Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В истории Европы и всего мира XVIII столетие занимает особое место





В истории Европы и всего мира XVIII столетие занимает особое место. Яркое и динамичное, жестокое и одухотворенное, отмеченное значительным техническим, научным и культурным прогрессом, политическим и экономическим развитием Старого и Нового Света – оно знаменует собой новую страницу в истории человечества. Если XIV – XV столетия по образному выражению Й. Хёйзенги можно назвать «Осенью Средневековья», ибо прежний, характерный для Средних веков образ жизни и образ мышления менялся, клонился к закату, то для XVIII века, на наш взгляд, правомерно говорить о новой «весне» европейской цивилизации. «Восемнадцатый век поставил всё под вопрос» - говорит один из персонажей Бальзака. Корни многих явлений, идей и доктрин современного мира берут своё начало в XVIII веке. Именно на это время приходится существование такого уникального в мировой культуре явления как европейское Просвещение.
Уместно, на наш взгляд, определить, что мы понимаем под термином «Просвещение». В нашей работе под Просвещением мы будем подразумевать, в первую очередь, общественное движение среди групп интеллектуалов (мыслителей, писателей, философов, учёных) разных стран Европы, объединявшихся вокруг общих подходов к восприятию мира. Первой ступенью для них стало отрицание традиционной роли ряда социальных институтов (главным образом – церкви и государства) и веры в силу человеческого разума; в возможность совершенствования человека с помощью разума и воспитания в духе рационализма. Это движение породило соответствующую идеологию, которую в своих трудах проводили просветители разных поколений на протяжении XVII-XVIII вв. Разумеется, невозможно говорить о единстве этой идеологии. Под идеологией Просвещения мы будем понимать совокупность идей, так или иначе разделяемых представителями культурных общественных слоёв Европы.[1]
Безусловно, движение Просвещения невозможно рассматривать в отрыве от предшествовавшего столетия, когда значительно расширились знания европейцев о мире (в первую очередь – благодаря развитию торговли и мореплавания, географическим открытиям и колониальной гонке) и о Вселенной[2]. Увеличилась политическая неоднородность Европы[3], развитие транспорта, путей сообщения и услуг улучшили ток информации между государствами. Именно в XVII столетии началось формирование той социально-политической и духовной среды, которая сделала возможным появление плеяды колоритных мыслителей и ученых, на духовном наследии которых базировались просветители XVIII века. В эпоху Просвещения умы большинства мыслителей занимали вопросы функционирования общества и социальных институтов, способы совершенствования этого общества, знакомства его с плодами человеческой культуры, выявление законов его существования. Нельзя, однако, утверждать, что просветители были едины в своих положениях и подходах. Вместе с тем между ними существовало корневое единство: они отказывались от старых взглядов проводимых церковью и монархическими институтами, использовали потенциал современной им науки для переосмысления знаний об окружающем мире

Особое место занимает французское Просвещение. Своеобразие Просвещения во Франции не в последнюю очередь было обусловлено особенностями государственного устройства королевства, сословностью общества, привилегированным положением церкви, наличием цензуры и использованием репрессий со стороны государства. В XVIII веке Франция столкнулась с необходимостью проведения экономических реформ и оптимизации государственного управления согласно нуждам времени. Вместе с тем для проведения таких преобразований существовали известные трудности, связанные как с наличием препятствий внутри страны, так и с внешнеполитической активностью королевства. Войны требовали больших затрат, способов поправить финансовое положение было не много, внутри страны королевская власть столкнулась с сопротивлением местных органов власти. Такое положение влекло за собой попытку образованной части общества осмыслить происходящее, определить своё отношение к существующему режиму, найти выход и сложившегося положения.
Главным героем нашей работы будет человек, чье имя (а вернее - литературный псевдоним) стало неразрывно связано как с эпохой Просвещения, так и с XVIII веком вообще. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер), родился в 1694 году, скончался в 1778 г. Можно сказать, что он был живым современником движения Просвещения. Путешествовал, состоял в переписке с виднейшими интеллектуалами своей эпохи, жил при дворе прусского короля Фридриха II, переписывался с Екатериной II. Литературное, публицистическое, эпистолярное и философское наследие Вольтера колоссально. Его идеи оказали значительное влияние не только на культуру XVIII века, но и захватывали умы образованных людей в начале XIX века. В России слово «вольтерьянство» стало синонимом слова «вольнодумство». Во время Великой французской революции Вольтер был объявлен национальным героем, его прах бы захоронен в Пантеоне. Идеи, высказывавшиеся Вольтером на протяжении его жизни, могут служить красочной иллюстрацией идеологии Просвещения. Влияние и значение Вольтера как деятеля не только французского Просвещения, но всего движения как такового огромно. Вместе с тем, очевидно, что Вольтер был самостоятельным мыслителем, носителем уникального мировоззрения. Он не копировал слепо мысли своих предшественников или современников. Его философия имела свои уникальные черты, в ней синтезировались как общие для большинства просветителей идеи, так и темы, актуальные в первую очередь для Франции. Именно поэтому Вольтер и его идейное наследие предоставляют интересный материал для исследования.
Как отмечено выше, идеология Просвещения не была выражена одной исчерпывающей доктриной. Просветителей объединяло наличие общих базовых идей, но, вместе с тем, их взгляды могли отличаться друг от друга. В нашей работе мы предпримем попытку показать, в чём состояли общественно-политические взгляды такого яркого представителя эпохи как Вольтер? Каким он представлял себе достойное человеческое общество? Какова была его позиция в отношении государственной власти, церкви и религии? Какую роль в государственной политике он отводил народным массам? Какие идеи лежали в основе его убеждений?
Задачу нашей работы мы видим в первую очередь в том, чтобы выделить основные представления Вольтера относительно государства и общества, дать общую картину его мировоззрения. В нашем исследовании мы не преследуем цель рассмотреть все особенности и тонкости его взглядов, для чего потребовалось бы значительно расширить круг используемых источников.

Обзор источников

Прежде чем мы перейдём непосредственно к описанию использованных в работе источников необходимо, на наш взгляд, бегло обрисовать основные вехи биографии их автора. Вольтер родился 11 ноября 1694 года в Париже, в семье нотариуса. Образование получил в иезуитском колледже. После окончания колледжа Франсуа Аруэ не пожелал строить карьеру юриста как того хотел его отец. Вместо этого он решил реализовать себя на литературном поприще. Некоторое время занимался сочинением стихов сатирического и вольнодумного характера, дважды (в 1717 и в 1725 гг.) был заключен в Бастилию. В начале 1718 г., во время своего первого заключения, написал трагедию «Эдип», которая позже принесла ему известность и литературное признание. В 1725 году, после ссоры с шевалье де Роганом и вследствие интриг последнего[4] Вольтер снова был отправлен в Бастилию. На следующий год, после освобождения, он отбыл в Англию, где прожил до 1729 года. Пребывание в Англии имело для Вольтера огромное значение. Он стал сторонником идей Джона Локка, приверженцем сенсуализма. Вернувшись во Францию, Вольтер предпринял издание «Философских писем». Тираж книги на французском языке был конфискован и сожжен. Издатель был посажен в тюрьму, а сам Вольтер вынужден был долгое время (больше 10 лет) скрываться в Лотарингии в замке Сире у маркизы Эмили дю Шатле. В этот период им были сочинены поэмы «Счастливый человек» и «Орлеанская девственница».
В 1745 году Вольтером, получившим к тому времени широкое литературное признание, заинтересовался Людовик XV. Он назначил Вольтера своим придворным историографом. Однако удержаться при королевском дворе философу не удалось: недовольная его творчеством маркиза де Помпадур добилась отставки Вольтера. В 1750 году Франсуа-Мари Аруэ переезжает в Пруссию и поселяется при дворе короля Фридриха II, с которым имел давнюю переписку.[5] Три года жизни в Берлине охладили отношения между Фридрихом и Вольтером. В 1753 г. философ переехал в Швейцарию, где прожил практически до конца своих дней в своём имении в Фернее.[6] Философ был похоронен в Шампани, в аббатстве Сельер. В 1791 г. Национальное собрание постановило перезахоронить прах Вольтера в парижском Пантеоне.
Всю жизнь Вольтер выступал с критикой католической церкви и христианской религии как таковой. Можно сказать, что критика религии с точки зрения рационализма, а также пересмотр места и роли института церкви в жизни общества были главными мотивами творчества Вольтера. С 1763 г. до конца своих дней переписывался с Екатериной II. Активно участвовал в написании коллективного труда просветителей – «Энциклопедии».
В отличие от некоторых своих современников (в первую очередь – Монтескьё и Руссо) Вольтер не оставил какой-либо целостной общественно-политической концепции и системы взглядов, которая была бы выражена в одном общем труде.[7] Его идеи и мысли разбросаны по разным философским, публицистическим сочинениям и письмам, зашифрованы в литературных произведениях. Подобная ситуация осложняет поиск и обработку информации. В работе нами было использовано несколько сочинений Вольтера, в которых, на наш взгляд, достаточно полно выражены воззрения философа на государство и общество.
В качестве первого источника мы обозначим уже упоминавшиеся выше «Философские письма». Работа над «письмами» велась с 1729 по 1732 гг. Опубликовано сочинение было в 1733 году в Англии (по желанию самого Вольтера – на английском языке).[8] В 1734 г. в свет вышел французский перевод «писем». Публикация сочинения во Франции была осуществлена книгоиздателем Жором в 1734 г. в Руане. Несмотря на конспирацию (В качестве места публикации указывался Амстердам, автор был обозначен лишь буквой «В»), истинное место издания и личность автора были установлены быстро. Парижская судебная палата постановила сжечь книгу. Книгоиздатель был посажен в тюрьму, а сам Вольтер вынужден был скрываться.
В этом сочинении Вольтер описывает заинтересовавшие его особенности английской общественной, религиозной и политической жизни. Даётся описание Англии, её истории, законов, экономического и военного положения. На страницах книги Вольтер постоянно сравнивает Англию и Францию, выделяет особенности и различия двух стран. Он много рассуждает о том, каким путём Англии удалось добиться столь внушительных результатов в развитии торговли, промышленности и военного дела, каким образом там установился существующий политический порядок. Именно через эти рассуждения мы можем увидеть позицию самого Вольтера, вектор его мысли. Помимо всего прочего Вольтер говорит о достижениях английской науки и философской мысли, рассказывает о жизнях Бэкона, Локка и Ньютона. Последнему он выказывает особое почтение, говоря, что «человек, подобный г-ну Ньютону, едва ли встречающийся однажды на протяжении десяти веков, действительно велик, в то время как все эти политики и завоеватели…обычно суть не что иное, как именитые злодеи».[9] Уже из одного этого пассажа хорошо заметно отношение Вольтера к государственной власти.
Следующим нашим источником является небольшое произведение, названное «Разговоры между А, В и С». Сочинение написано в форме философской беседы между тремя персонажами. Сопоставляя реплики этого героя с высказываниями самого Вольтера в других его трудах, можно сделать вывод, что «А» - это сам Вольтер. Характерно, что «А» является англичанином. Этот авторский приём можно истолковать как демонстрацию предпочтений самого писателя, который в других своих работах часто высказывал симпатию в отношении Англии и её повседневных реалий. Персонажу «А» предлагается рассказать, что он думает о «о справедливом и несправедливом, о правительстве, религии, войне, мире, законах и т.д...».[10]
Ещё один использованный нами источник – компиляция мыслей и высказываний Вольтера на общественно-политические, религиозные и философские темы, совокупно названные в использованном нами сборнике «Мысли об обществе». Читая этот источник можно сделать вывод, что значительная часть материала была взята сочинения Вольтера под названием «Республиканские идеи» (Idees republicaines).
Ещё двумя привлеченными к исследованию источниками являются сочинения «Мысли о государственном управлении» (1752) и «Глас мудреца и народа» (1750). Эти работы предоставляют достаточно материала, на основании которого можно рассмотреть воззрения Вольтера на государственное устройство и место в нём монарха.
В качестве дополнительного источника мы использовали также одно из самых известных литературных творений Вольтера – повесть «Кандид, или оптимизм» (1759). Повесть не предоставляет нам много фактического материала для характеристики взглядов её автора. Однако для нас она ценна в первую очередь тем, что позволяет увидеть общее умонастроение философа. В аллегорической форме он показал своё видение мира, эпохи, в которую ему довелось жить.

Date: 2015-07-10; view: 436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию