Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голова, сердце, пупок





Мои возлюбленные, сегодня днем я бы хотел обсудить еще несколько моментов, относящихся к настоящему центру тела. Об этом также уже было задано несколько вопросов.

Не голова, не сердце, а пупок - наиболее важный центр человеческой жизни. Человек развивался лишь согласно своему уму, поэтому направление, течение его жизни стало неверным. В последние пять тысяч лет мы обеспечивали образование и развитие только ума, только интеллекта. Результаты оказались губительными. В результате практически каждый человек находится на грани сумасшествия: маленький толчок - и любой может сойти с ума. Ум почти на грани разрушения: даже маленький толчок может его разрушить.

Удивительно и то, что во второй половине века, в течение последних пятидесяти лет, безумными становились почти все великие мыслители.

На Западе последние полсотни лет едва ли жил хоть один мыслитель, который не был бы хоть немного сумасшедшим. Великие поэты, великие мыслители, великие философы, великие ученые - все страдали от какого-то вида сумасшествия. И постепенно, по мере того, как человечество становится все более образованным, симптомы безумия начинают затрагивать и обычных людей.

Для того, чтобы создать нового человека, абсолютно необходимо изменить центр человеческой жизни. Если этот центр будет ближе к пупку, а не к голове, то он будет ближе к жизненной энергии.

Почему я об этом говорю? Здесь необходимо понять еще несколько моментов. Ребенок, развивающийся в чреве матери, растущий плод, связан с матерью пуповиной. Материнская жизненная энергия перетекает в ребенка именно через пупок. Жизненная энергия матери - это необъяснимый, загадочный электрический поток, питающий всего ребенка через его пупок. Затем ребенок отделяется от матери, он появляется на свет. Сразу же после его рождения его пуповину отрезают, и начинается его разъединение с матерью.

Для ребенка абсолютно необходимо разъединиться с матерью, иначе он не сможет жить своей собственной жизнью. В какой-то момент ребенок, выросший в чреве матери и бывший до этого единым с ее телом, должен будет отделиться от нее. Это разделение происходит благодаря разрезанию пуповины, связывающей его с матерью. Когда эта связь обрублена, поток жизненной энергии, которую он получал через пупок, полностью останавливается. Все его существо начинает судорожно дрожать. Все его существо начинает просить о том самом потоке жизненной энергии, который он получал до вчерашнего дня, но который сегодня внезапно прекратился.

Боль, которую испытывает ребенок, его крик после рождения -не из-за голода, а из-за того, что больно быть отделенным, отсоединенным от потока жизненной энергии. Разрушено то, что соединяло его со всей его жизненной энергией; исчез источник, из которого он черпал жизнь до вчерашнего дня. Ребенок борется за жизнь - и если ребенок не кричит, доктора или знающие люди скажут, что что-то не так. Если ребенок не кричит, это означает, что он не сможет выжить. То, что он не почувствовал, как его отделили от потока жизненной энергии, может означать только одно: то, что он близок к своей смерти и не выживет. Вот почему делается все возможное, чтобы заставить ребенка закричать. Его крик просто необходим, потому что, если он должен жить, ему следует знать, что его отделили от потока жизненной энергии. Если он не знает, он в большой опасности.

И тогда ребенок заново пытается соединиться со своей жизненной энергией. И его жизненная энергия возвращается к нему снова через материнское молоко. Таким образом, вторая связь ребенка -это связь с сердцем. Вместе с сердцем матери начинает медленно развиваться и его собственный сердечный центр, и пупочный центр забывается. Пупочный центр должен быть забыт, потому что он был отсоединен, он больше не связан с ребенком. И энергию, которую он получал через пупок, он начинает теперь получать через рот. Он опять соединен со своей матерью. Создана новая связь, и с ее помощью он соединен вновь.

Вы удивитесь, когда узнаете, что если мать не кормит ребенка своим молоком, его жизненная энергия остается слабой навсегда. Его можно вскармливать молоком и по-другому, но если он не получает регулярно теплого прикосновения к сердцу матери, его жизнь разбита навсегда, и возможность прожить долгую жизнь навсегда потеряна. Дети, не вскармливаемые материнским молоком, никогда не достигают блаженства и молчания, не смогут стать по-настоящему счастливыми в жизни.

Все молодое поколение на Западе, а также частично уже и в Индии, наполнено великим бунтарством. Глубочайшая, коренная причина этого в том, что детей на Западе не кормят грудью. Их уважение к жизни, их отношение к жизни не наполнено любовью. С раннего детства их жизненная энергия много раз подвергалась стрессу, и они выросли нелюбящими. Из-за этих стрессовых ситуаций, связанных с отделением их от матери, они оказались отделенными от самой жизни, потому что для ребенка сначала не существует никакой другой жизни, отдельной от его матери.


По всему миру, где женщины стали образованными, они не любят воспитывать детей сами, и результаты этого крайне губительны. В племенных обществах детей кормят грудью долго. Но чем образованнее общество, тем раньше ребенка отнимают от груди. Чем раньше лишить ребенка грудного молока, тем сложнее ему ощутить покой в жизни. Глубокое беспокойство будет преобладать в его жизни с самого начала. Кому он отомстит за свое беспокойство? Он отомстит своим же родителям.

По всему миру дети мстят своим родителям. Кому еще им мстить? Сами они не знают о том, что за реакция происходит внутри них, что за сопротивление возникает в глубине, что за огонь разгорается в них. Но в подсознании, глубоко внутри, они осознают, что это сопротивление - результат слишком раннего отделения от матери. Их сердца знают об этом, а умы - нет. В результате они отыграются на своих матерях и отцах, они отомстят всем.

Ребенок, настроенный против своей матери и против своего отца, не может быть благословлен Богом. Бог не может благословить его, потому что первое же чувство, возникающее у него по отношению к Богу - то же самое, что и по отношению к отцу с матерью.

По всему миру Бога называют отцом не без причины. Не без основания образ Бога напоминает образ нашего отца. Если ребенок начинает жизнь с доверия, благодарности и почтения к своим родителям, только тогда те же самые чувства разовьются в нем по отношению к Богу, но не иначе.

Как только ребенок рождается, его сразу же разъединяют с матерью. Его второй источник жизненной энергии связан с сердцем матери. Но настанет время, и ребенка отнимут и от материнской груди.

Когда же настает нужное для этого время? Оно не настает так рано, как мы думаем. Детям нужно дольше оставаться рядом с сердцем матери, чтобы их любовь и сердце могли развиваться правильно всю их дальнейшую жизнь. Их заставляют отделяться от матери очень рано. Мать не должна отнимать ребенка от груди, она должна позволить ребенку отказаться от груди самому. Настанет время, и ребенок сам откажется. Отнимать ребенка насильно для матери подобно тому, как извлечь ребенка на четвертый или пятый месяц беременности вместо того, чтобы позволить ему появиться на свет через девять месяцев. Также вредно, когда мать отнимает ребенка от груди прежде, чем он сам откажется от нее, потому что тогда сердечный центр ребенка тоже не развивается правильно.

В этой связи я бы хотел рассказать вам кое-что еще. Вы удивитесь, когда услышите это. Почему по всему миру именно грудь женщины влечет мужчин больше всего? Это всего лишь дети, отнятые очень рано от материнской груди. В их сознании, где-то глубоко внутри, сохранилось желание быть ближе к женской груди. Оно не исполнено - и другой причины нет, в этом все объяснение. В племенных, примитивных обществах, где дети достаточно долго остаются у материнской груди, у мужчин нет такого влечения.


Но почему же ваша поэзия, ваша проза, ваш кинематограф, ваша драматургия, ваши картины - все вращается вокруг женской груди? Это все было создано мужчинами, которые в детстве не могли достаточно долго оставаться с грудью своей матери. Их желание осталось неосуществленным, и теперь оно проявляется в новых формах. Сейчас издают порнографические снимки, пишут порнографические книги и порнографические пьесы. В наше время мужчины пристают к женщинам на улицах. Вы творите все эти глупости, а потом жалуетесь на них и пытаетесь от них избавиться.

