Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О) Мобилизация разведывательной службы
Основное правило разведки — это ее непрерывность; разведка никогда, ни при каких обстоятельствах не может прекращаться. Осведомленность наша, столь важная в мирное время, приобретает исключительное значение в период мобилизации, перевозок, сосредоточения и стратегического развертывания противника и далее во все время ведения войны. Организация разведывательной службы только тогда будет прочной и стоящей на должной высоте, когда будет достигнута не только непрерывность ведения разведки, но и непрерывность получения сведений, что может быть обеспечено только путем установления прочной, быстрой, надежной и непрерывной связи со всеми агентурными центрами и отдельными агентами. Задачи тайной разведки с начала мобилизации за весь период войны значительно расширяются и усложняются, почему и требуется соответственное усиление и расширение всего аппарата тайной агентуры. Сформирование с началом мобилизации разведывательных отделений полевых штабов — Верховного командования, фронтов и армии, нарушая организацию управления агентурой мирного времени, требует вполне определенных, заранее предусмотренных и глубоко продуманных указаний о том, как именно при данной войне будет организовано управление разведывательной службой во время войны, какие задачи будут выполнять штабы мирного времени и какие задачи возлагаются на вновь формируемые штабы военного времени. Мобилизация разведывательной службы распадается на мобилизацию органов управления разведывательной службой и мобилизацию исполнительных органов разведки мирного времени, среди которых первое и довлеющее место занимает агентура. В соответствии с изложенным мобилизация разведывательной службы должна предусматривать вполне организованный, планомерный и безболезненный переход от управления разведкой мирного времени к управлению в военное время, а также всесторонне разработанный проект развитая и усиления агентурных сетей при непременном условии сохранения непрерывности работы и непрерывности связи. Рассмотрим, в чем именно заключается мобилизация органов управления разведкой? С началом мобилизации формируются штабы Верховного командования, фронтов и армий; во всех этих штабах организуются разведывательные отделения согласно штатов, предусматриваемых положением о полевом управлении войск в военное время. Первым условием продуктивности работы разведывательных отделений является подбор личного состава отделений, долженствующего по своим качествам, знаниям и подготовке вполне соответствовать современным требованиям, предъявляемым к разведывательной службе. Мобилизационные планы мирного времени должны обязательно предусматривать личные составы разведывательных отделений полевых штабов, причем выбор лиц должен быть не случайный, а обеспечивающий наилучшую работу на данных фронтах и театрах'. Все намеченные чины должны в мирное время готовиться к предстоящей им роли, дабы в случае начала войны сразу приступить к плодотворной работе, а не к преступному обучению своему делу опытным путем во время боевых операций. Весьма желательно, чтобы разведывательные отделения в составах, намечаемых мобилизационными планами, собирались иногда для практики в работе на производящихся больших маневрах. В штабах мирного времени, при которых мобилизуются разведывательные отделения полевых штабов, должны быть еще в мирное время заготовлены все необходимые справочники, книги, бланки, опросные листы всех видов, все материалы для фотограмметрии и пр. Как же следует организовать управление агентурой в военное время? В случае возникновения войны центральный разведывательный орган, оставаясь на месте, продолжает свою работу по направлению и ведению глубокой заграничной агентуры в странах противников и в нейтральных, а также не прекращает разведку и у союзников, дабы быть в полном курсе их истинных намерений и знать истинное состояние их сил и средств. Центральный орган должен работать в самом тесном, неразрывном взаимодействии с разведывательным отделением штаба Верховного командования, получая от него очередные задачи по глубокой агентуре и все время его ориентируя; обе эти разведывательные инстанции должны быть всегда, непосредственно соединены прямым проводом. Разведывательные отделения штабов фронтов и армии формируются, согласно мобилизационных расписаний, из разведывательных отделений пограничных округов с добавлением необходимого числа офицеров и из не- служивших в этих штабах, но, как указывалось выше, обязательно подготовленных к службе разведки на данном театре. Полагалось бы весьма полезным для дела, чтобы разведывательные организации штабов пограничных округов, обслуживающие известные секторы, оставались бы и при объявлении войны в подчинении у лиц, ведающих агентурой в разведывательном отделении данного штаба пограничного округа. Означенный заведующий агентурой остается на месте и в том случае, если штаб, коему он подчинялся в мирное время, переформировавшись в полевой штаб, уходит согласно плана сосредоточения в какой-либо другой район. Оставаясь на месте, руководитель тайной агентуры данного приграничного сектора входит в подчинение разведывательного отделения штаба той армии, которая в этом районе находится; получая от разведывательного отделения задачи в зависимости от оперативных требований, руководство тайной агентуры, смотря по ходу событий, или продвигается вперед, или отодвигается назад, но при происходящих перемещениях и перегруппировках никоим образом из обслуживаемого сектора не уходит. Такая «территориальная», или «секторальная», система управления агентурой в прифронтовой полосе, казалось бы, сохраняя полную преемственность работы мирного времени, имея постоянных руководителей, известных агентам, и пользуясь заранее налаженной связью, имеет все преимущества перед случайной организацией агентуры полевыми штабами армии, оперирующими в известных районах. Преимущества секторальной системы тайной прифронтовой агентуры особенно дадут себя чувствовать при перебросках армий, при уводе армий с фронта или при движении новых армий на фронт. При такой системе агентуры она всегда ведется опытными руководителями[255] с уже имеющимися в секторах резидентами и кадрами ходоков из местных жителей; все переброски армий с их штабами при такой системе на работе прифронтовой агентуры не отразятся. При организации же агентуры каждым штабом армии могут быть случаи, когда штаб, переброшенный с одного фронта на другой, должен организовать агентурную разведку в совершенно неведомых новых условиях, причем, если штаб переезжает на новый фронт со своими агентами, то они обыкновенно ни по национальности, ни по знаниям местных особенностей совершенно к работе неподготовлены[256]; если же штаб, уходя из известного фронта, произведет передачу своих агентурных сотрудников новому разведывательному отделению, то эта передача, возможная в теории, на практике жизни положительных результатов не даст: агенты не будут знать новых руководителей, а руководители не будут знать агентов, какие бы им передаточные «аттестации» не давались; уведомить резидентов о перемене руководства весьма трудно. Надо отметить, что агенты, как почтовые голуби, шлют донесения в насиженные места к своим им известным руководителям. При заведующем агентурой в штабах пограничных округов мирного времени (в пограничных «секторах») должен быть известный штат помощников, переводчиков и пр., расширяемый при мобилизации. Эти же руководители организуют в мирное время школы агентов и готовят агентов как для работы в мирное время, так и для выполнения задач во время войны. Во время войны руководители прифронтовой «секторальной» агентуры продолжают и работу по вербовке и подготовке агентов, снабжая ими, при надобности, и штабы корпусов. Рассмотрим теперь, как же отражается переход на военное положение непосредственно на агентах, и в чем именно заключается мобилизация этого исполнительного аппарата агентурной службы? Как военные агенты, ведущие агентурную разведку, так и другие руководящие агентурой лица должны еще в мирное время иметь точные инструкции о направлении своей деятельности в случае возникновения войны; в инструкциях должно быть указано, куда руководители должны переезжать из страны, с которой вступаем в борьбу; на кого именно возлагается руководство агентурой в этой стране; каковы задачи, подлежащие выполнению после объявления войны; а также должны быть установлены способы надежной, быстрой, прочной и безопасной связи с агентами, оставляемыми в стране противника. Все руководители агентурных сетей мирного времени, имея соответствующие указания разведывательных инстанций, должны еще в мирное время выработать планы мобилизации своих районов, т. е. должны наметить, в каких пунктах надо усилить агентуру, где заложить новые центры, с какими задачами и как наладить связь; агенты, предназначенные для усиления сетей, должны быть избраны еще в мирное время и в главнейших пунктах должны быть уже на местах, получая уменьшенный гонорар и подготовляясь к работе. Надо озаботиться, чтобы в случае войны обязательно в стране противников оставались агентурные сети из агентов нейтральных подданств (или стран, воюющих с нами), причем в высшей степени желательно иметь кадр агентов, работающий не исключительно из-за корысти, а из-за каких-либо других, более высоких побуждений; особенно труден вопрос связи с агентами в странах противников, подлежащий тщательному продумыванию и весьма внимательному налаживанию; было бы крайне полезно иметь связь через дипломатические учреждения нейтральных держав во враждебных государствах; в таких случаях сведения громадной важности прямо из враждебных стран могли бы быстро передаваться шифром в соответственные дипломатические учреждения в нашей столице. Вопросы денежных кредитов на мобилизацию разведки должны быть также решены еще в мирное время. Для всех штабов должны быть рассчитаны нужные кредиты — авансы на разведку, которые отпускаются немедленно с объявлением мобилизации. Для всех военных агентов и руководителей агентурных организаций, а также для отдельных агентов должны быть произведены соображения, какие суммы им будут необходимы на развитие дела при мобилизации и какие затем примерные ежемесячные авансы будут нужны; весьма желательно у военных агентов и руководителей агентур иметь еще в мирное время соответственные фонды — авансы на мобилизацию агентуры. Выводы 1) Вопрос о мобилизации разведывательной службы, имеющий громадное значение для непрерывности и правильности функционирования разведки, распадается на мобилизацию органов управления разведывательной службой и на мобилизацию агентуры. 2) Мобилизация разведывательных руководящих инстанций (разведывательных отделений) должна предусматривать назначение в них вполне подходящего личного состава, намеченного и подготавливаемого в мирное время. 3) Мобилизация агентуры состоит в усилении ее и некотором видоизменении ее деятельности, а также в организации непрерывной связи, обеспечивающей постоянное и быстрое получение донесений из любых агентурных центров даже в странах противников. 4) Агентуру мирного времени пограничных штабов округов полагалось бы с объявлением мобилизации превращать в секторальную (местную, территориальную) агентуру прифронтовой полосы, которая несет работу во время войны в известном секторе, подчиняясь тому штабу армии, который в данной полосе находится и передвигаясь своим руководящим органом в пределах полосы в зависимости от оперативных событий. При надобности руководящий секторальный орган выдвигает вперед и более мелкие ячейки агентурного управления. Видоизменения агентурных сетей в военное время Как уже излагалось выше, с объявлением войны вся глубокая заграничная агентура остается на местах, лишь усиливаясь и видоизменяясь в зависимости от новых условий и задач, выдвигаемых войной. Во главе заграничной агентуры продолжает оставаться центральный разведывательный орган в государстве. Все высшие полевые штабы ведут прифронтовую агентуру[257], пользуясь готовыми аппаратами разведки мирного времени штабов пограничных округов, превращающимися в «секторальные» органы руководства агентурой. Полевые штабы более мелких единиц (корпусов, а иногда и дивизий) организуют, при надобности, и свою агентуру почти исключительно агентами-ходоками, вербуемыми во время войны при соблюдении условий, кои были изложены в отделе организации агентуры. Централизация управления всей глубокой заграничной агентурой в центральном разведывательном органе вызывается необходимостью объединения и направления агентуры в целях выполнения общих задач, а также в виду необходимости контроля за всей глубокой заграничной агентурой, которая при закладке ее многими полевыми штабами ведет к работе одних и тех же агентов на разные штабы, к излишнему скоплению агентов в одних и тех же точках, к шантажу, к сыску агентов одних штабов за другими и пр. неурядицам, лишь тормозящим планомерную работу. Общие выводы по организации службы агентуры Во главе службы агентуры в государстве стоит разведывательный орган Центрального управления Генерального штаба, направляющий всю разведывательную деятельность, а в частности и агентуру, и объединяющий к достижению общих целей агентурную работу всех разведывательных инстанций как внутри государства, так и за границей. Руководя агентурной работой всех подчиненных инстанций, центральный орган организует и свою непосредственную разведку, преследуя цели изучения иностранных государств и их армий в общегосударственном масштабе; детальное же изучение всех соприкасающихся с нашими границами стран, областей и направлений, могущих иметь в случае войны то или иное значение, лежит в мирное время на разведывательных органах соответственных пограничных штабов (у нас — штабов пограничных округов), ведущих свою работу в полном соответствии с общим планом разведки и под руководством центрального органа. Общие идейные задачи для агентуры в государстве ставятся правительством, преследующим те или иные цели в международной политике и в нашей стратегии. В соответствии с общими идейными задачами разведки составляется центральным органом общий план разведки, согласно которого определяются иностранные государства и районы, подлежащие изучению, и распределяются задачи агентуры между центральным органом и подчиненными ему разведывательными инстанциями. Агентурные задачи общего плана разведки развиваются в частные планы агентур, составляемые всеми разведывательными инстанциями, ведающими агентурной работой; каждая инстанция разрабатывает схему сети агентуры, которая является распределением обследуемых стран или районов на известные участки, поручаемые особым руководителям агентуры, а также намечает и те наиболее важные разведывательные пункты или центры, кои должны оставаться в непосредственном подчинении руководящего разведывательного органа. Как центральный, так и местные разведывательные органы ставят вполне определенные задачи всем подчиненным им руководителям известных агентурных участков (районов) и отдельным разведывательным центрам, причем задачи ставятся во исполнение детально разработанных программ изучения каждого иностранного государства по всем отраслям разведки (чисто военной, военно-географической, экономической и политической). Все руководители агентур (заведующие работой в известных странах и в соответственных районах), агенты-инспектора (контролеры), главнейшие вербовщики и агенты в пунктах особо важного значения, подчиненные непосредственно руководящим разведывательным инстанциям, избираются, подготавливаются и назначаются этими инстанциями (по принадлежности — центральными или местными). Более мелкие агенты, долженствующие заполнять точки сетей в участках (районах), подчиненных особым руководителям, вербуются этими последними в полном соответствии качеств и познаний агентов с особенностями задач. При установлении иерархических взаимоотношений между сотрудниками агентуры различных степеней надлежит так организовать сети, чтобы агенты, даже принадлежащие к одной организации, не знали друг друга', даже руководители агентур не должны знать других организаций и тем более всей схемы агентурной разведки. Чем более изолирован каждый сотрудник в выполнении своей задачи, тем больше шансов на успех работы и на сохранение в тайне ее организации и личностей исполнителей от врагов. Во главе агентурных организаций за границей должны быть поставлены вполне доверенные, интеллигентные лица, обладающие должными качествами и познаниями; всем руководителям агентурных организаций, а также и сотрудникам более низких степеней должны быть созданы такие положения и профессии, которые бы легализировали их положение за границей и вместе с тем облегчали исполнение возложенных задач. Весьма желательно привлечение к работе в агентуре, хотя бы на должностях руководителей агентурой в известных странах, важных районах и пр., действительно вполне интеллигентных, образованных, надежных и, конечно, соответствующих поличным качествам лиц (например, офицеров Генерального штаба, числящихся фиктивно в отставке и живущих под разными предлогами за границей или же несущих обязанности при консульствах, офицеров родов войск, отвечающих по своей специальности характеру задач, интеллигентных гражданских лиц, живущих по своим делам за границей и соглашающихся для пользы родины оказывать услуги разведке, и пр.). При назначении как руководителей агентур, так и агентов разных категорий, надо всегда учитывать, что сотрудники — русские подданные не могут оставаться в стране, с которой возникает война, а потому значительная часть агентов должна вербоваться из лиц нейтральных подданств или даже, если возможно, стран, против которых ведется разведывательная работа. Желательно, чтобы люди этих категорий работали не исключительно из-за корысти, а побуждаемые какими-либо другими, более высокими стимулами. Находить таких сотрудников очень трудно, но при любви руководителей агентуры к делу, их энергии, при подвижности, широких знакомствах за границей и хорошем кадре агентов-вербовщиков — возможно. Еще в мирное время должны быть заложены руководящее разведывательные центры в нейтральных странах для агентурной работы в странах возможных врагов. Кроме насаждения продуманной и планомерной сети агентур должно пользоваться и кратковременными командировками доверенных лиц за границу с различными задачами, как то: для инспектирования руководителей агентур и отдельных разведывательных центров, для специальных разведывательных поручений (по рекогносцировкам театров, крепостей, железных дорог, для негласного присутствования на маневрах и пр.). При выборе районов и точек агентуры в мирное время преследуются не только задачи мирного времени, но и работа агентов в случае возникновения войны; например, ряд железнодорожных узлов, не имеющих значения в мирное время и приобретающих крупнейшую важность во время войны, должен быть все же заполнен агентами и в мирное время, так как внедрять в них агентов с возникновением войны будет уже поздно. Выбор точек перебросочной агентуры и вообще пунктов широкого междусоюзнического стратегического значения должен производиться совместной работой союзных государств в зависимости от общих стратегических соображений. В полосах нашей территории, могущих послужить ареной отходов наших войск, должна быть насаждена агентура в мирное время, хотя бы она до возникновения войны и бездействовала. Всеми инстанциями должно быть обращено серьезное внимание на связь, которая никоим образом не должна прекращаться с объявлением войны. Работа по организации агентуры центральным органом и местными (окружными...) инстанциями в общем вполне аналогична, различаясь лишь задачами и масштабом работы. Необходимо лишь всегда помнить, что приграничная агентура окружных органов с объявлением войны превращается в прифронтовую, почему выбор точек агентуры, задачи, личности агентов, могущих продолжать работу и после возникновения войны, а также и организация связи должны быть соображены и организованы в полном соответствии с оперативными соображениями и должны обеспечивать возможность безотказного и непрерывного действия разведывательных аппаратов как во все периоды, предваряющие начало военных действий (мобилизация, перевозки, сосредоточение и развертывание), так и во все время войны. Еще в мирное время составляется план мобилизации разведывательной службы, предусматривающий как мобилизацию руководящих органов разведки, так и мобилизацию агентурных сетей. В военное время центральный разведывательный орган продолжает свою работу по объединению и направлению всей глубокой заграничной агентуры, а инстанции, ведающие агентурой в штабах пограничных округов, как указывалось, превращаются в секторальные центры агентур, подчиненные тому штабу армии, который в данном районе находится. Штабы корпусов, а иногда и дивизий при надобности ведут тайную разведку главным образом агентами-ходоками. Приложение № 1 Рапорт Карла Шульмейстера господину Савари, дивизионному генералу, адъютанту его величества императора и короля, полковнику выборной жандармерии[258] Date: 2015-07-10; view: 836; Нарушение авторских прав |