Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смысл существования кросс-культурной психологии
Существует множество аргументов в пользу важности кросс-культурной психологии. Кто же будет спорить, например, с тем, что изучение других культур приносит огромную пользу, хотя бы потому, что такие познания могут подготовить человека к более эффективному взаимодействию с представителями иной культуры. И кто же станет спорить, что изучение и понимание других культур или этнических особенностей служит отличительной чертой образованного человека? Изучение мира за пределами собственных границ (Cole, 1984) важно само по себе и позволяет глубже понять, кто мы такие, откуда пришли, а возможно, и куда идем. Для кросс-культурных психологов, однако, главной и очевидной причиной возникновения и существования кросс-культурной психологии было стремление раздвинуть рамки психологической пауки. Современная психология — это, прежде всего, порождение западной академической науки, которая греется в лучах почтенных, с научной точки зрения, исследовании, отмеченных наследием логического позитивизма. Группа авторов (Berry, Poortinga& Pandey, 1997) использовали акроним WASP (Western academic scientific psychology — западная академическая научная психология) для описания этого исторического явления, имея в виду не только западную психологию, но также практику психологии как науки в США, Великобритании, а также в их культурных и языковых сателлитах. Интересен взгляд на эту ситуацию Яходы (Jahoda, 1970), который критически отзывался о навязанных психологии границах. Он заявил, что эта ограниченность напоминает некоего пастора Твакум а из «Тома Джонса» [юмористического романа Генри Филдипга, написанного в 1749 году о выходце из простонародья, воспитанного в среде английской аристократии], который сказал: «Когда я упомянул религию, я имел в виду христианство; но не просто христианство, но протестантизм, и не просто протестантизм, а англиканскую церковь». Это очень напоминает: «Когда я говорю об объекте психологии, я имею в виду представителя западной индустриальной культуры; но не просто представителя западной индустриальной культуры, а американца, и не просто американца, а студента университета*. Конечно, несправедливо говорить так, бросая тень на всю массу работ, выполненных и США. И, тем не менее, чрезмерное сосредоточение на такой странной выборке (а ведь речь идет о человечестве в целом) заставляет призадуматься о сфере применения «законов», полученных в результате таких экспериментов. Короче говоря, большинство сведений о психологическом функционировании человека получено в результате исследований и теоретических разработок, порожденных «высоко психологизированным» миром, «ведущим миром» психологии (Moghaddam, 1987). О значительной же части остального мира психологии известно немного. Date: 2015-07-10; view: 278; Нарушение авторских прав |