Ребенку необходимо оставаться у материнской груди столько, сколько нужно для его правильного умственного, физического и психологического развития. Иначе его сердечный центр не будет развиваться так, как надо: он останется неполноценным, недоразвитым, больным. А когда сердечный центр остается недоразвитым, начинает случаться невозможное: работу, которую не смогло закончить сердце и не смог закончить пупок, человек пытается довершить умом. Эта попытка приносит еще больше неприятностей, так как у каждого центра своя собственная функция, и каждый центр может делать только свою работу, он не может выполнять работу других центров.

Ни пупок, ни ум не могут выполнять работу сердца. Но как только ребенка разделяют с матерью, у него остается только один центр, на который возлагается основная нагрузка - это центр ума. Образование, обучение, школы и колледжи - все организовано для ума. И успеха в жизни достигают только те люди, чьи умы более развиты и способны. Начинается состязание, и они пытаются всю свою жизнь работать лишь умом.

Любовь человека, который любит умом, фальшива, потому что ум не имеет ничего общего с любовью. Любовь может родиться только в сердце, но не в уме. Но сердечный центр развит недостаточно, и поэтому вы начинаете использовать ум. Вы даже думаете о любви! Любовь не имеет ничего общего с процессом мышления, но у вас даже любовь выражается мыслями. Вот почему так сильно различие полов по всему миру.

Сексуальность имеет только одно значение: она означает, что ум используется для выполнения работы сексуального центра. Когда секс входит в ум, вся жизнь разрушается, а сейчас по всему миру секс вошел в ум.

Сексуальный центр - это пупок, потому что секс - это величайшая энергия жизни: рождение происходит благодаря ему, жизнь приходит благодаря ему, жизненный рост происходит благодаря ему. Но ваши пупочные центры недоразвиты, и поэтому вы используете другие центры для выполнения их функций.

У животных есть секс, но нет сексуальности, поэтому даже в сексе животных есть красота, радость.

Сексуальность человека безобразна, потому что секс стал мыслью в уме: он думает о сексе.

Человек может принимать пищу, есть - это очень хорошо, но если кто-то думает о еде двадцать четыре часа в сутки, он сумасшедший. Еда - абсолютно правильная вещь, она просто необходима, каждый должен есть, но если человек думает о еде двадцать четыре часа в сутки, то его центры повреждены: он использует ум для выполнения работы желудка. Но как пища не может достичь ума, так и ум не может ее переварить. Ум может только думать, может только размышлять. Чем больше ум думает о пище, тем больше он будет выполнять работу желудка, и тогда он будет обеспокоен. Попробуйте как-нибудь переварить вашу пищу путем мышления!


Обычно вы съедаете вашу пищу и затем уже не думаете о ней. Пища попадает в желудок сама, а желудок выполняет работу по ее перевариванию. Это бессознательный центр. Он делает свою работу, и вам не нужно о нем думать. Но однажды насторожитесь и подумайте о нем: сейчас пища достигла желудка, теперь она переваривается, сейчас происходит это, сейчас происходит то... Вы почувствуете, что в этот день переваривание вашей пищи стало невозможным. Чем больше вы думаете, тем более будут затруднены бессознательные процессы, происходящие в желудке. Такие вещи редко случаются с питанием, исключая тех людей, которые одержимы голоданием.

Если человек постится без причины, постепенно пища входит в его мысли. Он не будет есть, он будет поститься, но он будет думать о еде. Это осмысливание еще более опасно, чем еда. Еда, на самом деле, не опасна. Пища очень необходима для жизни, но думать о пище -это болезнь. Когда человек начинает думать о пище, весь рост в его жизни прекращается. Его будут преследовать эти мелкие мысли.

Именно это и произошло с сексом: мы насильно сместили его из соответствующего центра, и теперь мы думаем о нем.

Так вы постепенно передали функции трех жизненно важных центров уму. Это похоже на то, как если бы человек пытался слушать глазами или смотреть ртом. Это похоже на то, как если бы человек пытался смотреть или пробовать на вкус ушами. Вы сказали бы про этого человека, что он сумасшедший, потому что глаза приспособлены для того, чтобы смотреть, а уши - чтобы слушать. Уши не могут видеть, а глаза - слышать. Если вы попытаетесь поступать так, то конечным результатом будет хаос.

Точно также у человека есть три центра. Центр жизни - пупок, центр чувств - сердце, а центр мышления - ум. Мышление - это самый внешний из этих трех центров. Следующий, более глубокий центр - это чувства, и еще глубже него находится центр бытия.

Возможно, вы думаете, что если сердце останавливается, то прекращается и течение жизненной энергии. Но сейчас ученые пришли к заключению, что даже если сердце останавливается, человек еще сможет продолжать жить, если его запустить в течение шести минут. После того, как связь с сердцем прерывается, жизненный центр в пупке остается активным еще шесть минут. Если в течение этих шести минут удастся запустить сердце или трансплантировать новое сердце, человек сможет продолжать жить, и ему не нужно будет умирать. Но если жизнь ушла из пупочного центра, новое сердце окажется бесполезным. Самый глубокий и основной центр внутри человека - это пупок. Поэтому сегодня утром я рассказал немного об этом пупочном центре.

Человечество, которое мы сотворили, пока вывернуто наизнанку. Оно словно человек, стоящий на голове, делающий сиршасану. Человек, делающий сиршасану, стоит на голове, а его ноги - в воздухе. Если бы человек делал сиршасану по двадцать четыре часа, в каком бы он был состоянии? Вы можете понять! Он, конечно бы, сошел с ума. Он уже сумасшедший, иначе он бы не стоял на голове по двадцать четыре часа; для этого нет причины. Но в своей жизни вы перевернули вещи вверх ногами - вы все стоите на головах! Вы сделали голову основой своей жизни. Мышление стало основой вашей жизни.

Подлинная религия говорит, что мышление - не основа жизни, основой должно быть освобождение от мыслей, освобождение от мышления. Но вы живете, думая и размышляя, и пытаетесь решить, как жить при помощи мышления. И из-за этого вы заблудились. Думая и размышляя, ничего не решишь - пища не переваривается вашими мыслями, кровь не течет по вашим венам благодаря мыслям, ваше дыхание не происходит благодаря вашим мыслям.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что ни один из значительных жизненных процессов не относится к мышлению? На самом деле, если слишком много думать, все жизненные процессы замедляются и расстраиваются. Вот почему каждую ночь вам нужно погружаться в глубокий сон, так, чтобы все в вас происходило правильно без вашего вмешательства, и тогда утром вы сможете снова почувствовать себя свежими.

Жизнь человека, который не может погрузиться в глубокий сон, находится в опасности, потому что мышление постоянно мешает основным жизненным процессам. Поэтому природа заставляет вас ненадолго погружаться в глубокий сон, она вводит вас в бессознательное состояние, где останавливается все мышление и ваши настоящие центры становятся активными.

Между вашими настоящими центрами тоже есть взаимосвязь. Например, я могу быть связан с вами благодаря вашему интеллекту. Мои мысли могут казаться вам правильными, мои мысли могут впечатлять вас - и тогда между мной и вами будет интеллектуальная взаимосвязь.

Это самый поверхностный вид взаимосвязи, но более глубоких взаимосвязей интеллект не создает.

Более глубокие взаимосвязи рождаются благодаря сердцу, любви, - а любовная связь не случается благодаря мышлению. Любовь возникает совершенно бессознательно, когда вы об этом не думаете. Но еще глубже жизненные связи, возникающие через пупок, а не через сердце. Описать их еще труднее. Трудно даже определить, какого рода эти взаимоотношения, потому что вам совсем неизвестно это измерение.

Я говорил вам раньше, что жизненная сила матери активизирует пупок ребенка. Своего рода электричество постоянно движется от материнского пупка к пупку ребенка. И потом всю жизнь, когда бы этот ребенок ни проходил мимо женщины, от которой исходит такой же поток электричества, какой был у его матери, он будет бессознательно чувствовать определенную связь с ней. И он совсем не будет понимать, что за отношения он стал чувствовать и почему. Он начнет называть эти неизвестные отношения любовью. Мы не можем признать это, поэтому мы называем ее слепой - любовь слепа. Так же, как уши не могут слышать, язык не может ощущать запах, а глаза вкус - так же и любовь слепа, потому что она возникает из таких глубоких уровней, что нам трудно понять причины этого.

От некоторых людей вы вдруг чувствуете сильное отталкивание, вы чувствуете, что хотели бы бежать от них. Но вы не понимаете причины, почему вы хотите сбежать. Почему вы хотите убежать от них? Если направление вашей и их энергии, исходящей из пупка, противоположны, тогда, сами не понимая этого, вы захотите убежать от них. Будет казаться, что что-то заставляет вас покинуть их.

Но иногда вы вдруг чувствуете притяжение к человеку и не понимаете почему; кажется, для этого нет никакой причины. Ваша полярность и его полярность ощущаются подобными, одного типа, соединенными друг с другом - вот почему вы имеете такое переживание.

В человеческой жизни существует три типа отношений. Отношения рассудка, которые не могут быть очень глубокими. Таковы отношения между учителем и учеником. Есть отношения любви, которые глубже, чем интеллект. Отношения между матерью и ребенком, между братьями, между мужем и женой относятся к этому типу: они возникают из сердца. И есть более глубокие отношения, которые возникают из пупка. Я называю отношения, исходящие из пупка, дружественностью. Они идут глубже, чем любовь. Любовь может кончиться, дружба никогда не кончается. Завтра мы можем возненавидеть людей, которых любим сегодня, - но друг никогда не может стать врагом. Если он становится врагом - знайте, что, на самом деле, дружбы не было. Отношения дружбы исходят из пупка - это отношения более глубоких и неизвестных областей.

Вот почему Будда не говорил людям, чтобы они любили друг друга. Он говорил о дружбе. Он имел для этого повод - он сказал, что в вашей жизни должны быть друзья. Некоторые даже спрашивали Будду: «Почему вы не называете это любовью?»

И Будда отвечал: «Дружба - гораздо более глубокая вещь, чем любовь. Любовь может закончиться, дружба никогда не кончается!»

Любовь связывает, дружба дает свободу. Любовь может поработить человека. Она может владеть, стать хозяином. Дружба не становится хозяином человека, она не удерживает никого. Она не закрепощает, она освобождает. Любовь становится оковами, потому что любящие друг друга требуют, чтобы любили только их и никого больше.

В дружбе нет таких требований. Каждый может иметь тысячи, миллионы друзей, потому что дружба - очень обширное, очень глубокое переживание. Оно поднимается из глубочайшего центра жизни. Вот почему дружба становится величайшим путем, который приводит вас к божественному. Тот, кто является другом для всех - рано или поздно достигает божественного, потому что его отношения происходят с пупочным центром каждого. И однажды он обязательно вступит в связь с пупочным центром вселенной.

Отношения каждого человека в жизни не должны быть просто интеллектуальными, они не должны быть лишь сердечными - они должны быть глубже, они должны исходить из пупка.

Например, нигде в мире это неясно - хотя раньше или позже это станет известным, рано или поздно мы придем к пониманию - что мы соединены с очень далеким источником жизненной энергии, который мы не можем видеть. Мы знаем, что Луна находится очень далеко, но все же она оказывает неведомое воздействие на океан: он поднимается и опускается под ее влиянием. Мы знаем, что Солнце далеко, но оно связано с жизнью какими-то невидимыми нитями: Солнце поднимается утром, и в жизни происходит революция. Все, что было объято сном, лежало как мертвое, все, что было бессознательным, становится осознанным. Все спящее начинает просыпаться, цветы начинают расцветать, птицы начинают петь. Невидимый поток от Солнца оказывает на нас свое влияние.

Есть и другие, более скрытые источники жизненной энергии, которые достигают вас таким путем: они постоянно управляют нашими жизнями. Не только Солнце, Луна, звезды в небе, но сама жизнь имеет поток энергии, который невидим нами, но постоянно воздействует и управляет нашими центрами. Чем более восприимчив наш центр, тем большее влияние оказывает эта энергия на наши жизни. Чем менее восприимчив наш центр, тем меньше эта энергия будет влиять на нас.

Солнце поднимается, цветы расцветают - но если мы воздвигаем стену вокруг цветка и солнечный свет не достигает его - тогда он не расцвет, он засохнет. Окруженный стенами, цветок увянет. Солнце не может насильственно войти и открыть цветок. Цветок должен быть готов. Цветок должен дать Солнцу благоприятную возможность прийти и открыть его.

Солнце не может идти на поиски цветка, спрятанного за стеной, чтобы озарить его. Солнце даже не знает ничего о цветах. Это абсолютно бессознательный жизненный процесс: Солнце поднимается - и цветы расцветают. Если цветок заточен в комнате, он не расцветет, он завянет и погибнет.

Жизненная энергия течет отовсюду, но те, чьи пупочные центры закрыты, будут лишены этого потока. Они даже не узнают о нем. Это цветение пупка с древности названо лотосом из-за возможности открытия - какая-то жизненная энергия сможет его открыть. Для этого требуются некоторые приготовления. Для этого наш центр должен быть доступен открытому небу, и мы должны оказывать ему внимание. Тогда жизненная энергия, которая полезна нам, может достичь пупочного центра и дать ему жизнь. Я рассказал вам об этом некоторые вещи сегодня утром.

Как это будет возможно, как может это стать возможным, чтобы центр вашей жизни стал раскрывшимся цветком, так, чтобы невидимый поток энергии, текущий отовсюду, мог соединиться с этим центром? Каким образом это будет происходить? Я вспомнил несколько вещей, о которых я расскажу сейчас и сегодня вечером, так, чтобы утром мы смогли поговорить о втором пункте.

Первое - ваше дыхание. Чем оно глубже, тем больше ваша способность работать с пупком и развивать его. Но вы не имеет никакого понятия об этом. Вы даже не знаете, как много вы дышите или как мало вы дышите - или сколько этого требуется. Чем беспокойнее вы становитесь, тем больше наполняетесь мыслями. Вы можете не осознавать, что, чем более нагруженным становится ум, тем меньше будет поток дыхания, оно становится затрудненным.

Вы когда-нибудь наблюдали, что вы дышите по-разному, и ваше дыхание, когда вы гневаетесь, отличается от того, когда вы спокойны? Вы когда-нибудь наблюдали, что, если в уме присутствует сильное сексуальное желание, дыхание движется определенным образом, а когда ум наполнен прекрасными чувствами, дыхание движется по-другому. Вы когда-нибудь наблюдали, что дыхание больного человека отличается от дыхания здорового? Поток дыхания изменяется от момента к моменту в зависимости от состояния вашего ума.

Обратное тоже верно: если поток вашего дыхания абсолютно гармоничен, это изменяет состояние вашего ума. Либо вы изменяете ум - и дыхание меняется, либо вы меняете дыхание - и воздействуете на ум.

Для тех, кто хочет развивать свой жизненный центр и воздействовать на него, нужно помнить, прежде всего, о ритмичности дыхания. Когда он сидит, стоит или движется, его дыхание должно быть таким гармоничным, таким спокойным, таким глубоким, что он должен быть в состоянии испытывать различную музыку, различную гармонию дыхания день и ночь. Если вы гуляете по дороге безо всякой работы - вы будете чувствовать большое блаженство. Если вы дышите глубоко, спокойно, медленно и гармонично, то польза будет двоякой. Когда ваше дыхание остается гармоничным, ваше мышление будет уменьшаться, и мысли почти прекращаются. Если ваше дыхание совершенно - все мысли полностью исчезнут.

Дыхание очень глубоко и в очень большой степени воздействует на мысли в уме. Ничего не стоит дышать правильно, и вы не должны тратить какое-то особое время для правильного дыхания. Если вы сидите в поезде, гуляете по дороге, сидите дома и если продолжается процесс глубокого и спокойного дыхания, то через несколько дней этот процесс станет самопроизвольным. Вы даже не будете осознавать его, дыхание будет глубоким и медленным само по себе.

Чем глубже и медленнее поток дыхания, тем больше ваш пупочный центр будет развиваться. Каждое ваше дыхание ударяет в пупочный центр. Если дыхание входит и выходит над пупочным центром, тогда постепенно центр становится бездействующим, становится слабым, потому что дыхание не ударяет в него.

В прошлом люди нашли некоторые ключи, формулу для дыхания. Но человек настолько неразумен, что начал повторять формулы без понятия их значения, без понимания их. Это подобно тому, как ученые нашли формулу для воды - Н2О. Они говорят, что при соединении водорода и кислорода образуется вода. Два атома водорода и один атом кислорода дают формулу Н2О. Тогда, если человек начнет повторять «Н2О, Н2О» так же, как люди повторяют «Рам, Рам, Аум, Аум», мы скажем, что он сумасшедший, потому что что может происходить от повторения формулы? Формула лишь указывает на что-то. Если вы понимаете ее суть, тогда формула многозначительна. Вы могли часто слышать о людях, которые сидят и повторяют звук Аум. Они не знают, что Аум - это формула, подобная Н2О. В звуке Аум три буквы. Это «а», «у», «м». Возможно, вы могли не заметить, что если вы закрываете рот и говорите громко внутри «аа», то вы почувствуете, что звук отражается в вашей голове. «А» - обозначает головной центр. Если вы скажете внутри «у», то вы почувствуете, что звук «у» отражается в вашем сердце. «У» указывает на сердце. И если вы внутри говорите «м» - третью часть Аум - тогда вы почувствуете, что звук отражается возле вашего пупка. «А», «у», «м» - это три звука, обозначающие звуки головы, сердца и пупка. Если вы говорите «м» - вы почувствуете всю его силу на пупке. Если вы говорите «у», то почувствуете силу, идущую к сердцу. Если вы говорите «а», тогда «а» отразится в голове и исчезнет.

Это - формула. Каждый должен двигаться от «а» к «у» и от «у» к «м». Ничего не произойдет от простого повторения Аум. И этим процессам, которые ведут нас в этом направлении - от «а» к «у» и от «у» к «м» - мы должны уделить внимание. Глубокое дыхание - это первый процесс. Чем глубже, гармоничнее, плавнее становится дыхание - тем больше жизненной энергии будет подниматься внутри, начнет излучаться из вашего пупка. Ваш пупок будет становиться живым центром.

Через несколько дней вы почувствуете, что энергия вытекает из вашего пупка, а также почувствуете, что она входит внутрь. Вы обнаружите, что около вашего пупка начинает развиваться очень живой, динамичный центр. Вскоре после того, как вы это почувствовали, вокруг этого центра будет происходить намного больше переживаний.

Психологически, дыхание - это первое, что нужно для развития пупочного центра. Я говорил вам утром о бесстрашии. Чем более боязлив человек, тем менее у него шансов достичь пупочного центра. Чем бесстрашнее человек, тем легче ему достичь пупка.

Так, мой самый важный совет при воспитании ребенка - никогда не говорить ему, чтобы он не выход навсегда ил из дома, потому что там темно. Вы не осознаете, что повреждаете его пупочный центр. Напротив, скажите ребенку, чтобы он пошел туда, где темно; скажите ему, что темнота зовет его. Если река бурная, не говорите ребенку, чтобы он не прыгал в нее, потому что вы не знаете, что ребенок, который отваживается войти в бурную реку, развивает свой пупочный центр. Пупочный центр ребенка, который не прыгает в реку, становится слабым, хилым. Если дети хотят вскарабкаться на гору - позвольте им. Если дети хотят влезть на дерево - позвольте им. Позвольте им пойти туда, где они смогут испытать приключение и бесстрашие. Даже если некоторые дети, карабкающиеся на горы, прыгающие в реки или слезающие на деревья, каждый год умирают, это совсем не имеет значения. Потому что если все дети общества станут наполненными страхом и нуждающимися в бесстрашии - тогда все сообщество может казаться живым, но, в действительности, оно мертво.

В Индии это, к несчастью, произошло. Мы много говорили о религии, но ничего не знаем о смелости. Мы не знаем, что без смелости нет никакой религии, потому что без нее главный элемент жизни остается неразвитым. Каждый нуждается в большой смелости, чтобы встать и посмотреть в лицо смерти. В Индии так много говорят о религии, но наш страх смерти безграничен! В действительности, должно бы было произойти обратное - люди, которые узнали душу, совсем не должны бояться смерти, потому что смерти не существует. Но в то время, когда вы много говорите о душе, вы очень боитесь смерти, ужасно боитесь.

Возможно, вы говорите о душе потому, что боитесь смерти. Говоря о душе, вы получаете некоторое утешение, что вы не умрете, что душа бессмертна. Возможно, вы говорите об этом из страха, кажется, что это действительно так. Бесстрашие должно быть развито. Должно быть развито огромное бесстрашие. Так, если в жизни имеется удобный случай встретить смело опасность - пригласите ее.

Некто однажды спросил Ницше: «Как можно развить свою индивидуальность?»

Он дал очень характерный принцип, который вы даже не могли ожидать. Он сказал: «Живите опасно! Живите опасно, если вы хотите развить вашу индивидуальность».

Но вы думаете, что чем больше вы живете в безопасности, тем лучше вам будет - там есть банковский счет, дом, полиция и армия, и там нет страха. Вы можете иметь там спокойную жизнь. Вы не понимаете, что, создавая эти порядки и комфорт, вы становитесь почти мертвым. Нет никакого смысла так жить, потому что единственный смысл в жизни - это жить в опасности. Другого смысла в жизни нет. Трупы в абсолютной безопасности, потому что сейчас они не могут даже умереть. Сейчас никто не может убить их - их могилы абсолютно безопасны.

Император выстроил дворец. Из соображений безопасности он сделал во дворце лишь одну дверь. Соседний император пришел посмотреть на это. Ему это очень понравилось, и он сказал: «Я хотел бы тоже построить такой дворец. Это так безопасно. Никакой враг не сможет сюда войти» - там была только одна дверь, и было сделано все, чтобы безопасность соблюдалась.

Когда император уезжал, хозяин дворца провожал его, и там собралась большая толпа. Уезжая, император сказал: «Я очень счастлив. Я построю такой же дворец».

Около него стоял старик, который начал смеяться. Император спросил: «Почему ты смеешься?»

Старик сказал: «Если вы построите такой же дворец, то не повторяйте ошибки, которую он сделал!»

«Какую ошибку?» - спросил император.

«Не делайте даже одной двери. Закройте все двери. Тогда вы будете в полной безопасности», - ответил старик.

Император сказал: «Тогда это станет могилой».

Старик сказал: «Этот дворец тоже стал могилой. Там, где есть только одна дверь, и предприняты все меры безопасности, и ниоткуда нет никакой опасности - это могила».

Вы думаете, что отсутствие страха есть бесстрашие? Это ошибка. Бесстрашие - это не отсутствие страха. В присутствии страха бесстрашие - это совсем другая вещь, которая происходит внутри. Это не отсутствие страха. Бесстрашие - это полное присутствие страха, но одновременное присутствие и храбрости, чтобы встретить его. Но в вашей жизни это не развивается.

Мне кажется, что, когда вы молитесь в храмах, вы не становитесь ближе к божественному. Но когда приключения жизни и бесстрашие приглашают вас, когда опасности зовут вас и вы идете - вы, определенно, станете ближе к божественному. В опасности центр, который спрятан внутри вас и спит, просыпается и становится пробужденным. В опасности центр чувствует вызов, и в этой ситуации пупочный центр может развиваться.

Прежде саньясины принимали эту опасность. Они оставляли дом, но не потому, что там что-то не ладилось. Позднее глупые люди начали думать, что саньясины оставляют дом, потому что там что-то было не в порядке; они оставляли своих жен и детей, потому что они были обузой. Это неверно. Саньясин просто хотел оставить безопасность. Он хотел войти в состояние небезопасности, где не было поддержки, друзей, где никто не был его собственностью. Здесь могли быть болезни, смерть, опасность, бедность; он хотел войти в это состояние небезопасности. Так что тот, кто выбирал небезопасность, был саньясином.

Но позже саньясины создали для себя большую безопасность, большую, чем люди, живущие в обществе! Люди, живущие в обществе, должны были зарабатывать на его жизнь; он был даже в большей безопасности. Он просто получал это - он получал одежду, жилище и все остальное. Единственной разницей было то, что он не должен был зарабатывать это. Трудность и небезопасность зарабатывания денег также закончилась. Кто-то делал это для него, тот или другой готовили все для него. Так саньясин становится подобным человеку, привязанному к колышку; вот почему саньясин не может быть смелым. Кажется, что саньясин в этом мире бессильный человек: он не может показать даже небольшой смелости.

Один саньясин говорит: «Я джайн», другой говорит: «Я индуист», третий говорит: «Я мусульманин». Может ли саньясин быть индуистом, джайном или мусульманином? Саньясин принадлежит всем. Но страшно сказать: «Я принадлежу всем», потому что это может означать, что саньяснн не принадлежит никому. Тогда те, кто дает ему еду, кто делает для него дома, больше не будут с ним дружить. Они скажут: «Ты не принадлежишь нам. Ты принадлежишь всем, так что иди к ним. Мы будем создавать для тебя условия, если ты джайнский монах», или: «Мы будем создавать для тебя условия, если ты мусульманский монах. Мы - мусульмане, так что мы будем заботиться только о мусульманских монахах». Так что монах скажет: «Я мусульманин», или скажет: «Я индуист». Это - поиски безопасности. Это - поиски нового дома: они оставили старый дом, и теперь они хотят иметь новый.

Так что сейчас ситуация такова, что те, кто хитры, те, которые хотят иметь хороший дом - не строят дома совсем, они просто становятся саньясинами! Они говорят другим: «Вы не мудры - вы строите свои собственные дома. Вы совершаете грехи и, может быть, отправитесь в ад!!» И они заставляют этих людей строить для них дома, они живут в них, радуются при мысли пойти на небеса, они зарабатывают добродетели и избегают всех волнений жизни. Так саньясины создали свою собственную безопасность.

Но основное значение саньясы - это страстное желание жить в опасности. По существу, это означает, что здесь нет приюта, нет компаньона, нет никакой определенности о завтрашнем дне.

Христос проходил мимо сада. Он сказал своим друзьям: «Вы видите эти цветы, которые расцвели в саду? Они не знают о том, взойдет ли солнце завтра или нет. Они не знают, получат ли они воду завтра или нет - но сегодня они расцвели в своей радости».

Один человек делает сегодня приготовления на завтра, потом на послезавтра. Есть такие, которые подготавливают постройку своих могил. Те, кто считает себя мудрыми, заранее создают мемориалы, в которых будут хоронить их мертвые тела.

Вы все делаете приготовления и полностью забываете, что человек, готовящийся к завтрашнему дню, убивает сегодня из-за этих приготовлений. Затем завтра он будет снова готовиться к следующему дню, и он будет убивать этот день тоже. Каждый день он будет готовиться к следующему дню и будет продолжать убивать сегодняшний день. А кроме настоящего дня, нет больше ничего. Завтра никогда не приходит: то, что приходит, будет сегодня. Он убивает сегодня для завтра.

Это природа ума - искать безопасность: он убивает сегодня для завтра. Он жертвует настоящим ради будущего. А будущее никогда не приходит. Завтра никогда не приходит. В конце концов он видит, что вся жизнь выскользнула из его рук.

Человек, который отваживается жить сегодня и даже не заботится о завтра, живет в опасности, потому что завтра там может быть опасность. Нет никакой определенности ни в чем. Возможно, что жена, которая любит сегодня, может не любить завтра; муж, который любит сегодня, может не любить завтра. Нет определенности в завтрашнем дне. Сегодня есть деньги, завтра их может не быть; сегодня есть одежда, завтра ее может не быть. Человек, который тотально принимает эту небезопасность завтра, смело встречает все, что она приносит - развивает центр, который я назвал пупочным центром. Внутри него поднимаются сила, энергия, могущество. Внутри него основание вырастает подобно столбу смелости, на котором может расти его жизнь. Так что на физическом уровне нужно дыхание, а на психологическом уровне необходима смелость. Эти две вещи - основа для развития пупочного центра.

Если есть что-то еще, или если у вас есть какие-то вопросы, я расскажу вам об этом вечером. Но прежде, чем эта сессия закончится, я должен сказать вам еще одну вещь. Семьсот или восемьсот лет назад в Японии пытались создать другой тип человека: они назвали его самураем. Он был монахом, а также воином. Это очень странно: какая связь между монахом и воином? В Японии очень странные храмы. В этих храмах они учат медитации, а также джиу-джитсу и дзюдо, искусству борьбы, фехтованию и стрельбе из лука. Если бы мы пошли туда и посмотрели - мы были бы очень удивлены. Что за нужда использовать меч в храме медитации? И учить дзюдо, джиу-джитсу и искусству борьбы: какое они имеют отношение к медитации? На фасаде храмов медитации имеются символы мечей. Это очень странно.

Но для этого была причина: медитирующие в Японии постепенно пришли к пониманию, что если в жизни ищущего не развивать смелость и силу, тогда в нем будет существовать только ум; его другой, более глубокий центр, не развивается. Он может стать лишь ученым, но не может стать святым. Он может стать так называемым эрудитом, всезнающим человеком. Он может знать Гиту, Коран, Библию и Упанишады, он может заучивать их наизусть подобно попугаю - это возможно, но он не испытает жизни. Так что медитирующих учили, как пользоваться мечом, луком и стрелой.

Недавно один мой друг возвратился из Японии. Кто-то там дал ему изваяние, и он был эти сильно обеспокоен; он не мог понять, что это было за изваяние. Вернувшись из Японии, он пришел ко мне с изваянием и сказал: «Мне подарили это, и я принес его сюда, потому что вновь и вновь удивляюсь ему. Что оно означает?» Это было изваяние самурайского воина.

Я сказал ему: «Ты не можешь понять, потому что тысячелетиями мы создавали непонятное».

Изваяние представляло воина с обнаженным мечом в руке. Та сторона лица, которая соответствовала руке с мечом, освещалась отражением меча. Его лицо в этой стороны выглядело как лицо Арджуны. В другой руке у него была лампа, и свет от нее падал на другую сторону лица: его лицо с этой стороны выглядело подобно лицу Будды, Махавиры или Христа. В одной руке он держал меч, а в другой - лампу. Вы не можете понять этого, потому что вы думаете, что он должен держать в руке либо меч, либо лампу. Как могут обе эти вещи быть в руках одного человека?

Так что мой друг был не в состоянии понять. Он сказал мне: «Я в большом затруднении. О чем все это?»

Я сказал ему, что лампа может быть только в руке человека, у которого есть блестящий меч в другой руке. Для него это не вопрос использования меча; лишь слабые люди, полные страха, пользуются мечом. А если вся жизнь человека становится подобной мечу, то у него нет необходимости использовать меч.

Так что не думайте, что если человек держит меч в руках, он будет использовать его, будет ранить или убивать кого-то. Человек убивает только тогда, когда он боится быть убитым - иначе он никогда не станет убивать. Насильственный человек - это, в действительности, тот, кто наполнен страхом. На самом деле, меч может иметь в руках лишь ненасильственный человек. Фактически, только человек, который сам становится мечом, может быть ненасильственным, и никак иначе.

Лампа мира может быть полезна только в руках того, чье бытие родило меч смелости, энергии и силы.

Так что, с одной стороны, индивидуальность должна быть наполнена огромной силой, и, с другой стороны - полным покоем; лишь тогда истинная индивидуальность, целостность может возникнуть.

Сейчас в мире существует два вида ситуаций. Люди либо держат лампы в руках и становятся абсолютно слабыми - если кто-то задувает их лампу, они не могут даже воспрепятствовать или спросить, почему те сделали это. Они должны просто думать: «Когда этот парень уйдет мы зажжем лампу снова, а если он не уйдет, мы останемся в темноте; здесь не проблемы, так зачем сопротивляться?» Так что, с одной стороны, в одной ситуации существуют люди, которые держат лампу в руках, но не имеют силы ее защитить.

Индия стала одной из таких слабых стран. Она стала слабой страной, потому что мы не развиваем настоящие центры нашей жизненной энергии. Мы просто живем в уме, заучивая Гиту, Упанишады и проповеди Махавиры, и пишем комментарии к ним. Мастер и ученик продолжают сидеть и говорить о тысяче бесполезных вещей, которые не имеют никакого отношения к жизни. Вся наша страна, вся наша раса стала слабой, бессильной. Она стала импотентом.

А с другой стороны, есть люди, которые просто перестали заботиться о лампе, те, которые вытащили меч и начали использовать его. Тогда, не имея лампы, они не могут видеть в темноте, кого они убили. Они не знают, убили ли они своих людей или чужих. Так что они просто продолжают убивать, и если кто-то начнет говорить о светящейся лампе, они говорят: «Перестаньте говорить чепуху. Время, потраченное на освещение лампой, может быть использовано в работе с мечом. И более того, меч может быть сделан из того же металла, что и лампа. Так зачем растрачивать все это масло и весь этот металл? Жизнь состоит в использовании меча».

Люди Запада используют свои мечи в темноте, а люди Востока сидят с лампой, но безо всякого меча. И оба плачут. Весь мир плачет. Настоящий человек сочетает в себе живой меч и лампу мира. Я называю религиозным только того, в ком возникают обе эти вещи.

Сегодня мы поговорили об этих первых пунктах. Это хорошо, если в ваших умах поднимается много вопросов об этом; они должны прийти. Если вы напишете свои вопросы, то вечером я смогу ответить вам. Завтра мы начнем обсуждение некоторых других моментов. Сегодня задавайте вопросы лишь о том, что мы обсуждали сегодня, и ни о чем другом. Завтра мы поговорим о других сторонах, и тогда вы сможете задать вопросы о них. Но будет лучше, если сегодня вы будете задавать вопросы о том, что я только что рассказал. Если у вас есть вопросы, которые не касаются этих трехдневных бесед, вы сможете задать их в последний день, и мы поговорим о них.

Мои возлюбленные, сегодня мы обсудили в двух предыдущих беседах, как жизнь человека может стать центрированной в сущности, как может он познать себя, как он может достичь своего собственного «я». Вы спросили о некоторых других вещах. В ответ на них сейчас я расскажу вам о трех путях. Завтра и послезавтра я отвечу на вопросы, не относящиеся к сегодняшней беседе.

Сейчас я отвечу на вопросы, относящиеся к сегодняшней дискуссии, разделяя их на три части.

Первая часть - о том, как человек должен начать проживать свою жизнь из пупочного центра, центрированным в себе, в своем бытии. Прежде, чем я войду в это, я хотел бы обсудить три других важных пути, через которые спящая в пупке энергия может проснуться. Когда она просыпается - это становится дверью, через которую человек может испытать сознание, которое отличается от его тела. Я расскажу вам о тех путях, и потом мы обсудим их.

Первое - это правильная диета, второе - это правильная работа, и третье - это правильный сон. Человек, который не получает правильной пищи, правильной работы и правильного сна, может никогда не стать центрированным в пупке. Человек потерял связь с этими тремя вещами.

Человек - единственный вид, чья диета непредсказуема. Диета всех других животных определенна. Их основные физические нужды и их естественные решения, что они должны есть и чего не должны, сколько они должны есть, когда они должны есть и когда должны остановиться, совпадают. Но человек абсолютно непредсказуем, абсолютно неопределенен: ни его природа не говорит ему, что он должен есть, ни его сознание не говорит ему, сколько он должен есть, ни его разумное решение не говорит ему, когда он должен прекратить есть. Так как ни одно из этих качеств непредсказуемо, жизнь человека движется в некоторых очень неопределенных направлениях. Но если есть даже маленькое понимание, если человек начинает жить даже с очень небольшой разумностью, с небольшой осмысленностью, немного открывая глаза - тогда совсем нетрудно перейти на правильную диету. Это очень легко: ничего не может быть проще. Чтобы понять правильную диету, мы можем разделить этот вопрос на две части.

Первое - что должен есть человек и чего не должен? Человеческое тело состоит из химических элементов; все процессы тела, в большинстве, химические. Если человек примет алкоголь, тогда химия его тела изменяется, и он становится опьяненным, бессознательным. Каким бы здоровым, спокойным ни был человек - химия интоксиканта будет воздействовать на его тело. Каким бы святым ни был человек - если ему дадут яд, то он умрет.

Сократ умер от отравления, а Ганди от пули. Пуля не видит, святой это человек или грешник; яд не видит, Сократ это или обычный человек. Ни интоксиканты, ни яды, ни пища не видят, кто или что вы есть. Их функция непосредственная - они идут в химию тела и начинают работать. Таким образом, любая пища, содержащая интоксиканты, начинает вредить и создавать беспокойство в сознании человека. Любой вид пищи, приводящий человек в бессознательное состояние, беспокойство, волнение, крайности, вреден. И глубочайший вред происходит тогда, когда эти вещи достигают пупка.

Возможно, вы не осознаете, что в натуропатии всего мира лечебная грязь, легкая вегетарианская пища, водные компрессы и баня использовались для лечения тела. Но ни один натуропат еще не понимает, что действие на тело всех этих вещей происходит не за счет каких-то особых качеств, а благодаря тому, что они воздействуют на пупочный центр. А пупочный центр затем воздействует на все тело. Все эти процедуры - грязь, вода, баня - действуют на спящую энергию пупочного центра, и когда эта энергия поднимается, человек начинает выздоравливать.

Но натуропаты еще не осознают этого. Они думают, что, возможно, это благодатное действие приходит от лечебной грязи, бани или мокрых компрессов на живот! Это приносит пользу, но реальная польза приходит от пробуждения энергии в спящем пупочном центре.

Если с пупочным центром плохо обращаются, если диета и пища неправильны, тогда постепенно пупочный центр становится спящим и его энергия слабеет.

Постепенно этот центр начнет засыпать. И в результате он будет почти спящим. Тогда мы даже не осознаем его как центр. Тогда мы осознаем только два центра: один в уме, где постоянно движутся мысли, и второй, очень слабый - в сердце, где движутся эмоции. Мы не имеем связи с более глубокими центрами. Так, чем легче пища, тем меньше она создает тяжести в теле, тем более ценным и значительным это будет для начала вашего внутреннего путешествия.

Относительно правильной пищи первое, что надо помнить - это то, что она не должна создавать возбуждения, опьянения, отравления, не должна быть тяжелой. После правильной еды вы не должны чувствовать тяжести и сонливости. Но, возможно, все мы чувствуем после нашей пищи тяжесть и сонливость, - тогда мы должны знать, что мы питаемся неправильно. Знаменитый доктор Кеннет Уоккер сказал в своей автобиографии, что, по его длительным наблюдениям, половина съеденного людьми наполняет их собственный желудок, а другая половина наполняет желудки докторов. Если люди будут съедать лишь половину своего рациона, они совсем не будут болеть, и никакие доктора не понадобятся.

Некоторые заболевают, потому что не получают достаточно пищи, а другие болеют, потому что имеют слишком много пища. Одни умирают от голода, другие - от обжорства. И людей, умирающих от переедания, всегда больше, чем умирающих от голода. Немногие умирают от голода. Даже если человек хочет умереть от голода - это невозможно, по крайней мере, в течение трех месяцев. Каждый может прожить без пищи три месяца. Но если человек переедает три месяца, тогда у него нет возможности выжить.

Есть люди, у которых очень странные, на наш взгляд, привычки. Однажды был великий император по имени Нерон. У него было два доктора, которые должны были вызывать у него рвоту, чтобы он мог радоваться еде, по меньшей мере, пятнадцать-двадцать раз в день. Он ел, и затем должен был принимать лекарство, вызывающее рвоту, так, чтобы он мог радоваться пище снова. Но то, что мы делаем, не очень отличается.

Нерон мог иметь докторов в своем дворце, потому что был императором. Мы не императоры, но имеем докторов по соседству. Нерон делал себе рвоту каждый день - мы это делаем каждые несколько месяцев. Мы придерживаемся неправильной диеты и накапливаем все виды ядов. Затем доктора дают нам очищающие лекарства, и мы продолжаем есть плохую пищу. Нерон был мудрым человеком - он очищался каждый день. Мы это делаем лишь после двух или трех месяцев. Если бы мы были императорами, тогда мы должны были делать то же самое, но мы беспомощны - мы не имеем возможности, поэтому не можем делать это. Мы смеемся над Нероном, но, в некотором смысле, не отличаемся от него.

Наше неправильное отношение к пище становится опасным для нас. Оно оказывается очень дорогостоящим. Оно привело нас к тому, что мы едва живы. Кажется, что наша пища создает болезни, а не здоровье. Это удивительно, что наша пища приводит к заболеванию. Это похоже на то, что утренний рассвет создает темноту - это равно удивительно и странно. Но все доктора мира сходятся во мнении, что большинство болезней человека происходят вследствие неправильной диеты.

Так, первое - это то, что человек должен быть очень осознанным и внимательным к своей еде. И я говорю это особенно для медитирующих. Для медитирующего необходимо оставаться осознающим, что он ест, сколько, и какое это оказывает действие на его тело. Если вы проживете несколько месяцев с осознанностью, вы наверняка найдете, какая пища вам подходит, дает вам спокойствие, мир и здоровье. Здесь нет действительных трудностей, но так как вы не обращаете внимания на вашу еду, вы не в состоянии открыть для себя правильную пищу.

Вторая вещь относительно пищи - это состояние вашего ума, когда вы едите, - и это намного важнее, чем то, что вы едите. Пища будет действовать на вас по-разному: едите ли вы радостными, счастливыми, или вы едите печальными и беспокойными.

Если вы едите в беспокойном состоянии, тогда даже лучшая пища будет действовать отравляюще. И если вы едите с радостью, тогда возможно, что иногда даже яд может оказать на вас положительное действие - это очень возможно. Важным является состояние ума, в котором вы едите.

В России жил великий психолог Павлов. Он провел некоторые опыты на животных и пришел к удивительному заключению. Он брал для опыта кошек и собак. Он давал кошке еду и затем с помощью рентгена наблюдал за состоянием ее желудка. Когда пища попадала в желудок, там немедленно выделялся желудочный сок. В это же время к окну комнаты, где была кошка, подносили собаку. Когда собака лаяла, кошка пугалась, и рентген показывал, что выделение желудочного сока прекращалось, желудок закрывался, сжимался. После удаления собаки ее желудок шесть часов оставался в том же состоянии. Пищеварительный процесс не начинался снова, и пища оставалась в желудке непереваренной шесть часов. Когда кошкин ум стал обеспокоенным присутствием собаки, желудок прекратил свою работу.

Что же сказать о вашей ситуации - вы живете в беспокойстве двадцать четыре часа в сутки. Это чудо, как ваша съеденная пища переваривается, как существование справляется с этим, невзирая на вас! У вас нет желания переварить ее. Это великое чудо, как она переваривается. И как вы остаетесь живыми - это тоже чудо! Состояние вашего ума должно быть благодарным и блаженным.

Но в ваших умах обеденный стол находится в самом ужасном состоянии. Жена весь день ждет, когда муж вернется домой, чтобы поесть, и все эмоциональные болезни, которые она собирала последние двадцать четыре часа, выплескиваются, пока муж ест. Она не знает, что она создает работу врачам. Она не знает, что добавляет яд в тарелку своего мужа.

Муж тоже испуган и обеспокоен после целого рабочего дня - он кое-как забрасывает пищу в желудок и уходит. Он не понимает, что этот акт, который он закончил так быстро и убежал, должен быть молитвенным. Это не то дело, которое делается в спешке. Это должно быть сделано так, как входят в храм, как преклоняют колени в молитве, как садятся, чтобы играть на вине, и как поют песню возлюбленной. Это действие даже более важно: оно дает пищу телу. Оно должно быть сделано в состоянии полного блаженства, оно должно быть любящим и молитвенным.

Чем счастливее, радостнее и спокойнее человек во время еды, тем более правильной становится его пища.

Насильственная диета не означает лишь то, что человек есть ненасильственную пищу; если человек ест в гневе, это также насильственная диета. Обе эти вещи являются насильственными. Когда человек ест в гневе, страдании, беспокойстве, тогда он также ест насильственно. Он совсем не понимает, что так же, как насильственно есть чью-то плоть, насильственно разрушать собственную плоть из-за гнева и беспокойства. Тогда пища, которую он ест, не может быть ненасильственной.

Другая часть правильного питания - это то, что вы должны есть в очень спокойном, очень радостном состоянии. Если вы не находитесь в таком состоянии, тогда лучше отложить еду. Когда ум абсолютно готов, только тогда вы должны принимать пищу. Сколько времени надо, чтобы привести ум в порядок? Если вы хорошо осознаете, что надо подождать, тогда ум может оставаться обеспокоенным лишь один день. Но вы никогда не прислушиваетесь к уму - вы сделали еду полностью механическим процессом. Вы даете пищу телу, и затем выходите из-за обеденного стола - это больше не психологический процесс, и это опасно.

Вы должны почувствовать: «У меня сегодня есть пища, и я благодарен. Мне дана возможно прожить еще один день, и я бесконечно благодарен. Этим утром я снова проснулся живым; сегодня Солнце снова подарило мне свой свет, сегодня я снова увижу Луну - я снова жив сегодня! Не было необходимостью, чтобы я был сегодня жив, я мог бы быть в могиле, но мне снова была дана жизнь. Я не заработал ее - она была дана мне даром». Чувствуйте благодарность хотя бы за это - она должна быть в вашем сердце. Вы едите пищу, пьете воду, дышите - вы должны иметь чувство благодарности за все это. Ко всей жизни, ко всему миру, ко всей вселенной, ко всей природе, к божественному - вы должны иметь благодарность: «Я получил еще один день, чтобы жить. Еще один день я получил пищу. Еще один день я вижу солнце, распустившиеся цветы... Я снова жив сегодня».

За два дня до смерти Рабиндранат Тагор сказал: «Господи, как я благодарен! О Господи, как я могу выразить свою благодарность? Ты дал мне эту жизнь, а я совсем не достоин был получить ее. Ты дал мне дыхание, когда я не имел никакого права дышать. Ты дал мне переживание красоты и блаженства, которые я ничем не заслужил. Я благодарен. Я переполнен твоей милостью. И если в этой жизни, что ты дал мне, я мог получить какую-то боль, страдание, беспокойство -это должно быть моей виной, потому что эта твоя жизнь есть само блаженство. Так что я не прошу тебя дать мне освобождение от жизни. Если ты чувствуешь, что я достоин, тогда посылай меня в эту жизнь снова и снова. Эта твоя жизнь так блаженна, и я бесконечно благодарен тебе за нее».

Это чувство, это чувство благодарности должно присутствовать во всех аспектах жизни - и в особенности того, что касается вашей диеты. Только тогда ваша диета становится правильной.

Второй пункт: правильная работа. Она тоже перестала быть существенной частью вашей жизни. Физическая работа стала постыдной.

Западный мыслитель Альберт Камю шутливо написал в одном из своих писем, что придет время, когда люди начнут просить своих слуг совершить за них любовный акт. Если некто влюбляется - он пошлет своего слугу заняться любовью с возлюбленной от его имени. Это однажды может произойти! За вас уже все делают другие; занятия любовь - единственная вещь, которую вы делаете сами. Вы просите других помолиться за вас, совершить ритуалы от вашего имени. Вы идете к священнику в храме и просите его совершить богослужение от вашего имени. Вы даже имеете слугу, который делает за вас вещи, подобные молитве и поклонению. Так что, если вы имеете слугу, чтобы поклоняться за вас, то, возможно, что однажды мудрые люди будут посылать своих слуг заняться любовью с их возлюбленной от своего имени. В чем тут трудность? И те, которые будут не в состоянии позволить себе иметь слугу, будут чувствовать стыд от того, что вынуждены заниматься любовью сами.

Это возможно, потому что в жизни есть так много значительного, но сейчас вы делаете это за счет своих слуг. И вы совсем не осознаете, что вы теряете, упуская значительные вещи. Вся сила, вся живительность жизни теряется, потому что человеческое тело и человеческое бытие созданы для совершенно определенного количества работы - и сейчас он освободился от всей этой работы.

Правильная работа - это также существенная часть в пробуждении человеческого сознания и энергии.

Однажды утром Авраам Линкольн чистил дома свои ботинки. Один его друг, зайдя к нему, сказал: «Линкольн! Что ты делаешь? Ты чистишь свои ботинки?»

Линкольн сказал: «Ты удивляешь меня! Ты что, чистишь ботинки других? Я чищу свои ботинки - а ты чистишь обувь других?»

Друг сказал: «Нет-нет, я даю чистить свои ботинки другим!»

Линкольн сказал: «Это даже хуже - отдавать чистить свои ботинки другим, нежели чистить ботинки других».

Что это значит? Это означает, что мы теряем наш прямой контакт с жизнью. Наш прямой контакт с жизнью - это то, что приходит через работу.

Однажды около трех тысяч лет назад, когда Конфуций был жив, он зашел в одну деревню. В саду он увидел, что старый садовник с сыном брали воду из колодца. Для старика эта работа была очень тяжелой, хоть даже сын и помогал ему. А старик был очень стар.

Конфуций удивился тому, что этот старик не знает, что сейчас для вытаскивания воды из колодца используются волы и лошади, -он тащил ее сам. Он пользовался такими устаревшими методами!

Конфуций подошел к старику и сказал: «Мой друг! Вы не знаете, что изобрели новые методы? Люди вытаскивают воду из колодцев с помощью лошадей и волов. Почему вы это делаете сами?»

Старик сказал: «Говорите потише, говорите потише. Для меня не имеет значения то, что вы сказали, но я боюсь, что мой молодой сын может услышать вас».

Конфуций спросил: «Что вы имеете в виду?»

Старик ответил: «Я знаю об этих изобретениях, но все изобретения, подобные этим, освобождают человека от физической работы. Я не хочу, чтобы мой сын стал освобожденным, потому что в тот день, когда он будет устранен от физической работы, он будет разъединен с самой жизнью.

Жизнь и работа - это синонимы. Жизнь и работа имеют одно и то же значение. Но постепенно вы начинаете называть тех, кто не должен делать физическую работу, счастливчиками, а тех, кто должен делать физическую работу - несчастными. И это отчасти верно, так как многие отказались от работы, а другие должны выполнять слишком много работы. Слишком много работы убивает вас, слишком мало работы тоже убивает вас. Так что я говорю: правильная работа - правильное распределение физической работы. Каждый должен делать определенную физическую работу. Чем больше интенсивности, блаженства, благодарности человек вносит в свою работу, тем больше он будет находить, что вся жизненная энергия начинает двигаться вниз от головы, приближаясь к пупку. Для работы не нужны ни голова, ни сердце. Энергия для работы исходит непосредственно из пупка - это ее источник.

Наряду с правильной диетой немного физической работы абсолютно необходимо. И это не то, что должно быть в интересах других - если вы обслуживаете бедных, это полезно им; или вы идете в деревню и занимаетесь сельским хозяйством - это полезно фермерам; или если вы выполняете какую-то работу, то делаете большое государственное дело. Это все фальшивые вещи. Это лишь для вашей собственной пользы, и ни для кого еще. Это не имеет отношения к выгоде для кого-то еще. Кому-то еще это может быть полезно, но, в первую очередь, это для вашей собственной пользы.

Когда Черчилль вышел на пенсию, один из моих друзей поехал навестить его дома. В свои преклонные годы Черчилль копал землю и сажал растения в своем саду. Мой друг задал ему несколько вопросов о политике. Черчилль сказал: «Прекратите! Сейчас с этим покончено. Сейчас, если вы хотите спросить меня о чем-то, вы можете спросить меня о двух вещах. Вы можете спросить меня о Библии, потому что я читаю ее дома, и можете спросить меня о садоводстве, потому что я занимаюсь этим в саду. Сейчас я не интересуюсь политикой. Это прошло. Сейчас я просто работаю и молюсь».

Когда мой друг вернулся, он сказал мне: «Я не понимаю, что за человек этот Черчилль. Я надеялся, что он даст мне некоторые ответы, но он сказал, что просто работает и молится».

Я сказал ему: «Сказать “работаю и молюсь” - это повторение. Работа и молитва означает ту же самую вещь - они синонимы. И в тот день, когда работа становится молитвой, а молитва становится работой, будет достигнута правильная работа».

Немного физической работы абсолютно необходимо, но вы не обращаете на это внимания. Даже традиционные саньясины Индии не обращают никакого внимания на работу - они уклоняются от ее выполнения. Они просто движутся в другом направлении. Богатые люди перестали делать физическую работу, потому что они имеют деньги и могут заплатить за эту работу, а саньясины перестают работать, потому что они ничего больше не делают в этом мире. Они не должны ничего создавать или зарабатывать деньги, так что зачем им работать? В результате два уважаемых класса общества отстранились от работы. А люди, в чьих руках остается работа, постепенно увядают.

Для искателя физическая работа имеет большое значение и приносит пользу не потому, что вы будете что-то производить, но потому, что чем больше вы будете включаться в какой-то вид работы, тем больше ваше сознание будет центрироваться, оно начнет спускаться от ума. Нет необходимости, чтобы работа была продуктивной. Она может быть непродуктивной - просто упражнением. Но некоторая физическая работа абсолютно необходима для жизненности тела, живости ума и полного пробуждения сущности. Это вторая часть.

Но каждый может совершить ошибки в этой части. Также, как каждый может ошибаться относительно диеты - есть слишком много или слишком мало, также ошибка может случиться и здесь: каждый может или не делать никаких физических упражнений, или делать их слишком много. Борцы делают слишком много упражнений, они находятся в болезненном состоянии. Борец - нездоровый человек. Борец слишком нагружает тело - это его утомляет. Если тело насилуется, тогда некоторая часть тела, некоторые мускулы могут стать развитыми, но ни один борец не живет долго! Ни один не умирает здоровым. Вы знаете, что все борцы, будь он Гама, или Сандов, или кто-то еще, даже величайшие в мире - умирают нездоровыми. Они умирают преждевременно, и они умирают от жестоких болезней. Насилуя тело, можно развить мускулы и сделать тело заслуживающим внимания, показа, но есть большая разница между показом и жизнью. Существует большая разница между тем, чтобы быть здоровым, и тем, чтобы быть выставленным напоказ.

Каждый человек должен отыскать согласно себе и своему телу, сколько он может сделать физической работы, чтобы быть более здоровым и свежим. Более свежий воздух внутри тела, больше блаженства, человек становится более жизненным, - но это надо исследовать внутри.

Симона Вейл, французский философ, написала в своей автобиографии удивительную вещь. Она сказала: «До тридцати лет я всегда была усталой. Я была нездорова и имела частые головные боли. Но лишь в возрасте сорока лет я поняла, что до тридцати лет я была материалисткой. Я поздоровела, когда стала более духовной. Только позднее я увидела, что моя усталость и нездоровье были связаны с моим материализмом».

Слабый и нездо







Date: 2015-07-10; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.074 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию