Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая ступень учета - регистрация музейных предметов в инвентарных книгах (инвентаризация)





 

19.1. Вторая ступень учета - регистрация музейных предметов основного фонда в инвентарных книгах (инвентаризация).

Инвентаризация представляет собой развернутое описание визуальных характеристик предмета, позволяющее идентифицировать предмет и индивидуализировать его в ряду аналогичных ему предметов.

На данной ступени учета научное изучение музейного предмета не предусматривается.

19.2 Регистрация музейных предметов в инвентарных книгах производится ответственным хранителем после составления паспорта музейного предмета в который вносятся сведения, соответствующие данным первой ступени учета, а также дается развернутое описание визуальных характеристик предмета и подробное описание состояние сохранности.

В дальнейшем в паспорте музейного предмета последовательно фиксируются результаты научного изучения, реставрации и использования музейного предмета (приложение 27).

Музей вправе самостоятельно определить форму паспорта с учетом особенностей конкретного вида музейного предмета.

Паспорт подписывается лицом, составившим описание, визируется главным хранителем, утверждается заместителем директора по научной работе.

При отсутствии в музее должности заместителя директора по научной работе паспорт утверждается директором.

19.3. Регистрация музейных предметов в инвентарных книгах должна быть осуществлена в срок не более 3 месяцев с момента их приема на ответственное хранение.

19.4. Инвентарные книги ведутся по фондовым коллекциям в соответствии с систематизацией основного фонда музея и в зависимости от количественного состава каждой коллекции.

Шифры фондовых коллекций, а также формы паспортов музейных предметов утверждаются ЭФЗК музея

19.5. В музеях с большим объемом и разнообразным составом фондов, как правило, выделяются следующие фондовые коллекции :

живопись масляная;

древнерусская живопись (иконопись);

графика оригинальная (рисунки в различной технике);

графика печатная (гравюры и литографии, плакаты и т.п.);

скульптура;

инсталляции;



архитектурные детали и фрагменты;

предметы из керамики и стекла;

предметы из металла;

мебель и предметы из дерева;

одежда и ткани;

оружие холодное и огнестрельное;

предметы из камня и кости;

предметы нумизматики;

предметы археологии;

предметы этнографии;

мемориальные комплексы;

музыкальные инструменты;

предметы науки и техники;

естественнонаучные коллекции;

рукописные и печатные документы;

редкая книга;

кино-фото-фонодокументы, (негативы, даггеротипы, фотоотпечатки, слайды, фотоальбомы, кинофильмы, киножурналы, телесюжеты, звуковые валики, граммофонные пластинки);

электронные документы (магнитные ленты, лазерные и жесткие диски, компакт-диски, дискеты).

19.6. В музеях с небольшим собранием целесообразна систематизация фондов по основным видам искусства и видам предметов:

произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);

предметы из керамики, стекла, кости;

предметы из металла и камня;

предметы из дерева;

одежда и ткани;

предметы нумизматики;

предметы археологии;

предметы этнографии;

мемориальные комплексы;

предметы науки и техники;

рукописные и печатные документы;

редкая книга;

кино-фото-фонодокументы и документы на электронных носителях;

естественнонаучные коллекции.

19.7. Каждой фондовой коллекции присваивается определенный шифр, являющийся одновременно шифром соответствующей инвентарной книги. Например, книга для регистрации фондовой коллекции живописи может иметь шифр «Ж», древнерусской живописи- -«ДРЖ», графики – «Г» (или «ГР»), скульптуры «С» (или «СК»), дерева – «Д», металла – «М», археологии – «АРХ», фотографий – «Ф» и т.д.

В музеях, фонды которых систематизированы по отделам хранения, каждой группе предметов, кроме указанных шифров, дополнительно присваивается буквенный или цифровой шифр отдела.

19.8. Инвентарная книга ведется по следующим графам (приложение № 28):

19.8.1. «Инвентарный номер».

Указывается порядковый номер регистрации, который одновременно является инвентарным номером музейного предмета.

В комплектах музейных предметов, каждый из которых имеет самостоятельное музейное значение и использоваться отдельно (сервизы, гарнитуры мебели, комплекты одежды и церковных облачений, оружие, несессеры, часы и очки в футляре, сабля в ножнах, икона в съемном окладе, туалетные и чернильные приборы, крест с цепью, панагия с цепью и т.п.) каждый предмет регистрируется под отдельным номером, а его принадлежность к комплекту указывается в графе «описание».

Предметы, состоящие из нескольких съемных элементов, которые не могут использоваться отдельно (табакерка со съемной крышкой, чайник с крышкой, флакон с пробкой, супница с крышкой) могут регистрироваться в инвентарной книге под отдельными номерами или под одним номером, с присвоением каждому элементу цифровой дроби.

Парные предметы (туфли, створки царских врат, наручи, поножи, перчатки, погоны, венчальные венцы и свечи, серьги и т.п.) могут регистрироваться в инвентарной книге под отдельными номерами с указанием его принадлежности к комплекту в графе «описание» или под одним номером, с присвоением каждому элементу цифровой дроби.



Предметы, состоящие из основного и нескольких дополняющих элементов-принадлежностей, например, дуэльные и спортивные наборы пистолетов, а также автоматы, пулеметы с пулелейками, масленками, запасными магазинами и лентами, протирками и т.д. регистрируются в инвентарной книге под одним номером, а каждому элементу присваивается соответствующая цифровая дробь.

Отдельным деталям, смонтированным на одежде (пуговицы, монеты, обереги на этнографических костюмах), орденские знаки, вмонтированные в наградное оружие, предметы с крышками на шарнирах и т.п. дробный номер не присваивается, но в описании предмета указывается их наличие, количество и отличительные признаки.

Сброшюрованные альбомы рисунков, литографий, офортов, фотографий, образцов тканей и т.п. регистрируются под одним инвентарным номером с присвоением каждому листу и фотографии, вложенной в прорезь, соответствующей дроби. При этом в описании указывается количество листов в альбоме с изображениями, количество пустых или отсутствующих листов или «гнезд» для фотографий.

Если на листе несколько рисунков, наклеенных фотографий или образцов тканей, каждый из них получает подробное описание без присвоения ему самостоятельного учетного обозначения.

В инсталляциях, состоящих из авторских произведений (живопись, графика, скульптура и т.п.) каждому входящему в инсталляцию произведению присваивается самостоятельный инвентарный номер, а в описании указывается, к какой инсталляции (комплекту) оно принадлежит.

Клады регистрируются в инвентарных книгах в полном составе по предметно, а на каждый клад составляется карточка учета клада (приложение № 29).

Порядок нумерации комплектов предметов и многосоставных предметов должен быть разработан каждым музеем и утвержден внутримузейной инструкцией.

19.8.2. «Дата регистрации. Ф.И.О. лица, производившего регистрацию».

Указывается дата регистрации предмета и должностное лицо, производившее регистрацию («19.04. 2002, Иванова А.И.»).

19.8.3 «Автор, школа, предметное слово, время и место создания, бытования, история (легенда) предмета».

Указывается фамилия, имя, отчество автора произведения, его псевдоним, прозвище (для иностранного автора - в русской и иностранной транскрипции), годы жизни и другие краткие биографические данные, известные на момент регистрации предмета.

При регистрации гравюр, офортов, литографий и других видов печатной графики необходимо указывать гравера и художника, с чьего оригинала выполнена гравюра ( если такие данные имеются).

При регистрации архитектурных чертежей указывается автор проекта и автор чертежа.

При описании наград указывается имя награжденного.

Название произведений изобразительного искусства неизвестного автора начинается с собственного авторского названия или названия, данного специалистами музея.

Название вещественного предмета начинается с предметного слова, определяющего его видовую принадлежность (ружье кремневое, ваза, кубок, тарелка, костюм женский городской, медаль настольная, прибор туалетный, пистолеты дуэльные, молоток геологический и т.п.) и соответствует названию на период его производства или бытования (шляпа «капелюх).

При регистрации оружия после его названия в скобках дополнительно указывается штатное название образца, использовавшегося или используемого в официальных документах военного ведомства, например, «Автомат советский системы Калашникова АК-47 калибра 7,62 мм (7.62 мм автомат Калашникова АК).

Для биологических объектов или их частей приводится видовое название на латинском языке. Если видовое название на русском языке отсутствует, то, как основное, указывается видовое название на латинском языке.

Время создания и бытования предмета указывается точными либо примерными датами, либо отрезком времени, при отсутствии точных данных возможно употребление уточняющих слов «ранее», «не позднее» и т.п..

При описании места создания, производства или бытования предмета точно или примерно указываются страна, область, район, (губерния, уезд), город, деревня, а также полное название государственного (казенного) или частного предприятия (завода, фабрики, мастерской), кустарного промысла, действовавшее на год изготовления предмета.

В легенде предмета указываются сведения об этнической и социальной среде, в которой бытовал предмет до поступления в музей, а также о его бывшем владельце.

19.8.4. «Описание предмета».

Приводятся основополагающие визуальные характеристики предмета (форма, цвет, фактура и пр.) и его индивидуальные отличительные особенности (приложение – образцы описания музейных предметов).

При описании картины или скульптурного произведения дается подробное описание сюжета или скульптурной композиции.

При описании портрета конкретного лица приводятся краткие сведения о портретируемом.

Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов снятого лица, указывается тип портрета (голова, погрудный, поясной, в рост, поворот влево и т.д.).

Описание фотографий с групповым изображением начинается с общего наименования группы, а затем перечисляются входящие в нее лица, известные на момент регистрации.

Описание фотографий, воспроизводящих различные события, начинается с наименования сюжета.

При описании предмета, относящегося к вещевым источникам, указывается, является ли он цельным или составным. Описание предмета и его частей излагается в определенной последовательности. В первую очередь описываются конструкция и форма, декор, а затем следует описание отдельных составных частей. При описании конструкции предмета необходимо указывать места и способы соединения частей и деталей, их особенности.

Предметы нумизматики описываются с лицевой и оборотной стороны.

Описание предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части, должно содержать информацию о материале составных частей («ларец золотой прямоугольной формы с эмалевым изображением сельского пейзажа, по краям крышки 10 бриллиантов, по углам – 4 рубина» и т.п.).

Авторские подписи, клейма, марки, другие надписи с лицевой и оборотной стороны предмета следует приводить полностью на том же языке и с тем же написанием, как они существуют на предмете.

Описание рукописных и печатных книг (фондовая коллекция «Редкая книга») начинается с указания автора, при отсутствии автора – с названия книги, приводятся имеющиеся автографы, подписи, печати, штампы, экслибрисы и т.п., указываются имеющиеся изобразительные элементы (заставки, концовки, схемы, карты и т.п.), особенности внешнего оформления.

Для книги на иностранном языке приводится ее оригинальное название с переводом на русский язык.

19.8.5. «Количество».

Указывается количество предметов (арабской цифрой), числящихся под данным инвентарным номером.

19.8.6. «Материал и техника изготовления».

Указывается материал (материалы), из которого сделан предмет, и технология его обработки. Эти данные должны определяться с достаточной точностью, требующей специальных знаний, а в отдельных случаях - специального анализа и экспертиз.

19.8.7. «Размеры. Масса».

Для обмеров музейных предметов используются исключительно жесткие измерительные инструменты и приборы - линейка, металлическая рулетка, штангенциркуль, микрометр (для измерения объемных предметов).

Размеры предметов обычно указываются в сантиметрах.

Размеры предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных украшений, предметов нумизматики и других мелких изделий, рукописных и старопечатных книг, а также калибров огнестрельного оружия указываются в миллиметрах.

При записи размеров и массы (веса) предметов используются сокращенные значения без точки, принятые в Международной системе единиц (СИ):

см (сантиметры)

мм (миллиметры)

м (метры)

г (граммы)

кг (килограммы)

кар (караты)

Измерения производятся по высоте, ширине и глубине предмета:

плоскостные предметы (живопись, графика, книги, документы и др.) измеряются по высоте и ширине;

круглые и эллипсообразные – по наибольшему и наименьшему диаметрам;

объемные - по высоте, ширине и глубине.

Для произведений живописи указываются размеры по подрамнику или по доске, если предмет не подлежит раскантовке, или по величине основы, включая края холста, заходящие за подрамник.

У иконы измеряются высота, ширина и толщина.

При измерении окантованного произведения графики (с багетом или в паспарту) указывается общий размер по внешней стороне и видимой части изображения (в свету).

Аналогичным образом указываются размеры миниатюры в рамке.

Размер скульптурного произведения измеряется по высоте (от наивысшей точки до основания), ширине и глубине (наиболее отдаленным друг от друга частям). Высота скульптурного произведения (статуя) указывается вместе с постаментом (плинтом), если они составляют единое целое. Если скульптурное произведение и постамент не составляют единого целого, размеры указываются отдельно для скульптуры и постамента.

При описании костюмов указываются следующие размеры: ширина плеч или пояса и длина.

Размер книги, в том числе в переплете, указывается по высоте, ширине и толщине.

Для музейных предметов фондовых коллекций «Техника», «Геология», «Биология» размеры даются по крайним точкам.

Для гербарных листов указываются размеры листа и размеры растения.

Мелкие предметы геологических, минералогических, археологических фондовых коллекций, россыпи биологических образцов (семена, плоды) подлежат измерению по общей массе (весу).

19.8.8. «Проба и масса драгоценных металлов, количество и масса драгоценных камней».

Указываются наименование, проба и масса в граммах (в лигатуре и чистоте) драгоценного металла, наименования, количество и масса драгоценных камней в каратах.

Если драгоценный металл является составной частью предмета, указывается общая масса предмета, наименование, проба и масса каждого драгоценного металла, входящего составной частью в этот предмет с указанием частей, деталей предмета.

При наличии в составе предмета драгоценных камней указывается их наименование, количество и масса в каратах.

В этот же раздел вносятся данные о массе предметов нумизматики, независимо от материала, а также образцов ценных минералов, кристаллов и геологических образцов, в том числе внеземного происхождения (метеоритов).

19.8.9. «Сохранность».

При описании состояния сохранности музейного предмета не допускаются формулировки «сохранность плохая», «хорошая» или «имеются повреждения».

Необходимо зафиксировать все дефекты предмета на момент его регистрации (прорывы, осыпи красочного слоя, трещины, вздутия, сколы, потертости, поломки, обрезы, отсутствие какой-либо части или детали предмета), указывается количество пустых гнезд от камней и прочих вставок, места и размеры значительных повреждений.

Сохранность каждой составной части предмета фиксируется отдельно.

При описании состояния сохранности произведений живописи, графики, рукописных и печатных материалов вначале фиксируется состояние сохранности лицевой стороны, а затем описывается состояние сохранности оборотной стороны.

Если видимые повреждения не выявлены, следует использовать формулировку «видимых повреждений нет».

19.8.10. «Источник и способ поступления».

Указывается от кого и когда поступил предмет и способ его поступления со ссылкой на юридические документы (экспедиция, закупка, пожертвование, обмен, номер и дата протокола ЭФЗК, акта ПП, акта ОХ).

Для археологических, этнографических предметов и предметов естественнонаучных коллекций дополнительно вносятся сведения о месте проведения раскопок, сборов, дате их проведения и руководителе работ.

19.8.11. «Учетные обозначения по главной инвентарной книге и специальным инвентарным книгам».

Учетные обозначения предмета по ГИК и специальным инвентарным книгам необходимы для установления идентификации предмета и взаимосвязи между книгами учета.

19.9.12. «Номера негативов или изображений на электронных носителях».

Номера негативов и изображений на электронных носителях служат для получения оперативной информации о наличии изображения предмета на различных носителях (негатив, слайд, дискета, диск и т.д.).

19.8.13. «Отметки о проверках наличия».

Отметки о проверках наличия проставляются с помощью специального знака (логотипа), утвержденного ЭФЗК музея.

19.8.14. «Примечание».

В раздел может быть внесена необходимая дополнительная информация по данному предмету.

19.9. Для предметов естественнонаучных коллекций допускается ведение инвентарных книг по форме, учитывающей их специфику, которая утверждается внутримузейной инструкцией.

19.10. При проведении уточнения систематизации, классификации или атрибуции музейных предметов допускается перевод их из одной инвентарной книги в другую, например, из общей инвентарной книги декоративно-прикладного искусства в инвентарные книги фондовых коллекций «мебель», «керамика, стекло» и т.п.) с изменение их инвентарных номеров и шифров. Ранее присвоенные переводимым предметам инвентарные номера погашаются, предметы вносятся в другую инвентарную книгу и им присваивается новый инвентарный номер. Учетные обозначения по главной инвентарной книге (книге поступлений основного фонда), присвоенные таким музейным предметам, сохраняются.

Основанием для перевода музейных предметов из одной инвентарной книги в другую является решение ЭФЗК.

 






Date: 2015-07-10; view: 423; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию