Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава I. Формирование характера Вильгельма II
Чтобы понять причины складывания стиля политического руководства, присущего германскому императору, необходимо рассмотреть, как формировалась его личность, поскольку стиль этот непосредственно связан с характером кайзера. Вильгельм II родился в 1859 году. Брак его родителей – британской принцессы Виктории и немецкого кронпринца Фридриха – был инициирован отцом невесты, супругом королевы Великобритании Виктории, принцем Альбертом Саксен-Гот-Кобургским и матерью жениха, принцессой Августой Саксен-Веймарской[15]. Бабушка Вильгельма Августа была страстной англофилкой, о Британии отзывалась как о «стране моей мечты»[16]. Альберт надеялся, что Пруссия объединит Германию и возникнет здоровая британско-германская общность, которая будет править миром[17]. Ожидалось, что брак укрепит династические связи между Великобританией и Пруссией и поможет встать последней на путь формирования либеральной конституционной монархии. Мать Вильгельма Виктория, росшая при английском дворе, воспитывалась в либеральном духе. Тех же воззрений придерживался отец Вильгельма, который учился в Боннском университете, считавшемся в то время оплотом либерализма. Поэтому неудивительно, что отец и мать пытались воспитывать Вильгельма в духе уважения к английским парламентским традициям[18]. Прусский принц был болезненным ребёнком, он отличался повышенной раздражительностью и импульсивностью, из-за тяжёлых родов его левая рука почти не действовала. Именно она стала причиной формирования у Вильгельма необычайной энергии и силы воли – этому способствовала электризация парализованной руки и применение «рукораспрямительной машины»[19]. Гордая и честолюбивая мать очень страдала из-за этой неполноценности своего сына, она воспринимала её как постоянный укор себе[20]. С самого начала мать жаловалась па его верхоглядство и лень в учебе, душевную холодность и высокомерие; такое отношение вызывало в маленьком Вильгельме утверждение собственного Я и бунт[21]. Так, его воспитатель Хинцпетер писал, что «его поражало то сопротивление, которое он оказывал всякому давлению, всякой попытке воздействовать на его внутренний мир»[22]. По настоянию Вильгельма I и Бисмарка воспитание принца перешло в руки теологов и военных генералов. Его главным воспитателем стал вышеупомянутый Хинцпетер, теолог, проникнутый мистическими взглядами на происхождение королевской власти[23]. Такие же взгляды на власть императора как божественной и абсолютной будет впоследствии исповедовать и сам Вильгельм. Хинцпетер был строгим педантом, который считал спартанское воспитание идеалом, который может быть достигнут «прусской простотой, воздержанием, физической закалкой, упорной учёбой»[24]. Увлечение военным делом развил в мальчике генерал Штольберг. Да и сам исторический процесс этому способствовал, ведь личность Вильгельма формировалась в годы становления Германской империи, которая вела победоносные войны с Данией, Австрией и Францией. В его душе формировалось убеждение, что Германии свыше предопределена великая миссия среди других народов; именно здесь лежат корни крайнего национализма в мировоззрении Вильгельма[25]. Виктория решила нарушить прусскую традицию воспитания сыновей, где упор сосредоточивался на военной муштре, отправив их в Кассельский лицей, где они должны были сидеть на одной скамье с сыновьями простых граждан[26]. Она надеялась, что Вильгельм там получит современное образование, что вследствие конкуренции со способными сыновьями бюргеров он станет менее заносчивым, осознав, что не представляет собой ничего особенного[27]. Хинцпетером был разработан крайне жёсткий распорядок: принцы проводили в классной комнате по двенадцать часов в сутки[28]. Вильгельм получал уроки верховой езды (которые давались ему особенно тяжело из-за неработающей левой руки), фехтования и рисования. По средам и субботам дети посещали фабрики и заводы, где знакомились с бытом простых рабочих, что также повлияло на мировоззрение Вильгельма. Именно отсюда возникла теория «либеральной империи», которая привела к конфликту между молодым императором и канцлером Бисмарком[29]. Основной упор в образовании делался не на естественных науках и современных языках, как хотели того родители, а на изучении древнегреческого языка, латыни и математики[30]. Стоит отметить, что Вильгельму это классическое образование приходилось не по душе, который писал впоследствии: «Этот метод ведёт к тому, что наша молодёжь знает наизусть имена генералов… в пунических войнах… и ничего не знает из Семилетней войны…»[31]. Видимо, этим нерасположением к такому образованию можно объяснить, что способный и живой Вильгельм, обладая отличной памятью, оказался лишь десятым из семнадцати выпускников со свидетельством в дипломе: «удовлетворительно»[32]. План родителей по искоренению в Вильгельме лени и надменности провалился. Виктория так писала о своём 18-летнем сыне: «Он от природы ужасный бездельник и тунеядец, он ничего не читает, разве что идиотские истории... у пего нет жажды знаний»[33]. Вильгельм проявлял упрямство к желанию своих родителей сделать его мягче и либеральнее. Хинцпетер сетовал, что «он так и не научился выполнять первейший долг каждого повелителя – трудиться…»[34]. Будущий канцлер Каприви утверждал: «Эта надменность не развилась бы в нём, если бы, согласно старым добрым обычаям его с раннего детства воспитывали бы в обществе нескольких товарищей»[35]. Кроме того, Вильгельм получал военное образование. В 1869 году он стал офицером, в январе 1873-го его зачислили во Второй гвардейский полк, в марте 1876 года он получил звание обер-лейтенанта; 9 февраля 1877 он стал офицером шестой роты Первого гвардейского пехотного полка, элитной части прусской армии, и начал посещать военное училище[36]. Именно в это время познакомился с Гельмутом Мольтке-младшим (который впоследствии станет начальником Большого Генерального штаба) и с Теодором фон Бетман-Гольвегом (будущим канцлером). В октябре того же года полюбившаяся Вильгельму военная служба была оставлена ради учёбы в Боннском университете (таким образом, принц пошёл по стопам своего деда и отца). Он изучал римское право, политическую экономию, историю искусства, немецкой литературы, уголовное, гражданское и административное прусское право, историю реформации и химию – перечень показывает, что гуманитарные науки интересовали Вильгельма куда больше, чем технические и естественные[37]. В отличие от Кассельского лицея, нагрузки здесь были меньше, а профессора сами посещали принца на дому – уже одно это свидетельствовало о крахе попыток Хинцпетера приблизить императора к «народу»[38]. Благодаря этому образованию к зрелому возрасту он был уже довольно широко образованным человеком, нередко удивляя специалистов своими детальными знаниями в разнообразных областях науки[39]. Окончив через два года университет, Вильгельм продолжил военное образование, начав службу в Потсдамском гарнизоне 29 октября 1879 года. Он буквально наслаждался ролью младшего офицера в прусской казарме, которая давала ему возможность освободиться от назойливой материнской опеки[40]. Вообще, отношения Вильгельма с матерью – повод для отдельного разговора, поскольку именно они определили его противоречивое отношение к Великобритании – родине Виктории. Противостоя её властной натуре, постоянно конфликтуя с ней и не находя взаимопонимания, принц всё же любил свою мать, и эти чувства переносил на Англию. В конце 1884 года генерал Вальдерзее, сопровождавший Вильгельма в заграничных поездках, писал: «Принц стал настоящим англофобом, что представляет собой естественную реакцию на попытки его матери превратить детей в маньяков-англофилов»[41]. Убедив себя в том, что Виктория «сознательно отстаивает английские интересы в ущерб прусским», он из чувства протеста против матери стал врагом Англии, хотя в то же время, по словам одного из министров, испытывал «бессознательную симпатию к ней»[42]. Потсдам оказал решающее влияние на мировоззрение Вильгельма. Всё то, что пытались вложить в него мать-англофилка и Хинцпетер, здесь бесследно выветрилось; под воздействием Альфреда фон Бюлова (брата будущего канцлера) Вильгельм превратился в типичного вояку-пруссака[43]. Бисмарк отрицательно относился к обществу офицеров-карьеристов, окружавшим принца, говоря о том, что он «не может рассчитывать в этой среде подготовиться к своим будущим обязанностям…»[44]. Его товарищи восхищались тем, как Вильгельм, превозмогая свой физический недостаток, воспитывал в себе прекрасного кавалериста. Это, в свою очередь, формировало в нём невероятное самомнение, смешанное с застенчивостью, падкость на лесть. Этой постоянной борьбой с физическим недостатком можно объяснить его резкие переходы от нервного подъёма к упадку духа в годы его царствования[45]. Свою силу Вильгельм стремился доказывать не с помощью одарённого интеллекта, а внешне героическим поведением (что впоследствии проявится в его неосторожных и резких речах и высказываниях). Таким образом, характер будущего императора к моменту вступления на престол вполне сформировался. Он был чрезвычайно деятельный, активный (что в частности выражалось в его частых путешествиях и поездках как внутри страны, так и за её пределами) – это противоречило английскому идеалу царствующего, но не правящего монарха. Конфликт с родителями, расхождение с ними во взглядах формировало в Вильгельме склонность к самостоятельности, что вылилось в желание лично управлять государством (что не могло не приводить к разногласиям с независимыми канцлерами и рейхстагом). Его отличала живость ума, любознательность, но вместе с тем чрезмерная самоуверенность, импульсивность, непредсказуемость (не раз во время царствования Вильгельма министрам приходилось отчитываться перед иностранными державами и немецким парламентом за неосторожные и бестактные высказывания кайзера, которые противоречили конституционному строю германской империи[46]).
Date: 2015-07-10; view: 1075; Нарушение авторских прав |