Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Незнакомка, учитель
УЧИТЕЛЬ (подходя к ней): Вы ведь ничего не слышали - никакого мышонка, правда?
НЕЗНАКОМКА согласно кивает.
УЧИТЕЛЬ: Но тогда - что с вами? Вам что-нибудь нужно? НЕЗНАКОМКА: Не уходите... Я не хочу, чтобы вы ушли, так и не показав мне... вашу звезду. УЧИТЕЛЬ: Но я ведь уже хотел показать ее вам, а вы испугались. НЕЗНАКОМКА: Я испугалась вас... Вы говорили с такой... с такой страстью. УЧИТЕЛЬ: Прошу вас - извините меня. Со мной это случается довольно редко, но все же иногда случается. НЕЗНАКОМКА: И потом... я никогда раньше не слышала о Большой Медведице. Я даже не знала, что она существует. УЧИТЕЛЬ: Не знали? Как не знали? И вы никогда ее не видели? Никогда? НЕЗНАКОМКА: Н-не помню... УЧИТЕЛЬ: Вы что, никогда не смотрите на небо? НЕЗНАКОМКА: Да нет, почему же... Иногда. Чтобы посмотреть, нет ли туч, не пойдет ли дождь... УЧИТЕЛЬ (почти с отчаянием): Не пойдет ли дождь!.. НЕЗНАКОМКА (поясняет извиняющимся тоном): Ну, чтобы знать, как одеться... Какие обуть туфли. УЧИТЕЛЬ: Какие обуть туфли! А на звезды... на звезды вы смотрели... их вы замечали? НЕЗНАКОМКА: У меня не было времени. УЧИТЕЛЬ: Не было времени? Чем же вы занимаетесь? НЕЗНАКОМКА: Я страшно занята. УЧИТЕЛЬ: Заняты чем? НЕЗНАКОМКА: И не спрашивайте. У меня просто голова кругом. Целый день ни минуты свободной. УЧИТЕЛЬ: А вечером? НЕЗНАКОМКА: А! Вечером я занята еще больше. УЧИТЕЛЬ: Но это ужасно! Господи, что же за жизнь вы ведете... если не нашли времени даже на то, чтобы взглянуть на Большую Медведицу? Она тысячи лет, сотни тысяч лет здесь, на небе, а вы до сих пор ни разу ее не видели? НЕЗНАКОМКА (с почти детским удивлением): Сотни тысяч лет! Покажите мне ее. УЧИТЕЛЬ (вновь подходит к окну): Идите сюда. Ко мне. Вы должны ее увидеть. Большую Медведицу... Ковш Большой Медведицы. НЕЗНАКОМКА: Ковш Большой Медведицы?
Комната залита голубоватым ночным светом. Звезды на небе теперь сияют еще ярче. И особенно выделяется среди бесчисленных огоньков Большая Медведица, видная в оконный проем.
УЧИТЕЛЬ: Она похожа на спящую медведицу, которая положила голову на передние лапы. Или на телегу, опрокинувшуюся посреди неба... колесами вверх. НЕЗНАКОМКА: Колесами вверх! Мне кажется, я вижу. Да! правда, вижу. Вы сказали, что там семь звезд - четыре и три. Действительно, четыре... Я их вижу... и три... (С восторгом.) Какая красота! (После долгой паузы.) И какие огромные! Огромные белые. УЧИТЕЛЬ: Они не белые. НЕЗНАКОМКА: Да? УЧИТЕЛЬ: Первая - желтая. Вторая тоже. Третья и пятая - рубиново-красные. А четвертая - голубая. НЕЗНАКОМКА: А откуда вы знаете? УЧИТЕЛЬ: Я их изучаю. НЕЗНАКОМКА: И вы их все знаете? УЧИТЕЛЬ: Никто не может знать их все. НЕЗНАКОМКА (живо показывая на небо): А вон ту звезду вы знаете? УЧИТЕЛЬ: Какую? Где? НЕЗНАКОМКА: Вон ту, маленькую. Прямо над Большой Медведицей. Недалеко от шестой звезды. УЧИТЕЛЬ: Слева? НЕЗНАКОМКА: Да, слева. УЧИТЕЛЬ: Поздравляю, у вас отличное зрение. Это Алькор. НЕЗНАКОМКА: Алькор? УЧИТЕЛЬ: Где-то там и моя звезда... Звезда, которую я открыл. НЕЗНАКОМКА: А как она называется? УЧИТЕЛЬ: Не знаю. Я еще не дал ей имя. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что пока не нашел подходящего. Оно должно хорошо звучать вместе с Алькором. "Вега" было бы красиво. Алькор и Вега. Нужно какое-нибудь имя из двух слогов... НЕЗНАКОМКА: А вы уверены, что ваша звезда там? УЧИТЕЛЬ: Должна быть там. НЕЗНАКОМКА: Тогда почему же ее не видно? УЧИТЕЛЬ: Потому что она слишком далеко. НЕЗНАКОМКА: Тогда почему бы вам не посмотреть в телескоп? Или в подзорную трубу? УЧИТЕЛЬ: Тут не поможет ни один телескоп. Но я вижу дальше. Намного дальше. НЕЗНАКОМКА (удивленно): Видите? УЧИТЕЛЬ: Когда закрываю глаза. Я знаю, где она находится. Знаю ее орбиту. Слежу за ее путем. НЕЗНАКОМКА: Каким путем? УЧИТЕЛЬ: Который она совершает тысячи километров в полной темноте, невидимая, неизвестная, неизведанная... НЕЗНАКОМКА: И вы никогда ее не увидите? Никогда? УЧИТЕЛЬ: Никогда. НЕЗНАКОМКА: Жалко. УЧИТЕЛЬ: Для этого ей нужно было бы немного отклониться со своего пути. НЕЗНАКОМКА: И тогда? УЧИТЕЛЬ: Тогда бы она светилась там... (Указывает рукой.) Справа. НЕЗНАКОМКА: Прямо над Большой Медведицей? УЧИТЕЛЬ: Прямо над Большой Медведицей... Около Алькора... НЕЗНАКОМКА: И это невозможно? УЧИТЕЛЬ: Нет! НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что звезды никогда не отклоняются со своего пути.
Молчание. Издалека доносится свисток локомотива.
НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): Что это? УЧИТЕЛЬ: Не знаю... Какой-то поезд. Ночной поезд. НЕЗНАКОМКА: Может быть, это мой поезд... Подумать только, а ведь я могла умереть этой ночью, умереть, так и не увидев Большую Медведицу. УЧИТЕЛЬ: Это было бы ужасно! НЕЗНАКОМКА: А сколько людей живут, не видя ее. УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.
Новый свисток, но уже где-то совсем далеко.
НЕЗНАКОМКА: Слышите? Уходит... Ушел... Если бы я осталась там, на рельсах... УЧИТЕЛЬ: И вы были в состоянии... Были в состоянии... (Не решается выговорить нужное слово.) НЕЗНАКОМКА: Убить себя? Наверное, да. УЧИТЕЛЬ: Но почему? НЕЗНАКОМКА: Не знаю. УЧИТЕЛЬ: Вы несчастны в жизни? Очень несчастны? НЕЗНАКОМКА: Несчастна?.. Не думаю... Вернее, никогда не думала об этом. УЧИТЕЛЬ: Что же тогда? НЕЗНАКОМКА: Мне скучно. Все время одни и те же люди, одни и те же жесты, одни и те же слова... Иногда мне хочется кричать от скуки и от отчаяния. Потом это проходит. А иногда меня охватывает сумасшедшее желание хлопнуть дверью и уйти, убежать. Но это тоже проходит. УЧИТЕЛЬ: И все-таки этим вечером вы убежали. НЕЗНАКОМКА: Я убегала уже несколько раз... Но всегда возвращалась. УЧИТЕЛЬ: Вернетесь и на этот раз. НЕЗНАКОМКА: Да... наверно... Но все же на этот раз я открыла для себя кое-что новое. (Поворачивается к окну.) Большую Медведицу. УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Большая Медведица всегда новая. НЕЗНАКОМКА: Даже для вас, хоть вы и так хорошо ее знаете? УЧИТЕЛЬ: Даже для меня... Бывают вечера, когда она холодная, далекая, равнодушная... И тогда словно чувствуешь, как унизительна и безнадежна наша жизнь на этой крошечной, жалкой планете, мимо которой большие звезды пролетают, даже не замечая ее. НЕЗНАКОМКА: Даже не замечая? УЧИТЕЛЬ: Бывают вечера, когда все небо кажется мне пустыней, усеянной ледяными, мертвыми звездами, и в этой абсурдной вселенной только мы одни мечемся в страшном своем одиночестве по этой провинциальной планете, словно по захолустному городишке, где вечно нет воды, света, и где не останавливаются скорые поезда... Но бывают вечера, когда небо дышит жизнью... Когда - если хорошенько прислушаться - слышно, как шумят и вздыхают на самой дальней планете океаны и леса - фантастические океаны и фантастические леса - вечера, когда все небо полно знаков и голосов, словно неведомые существа, никогда не видевшие друг друга, предчувствуя, посылают сигналы - с одной планеты на другую, от одной звезды к другой - ищут, зовут... НЕЗНАКОМКА (тихо, с ужасом): И никогда не найдут? УЧИТЕЛЬ: Никогда. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что никто не может перелететь с одной звезды на другую. Потому что ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути. НЕЗНАКОМКА: Какая жалость! Как все это грустно. УЧИТЕЛЬ: Немного грустно. Но зато красиво. По крайней мере, знаешь, что ты не один под этими бесконечными небесами, что где-то, в другом мире, в другом созвездии... на Большой Медведице, или на Полярной звезде, или на Веге... НЕЗНАКОМКА: Или на вашей безымянной звезде. УЧИТЕЛЬ: Да... Или на моей безымянной звезде... Это смешное приключение, которое зовется нашей жизнью, повторяется вновь - под таким же небом, но с другой судьбой. Может быть, там все, что здесь тяжело и тесно, там легче, все, что здесь темно и неясно, там прозрачно и залито светом. Все, что мы здесь не можем довести и до половины - все наши искренние порывы и несбывшиеся мечты - все то, что мы хотели бы осмелиться сделать, но не осмелились, хотели бы любить, но не полюбили, все-все там осуществимо, просто и легко. НЕЗНАКОМКА: Вы думаете... думаете, что там тоже есть люди?.. Такие же, как мы? УЧИТЕЛЬ: Люди - не знаю. Как мы - не думаю. Но, может быть, существа более легкие... более светлые... более воздушные... (Другим тоном, глядя на НЕЗНАКОМКУ.) Когда я увидел вас сегодня, войдя туда - в этот грязный вокзал - когда я увидел вас, светлую, сияющую, хрупкую... я на мгновение поверил, что вы пришли из другого мира. НЕЗНАКОМКА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира. УЧИТЕЛЬ: Нет... нет... НЕЗНАКОМКА: Откуда вы знаете? УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется... не останавливается на своем пути. НЕЗНАКОМКА: А я звезда, которая остановилась.
Подходит к УЧИТЕЛЮ совсем близко. Обнимает его. Долгий-долгий поцелуй. Наконец, они разжимают объятия и в молчании смотрят друг на друга.
УЧИТЕЛЬ: Как вас зовут? НЕЗНАКОМКА: Мона. УЧИТЕЛЬ: Мона! Какое красивое имя! Словно название звезды ….(Осененный внезапной догадкой.) Но ведь это и есть название звезды - Алькор и... Мона.
ЗАНАВЕС
|