Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учитель, Мона
Сцена пуста. Левая, ведущая в ванную, дверь открыта. Снаружи, со двора, слышен голос поющей Моны. Не нужно стараться петь хорошо и тем более не нужно петь какой-нибудь романс целиком. Одной-двух строчек из любой песенки, иногда прерываемой детским смехом, будет достаточно (можно даже напевать их, слегка фальшивя). Слева быстро входит перепуганный Учитель. Он без пиджака, рукава рубашки закатаны до локтей. В руках у него полотенце, которым он только что вытирал лицо.
УЧИТЕЛЬ (подбегая к окну): Мона! Мона! МОНА (снаружи): Да-а-а! УЧИТЕЛЬ: Ради всего святого, не пой! МОНА: Почему? Тебе не нравится? УЧИТЕЛЬ: Да нет, но тебя увидят... Тебя услышат через дорогу, у Кирою. МОНА: Знаю. Кирою из налогового управления. (Смеется.) УЧИТЕЛЬ: Мона! МОНА: И Атанасиу. Дом с забором. И Ласку - три окна на улицу. (Смеется заливисто, по-детски.) УЧИТЕЛЬ: Мона, не смейся. Не смейся, тебя услышат… МОНА: Ну и пусть. УЧИТЕЛЬ: Мона, будь умницей. Ну пойми… Иди в дом. МОНА: Сейчас… Сейчас… (Опять напевает.) УЧИТЕЛЬ (в отчаянии отходит от окна. Продолжая механически вытирать лицо полотенцем, бормочет себе под нос): Я пропал. Что тут говорить. Пропал. Меня выгонят. Лишат права преподавать. (И, словно ужаленный этой мыслью, он опять перешивается через подоконник и кричит.) Мона! МОНА (входит справа. Она все в том же белом вечернем платье. В руках целая охапка полевых цветов из садика): Не кричи - тебя услышат. УЧИТЕЛЬ (вздрогнув, оборачивается): Где ты была? МОНА: Во дворе, собирала цветы. УЧИТЕЛЬ: Господи, ну о чем ты думаешь? В таком платье - с самого утра! Чтобы тебя увидели все соседи?.. МОНА (с подъемом): Вся улица, весь город… Весь уезд. УЧИТЕЛЬ (с укоризной): Мона! МОНА: Я счастлива, милый. Слышишь? Счастлива! Счастлива! Это солнце, этот свет… И эти цветы, смотри… самые красивые цветы в мире! Каждый как будто приподнял чашечку и говорит: "Доброе утро!" УЧИТЕЛЬ: Доброе утро, Мона! МОНА: Доброе утро, Марин! УЧИТЕЛЬ: Ты такая красивая! МОНА: Не я - цветы! Жизнь! Дом! УЧИТЕЛЬ (пожимая плечами): Дом! (Словно желая сказать: "Давай лучше не будем об этом.") МОНА: Он чудесный! УЧИТЕЛЬ: Вчера вечером ты говорила, что он ужасный. МОНА: Вчера вечером. Но со вчерашнего вечера прошла ночь. И какая ночь! УЧИТЕЛЬ (тихо): Я никогда ее не забуду, Мона! МОНА: С тех пор все изменилось. Дом. И я. И ты… Какой ты милый, Марин. УЧИТЕЛЬ: Мона, прошу тебя… МОНА: Нет, правда, милый. Ну-ка иди сюда. Ближе… Какого цвета у тебя глаза? УЧИТЕЛЬ (быстро закрывая глаза): Никакого. МОНА: Открой. УЧИТЕЛЬ: Нет. МОНА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Боюсь. МОНА: Боишься? УЧИТЕЛЬ: Да. Что тебя здесь нет. Что все это неправда. МОНА: Нету здесь? Меня? (Смеется. Смех молодой, звонкий.) Но хорошо, дорогой мой, а как же ты тогда меня слышишь? Да в моей жизни еще не было ничего такого же настоящего, как это утро. Ну, не будь глупым. Открой глаза и быстренько дай мне какую-нибудь вазу для цветов. УЧИТЕЛЬ: Вазу? (Обводит глазами комнату.) Куда же я ее подевал? (Вспоминает.) А! Да!
Идет к окну, перевешивается через подоконник во двор и распрямляется с вазой в руках.
Низкий женский голос (с улицы): Доброе утро, господин Мирою. УЧИТЕЛЬ: Целую ручки. Целую ручки. МОНА: Кто это? УЧИТЕЛЬ (испуганно): Тссс! (Обращаясь к женщине за окном.) Куда это вы в такую рань? ГОЛОС: на рынок. Мадам Малтопол сказала, что сегодня отличные баклажаны. МОНА: Баклажаны? И я хочу! УЧИТЕЛЬ: Тссс! МОНА: Но я хочу есть! УЧИТЕЛЬ (тихо, почти с отчаянием): Мона! Мона! (Обращаясь к женщине на улице.) Целую ручки. Целую ручки. Привет семье. (Отходит от окна.) Она тебя видела. (Огорченно ставит вазу на стол.) МОНА: Кто это был? УЧИТЕЛЬ: Мадам Григореску. МОНА: А! Матушка мадам Кирою. УЧИТЕЛЬ: Так и знай - она тебя видела! МОНА: Тем лучше. Лишнее доказательство того, что я действительно здесь. (Нежно.) Что это правда. УЧИТЕЛЬ: Но, Мона, ты просто не можешь целый день оставаться в этом платье в таком городе, как наш. МОНА: Верно. Мне лучше переодеться… Знаешь, что? Я снова, как сегодня ночью, надену твою пижаму. Она мне к лицу! УЧИТЕЛЬ: Оставь эти шутки, Мона. МОНА: Не к лицу? Ты хочешь сказать, что она мне не идет? УЧИТЕЛЬ: Она немного порвана… МОНА: Ничего, я зашью. УЧИТЕЛЬ: Но не будешь же ты разгуливать по улице в пижаме? МОНА: И здесь ты прав. Мне нужно платье. А что, если одолжить у соседей? У мадам Малтопол? У мадам Ласку? Какая она - мадам Ласку? Толстая? УЧИТЕЛЬ: Мона, не шути. Сейчас не время для шуток. Нужно найти выход из этого положения. Так, я побежал в гимназию, потому что уже поздно… (Смотрит на часы.) Ау! Без десяти восемь! Первого урока у меня нет, но нужно получить кое-какие деньги - сегодня как раз первое… (Ищет пиджак, галстук.) МОНА: Первое? УЧИТЕЛЬ: И нам платят жалованье. А оттуда я забегу к Паску.
Находит пиджак и начинает неуклюже, путаясь, одеваться.
МОНА: К какому Паску? УЧИТЕЛЬ: Ну, Паску - универсальный магазин. Нужно присмотреть там что-нибудь… Платье, плащ… Ну, что-нибудь. Чтобы ты могла выйти из дома. МОНА: А зачем мне выходить? Не хочу выходить. Я останусь здесь. УЧИТЕЛЬ: И надолго? МОНА: На всю жизнь. УЧИТЕЛЬ: И всю жизнь будешь в этом платье? МОНА: Да. Только принеси мне какой-нибудь бутерброд - есть очень хочется. А больше ничего не нужно. УЧИТЕЛЬ: Хорошо. Принесу. А теперь я побежал.
Заканчивает возню с пиджаком и галстуком, быстро снимает с гвоздя шляпу и собирается выйти.
МОНА: Стой. УЧИТЕЛЬ (останавливаясь на пороге): Что? МОНА: Иди сюда. Мне не нравится, как ты повязал галстук. Ты ничего в этом не смыслишь. УЧИТЕЛЬ (отчаянно): Мона! МОНА: Предоставь это мне. (Нежно и старательно перевязывает ему галстук.) Будь умницей… Вот так. (Секунду смотрит на него.) Марин! УЧИТЕЛЬ: Да. МОНА: Знаешь, ты милый. Ты очень милый. УЧИТЕЛЬ (безнадежно сморит на часы): Мона, без пяти восемь. МОНА: И все равно очень милый, хоть и без пяти восемь. (Легко гладит его по лицу, потом крепко целует.) УЧИТЕЛЬ (едва справляясь с головокружением, после того, как разжались объятия): Нет. Это не может быть правдой… (Выходит, но плохо прикрывает за собой дверь и возвращается.) И будь осторожна, Мона. Не выходи во двор, не выглядывай из окна… МОНА (в тон ему): Не смейся. Не пой. УЧИТЕЛЬ: Да, не пой. Особенно - не пой. (Выходит.) МОНА (оставшись одна, еще мгновение задумчиво смотрит на дверь, из которой он вышел. Лицо ее освещает нежная, живая улыбка): Глупый. (Оборачивается, и, прислонившись к двери спиной, мечтательно тянет.) Но такой милый … (Вновь разглядывает со своего места всю комнату - окно, книги, портреты Кеплера и Коперника на стенах. Потом подходит к портретам и ласково, словно собираясь дружески потрепать по подбородку, касается их рукой.) И вы, и вы тоже милые.
Берет вазу, идет в ванную и набирает воду. Возвращается. Ищет цветы, которые недавно положила куда-то - то ли на стул, то ли на диван, потом находит и, напевая, начинает очень осторожно ставить их в воду. Слышен слабый стук в дверь справа - стук, который через секунду повторяется. МОНА, стоящая спиной и все время мурлыкающая что-то себе под нос, полностью поглощена вазой с цветами и ничего не слышит. Дверь тихонько отворяется и робко входит смущенная УЧЕНИЦА со школьным ранцем в руке. На рукав ее форменного платья нашит номер.
|