Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О) Мобилизация разведывательной службы





Основное правило разведки — это ее непрерывность; разведка никогда, ни при каких обстоятельствах не может прекращаться.

Осведомленность наша, столь важная в мирное время, приобретает ис­ключительное значение в период мобилизации, перевозок, сосредоточения и стратегического развертывания противника и далее во все время ведения войны.

Организация разведывательной службы только тогда будет прочной и стоящей на должной высоте, когда будет достигнута не только непрерывность ведения разведки, но и непрерывность получения сведений, что может быть обес­печено только путем установления прочной, быстрой, надежной и непрерыв­ной связи со всеми агентурными центрами и отдельными агентами.

Задачи тайной разведки с начала мобилизации за весь период войны зна­чительно расширяются и усложняются, почему и требуется соответственное усиление и расширение всего аппарата тайной агентуры.

Сформирование с началом мобилизации разведывательных отделений полевых штабов — Верховного командования, фронтов и армии, нарушая организацию управления агентурой мирного времени, требует вполне опре­деленных, заранее предусмотренных и глубоко продуманных указаний о том, как именно при данной войне будет организовано управление разведыва­тельной службой во время войны, какие задачи будут выполнять штабы мир­ного времени и какие задачи возлагаются на вновь формируемые штабы во­енного времени.

Мобилизация разведывательной службы распадается на мобилизацию органов управления разведывательной службой и мобилизацию исполнитель­ных органов разведки мирного времени, среди которых первое и довлеющее место занимает агентура. В соответствии с изложенным мобилизация разве­дывательной службы должна предусматривать вполне организованный, пла­номерный и безболезненный переход от управления разведкой мирного вре­мени к управлению в военное время, а также всесторонне разработанный проект развитая и усиления агентурных сетей при непременном условии со­хранения непрерывности работы и непрерывности связи.

Рассмотрим, в чем именно заключается мобилизация органов управле­ния разведкой?

С началом мобилизации формируются штабы Верховного командова­ния, фронтов и армий; во всех этих штабах организуются разведывательные отделения согласно штатов, предусматриваемых положением о полевом уп­равлении войск в военное время.

Первым условием продуктивности работы разведывательных отделений является подбор личного состава отделений, долженствующего по своим ка­чествам, знаниям и подготовке вполне соответствовать современным требо­ваниям, предъявляемым к разведывательной службе.

Мобилизационные планы мирного времени должны обязательно преду­сматривать личные составы разведывательных отделений полевых штабов, причем выбор лиц должен быть не случайный, а обеспечивающий наилуч­шую работу на данных фронтах и театрах'.

Все намеченные чины должны в мирное время готовиться к предстоящей им роли, дабы в случае начала войны сразу приступить к плодотворной рабо­те, а не к преступному обучению своему делу опытным путем во время боевых операций.

Весьма желательно, чтобы разведывательные отделения в составах, на­мечаемых мобилизационными планами, собирались иногда для практики в работе на производящихся больших маневрах.

В штабах мирного времени, при которых мобилизуются разведыватель­ные отделения полевых штабов, должны быть еще в мирное время заготовле­ны все необходимые справочники, книги, бланки, опросные листы всех ви­дов, все материалы для фотограмметрии и пр.

Как же следует организовать управление агентурой в военное время?

В случае возникновения войны центральный разведывательный орган, оставаясь на месте, продолжает свою работу по направлению и ведению глу­бокой заграничной агентуры в странах противников и в нейтральных, а так­же не прекращает разведку и у союзников, дабы быть в полном курсе их истинных намерений и знать истинное состояние их сил и средств.

Центральный орган должен работать в самом тесном, неразрывном взаи­модействии с разведывательным отделением штаба Верховного командова­ния, получая от него очередные задачи по глубокой агентуре и все время его ориентируя; обе эти разведывательные инстанции должны быть всегда, не­посредственно соединены прямым проводом.

Разведывательные отделения штабов фронтов и армии формируются, согласно мобилизационных расписаний, из разведывательных отделений пограничных округов с добавлением необходимого числа офицеров и из не- служивших в этих штабах, но, как указывалось выше, обязательно подго­товленных к службе разведки на данном театре.

Полагалось бы весьма полезным для дела, чтобы разведывательные орга­низации штабов пограничных округов, обслуживающие известные секторы, оставались бы и при объявлении войны в подчинении у лиц, ведающих аген­турой в разведывательном отделении данного штаба пограничного округа.

Означенный заведующий агентурой остается на месте и в том случае, если штаб, коему он подчинялся в мирное время, переформировавшись в полевой штаб, уходит согласно плана сосредоточения в какой-либо другой район.

Оставаясь на месте, руководитель тайной агентуры данного пригранич­ного сектора входит в подчинение разведывательного отделения штаба той армии, которая в этом районе находится; получая от разведывательного от­деления задачи в зависимости от оперативных требований, руководство тай­ной агентуры, смотря по ходу событий, или продвигается вперед, или ото­двигается назад, но при происходящих перемещениях и перегруппировках никоим образом из обслуживаемого сектора не уходит.

Такая «территориальная», или «секторальная», система управления аген­турой в прифронтовой полосе, казалось бы, сохраняя полную преемствен­ность работы мирного времени, имея постоянных руководителей, известных агентам, и пользуясь заранее налаженной связью, имеет все преимущества перед случайной организацией агентуры полевыми штабами армии, опери­рующими в известных районах.

Преимущества секторальной системы тайной прифронтовой агентуры особенно дадут себя чувствовать при перебросках армий, при уводе армий с фронта или при движении новых армий на фронт.

При такой системе агентуры она всегда ведется опытными руководите­лями[255] с уже имеющимися в секторах резидентами и кадрами ходоков из ме­стных жителей; все переброски армий с их штабами при такой системе на работе прифронтовой агентуры не отразятся.

При организации же агентуры каждым штабом армии могут быть слу­чаи, когда штаб, переброшенный с одного фронта на другой, должен органи­зовать агентурную разведку в совершенно неведомых новых условиях, при­чем, если штаб переезжает на новый фронт со своими агентами, то они обык­новенно ни по национальности, ни по знаниям местных особенностей совершенно к работе неподготовлены[256]; если же штаб, уходя из известного фронта, произведет передачу своих агентурных сотрудников новому разве­дывательному отделению, то эта передача, возможная в теории, на практике жизни положительных результатов не даст: агенты не будут знать новых ру­ководителей, а руководители не будут знать агентов, какие бы им передаточ­ные «аттестации» не давались; уведомить резидентов о перемене руководства весьма трудно. Надо отметить, что агенты, как почтовые голуби, шлют доне­сения в насиженные места к своим им известным руководителям.

При заведующем агентурой в штабах пограничных округов мирного вре­мени (в пограничных «секторах») должен быть известный штат помощни­ков, переводчиков и пр., расширяемый при мобилизации.

Эти же руководители организуют в мирное время школы агентов и гото­вят агентов как для работы в мирное время, так и для выполнения задач во время войны.

Во время войны руководители прифронтовой «секторальной» агентуры продолжают и работу по вербовке и подготовке агентов, снабжая ими, при надобности, и штабы корпусов.

Рассмотрим теперь, как же отражается переход на военное положение непосредственно на агентах, и в чем именно заключается мобилизация этого исполнительного аппарата агентурной службы?

Как военные агенты, ведущие агентурную разведку, так и другие руково­дящие агентурой лица должны еще в мирное время иметь точные инструкции о направлении своей деятельности в случае возникновения войны; в инст­рукциях должно быть указано, куда руководители должны переезжать из стра­ны, с которой вступаем в борьбу; на кого именно возлагается руководство агентурой в этой стране; каковы задачи, подлежащие выполнению после объявления войны; а также должны быть установлены способы надежной, быстрой, прочной и безопасной связи с агентами, оставляемыми в стране противника.

Все руководители агентурных сетей мирного времени, имея соответству­ющие указания разведывательных инстанций, должны еще в мирное время выработать планы мобилизации своих районов, т. е. должны наметить, в ка­ких пунктах надо усилить агентуру, где заложить новые центры, с какими задачами и как наладить связь; агенты, предназначенные для усиления се­тей, должны быть избраны еще в мирное время и в главнейших пунктах дол­жны быть уже на местах, получая уменьшенный гонорар и подготовляясь к работе.

Надо озаботиться, чтобы в случае войны обязательно в стране противни­ков оставались агентурные сети из агентов нейтральных подданств (или стран, воюющих с нами), причем в высшей степени желательно иметь кадр агентов, работающий не исключительно из-за корысти, а из-за каких-либо других, более высоких побуждений; особенно труден вопрос связи с агента­ми в странах противников, подлежащий тщательному продумыванию и весь­ма внимательному налаживанию; было бы крайне полезно иметь связь через дипломатические учреждения нейтральных держав во враждебных государ­ствах; в таких случаях сведения громадной важности прямо из враждебных стран могли бы быстро передаваться шифром в соответственные дипломати­ческие учреждения в нашей столице.

Вопросы денежных кредитов на мобилизацию разведки должны быть также решены еще в мирное время.

Для всех штабов должны быть рассчитаны нужные кредиты — авансы на разведку, которые отпускаются немедленно с объявлением мобилизации.

Для всех военных агентов и руководителей агентурных организаций, а также для отдельных агентов должны быть произведены соображения, какие суммы им будут необходимы на развитие дела при мобилизации и какие за­тем примерные ежемесячные авансы будут нужны; весьма желательно у во­енных агентов и руководителей агентур иметь еще в мирное время соответ­ственные фонды — авансы на мобилизацию агентуры.

Выводы

1) Вопрос о мобилизации разведывательной службы, имеющий громадное значение для непрерывности и правильности функционирования развед­ки, распадается на мобилизацию органов управления разведывательной службой и на мобилизацию агентуры.

2) Мобилизация разведывательных руководящих инстанций (разведыва­тельных отделений) должна предусматривать назначение в них вполне подходящего личного состава, намеченного и подготавливаемого в мир­ное время.

3) Мобилизация агентуры состоит в усилении ее и некотором видоизмене­нии ее деятельности, а также в организации непрерывной связи, обеспе­чивающей постоянное и быстрое получение донесений из любых аген­турных центров даже в странах противников.

4) Агентуру мирного времени пограничных штабов округов полагалось бы с объявлением мобилизации превращать в секторальную (местную, тер­риториальную) агентуру прифронтовой полосы, которая несет работу во время войны в известном секторе, подчиняясь тому штабу армии, кото­рый в данной полосе находится и передвигаясь своим руководящим ор­ганом в пределах полосы в зависимости от оперативных событий. При надобности руководящий секторальный орган выдвигает вперед и более мелкие ячейки агентурного управления.

Видоизменения агентурных сетей в военное время

Как уже излагалось выше, с объявлением войны вся глубокая загранич­ная агентура остается на местах, лишь усиливаясь и видоизменяясь в зави­симости от новых условий и задач, выдвигаемых войной.

Во главе заграничной агентуры продолжает оставаться центральный раз­ведывательный орган в государстве.

Все высшие полевые штабы ведут прифронтовую агентуру[257], пользуясь готовыми аппаратами разведки мирного времени штабов пограничных округов, превращающимися в «секторальные» органы руководства аген­турой.

Полевые штабы более мелких единиц (корпусов, а иногда и дивизий) организуют, при надобности, и свою агентуру почти исключительно агента­ми-ходоками, вербуемыми во время войны при соблюдении условий, кои были изложены в отделе организации агентуры.

Централизация управления всей глубокой заграничной агентурой в цен­тральном разведывательном органе вызывается необходимостью объедине­ния и направления агентуры в целях выполнения общих задач, а также в виду необходимости контроля за всей глубокой заграничной агентурой, ко­торая при закладке ее многими полевыми штабами ведет к работе одних и тех же агентов на разные штабы, к излишнему скоплению агентов в одних и тех же точках, к шантажу, к сыску агентов одних штабов за другими и пр. неуря­дицам, лишь тормозящим планомерную работу.

Общие выводы по организации службы агентуры

Во главе службы агентуры в государстве стоит разведывательный орган Центрального управления Генерального штаба, направляющий всю разведы­вательную деятельность, а в частности и агентуру, и объединяющий к дости­жению общих целей агентурную работу всех разведывательных инстанций как внутри государства, так и за границей.

Руководя агентурной работой всех подчиненных инстанций, централь­ный орган организует и свою непосредственную разведку, преследуя цели изу­чения иностранных государств и их армий в общегосударственном масштабе; детальное же изучение всех соприкасающихся с нашими границами стран, областей и направлений, могущих иметь в случае войны то или иное значе­ние, лежит в мирное время на разведывательных органах соответственных пограничных штабов (у нас — штабов пограничных округов), ведущих свою работу в полном соответствии с общим планом разведки и под руководством центрального органа.

Общие идейные задачи для агентуры в государстве ставятся правитель­ством, преследующим те или иные цели в международной политике и в на­шей стратегии.

В соответствии с общими идейными задачами разведки составляется центральным органом общий план разведки, согласно которого определяются иностранные государства и районы, подлежащие изучению, и распределя­ются задачи агентуры между центральным органом и подчиненными ему раз­ведывательными инстанциями.

Агентурные задачи общего плана разведки развиваются в частные планы агентур, составляемые всеми разведывательными инстанциями, ведающи­ми агентурной работой; каждая инстанция разрабатывает схему сети аген­туры, которая является распределением обследуемых стран или районов на известные участки, поручаемые особым руководителям агентуры, а также намечает и те наиболее важные разведывательные пункты или центры, кои должны оставаться в непосредственном подчинении руководящего разве­дывательного органа.

Как центральный, так и местные разведывательные органы ставят впол­не определенные задачи всем подчиненным им руководителям известных аген­турных участков (районов) и отдельным разведывательным центрам, причем задачи ставятся во исполнение детально разработанных программ изучения каждого иностранного государства по всем отраслям разведки (чисто воен­ной, военно-географической, экономической и политической).

Все руководители агентур (заведующие работой в известных странах и в соответственных районах), агенты-инспектора (контролеры), главнейшие вербовщики и агенты в пунктах особо важного значения, подчиненные непо­средственно руководящим разведывательным инстанциям, избираются, под­готавливаются и назначаются этими инстанциями (по принадлежности — центральными или местными).

Более мелкие агенты, долженствующие заполнять точки сетей в участках (районах), подчиненных особым руководителям, вербуются этими последними в полном соответствии качеств и познаний агентов с особенностями задач.

При установлении иерархических взаимоотношений между сотрудни­ками агентуры различных степеней надлежит так организовать сети, чтобы агенты, даже принадлежащие к одной организации, не знали друг друга', даже руководители агентур не должны знать других организаций и тем более всей схемы агентурной разведки.

Чем более изолирован каждый сотрудник в выполнении своей задачи, тем больше шансов на успех работы и на сохранение в тайне ее организации и личностей исполнителей от врагов.

Во главе агентурных организаций за границей должны быть поставлены вполне доверенные, интеллигентные лица, обладающие должными качества­ми и познаниями; всем руководителям агентурных организаций, а также и сотрудникам более низких степеней должны быть созданы такие положения и профессии, которые бы легализировали их положение за границей и вместе с тем облегчали исполнение возложенных задач.

Весьма желательно привлечение к работе в агентуре, хотя бы на должно­стях руководителей агентурой в известных странах, важных районах и пр., действительно вполне интеллигентных, образованных, надежных и, конеч­но, соответствующих поличным качествам лиц (например, офицеров Гене­рального штаба, числящихся фиктивно в отставке и живущих под разными предлогами за границей или же несущих обязанности при консульствах, офицеров родов войск, отвечающих по своей специальности характеру за­дач, интеллигентных гражданских лиц, живущих по своим делам за грани­цей и соглашающихся для пользы родины оказывать услуги разведке, и пр.).

При назначении как руководителей агентур, так и агентов разных кате­горий, надо всегда учитывать, что сотрудники — русские подданные не мо­гут оставаться в стране, с которой возникает война, а потому значительная часть агентов должна вербоваться из лиц нейтральных подданств или даже, если возможно, стран, против которых ведется разведывательная работа.

Желательно, чтобы люди этих категорий работали не исключительно из-за корысти, а побуждаемые какими-либо другими, более высокими стимулами.

Находить таких сотрудников очень трудно, но при любви руководителей агентуры к делу, их энергии, при подвижности, широких знакомствах за гра­ницей и хорошем кадре агентов-вербовщиков — возможно.

Еще в мирное время должны быть заложены руководящее разведыва­тельные центры в нейтральных странах для агентурной работы в странах воз­можных врагов.

Кроме насаждения продуманной и планомерной сети агентур должно пользоваться и кратковременными командировками доверенных лиц за гра­ницу с различными задачами, как то: для инспектирования руководителей агентур и отдельных разведывательных центров, для специальных разведы­вательных поручений (по рекогносцировкам театров, крепостей, железных дорог, для негласного присутствования на маневрах и пр.).

При выборе районов и точек агентуры в мирное время преследуются не только задачи мирного времени, но и работа агентов в случае возникновения войны; например, ряд железнодорожных узлов, не имеющих значения в мир­ное время и приобретающих крупнейшую важность во время войны, должен быть все же заполнен агентами и в мирное время, так как внедрять в них агентов с возникновением войны будет уже поздно.

Выбор точек перебросочной агентуры и вообще пунктов широкого меж­дусоюзнического стратегического значения должен производиться совмест­ной работой союзных государств в зависимости от общих стратегических соображений.

В полосах нашей территории, могущих послужить ареной отходов на­ших войск, должна быть насаждена агентура в мирное время, хотя бы она до возникновения войны и бездействовала.

Всеми инстанциями должно быть обращено серьезное внимание на связь, которая никоим образом не должна прекращаться с объявлением войны.

Работа по организации агентуры центральным органом и местными (ок­ружными...) инстанциями в общем вполне аналогична, различаясь лишь за­дачами и масштабом работы.

Необходимо лишь всегда помнить, что приграничная агентура окруж­ных органов с объявлением войны превращается в прифронтовую, почему выбор точек агентуры, задачи, личности агентов, могущих продолжать рабо­ту и после возникновения войны, а также и организация связи должны быть соображены и организованы в полном соответствии с оперативными сооб­ражениями и должны обеспечивать возможность безотказного и непрерыв­ного действия разведывательных аппаратов как во все периоды, предваряю­щие начало военных действий (мобилизация, перевозки, сосредоточение и развертывание), так и во все время войны.

Еще в мирное время составляется план мобилизации разведывательной службы, предусматривающий как мобилизацию руководящих органов раз­ведки, так и мобилизацию агентурных сетей.

В военное время центральный разведывательный орган продолжает свою работу по объединению и направлению всей глубокой заграничной агенту­ры, а инстанции, ведающие агентурой в штабах пограничных округов, как указывалось, превращаются в секторальные центры агентур, подчиненные тому штабу армии, который в данном районе находится.

Штабы корпусов, а иногда и дивизий при надобности ведут тайную раз­ведку главным образом агентами-ходоками.


Приложение № 1

Рапорт Карла Шульмейстера господину Савари, дивизионному генералу, адъютанту его величества императора и короля, полковнику выборной жандармерии[258]

Date: 2015-07-10; view: 802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию