только сыграна от начала до конца. Инструментальные концерты особенно страдают от системы однократных прогонов, когда солисту уделяют минимум времени и считают на том подготовку законченной. Между тем некоторые концерты принадлежат к числу шедевров оркестровой литературы и требуют такой же серьезной работы, как и любая симфония. Отдельные вопросы из числа тех, с которыми приходится иметь дело дирижеру, заслуживают более детального обсуждения. Особенно важно уметь разбираться в специфических проблемах, касающихся исполнителей на струнных и на духовых инструментах, равно как и уметь добиться сбалансированного 6 Букв. — тоска по своей конюшне (фр.). звучания групп этих инструментов. Весьма серьезным является также вопрос о том, как далеко мы вправе заходить при внесении разного рода поправок в нотный текст.
|