Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аутизм и реальный мир





В

ы прочли мою историю и узнали, как через ряд символических дверей я «вышла» в реальный мир. Но что я могу посоветовать вам — родителям, врачам, учителям, которых любовь или професси­ональный долг привлекли к проблеме детского аутизма?

• Прежде всего: среди аутичных детей, как и
среди всех остальных, нет двух одинаковых. То, что
помогает одному, может не сработать с другим.
Разумеется, существуют некие общие принципы обу­
чения, годные в любой ситуации, однако необходи­
мо внимательно наблюдать за специфическими
реакциями каждого ребенка и исходить уже из них.

• Попытайтесь понять, что интересует и при­
влекает ребенка. Если, например, он проводит целые
дни в туалете, беспрерывно спуская воду в бачке, —
спросите себя, что его завораживает? Шум воды,
дерганье за ручку, или, может быть, причинно-след-


ственные отношения между действием и результа­том? Ответив на этот вопрос, постарайтесь напра­вить его увлечение в другое русло.

• В детстве я обожала кружиться. Аттракцион
«Сюрприз» стал для меня навязчивым увлечением —
я каталась на нем часами. Сейчас очевидно, что если
только у ребенка нет предрасположенности к
эпилептическим приступам, вращение полезно: оно
развивает вестибулярный аппарат и чувство равнове­
сия, улучшает координацию движений и восприятие.
Предостережение: не стоит кружиться до тошноты.
Достаточно достичь нистагма, т. е. непроизвольного
ритмического движения глазных яблок, возникаю­
щего при восстановлении равновесия.

• Я считаю также, что пресс-машина может
помочь некоторым аутичным детям избавиться от
тактильно-защитного поведения, научиться не
бояться прикосновений других людей и принимать
от них ласку. Научившись принимать любовь, аутич-
ный ребенок, возможно, научится и дарить ее. Тогда
ему удастся избежать той неспособности к сострада­
нию, которой отличаются некоторые аутичные люди
с высоким уровнем интеллектуального развития.
Пресс-машина и другие способы стимуляции давле­
нием, используемые в методике сенсорной интегра­
ции, успокаивают перевозбужденную нервную систе­
му и снижают гиперактивность. Сейчас все больше
становится специалистов по сенсорной интеграции,
владеющих методами А. Джин Эрз.

• Будьте внимательны. Старайтесь понять, не только какие моторные действия (например, спуска­ние воды в туалете) нравятся ребенку, но и что ему


неприятно. Я, как многие аутичные дети, не выно­сила громких звуков и задыхалась в крепких объяти­ях взрослых. А любимым моим занятием было реше­ние разных головоломок — вроде загадки Комнаты Иллюзий.

• От профессионалов часто можно услышать
такие слова: «Нет, этого Билли не делает! (Или: не
способен сделать!) Я ведь тестировал его два года
назад!» Но это было два года назад, а не сейчас.
Исследования, осмотры, тесты необходимо прово­
дить регулярно и достаточно часто. Дети быстро рас­
тут, и аутичные — не исключение.

• Поощряйте аутичного ребенка к двигательной
активности, способствующей осознанию своего тела.
Мои тактильные ощущения были скованы сверхчув­
ствительностью и тактильно-защитным поведением,
а вот кинестетические — открыты для развития и
обучения. Осязание может научить очень многому, и
его следует использовать чаще — не только с аутич-
ными, но и с обычными детьми. Предлагайте ребен­
ку различные материалы — шелк, шерсть, глину,
наждачную бумагу. Пусть он играет с глиной и пес­
ком. Танцы и движение под музыку приносят таким
детям неоценимую пользу. Неговорящие дети с
аутизмом иногда пропевают слова, которые не могут
произнести.

• Все мы порой нуждаемся в уединении. Аутич-ным детям тоже бывает необходимо «тайное место», где они могли бы спрятаться и углубиться в свой внутренний мир. Помимо всего прочего, аутизм — это неспособность находиться внутри ситуации, и таким людям иногда бывает необходимо отключить-


ся от всего окружающего. У меня тоже было «тайное место», где я обдумывала свой опыт и набиралась сил на будущее.

• Будьте осторожны с домашними животными.
Из-за неправильного восприятия мира аутичные
дети часто бывают с ними жестоки. Сперва подарите
ребенку мягкую игрушку, которую можно ласкать и
гладить. Когда он поймет, что значит любить живот­
ное и заботиться о нем, можно переходить от игру­
шечного котенка или щенка к живому. Дайте ребен­
ку подержать его и погладить. Становится все более
и более очевидным, что домашние животные удиви­
тельно помогают улучшать состояние не только
аутичных, но и просто очень пожилых и ослаблен­
ных разными немощами людей.


• Еще один метод работы — применение тех­
ник модификации поведения. Но трудность здесь в
том, что при аутизме, как правило, нарушена спо­
собность к обобщению задачи. Например, аутичный
ребенок научился есть ложечкой мороженое. Значит
ли это, что он с такой же легкостью использует при­
обретенное умение при использовании столовой
ложки для супа? Часто он не способен воспользо­
ваться своими умениями в новой ситуации. Предла­
гайте ему каждую задачу как что-то новое. И имейте
в виду: совершив очередное обобщение, ваш ребе­
нок сделал еще один шаг к реальности.

• Помните о спонтанных реакциях. Я швыряла
в товарищей книжками, не думая, что делаю. Упре­
ки и выговоры иногда могут привести к улучшению
поведения, но гораздо чаще ребенок не контролиру-


ет такие реакции и попросту не может с собой спра­виться.

• Следите за правильным питанием ребенка. Для роста и развития необходимо стабильное пита­ние. При аутизме часто бывают нарушены внутрен­ние механизмы, отвечающие за выработку необходи­мых веществ. В таком случае, чтобы добиться ста­бильности (гомеостаза), необходимы специальные минеральные добавки. Многие аутичные дети стра­дают от недостатка цинка, а также, согласно доктору медицины Аллану Котту, от избытка меди — оба элемента должны в небольших количествах содер­жаться в крови; их умеренное присутствие благо­творно сказывается на иммунной системе организма. Чтобы выяснить, имеется ли у вашего ребенка недо­статок цинка (что влияет на развитие внутреннего уха и, как следствие, вестибулярного аппарата), обратитесь к специалисту по биохимическому анализу и попросите провести восьмичасовой тест на толерантность к глюкозе. Возможно, ребенок нуждается в мегавитаминной терапии. Бернард Рим-ланд из Института исследований поведения ребенка в Сан-Диего выполнил несколько работ, результаты которых свидетельствуют о том, что многим аутич-ным детям полезны витамин Bg и магнезия. Другие исследователи подтвердили его открытие. Кроме того, необходимо определить, не подвержен ли ребе­нок аллергии. Проверьте все это, прежде чем обра­щаться к лекарствам.

• Многие аутичные дети страдают сильными пищевыми аллергиями. Иногда после исключения из меню аллергенов у ребенка улучшается поведение. Аллергию могут вызывать следующие общеизвестные


продукты: молоко, пшеничная мука, кукуруза, поми­доры, шоколад, сахар и грибы. Постарайтесь найти специалиста, знакомого с влиянием пищевых аллер­гий на поведение.

Мэри Коулман, доктор медицины из Вашингтона, округ Колумбия, изучает нарушения обмена веществ при аутизме. Она выяснила, что при определенных типах аутизма специальные диеты могут помочь сгладить или исправить нарушения обмена веществ.

• Не пичкайте ребенка лекарствами без нужды. Лекарственные вещества действуют великолепно — если действуют вообще. Для меня тофранил стал чудесным снадобьем, но для кого-то другого он может оказаться настоящим ядом. Особенно опасна для детей передозировка лекарств. Лично я полагаю, что им лучше не давать лекарств вовсе или прибе­гать к ним только как к крайнему средству. Если вы считаете, что ребенку все же необходимы лекарства, не давайте ему больше одного лекарства за раз и тщательно следите за результатом. Его трудно оце­нить, если несколько препаратов даются пациенту одновременно. Часто случается, что препарат лишь маскирует симптомы; но чрезвычайно полезно найти лекарство, которое бы действительно исправляло и компенсировало у ребенка биохимические наруше­ния. Найдя такое лекарство, используйте наимень­шую эффективную дозу.


• Создайте для ребенка спокойную, стабиль­ную, безопасную обстановку. Аутичный ребенок просто не может нормально жить, если мир вокруг него постоянно меняется. Установите четкий распо­рядок дня. «Утром мы встаем, затем умываемся, затем завтракаем...» — и так далее. Аутичный ребе-


нок не способен сам внести порядок в свой мир. Этот порядок должны установить вы. Изменения в обычном ритме жизни допустимы, если они имеют смысл.

• Что слышат аутичные дети? Иногда я слыша­ла и понимала все, но порой звуки окружающего мира и человеческие голоса превращались для меня в однообразный невыносимый шум, подобный гро­хоту проходящего поезда. Особенно страдали мои чувства от шума, производимого множеством людей. Следите за тем, что и как вы говорите ребенку. Обращайтесь к нему с короткими, простыми фраза­ми. Смотрите прямо на него: аутичные дети воспри­нимают не только слова, но и «язык тела». Если это необходимо, возьмите ребенка за подбородок и уста­новите зрительный контакт. Конечно, для аутичного ребенка это непростое испытание: он готов смотреть на что угодно, только не на собеседника... Будьте драматичны в выражении чувств. Пусть ребенок до­гадается о вашей радости по улыбке, а об унынии — по скорбно опущенным уголкам губ. Эта смена выражений привлечет его внимание к вашим глазам, лицу и телу. Ваш голос не должен быть монотон­ным; подчеркивайте главное слово, например: «Какого красивого кролика ты нарисовал!»

• Не боритесь с чрезмерными увлечениями, а переводите их в позитивное русло. Упорство, т. е. сосредоточенность на одной цели, может творить чудеса. Аутичные взрослые, способные самостоя­тельно жить и работать, часто трудятся в области своих детских увлечений. Так, один человек, с дет­ства увлеченный цифрами, сейчас успешно состав­ляет налоговые ведомости.


• Обращайтесь к специалистам. Выслушивайте разные мнения. Посещайте местные общества помо­щи детям с нарушениями развития. Будьте в курсе событий — новых открытий, исследований, разрабо­ток, методик. И, разумеется, обсуждайте свои проб­лемы с другими родителями!

Сейчас я — владелица процветающей компании по проектированию оборудования для животновод­ческих ферм. Кто бы мог подумать много лет назад, что «эта ненормальная» достигнет такого успеха? Сегодня мне пришло приглашение на встречу наше­го класса — и я, пожалуй, поеду. Благодаря любви и помощи своей семьи и многих других людей я прошла долгий, очень долгий путь. И теперь в своих мечтах я вижу, как и другие «меченые аутизмом» открывают свои символические двери и идут навстречу успеху.









Date: 2015-07-10; view: 293; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию