Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор историографии





Историография личности Вольтера обширна и разнообразна. Писатели и мыслители уже в XVIII в. предпринимали попытки составить жизнеописание философа и изложить его главные идейные положения. К числу таких «первопроходцев» относился, в частности, писатель, философ, математик и один из последних просветителей Николя де Кондорсэ.
Биография Вольтера, его философия и социальные взгляды достаточно основательно изложены в массе общих работ по истории философии и в историографии Просвещения. Кроме того, существует множество работ отдельно рассматривающих жизнь Вольтера, встраивающих его фигуру в контекст исключительно французского Просвещения.
К работе нами были привлечены главным образом материалы отечественной историографии. В основном – работы советских авторов. Сразу же желаем отметить, что исследования советских историков, при всей их объемности и информативности страдают известной тенденциозностью.
В первую очередь обратим внимание на коллективный труд общего характера, составленный несколькими современными российскими исследователями, под названием «Общественно-политическая мысль европейского Просвещения». Отдельный раздел посвящен рассмотрению французского Просвещения, анализу его особенностей и основным действующим лицам. Выделяется среди них и фигура Франсуа-Мари Аруэ.
Автор подчеркивает, что центральное место в творчестве Вольтера занимала рефлексия по поводу религии, морали, назначения человека на земле. Именно философия, деизм, пропаганда идей Локка, борьба за оправдание жертв религиозного фанатизма сделали из Вольтера европейскую знаменитость. Его общественно-политические идеи оставались в тени, не найдя колоритного выражения. Как и Монтескьё, Вольтер был представителем зарождающейся либеральной политической мысли и выступал за проведение реформ по модернизации Франции. Согласно автору, для Вольтера первенствующее значение приобрела задача не допустить притязаний церкви на политическую власть, поскольку именно в этих притязаниях философ видел главную угрозу для преобразования власти и общества.[11]
Крупный советский специалист по истории философской мысли Просвещения В.П. Волгин в своем общем работе «Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке» подходил к рассмотрению жизни философа с позиций советского марксизма. Исследователь отводил Вольтеру главное место во всём движении французского Просвещения[12], называя его «наиболее деятельным, наиболее неутомимым его борцом». В каждом литературном произведении мастера историк видел «акт общественной борьбы». В качестве главного качества Вольтера выделяется неизменная вера в торжество человеческого разума и истины, а в самой его деятельности первое место отводится «борьба против суеверий и предрассудков, связанных с религией и усиленно распространяемых церковью».[13] Автор называет церковь «главным врагом» Вольтера, альтернативу которой он видел в создании и распространении культа «Верховного существа», разумного творца мира и геометра Вселенной. Философская критика Вольтером религиозной морали, литературная и публицистическая деятельность, рассматривается автором как борьба с «устаревшим строем идей, всеми мерами защищавшим свой былой авторитет»[14], как «разрушение идеологической основы феодально-абсолютистского порядка». По мнению автора, Вольтер не разделяет теорию общественного договора, считая, что государство возникает не из соглашения, а из силы; главной движущей силой человеческих действий при всех формах правления являются интересы (самосохранения, благополучия, удовольствия). В каждой стране господствует свой интерес, который власть стремится использовать в своих целях. Признавая Вольтера в качестве выразителя новой, буржуазной общественной идеологии, автор утверждает ограниченность идей философа, которые были не в состоянии «выйти за пределы, которые ставили его мысли его эпоха и его класс».
Советский историк И.И. Сиволап в своей статье «Вольтер о гражданском долге писателя», также выступая с марксистских позиций, рассматривает непростые отношения Вольтера с государственной властью, вызванные, в первую очередь, идейными позициями последнего относительно её природы. Он последовательно отстаивал идею о природном равенстве людей между собой и о земном происхождении королевской власти. В своих взаимоотношениях с Фридрихом II Вольтер предпринял попытку внушить прусскому королю идеалы, в которых видел истинное предназначение монархической власти. Вольтер хотел сделать из Фридриха «государя-философа», привив ему гуманизм, миролюбие, мысль о гражданском переустройстве. Переписка с Фридрихом и последующее проживание в Берлине для Вольтера стали удобной возможностью провести эксперимент по воплощению своих идей на практике.[15] Автор приходит к выводу, что этот опыт потерпел неудачу: философ не смог разглядеть свой идеал правителя в прусском короле. Разрыв отношений с Фридрихом повлёк изменения в настроениях самого Вольтера. Не отказываясь от дружбы и контактов с европейскими монархами он, по словам автора, «стремился служить не королям, а обществу, точнее третьему сословию, защищая его не только теоретически, но и практически».[16] В деятельности Вольтера по защите прав жертв религиозного фанатизма исследователь усматривает «победу прогрессивных сил над феодальной Францией». Вольтер наполнил современную ему литературу новым смыслом, показав пример благотворной (правозащитной) деятельности писателя в обществе, тем самым изменив статус писателя в обществе. Впрочем, историк не склонен рассматривать Вольтера иначе как выразителя идеологии нового общественного класса – буржуазии.[17] Просветительское движение своей критикой общественных и государственных порядков «готовило Францию к штурму Бастилии».
Наконец, ещё одной работой, привлеченной нами к исследованию, стала книга французского историка, представителя школы «Анналов» Пьера Шоню, под названием «Цивилизация Просвещения». В своей книге автор рассматривает эпоху Просвещения как особую историческую реальность, большая часть существования которой попала на XVIII столетие. [18]

 

 

Date: 2015-07-10; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию