Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл существования кросс-культурной психологии





Существует множество аргументов в пользу важности кросс-культурной психоло­гии. Кто же будет спорить, например, с тем, что изучение других культур приносит огромную пользу, хотя бы потому, что такие познания могут подготовить челове­ка к более эффективному взаимодействию с представителями иной культуры. И кто же станет спорить, что изучение и понимание других культур или этниче­ских особенностей служит отличительной чертой образованного человека? Изу­чение мира за пределами собственных границ (Cole, 1984) важно само по себе и по­зволяет глубже понять, кто мы такие, откуда пришли, а возможно, и куда идем. Для кросс-культурных психологов, однако, главной и очевидной причиной возникно­вения и существования кросс-культурной психологии было стремление раздви­нуть рамки психологической пауки.

Современная психология — это, прежде всего, порождение западной академиче­ской науки, которая греется в лучах почтенных, с научной точки зрения, исследова­нии, отмеченных наследием логического позитивизма. Группа авторов (Berry, Poortinga& Pandey, 1997) использовали акроним WASP (Western academic scientific psychology — западная академическая научная психология) для описания этого исторического явления, имея в виду не только западную психологию, но также практику психологии как науки в США, Великобритании, а также в их культур­ных и языковых сателлитах. Интересен взгляд на эту ситуацию Яходы (Jahoda, 1970), который критически отзывался о навязанных психологии границах. Он за­явил, что эта ограниченность напоминает некоего пастора Твакум а из «Тома Джонса» [юмористического романа Генри Филдипга, на­писанного в 1749 году о выходце из простонародья, воспитанного в среде английской аристократии], который сказал: «Когда я упомянул религию, я имел в виду христи­анство; но не просто христианство, но протестантизм, и не просто протестантизм,

а англиканскую церковь». Это очень напоминает: «Когда я говорю об объекте психо­логии, я имею в виду представителя западной индустриальной культуры; но не про­сто представителя западной индустриальной культуры, а американца, и не просто американца, а студента университета*. Конечно, несправедливо говорить так, бро­сая тень на всю массу работ, выполненных и США. И, тем не менее, чрезмерное сосре­доточение на такой странной выборке (а ведь речь идет о человечестве в целом) за­ставляет призадуматься о сфере применения «законов», полученных в результате та­ких экспериментов.

Короче говоря, большинство сведений о психологическом функционировании человека получено в результате исследований и теоретических разработок, порож­денных «высоко психологизированным» миром, «ведущим миром» психологии (Moghaddam, 1987). О значительной же части остального мира психологии извест­но немного.







Date: 2015-07-10; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию