Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка культурных факторов





Отдельные культуры, как и отдельные личности, уникальны, нет двух культур, которые были бы точным подобием друг друга. Выходя за пределы простого опи­сания или конкретных гипотез, традиционная наука не слишком хорошо справля­ется с этой уникальностью, предпочитая сосредоточить свое внимание на момен­тах общности, таких как системы классификации. Чтобы изучить влияние культу­ры как предпосылки или независимой переменной, исследователи распределили общества по категориям на основе множества признаков. Общества классифици­ровались в соответствии с моделями проживания (например, патрилокальные, неолокальные), культурными ценностями (например, индивидуализм-коллекти­визм по Хофстеде — Hofstede, 1980; автономия-устойчивость, иерархия-господ­ство по Шварцу — Schwartz, 1990) и межличностными отношениями (например, горизонтальные/вертикальные по Триандису — Triandis, 1995). При использова­нии таких классификаций культура может рассматриваться как всеобъемлющая объяснительная схема для множества феноменов или как набор ценностей, норм или установок. В том и в другом случае предполагается, что культура оказывает прямое или опосредованное влияние на поведение (Lonner & Adamopoulos, 1997). Различные системы классификации подвергались критике за то, что носили чрез­мерно общий характер и не принимали во внимание ситуационные переменные. Например, в определенных ситуациях человек может вести себя как индивидуалист (на работе), а в других — как коллективист (в семье), что иллюстрирует важность ситуации. Мацумото и его коллеги (Matsumoto, Weissman, Preston, Brown & Kupper-busch, 1997) учли это обстоятельство, сочетая исследование культуры с исследова­нием ситуации, при оценке поведения индивидов в отношении индивидуализма/ коллективизма в четырех различных социальных контекстах. Подобные тонкости при определении культуры необходимы для более глубокого осмысления того, как культура и конкретные культурные практики влияют на поведение.

Вопросы, связанные с развитием

Будущие исследователи тендерных представлений в различных культурных груп­пах должны обратиться к вопросу, каким образом социальные связи и социальное поведение меняются с возрастом. Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что в ША мальчики в возрасте 2 года 9 месяцев не реагируют на устные запрещения своих товарищей-девочек. Она высказывает предположение, что общение с невос­приимчивыми партнерами вызывает неудовольствие девочек, поэтому они избе­гают мальчиков. Это ведет к тому, что представителям собственного пола отдается предпочтение при выборе товарищей по играм, причем данные о таком предпочте­нии были выявлены во множестве разных культурных групп (R. L. Munroe et al., 2000). Тем не менее причины такого предпочтения до сих пор не исследовались в кросс-культурном контексте.

Кроме того, Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что социальные группы, состоящие из представителей мужского пола, в большей степени интересуются

проблемами лидерства и проникнуты духом соперничества, при этом мальчики часто используют угрозы, командуют и хвастаются своей силой. Девочки, напро­тив, в большей степени склонны к выражению согласия, они готовы промолчать, чтобы дать своему партнеру возможность высказаться. Маккоби полагает, что про­цессам, происходящим в семье, придавалось слишком большое значение в форми­ровании соответствующих аспектов поло-ролевого поведения, и подчеркивает при этом значимость влияния групп сверстников. Диапазон вариаций и многообразие взаимоотношений*в семье и отношений со сверстниками, которое наблюдается в разных культурных группах, дает исключительную возможность изучения форми­рования социально-ролевых тендерных установок. Специалисты по кросс-куль­турным исследованиям только приступают к исследованию данных вопросов, свя­занных с формированием социального поведения детей в других обществах.

Выводы

Ввиду количества и разнообразия материала, рассмотренного в данной главе, лю­бые итоговые замечания должны носить самый общий характер. Наибольшее впе­чатление производит открытие того, что панкультурное сходство в половых и тен­дерных вопросах является гораздо более ощутимым, чем культурные различия. В самом деле, структуры взаимоотношений мужского и женского пола в разных со­циальных группах удивительно схожи. Относительно незначительные биологиче­ские различия между полами могут усиливаться или смягчаться в ходе культур­ных практик и социализации, в результате тендерные различия в ролевой ориен­тации и повелении обычно носят умеренный характер, однако в некоторых случаях являются культурно значимыми. Прибегая к спортивной метафоре, можно сказать, что тендер не создает новой игры в мяч в каждой культуре, однако вносит относи­тельно незначительные изменения в правила очень старой игры в мяч. Следова­тельно, есть основания говорить о панкультурной модели с некоторыми вариаци­ями, которые определяются влиянием конкретной культуры.

В определенном отношении удивительно, что многие кросс-культурные исследо­вания, касающиеся тендерных проблем, не имеют теоретической базы, хотя существу­ет несколько исследований, согласующихся с различными гипотезами, которые яв­ляются производными существующих теорий. Для дальнейшего совершенствования тендерных представлений будущие исследования должны рассмотреть теоретиче­ские вопросы, связанные с влиянием культуры на поведение. Лонгитюдные исследо­вания обществ, которые находятся в состоянии стремительного социально-экономи­ческого развития, могут быть посвящены вопросу о том, будут ли тендерные пред­ставления трансформироваться в том направлении, которое прогнозирует теория.

И наконец, исследования в различных сферах общественной науки и науки, занимающейся изучением поведения, часто проводились в отрыве друг от друга. Немногие исследователи занимались изучением взаимосвязи между культурны­ми практиками, такими как обряды инициации (тема, характерная для антрополо­гов) и развитием личности (тема, которая, как правило, изучается в рамках психо­логии). В стремлении понять воздействие культуры на поведение антропологи и психологи должны больше учиться друг у друга. Возможно, развивающаяся куль-

турная психология вместе с кросс-культурной психологией поможет навести мос­ты между разными дисциплинами, признав, что культура функционирует одновре­менно как независимая и как структурирующая переменная.

Примечания

1. Хотя теория психоанализа и оказала существенное влияние на первые кросс-культурные исследования тендерных различий (см. Burton & Whiting, 1961; Freud, 1939; Mead, 1949; Munroe & Munroe, 1994; R. L. Munroe, Munroe & Whiting, 1981), в последнее время ей уделялось мало внимания, и она не рас­сматривается в данной главе.

2. Запросы, связанные с переводами Контрольной таблицы прилагательных можно прислать на имя Деборы Бест, Deborah L. Best, Department of Psycho­logy, Box 7778, Wake Forest University, Winston-Salem, NC 27109 или по элек­тронной почте [email protected].

 

Часть III

Культура и личность

ГЛАВА 12

Date: 2015-07-10; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию