Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ни вера, ни неверие





Мои возлюбленные, ум связан цепями мыслей, подобно заключенному в тюрьму. В этой тюрьме мыслей какого сорта камни должны быть использованы в качестве фундамента? После полудня мы говорили об одном из этих камней; вечером мы поговорим о другом, таком же важном. Если эти два основных камня убираются, тогда можно увидеть ошибочное мнение, что заимствованное знание реально и человек сможет легко подняться выше этой тюрьмы мыслей.

Что же это за второй камень? Что это за другой главный камень, на котором построена тюрьма мыслей человеческого ума, на котором соткана паутина мыслей? Возможно, вы не знаете. Возможно, вы понятия не имеете, как вы стали наполненными таким множеством противоречивых мыслей.

Ваша ситуация подобна воловьей упряжке, которую волы толкают со всех четырех сторон; волы заставляют ее двигаться, чтобы достичь разных мест назначения; воловья упряжка в опасности, ее устройство разрушается: волы толкают ее во всех направлениях, со всех сторон. Может она двигаться куда-нибудь? Может она достичь какого-либо места назначения? Для нее может быть лишь одно место назначения, лишь одна судьба: она развалится на части, разрушится. С волами, разрывающими ее, бегущими в противоположных направлениях с этими частями, ничего, кроме разрушения, произойти не может. Воловья упряжка не может никуда прибыть.

Внутренний конфликт между разными мыслями убивает вас. Все ваши мысли не имеют отношения к делу и противоположны одна другой. Все волы ваших мыслей толкают ум в разных направлениях, и в результате вы оказываетесь в несчастьи и страдании. Вы не имеете понятия, как эта борьба, этот конфликт вошел в вас.

Я гостил в доме одного очень известного врача. Утром мы с доктором только собрались выйти из дома, как его ребенок чихнул. Доктор сказал:

- Это предвещает неудачу. Подождем несколько минут, и потом пойдем.

Я сказал:

- Вы меня удивляете, доктор. По крайней мере, доктор должен знать причину чихания; должен ли человек идти или стоять - не имеет отношения к чиханию. Это лишь суеверие. Очень удивительно, что доктор не имеет понятия об этом.

Я сказал доктору, что даже если я заболею и буду умирать, я не стану лечиться у него. По-моему, надо лишить его врачебного диплома. Очень странно, что нельзя куда-то идти, когда чихнул ребенок. Привычки, приобретенные с детства, еще существуют, хотя человек стал лондонским доктором медицины. У него были одновременно две мысли: когда кто-то чихает, он должен остановиться, и в то же время он очень хорошо знал, что это абсолютная глупость и между этими событиями нет никакой связи. Обе мысли одновременно присутствовали в его уме.

Существуют тысячи подобных мыслей внутри вас, и они тащат вас одновременно в разных направлениях. Вы становитесь очень беспокойными. Вот почему человек кажется абсолютно сумасшедшим. Кем еще он может быть? Сумасшествие - это очевидное следствие. Бесчисленное количество противоречивых мыслей за тысячи лет собралось в уме человека. Тысячи поколений, тысячи веков живут в одном человеке одновременно. Мысли пятитысячелетней давности и сверхсовременные мысли существуют одновременно внутри него, и не может быть сравнения или какой-нибудь гармонии между этими двумя мыслями.

Мысли приходящие из тысячи различных направлений, собираются внутри одного человека. Мысли тысяч тиртханкар и дигамбаров, аватаров и гуру живут внутри него, и все они сделали уникальную вещь: все религии, все учителя, все проповедники мира соглашаются лишь в одном: надо заставить людей поверить в то, что они говорят. Они все твердят: «Верьте в то, что мы говорим», -больше они ни в чем не согласны. Индуисты говорят одно, мусульмане говорят другое, джайны говорят третье, а христиане - что-то еще, но в одном они согласны: «Верьте в то, что мы говорим». Все они говорят противоречивые вещи, и все это накладывается на человеческую сущность, все они призывают человека верить в то, что они говорят. Человек слаб: он верит во все то, что говорят эти люди. Все они смеются над словами друг друга, но никто не смеется над своей собственной глупостью.

Христиане говорят, что Иисус родился от непорочной девы, и те, кто не принимает это, пойдут в ад. Бедные прихожане пугаются: если они не примут это, то пойдут в ад, так что они принимают это за правду. Какое имеет значение - непорочная дева родила Иисуса или нет? Нет необходимости идти в ад из-за этого.

Остальное человечество смеется над этой христианской идеей. Мусульмане, джайны, индуисты смеются над этой глупостью. Как может ребенок родиться от непорочной девы? Это полный абсурд.

Но мусульмане говорят, что когда Мухаммед был в теле, он летал в небесах, сидя верхом на кобыле. Христиане, индуисты, джайны смеются над этим: что за глупость? Первое - это то, что кобыла не могла пойти на небеса. По крайней мере, туда мог бы пойти конь. Мужчина может пойти в небеса, но женщинам это не разрешается, так что кобыла не может пойти на небеса. Если бы это был конь, тогда такая идея могла быть допущена - все было бы в порядке. И второе: как может кто-то пойти на небеса, будучи еще живым, в теле? Тело должно быть оставлено здесь, тело - эго земная вещь. Мухаммед не мог пойти на небеса в теле. Все смеются над этим. Христиане, джайны, индуисты смеются, но мусульмане говорят: «Верьте этому! Если вы не верите, тогда вы пойдете в ад. Вас заставят гнить в аду, вы будете страдать там. Вы должны принять это. Если вы не примете этого, если вы не согласны со словами Мухаммеда, тогда знайте, что у вас будут большие трудности, потому что в мире есть лишь один Бог, и Мухаммед - его пророк».

Человеку угрожают, так что он принимает то, что ему говорят, за правду. Джайны смеются над Мухаммедом и христианами, но сами говорят, что Махавира был зачат в матке браминской женщины. Как мог джайнский тиртханкара родиться в браминской семье? Настоящая самая высокая каста - это каста кшатриев, каста воинов, так что тиртханкары всегда рождаются в семьях кшатриев, они не могут рождаться в браминских домах. Брамины - это нищие; как может тиртханкара родиться в таком доме? Махавира был зачат в матке браминки, но когда боги увидели, что это большая ошибка - как может тиртханкара родиться в браминской семье? - они немедленно вынули эмбрион и положили его в матку женщины-кшатрия, а женский эмбрион из матки женщины-кшатрия положили в матку браминки.

Люди всего мира смеются над этими вещами - они очень забавные. Прежде всего, что должны делать боги, чтобы переместить эмбрион в другую матку? Как это может происходить? Весь мир смеется, но джайны рассердились. Они говорят: «Вы можете над этим смеяться, но вы не знаете того, что сказал наш тиртханкара, а то, что он говорит - это абсолютная истина. И тот, кто не верит этому, будет страдать в аду. Если вы не верите - нас это не касается, вы будете страдать!»

Различные люди просят человека верить в разные вещи. Было время, когда человек не знал ни о каких верах. Люди жили в своих собственных общинах: они знали о вещах лишь внутри своего круга, так что не было так много неразберихи. Сейчас мир стал очень маленьким, и все знают веры других, так что человеческое смущение достигло точки абсолютного сумасшествия. Сейчас это вышло за пределы его понимания - о чем весь этот шум и в чем люди стараются убедить его.

Но даже в прошлом ситуация была ненамного лучше. То, что индуисты не знали о мусульманской вере или джайны не знали о христианской вере, не проясняло положения. Даже сами джайны не верили в сущность одной и той же вещи, потому что дигамбары говорят одно, а светамбары говорят что-то другое. Вы удивитесь, узнав о том, в чем они не соглашаются. Удивительно, что люди могут иметь такие различные мнения об одних и тех же вещах. Одним из двадцати четырех джайнских тиртханкар был Маллинатх. Дигамбары говорят, что он был мужчиной, а светамбары говорят, что он был женщиной. Светамбары говорят, что она была Маллибай, а дигамбары говорят, что он был Маллинатх - и оба говорят: «Если вы не верите нам, то пойдете в ад!» Дигамбары говорят, что женщина никогда не может быть тиртханкаром - сам факт фальшив, так что он должен быть мужчиной. Он был Маллинатх, не Маллибай. Это, действительно, уж слишком - конфликтовать из-за этого. Но человеку угрожали, что если он не верит этому, то пойдет в ад и будет страдать, так что ему лучше поверить.

Во всем мире учителя, которые хотели, чтобы вы поверили им, создали хаос и смущение в вашем уме. Вы слушали всех, и впечатление ото всех их учений остается внутри вас, и ваше существо разрывается во многих разных направлениях.

И потом, после всех этих религий, пришел коммунизм. Коммунизм сказал, что все религии - это опиум: в этом нет смысла, идея Бога абсолютно фальшива, это все не имеет значения. Маркс сказал, что коммунизм - это настоящая религия, все должны верить в это и больше ни во что. Библия, Гита, Коран - все неправильно, «Капитал» - это действительно религиозное писание, и все должны верить только в это. Так началась новая вера...

Потом, после коммунизма, пришла наука. Наука сказала, что все эти вещи незначительны. Все, что написано в религиозных писаниях, неверно, лишь то, что говорит наука, правильно. И даже при жизни одного ученого другой ученый имел свое мнение и заявлял, что он прав, а другой ошибается. Потом появлялся третий ученый, который заявлял, что он прав, а предыдущие двое ошибались. А потом, возможно, четвертый ученый...

Эти провозглашения истины создали смущение, путаницу мыслей в человеческом уме и психике, и они тянут человека во все стороны. Использовались страх и манипуляция, чтобы создать эту путаницу, использовались тонкие методы запугивания и манипуляции, чтобы навязать человеку ряд верований: если вы верите, то пойдете на небеса, если вы не верите, то отправитесь в ад.

Эти религиозные лидеры делают то же, что сегодняшние рекламные агенты, но эти последние не такие наглые и смелые. Людям продают туалетное мыло «Люкс», рекламируя, что королева красоты говорит: «Я стала прекрасной, потому что пользовалась туалетным мылом “Люкс”, так что тот, кто использует его, станет красивым». Тогда вы пугаетесь, что можете стать безобразными, идете и покупаете туалетное мыло «Люкс». Как будто люди не были прекрасными, когда в мире не было туалетного мыла «Люкс», как будто Клеопатра, Мумтаз и Нурожехан не были красивыми из-за того, что не было туалетного мыла «Люкс». Но рекламные агенты еще недостаточно смелы: возможно, в будущем они скажут: «Некоторый тиртханкара говорил, некоторый проповедник говорил, некоторый учитель говорил, что тот, кто не пользуется туалетным мылом «Люкс», отправится в ад, он не сможет пойти на небеса. Только те, которые используют туалетное мыло «Люкс», пойдут на небеса».

Людям могут навязывать, что если они курят гаванские сигары, то пойдут на небеса, потому что курить и убеждать других курить гаванские сигары очень хорошо. А тот, кто не курит гаванские сигары, пойдет в ад. И если он курит индийский биди, он должен вечно страдать в аду! Если кто-то верит всему этому, тогда он будет иметь удачу, а тот, кто не верит, будет наказан.

Современные рекламные агенты еще не стали такими наглыми, как были в старину. Старые рекламные агенты грозили человеку, говоря совершенно фальшивые вещи, и человек слушал и принимал их без вопросов. Фактически, любая неправда, если она повторяется много раз тысячи лет, начинает выглядеть как правда. Если кто-то продолжает повторять даже самые фальшивые вещи - повторяет и повторяет их - тогда постепенно вы начнете думать, что, возможно, это правда, иначе как может это повторяться так много раз и так долго?

Бедный фермер из деревни купил в городе козленка. Когда он возвращался в деревню, несколько городских хулиганов решили отнять козленка, чтобы зажарить его и устроить праздник. Они могли пригласить друзей и устроить пир. Но как это сделать? Неграмотный деревенщина казался очень сильным и здоровым человеком, а городские хулиганы были слабыми и больными. Прямое отнимание козленка у фермера могло привести к драке и травмам, поэтому они должны были быть очень осторожными и как-то обмануть его. Они решились на обман.

Когда фермер покидал город, один из четырех или пяти хулиганов встретил его на дороге и сказал:

- Здравствуйте. Доброе утро.

Он ответил:

- Доброе утро.

Потом хулиган взглянул вверх и сказал:

- Почему вы несете эту собаку на плечах? - на самом деле он нес на плечах козленка. - Где вы купили эту собаку? Это очень хороший пес.

Фермер засмеялся. Он сказал:

- Вы сумасшедший. Это не собака! Я купил козла - это козленок.

Человек сказал:

- Не ходите к себе в деревню с собакой, иначе люди подумают, что вы сумасшедший. Вы на самом деле думаете, что это козел?

И человек пошел дальше. Фермер засмеялся и подумал, что эго очень странно. Он потрогал копыта козла, чтобы убедиться в том, что это козел, а не собака, как считал хулиган. Теперь фермер увидел, что это действительно козел и, успокоившись, продолжил путь.

На следующей улице его встретил второй хулиган. Он сказал:

- Здравствуйте. Вы купили очень хорошую собаку. Я тоже хочу купить собаку. Где вы ее купили?

Сейчас фермер уже не мог сказать с той же уверенностью, что это была не собака, потому что второй человек сказал то же самое, а двое не могли ошибиться.

Все же он засмеялся и сказал:

- Это не собака, сэр, это козел.

Человек сказал:

- Кто вам сказал, что это козел? Кажется, кто-то обманул вас. Какой это козел?

И он ушел.

Фермер снял козла с плеч, чтобы посмотреть, в чем дело. Это был, определенно, козел - оба эти прохожих ошиблись. Но он испугался, что, возможно, он поддался иллюзии.

Он почувствовал небольшой испуг, встретив на дороге третьего человека, который сказал:

- Привет! Где вы купили эту собаку?

Сейчас он не посмел сказать, что это был козел. Он ответил:

- Я купил ее в городе.

Ему было очень трудно сказать, что это козел, и он подумал, что, возможно, ему не надо брать его в деревню: он потерял деньги, и его бы засмеяли в деревне; люди подумали бы, что он сошел с ума.

Когда он так раздумывал, четвертый человек встретил его и сказал:

- Это странно: я никогда не видел, чтобы кто-то нес собаку на плечах. Вы воображаете, что это козел?

Фермер оглянулся кругом и увидел, что он был один, вокруг никого не было. Он выбросил козла и быстро побежал к своей деревне. Он потерял пять рупий, но, по крайней мере, его не назовут сумасшедшим.

А четыре хулигана взяли козла с собой. Так как четыре человека повторяли одно и то же снова и снова, фермеру стало трудно верить в то, что это было неправдой. А когда те, кто внушает вам что-то, одеты в священнические одежды, это становится еще более трудным. И когда эти люди - так называемые образцы правды и искренности, -это становится еще более трудным. И когда они искренне отрекаются от мира, это становится еще более трудным, потому что нет причины не верить тому, что они говорят. И не то, что они намеренно обманывают вас: девяносто девять из ста - это люди, которые сами имеют неверные понятия и сами обманываются. Они в той же упряжке, что и вы.

Определенно одно: когда человек верит, его будут эксплуатировать. Когда человека просят верить - он не будет свободен от эксплуатации. Вера может быть индуистская, джайнская или мусульманская, коммунистическая или какая-нибудь другая, но пока человек верит в то, что говорят другие, и верит в то, что ему проповедуют: «Если вы не верите, то будете страдать, а если верите, то будете счастливы», используется этот трюк - очень трудно человеку собрать достаточно мужества, чтобы избавиться от запутанных мыслей внутри себя.

Что же я хочу вам сказать? Я хочу сказать вам, что, если вы хотите избавиться от мыслей, которые образовались внутри, которые вкладывались тысячи веков, собирали впечатления столетий - тогда необходимо хорошо понять одно: нет ничего более самоубийственного, чем вера. Необходимо понять одно: верить, слепо верить, принимать молча и с закрытыми глазами - это основная причина того, что ваши жизни до сих пор искалечены.

Но все просят вас верить им; они говорят вам верить им и не верить другим. Они говорят: «Не верьте другим людям, потому что они не правы. Я прав - верьте мне».

Я хочу сказать вам, что разрушительно верить кому-либо, это повредит вашей жизни. Не верьте, не верьте никому! Тот, кто делает веру основой своей жизни, входит в мир слепоты, никакой свет никогда не войдет в его жизнь. Он никогда не сможет достичь света в своей жизни. Тот, кто верит другим, никогда не сможет узнать себя.

Так я призываю вас к неверию? Нет, неверие не нужно. Если вы думаете, что если вы не верите во что-то, то вы безусловно не верите в это. Это абсолютно неправильно. Существует состояние ума, которое есть ни вера, ни неверие. Неверие - это форма веры. Если вы не верите в Бога - что вы говорите? Вы говорите, что вы верите в несуществование Бога. Когда вы говорите: «Я не верю в душу», тогда вы говорите, что верите в несуществование души. Вера и неверие - это подобные вещи, между ними нет разницы. Вера позитивна, а неверие негативно. Вера - это позитивное вероисповедание, а неверие - негативное, но оба - это вероисповедание.

Человек может стать свободным от внутренней путаницы мыслей, если освободится от веры или неверия, если он перестанет постоянно смотреть на точку зрения других, если он выкинет саму идею, что кто-то еще может открыть ему истину. Когда человек думает, что кто-то другой может передать ему истину, он будет, так или иначе, связан. Если он получает свободу от одного, он будет связан другим, если он получает свободу от другого, он будет связан третьим - он не может освободиться от уз. Но получить свободу от чего-то и быть связанным другим - всегда дает утешение лишь на время.

Когда человек умирает, четверо несут его гроб на кладбище на своих плечах. Когда одно плечо затекает, они меняют плечо. Через некоторое время они снова меняют плечо. Человек, который меняет свои веры, меняет лишь одно плечо на другое, но сам всегда остается прежним, - он не меняется. Такой человек получит лишь временный отдых.

Если индуист становится мусульманином, если мусульманин становится джайном, если джайн становится христианином, если кто-то оставляет все религии и становится коммунистом или кем-то еще, если он лишь оставляет одну веру и цепляется за другую - не будет изменения в его нарушенном уме. Он получит временное облегчение, но это лишь перемена плеча. Нет никакого смысла в таком облегчении.

Я слышал, что в деревне было двое мужчин: один - теист, абсолютный теист, а другой - атеист, абсолютный атеист. Вся деревня была из-за них в беспокойстве. Деревни всегда приходят в беспокойство из-за таких людей. День и ночь теист проповедовал о существовании Бога, и день и ночь атеист опровергал это. Жители деревни были в большом затруднении, кому следовать и кому не следовать. Наконец они решили, что если они так беспокоятся, то надо устроить дискуссию между этими людьми в присутствии всей деревни. Все решили: «Мы последуем тому, кто выиграет. Не создавайте нам трудностей. Вы должны спорить друг с другом, и мы последуем за тем, кто выиграет». В одну из ночей в полнолуние в деревне были устроены дебаты. Собралась вся деревня. Теист объяснил теории теизма, предоставив все свои аргументы, и опроверг атеизм. Затем атеист опроверг теизм и дал все аргументы в пользу атеизма. Дебаты продолжались всю ночь, и в результате утром теист стал атеистом, а атеист стал теистом. Им понравились аргументы друг друга. Но для деревенских жителей проблема осталась: она не была решена. Двое мужчин убедили друг друга так обоснованно, что оба стали новообращенными. Так что в деревне опять был теист и атеист, и общая сумма осталась прежней - проблема для деревни осталась той же самой.

Если вы меняете одну веру на другую, это никак не изменит вашу жизнь. Никакой разницы не будет - проблема в вашем существовании остается той же самой. Проблема в вашем существовании не имеет ничего общего с индуизмом, мусульманством, джайнизмом, христианством, коммунизмом или фашизмом - проблема состоит в том, что вы верите. Когда вы верите - вы в рабстве, вы заключаете себя в тюрьму, связываете тем или иным способом.

Как может заключенный человек, заключенный в тюрьму ум освободиться от мыслей? Как он может стать свободным от мыслей, которые захватили все его бытие и в которые он верит? Как может он избавиться от них? Это очень трудно. Вы можете избавиться от них, только если отодвинете камень основания.

Вера - это основной камень на дне груды мыслей. Человека научили думать на основе веры, и когда мысли схватывают ум накрепко, тут же возникает страх: «Что произойдет, если я выкину их?» Так что человек говорит, что если ему дадут что-то лучшее, за что держаться, тогда он откажется от своих теперешних мыслей - но сама идея, что не надо за что-то держаться, не приходит ему на ум.

Свобода, освобождение ума происходит не от изменения веры, но при освобождении от самой веры.

Будда посетил небольшую деревню. Несколько человек привели к нему слепого человека и сказали:

- Этот человек слепой, а мы - его ближайшие друзья. Хотя мы старались всеми способами убедить его, что свет существует, он не готов принять этот факт. Его аргументы таковы, что мы теряемся. Хотя мы знаем, что здесь есть свет, мы должны признать свое поражение. Этот человек говорит нам, что он должен потрогать свет. Как мы можем сделать, чтобы он потрогал свет? Этот человек говорит: «Хорошо, если это нельзя потрогать, тогда я хочу услышать его. У меня есть уши - создайте звук света, чтобы я мог услышать его. Если это невозможно, тогда я хочу попробовать его на вкус, или, если свет имеет запах - понюхать его».

Нет никакой возможности убедить этого человека. Свет можно увидеть лишь глазами, а у человека не было глаз. Он обвинял деревенских жителей в том, что они без необходимости говорили ему о свете, чтобы доказать его слепоту. Он чувствовал, что они изобрели историю о свете только для того, чтобы убедить его в слепоте.

Местные жители попросили Будду объяснить слепоту так, чтобы тот понял.

Будда сказал:

- Я недостаточно безумен, чтобы стараться убедить его. Человеческие проблемы создаются теми, кто старается объяснить вещи тому, кто не может видеть. Проповедники - это бедствие для человечества, потому что они говорят то, что не могут понять.

Он сказал:

- Я не хочу делать эту ошибку. Я не буду объяснять этому слепому, что свет существует. Вы привели его не к тому человеку. Не надо было приводить его ко мне, вместо этого отведите его к врачу, который сможет вылечить его глаза. Он не нуждается в проповедях, он нуждается в лечении. Это не вопрос объяснений или веры в то, что вы говорите, - здесь дело в излечении его глаз. Если его глаза вылечат, тогда не надо будет объяснять - он сам сможет увидеть, он сам будет знать.

Будда говорил, что он не считает религию лишь философским учением, она должна быть практическим средством. Так что он порекомендовал слепому человеку пойти к врачу.

Жителям деревни понравилось то, что сказал Будда, они повели слепого к врачу и, к счастью, через несколько месяцев его вылечили. В это время Будда ушел в другую деревню, и слепой последовал за ним. Он поклонился Будде, припал к его ногам и сказал:

- Я был неправ. Такая вещь, как свет, существует, но я не мог видеть его.

Будда ответил:

- Ты, определенно, был неправ. Но твои глаза вылечены благодаря тому, что ты отказывался верить тому, что говорят другие, до тех пор, пока не испытаешь это сам. Если бы ты принял то, что говорили тебе друзья, тогда дело тем бы и кончилось, и не возник бы вопрос о лечении твоих глаз.

Люди, которые верят, не могут достичь никакого понимания. Те, кто молча принимают, не в состоянии иметь какой-нибудь свой собственный опыт. Путешествие тех, кто слеп и верит тому, что другие говорят о свете, заканчивается прямо здесь. Путешествие продолжается, когда вы без отдыха движетесь, движетесь и движетесь. Это происходит лишь когда вы чувствуете, что то, о чем говорят люди, возможно, но вы не видите этого и поэтому не можете принять. Это можно принять лишь когда вы увидите сами. Это безостановочность, которая говорит: «Я приму только когда увижу своими собственными глазами». Это должно быть в уме.

Те, кто хочет, чтобы вы верили, говорят, что вам не нужны ваши собственные глаза: «У Махавиры были глаза, у Будды были глаза -этого достаточно. Зачем вам глаза? Кришна имел глаза и написал Гиту - тогда зачем вам глаза? Читайте Гиту и радуйтесь ей. Кришна мог видеть и описал то, что видел, так зачем видеть всем? Вы должны просто верить. Те, кто мог видеть, уже сказали: ваше дело просто верить. Знание было получено - зачем вам узнавать это самому?»

Это учение держит человека слепым. Большинство людей на земле остаются слепыми и сегодня, большинство из них еще слепы. И взгляните на сегодняшнюю ситуацию - большинство человечества, возможно, останется слепым и в будущем, потому что основная алхимия для исправления слепоты - жажда преодолеть слепоту - была убита. Она была разрушена с помощью мощных систем верования.

Фактически, надо сказать, что как бы хороши и дальнозорки ни были глаза Кришны, - это не ваши глаза. И какими бы прекрасными, подобно лотосу, ни были глаза Махавиры, - это не ваши глаза. Ваши глаза могут не быть такими значительными - они могут быть подобными полевому цветку, а не лотосу, но они - ваши собственные глаза.

Так что вам надо искать свое собственное понимание, потому что вы не можете ничего достичь, поклоняясь чужой интуиции. В действительности, поиск вашего собственного понимания может начаться лишь когда вы выкинете мысли других. До тех пор, пока вы питаетесь внешним суррогатом, поиск не может начаться.

Когда нет поддержки от других, когда ничего не может быть достигнуто через другого, тогда внутри возникает вызов для поиска своего собственного пути, собственного понимания.

Человек очень ленив. Если он может получить знание без усилия, почему он должен прилагать усилие, почему ему надо делать какую-то работу? Если просветление может быть достигнуто лишь путем верования, без поиска, тогда почему он должен стараться путешествовать сам? И когда кто-то говорит: «Верьте мне - я приведу вас к просветлению», почему вы должны делать самостоятельные усилия? Когда кто-то говорит: «Садитесь в мою лодку. Я возьму вас на другой берег, и дело с концом» - он лучше будет спокойно сидеть в лодке и засыпать.

Но никто ничего не может достичь в чужой лодке. Ни один не может видеть глазами другого - такого не было и не будет. Вы должны идти своими собственными ногами, должны смотреть своими собственными глазами, должны жить своим собственным сердцем. Вы должны жить и умирать в одиночестве. Никто не может жить или умереть за другого Вы не можете ни с кем поменяться местами. Если есть в мире что-то абсолютно невозможное, то это представление, что кто-то может занять место другого.

Во время второй мировой войны на поле боя лежали два солдата. Один был при смерти. Он был так тяжело ранен, что никакой надежды не оставалось. Другой солдат тоже был ранен, но был еще жив, и не было вопроса о его смерти. Они были друзьями.

Умирающий солдат обнял друга и сказал:

- Сейчас я должен с тобой проститься, потому что мне не выжить. Я предлагаю вот что: возьми мой военный билет, а мне дай свой. Твой билет не очень хорош, там много унизительных записей. Но мой билет чист, так что давай поменяемся. Тогда офицеры подумают, что ты умер, а я жив. Благодаря моему билету ты сможешь получить повышение и будешь уважаем. Так поспеши! Давай поменяемся билетами и номерами.

Умирающий солдат был абсолютно прав, поскольку солдаты имеют лишь номера, но не имеют имен. И солдат имеет только военный билет, но не душу. Так что это было правильно, что они должны поменяться - плохой человек должен был умереть, а хороший -остаться в живых.

Но тот, кто оставался живым, сказал:

- Прости меня. Я мог бы взять твой билет и номер, но я все-таки останусь собой. Я - плохой человек, и останусь плохим. Я пьяница -и останусь им. Я хожу к проституткам - и буду ходить к ним. Сколько твой хороший билет будет оставаться таким? Сколько билет может обманывать других? Наоборот, двое будут плохими. Ты умрешь как плохой человек, но плохой человек будет еще жив. Сейчас, по крайней мере, люди скажут, что умер хороший человек. Они положат тебе цветы - если бы ты был мной, они бы не принесли цветов. Ты не можешь быть на моем месте, а я не могу быть на твоем. Твоя идея поменяться местами возникла из любви ко мне, это хорошо, но это противоречит законам жизни.

Никто не может поменяться местами с другим. Никто не может жить или умереть вместо другого. Вы не можете знать за другого, вы не в состоянии видеть за другого.

Те, кто хочет заставить вас верить, говорят, чтобы вы посмотрели глазами другого: «Посмотрите глазами тиртханкар, посмотрите глазами аватаров». И вы продолжаете верить - вот почему вы запутываетесь в сети. Тысячи учителей наделали столько шума, последователи этих тысяч учителей так нашумели, что они создали огромный страх ада и великую жажду небес... так что мало-помалу вы принимаете то, что они говорят. И их слова создали такой хаос у вас внутри, что путешествие вашей жизни будет разрушено прежде, чем начнется.

Так что первое, что надо сделать разумному человеку - это попрощаться со всеми своими противоречивыми мыслями и решить: «Я не буду верить, я хочу знать. Я смогу назвать верой то, что сегодня узнаю сам. До этого никакой веры быть не может. Это - обман, это -самообман. Я не могу обманывать себя и говорить, что я знаю без знания, что я понимаю - без понимания. Я не могу принять это вслепую».

Это не означает, что вы отвергаете что-то: это значит, что вы стоите в стороне как от принятия, так и от отвержения. Вы говорите: «Я ни согласен, ни не согласен. Я не говорю, что Махавира неправ, и я не говорю, что он прав. Я лишь говорю, что сам не знаю того, что говорит Махавира, так что не имею права соглашаться или не соглашаться. В тот день, когда я сам узнаю, что он прав, я соглашусь. Если я узнаю, что он говорит неправду, я не буду соглашаться. Но я еще не знаю - как я могу сказать “да” или “нет”?»

Если ваш ум может отсоединить себя от принятия и отвержения -тогда препятствие может разрушиться здесь и сейчас. Если основное вещество этой сети разорвано, тогда она будет как хрупкий карточный домик, который падает от небольшого толчка. Сейчас она подобна каменному замку с твердым каменным основанием, заделанным так глубоко, что его нелегко увидеть. Ваш ум обусловлен понятием, что те, кто верит и принимает - религиозны, а те, кто отвергает и не верит - нерелигиозны. Но я говорю вам, что оба они - и тот, кто верит, и тот, кто не верит - не религиозны. Религиозный человек тот, кто правдив. «Правдивость» означает, что он ни верит, ни не верит, - он не знает. Он просто заявляет с полной искренностью, что он не знает, что он невежествен, так что здесь совсем нет вопроса о принятии или отвержении.

Можете вы собрать смелость и силу привести ваше бытие в эту среднюю точку? Если вы можете, тогда этот замок мыслей будет немедленно разрушен - в этом нет никакой трудности.

Я говорил об этих трех пунктах утром, после полудня и сейчас. Подумайте об этих точках с полным вниманием. Не начинайте использовать их лишь потому, что я сказал о них, иначе я тоже стану для вас проповедником. Не верьте чему-либо лишь потому, что я это сказал - все, что я сказал, может быть неправдой, фальшью, не иметь значения - так что вы можете быть в затруднении. Не верьте тому, что я сказал.

Думайте, ищите и смотрите, и если через ваш собственный опыт вы почувствуете, что есть некоторая истина в том, что я говорил, если вы чувствуете благодаря вашему собственному поиску, благодаря заглядыванию в окно вашего собственного ума, что в этом есть некоторая истина, тогда эта истина станет вашей собственной. Тогда это не останется лишь моим; это не мое понимание, это становится вашим собственным пониманием. Тогда, что бы вы ни делали, это будет направлять вашу жизнь к мудрости и пробуждению. И что бы вы ни делали через верование, приведет вас в большую темноту и бессознательность. Полезно хорошенько задуматься над этим тоже.

Прежде чем заняться вечерней медитацией, я отвечу на некоторые вопросы, которые возникли. Сначала я отвечу на них, а потом мы будем медитировать.

Один из присутствующих спросил: Может ли пение некоторой священной мантры помочь медитации?

Это совсем не может помочь. Наоборот, это может стать препятствием, потому что, когда вы поете мантру, вы повторяете некоторую мысль снова и снова. Мантра - это мысль. Когда вы поете имя, вы повторяете одно и то же слово снова и снова. Слово - это часть мысли, кусок мысли. Так что если вы хотите освободиться от мысли путем повторения мысли, вы совершаете ошибку. Когда вы повторяете одну мысль, кажется, что в уме нет других мыслей, потому что, как я сказал вам, в природе ума - прилипать к одной мысли. Но мысль, которую вы повторяете, существует наряду с другими мыслями. Нет никакой пользы от повторения ее. Наоборот, это повредит, потому что от повторения одного и того же слова снова и снова в уме создаются неосознанность, сон.

Возьмите одно слово и повторяйте его снова и снова - вскоре к вам придет сон, не бодрствование. Повторение любого слова - это путь к созданию сна. Так что, если вы не можете спать, будет полезно повторять: «Рама, Рама» или «Ом, Ом» перед сном, но это не поможет в вашем поиске осознания себя, истины, более глубокого понимания существования.

Этот метод известен всем в каждой деревне, но вы никогда не думали об этом. Когда мать хочет, чтобы ее ребенок заснул, ока говорит: «Засыпай, мой дорогой малыш... Засыпай, мой дорогой малыш... Засыпай, мой дорогой малыш...» Она использует мантру. Она повторяет одни и те же слова: «Дорогой малыш, дорогой малыш. Засыпай, дорогой малыш. Засыпай, дорогой малыш». В скором времени дорогой малыш, определенно, заснет. Если мать думает, что ребенок засыпает благодаря ее музыкальному голосу, тогда она глубоко ошибается: ребенок засыпает от скуки. Если вы сидите на чьей-то голове и говорите: «Засыпай, дорогой малыш, засыпай, дорогой малыш» -он будет скучать. Маленький ребенок никуда не может убежать, так что единственный путь - заснуть, чтобы больше не слышать этой чепухи. Единственный путь избавиться от этой чепухи - пойти спать, иначе он должен слышать это: «Засыпай, дорогой малыш». Сколько дорогой малыш может слушать эту чепуху? Он также начнет чувствовать усталость, и в этой усталости, в этой скуке единственной альтернативой будет побыстрее заснуть, тогда эта чепуха прекратится.

Так что если вы повторяете: «Дорогой малыш, дорогой малыш» или «Рам, Рам» - не имеет значения, какое слово вы используете, -тогда вы начинаете делать с вашим умом то же самое, что мать делает с маленьким ребенком. После некоторого времени ум устанет, заскучает, пресытится, и тогда его единственный путь - заснуть, чтобы избежать этой бессмыслицы. Если вы думаете, что идти спать - это медитация, вы делаете большую ошибку. Этот сон есть бессознательное состояние. Да, после этого вы хорошо себя почувствуете. После этого сна вы почувствуете себя так же хорошо, как после каждого сна. Вы почувствуете некоторое облегчение, потому что на это время вы убежите от беспокойства, боли, от самой жизни.

Это оказывает такое же действие, как алкоголь, наркотик или опиум. Человек забывает все свои беспокойства, пока не придет в сознание и не увидит, что боль все еще здесь - тогда ему надо больше опиума. Сначала было достаточно лишь маленькой порции опиума, но через несколько дней ему нужна двойная доза, а еще через несколько дней - еще больше.

Есть шудры, которые используют так много опиума, что через некоторое время опиум уже не действует. Тогда они разводят змей и только тогда, когда змея кусает их за язык, они становятся опьяненными - иначе ничего не происходит.

Для опьянения человеку всегда требуется все больше и больше интоксиканта, так что, если сегодня он поет: «Рам, Рам» пятнадцать минут, тогда завтра ему потребуется тридцать минут. Через месяц ему понадобится час, потом два, потом десять часов. Тогда он не может сходить в магазин, потому что ему надо петь: «Рам, Рам» перед началом работы. Теперь ему надо идти в лес и оставить все, потому что это распевание «Рам» стало наркоманией. И чем чаще он это делает, тем более важным это будет казаться, потому что если он выйдет из этого, то почувствует боль. Тогда он говорит, что теперь он будет петь это двадцать четыре часа в сутки. Это признак возникающего сумасшествия.

Никакое знание, никакое понимание от этого не может возникнуть в человеческой жизни. Страны и нации, которые вовлеклись в этот вид сумасшествия, потеряли все и стали бездуховными. Индия -это яркий пример: она потеряла всю свою жизнь, славу и духовность. Она стала бездуховной благодаря этому виду глупости. Слава не развивается через повторение; повторение дает рождение лишь бессознательности.

Так что есть культуры, принявшие метод повторения, который учит засыпать от повторения каких-либо слов. Если ваш ребенок болеет, можно избежать этой ситуации, распевая: «Рам, рам». Так вы становитесь бессознательными - ребенок исчезает, мир исчезает, вы ничего больше не знаете. Если вы не можете найти работу, вы распеваете: «Рам, Рам» и избегаете ситуации. Сейчас вам не надо беспокоиться о работе или пище. Бедные и нуждающиеся страны находят эти пути избежать чего-то конструктивного, и, таким образом, становятся все беднее и больше нуждаются.

Жизнь меняется через борьбу и сражение. Жизнь меняется через встречу ситуации лицом к лицу и изменение ее. Жизнь не изменится, если ваши глаза закрыты и вы повторяете мантры. Все эти вещи лишь опиум, - так что забудьте о повторении слов, имен, мантр.

Медитация - это путь для пробуждения сознания внутри вас, а не для усыпления. То, что спрятано внутри вас, должно пробудиться и стать таким осознающим, чтобы ни одна частица не осталась спящей.

Вся ваша сущность должна пробудиться. Медитацией называется состояние осознанности.

Но в Индии вы можете лежать в бессознательном состоянии, и окружающие скажут, что вы достигли самадхи. Из вашего рта может течь слюна и, возможно, вы лежите в припадке, но люди скажут, что вы достигли самадхи. Это - шизофрения, но люди думают, что вы в самадхи. Это не медитация, не самадхи - это лишь шизофреническая болезнь. Бессознательность - это болезнь. В Америке или Европе, если кто-то становится истеричным или заболевает, его лечат, но в Индии люди так невежественны, что они будут петь священные песнопения вокруг такого человека, говоря, что это великий человек, достигший самадхи. Если бы они были разумными, то направили бы всех этих великих людей полечиться. Все они больны. Их болезни ментальные, это конечный результат ментального напряжения. Это не самадхи, когда человек лежит на земле без сознания и слюна течет из его рта. Это полнейшая глупость, когда преданные распевают песни и говорят, что человек достиг самадхи. Самадхи означает полную осознанность, но не сон или бессознательность.

Самадхи означает, что человек стал таким осознанным, что никакой тьмы не осталось - все освещено. Свет осознанности горит глубоко внутри. Самадхи не означает сон и бессознательность, оно означает осознанность, живость. Человек в самадхи остается сознательным и пробужденным всю жизнь, каждый момент, в каждом дыхании. Все это сумасшествие - это не самадхи. Но если кому-то удается собрать вокруг себя преданных, почему он должен говорить, что это неправильно? - «То, что происходит - правильно, хорошо!» Эта глупость продолжается тысячи лет и, к несчастью, нельзя сказать, сколько это будет еще длиться. Вы помогаете этому происходить. Я не называю песнопение или повторение медитацией.

Медитация означает две вещи: сделать усилие к созерцанию и создать осознанность внутри человека. И в медитации, которую мы проведем сегодня вечером, не засыпайте. Расслабьте тело, расслабьте дыхание, сделайте ум молчаливым, но не засыпайте. Будьте полностью бодрствующим внутри. Вот почему я сказал вам прислушиваться ко всему внешнему: потому что, если вы слушаете, вы останетесь бодрствующими. Но если вы не слушаете, возможно, вы заснете. Сон - это хорошая вещь, сон не плох, но не думайте, что это медитация. Сон необходим, но он не медитация - вы должны помнить это. Если сон не приходит, вы можете вызвать его некоторым песнопением, но не ошибитесь, думая, что вы можете испытать что-то духовное. А вы можете сделать эту ошибку; это нетрудно. Так же, как человек принимает снотворное, - вы можете распевать мантру. Это будет работать подобно снотворному.

Когда Вивекананда был в Америке, он рассказывал о мантрах и медитации, и газета сообщила в статье, что это звучит хорошо, потому что мантра действует подобно нелекарственному транквилизатору. Это был удобный путь создать сон.

Если вы хотите заснуть - это одно, но войти в состояние медитации - это абсолютно другое.

В том эксперименте, который мы делаем здесь, все должны стать расслабленными, все должны слушать, но при этом оставаться изнутри абсолютно бдительными. Завтра мы еще поговорим о явлении бдительности - тогда для вас все станет яснее.

Прежде, чем начать этот эксперимент, постарайтесь понять несколько вещей. Во-первых, это очень простой опыт. Не думайте, что вы делаете что-то очень трудное. То, о чем вы думаете, как о трудном, становится таким не из-за трудности, а потому, что вы так считаете. То, о чем вы думаете как о легком, таким и становится. Трудность - в вашем видении.

Тысячи лет вам говорили, что медитация - очень трудная вещь, что она доступна лишь некоторым редким людям, что это хождение по острию меча, и т. д. Все это создало в вашем уме чувство, что медитация только для редких личностей, что она не для всех. «Все, что мы можем делать - это молиться, поклоняться, распевать «Рам, Рам» или петь какие-то песни преданности без остановки, обычно очень громко и в микрофон, чтобы была польза не только нам, но и всем соседям тоже!» Вы думаете, что это все, что возможно для вас, а медитация - лишь для очень немногих. Все это неправда.

Медитация возможна для каждого человека. Медитация настолько проста, что трудно найти человека, для которого медитация была бы невозможна. Но вы должны подготовиться: вы должны понять вашу способность, вашу роль и вашу позицию, когда вы входите в такую простоту. Это очень просто, это так просто, как самая простая вещь, которая только может быть. Так же просто, как бутон становится цветком, человеческий ум может стать медитативным. Но для того, чтобы бутон стал цветком, необходимы свет, вода и удобрения. Это естественно - это его нужды. Подобно этому, ум имеет свои нужды, чтобы стать медитативным. Это то, о чем мы будем говорить.

Вчера мы говорили о нуждах тела, сегодня мы говорили о том, как создать здоровый ум, как освободиться от опутывающей сети ума. Завтра мы поговорим о сердце - втором центре. Если сердце и ум поняты, тогда будет очень легко входить в третий центр.

Здесь сегодня может быть несколько новеньких - так я должен сказать им, что мы сейчас ложимся для медитации. Эта вечерняя медитация должна быть проделана лежа, перед сном. Сейчас все найдите свое собственное пространство, так, чтобы ни до кого не дотрагиваться. Некоторые могут подвинуться сюда, и некоторые могут лечь на полу напротив.

 

Date: 2015-07-10; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию