Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознательное искажение картины болезни (диссимуляция, симуляция, аггравация). Особенности у детей и подростков. Тактика врача





Умышленное искажение оценки болезни всегда имеет в своей ос­нове психологически понятные мотивы, связанные с получением больным какой-либо осознанной выгоды.

Диссимуляция - попытка скрыть признаки болезни. Особенно часто диссимуляция встречается у психически больных.

Аггравация - умышленное преувеличение имеющихся физичес­ких или психических расстройств. Для увеличения выраженности соматических симптомов могут использоваться самоповреждения, включая нанесение порезов, уко­лов с целью вызвать кровотечение, имитировать анемию, ухудшить течение раневого процесса. Употребляются различные медикамен­тозные и токсичные препараты, воздействие которых позволяет из­менить физиологические константы организма (формулу крови, по­казатели биохимического анализа мочи и т.д.).

Симуляция - изображение не существующих соматических или психических расстройств. Иногда встречаются случаи меmасuмуляцuu, когда пациент изображает симптомы ранее перенесенного заболевания или сознательно «задерживает» И «продлевает» симптомы уже закончившейся болезни.

 

11. Взаимоотношения врача – пациента – медицинский персонал – родственники пациента, особенности едиатрической практике.

Особенности взаимоотношений врач - медицинский персонал-больной

Эффективность лечебно-диагностического процесса определяется умением врача общаться с пациентом и выявлять при этом особенности его личностно-психологического И психопатологического реагирования на болезнь, что оказывает существенное влияние на течение и исход заболевания.

Типы взаимоотношения врача и больного

Ведущую роль во взаимоотношениях врача и больного, играют личностные и характерологические качества, определяющие их поведение, мотивации деятельности врача, ожи­дания пациента. Многие качества, необходимые для успешной работы врача, включаются в понятие «профессионализма». При выборе врача больной имеет определенную свободу (за исключением ургентных случаев) и опирается при этом на свои представления об «идеальном враче» сведения о конкретном враче, полученные из различных источников, профессиональный статус врача. Пять характеристик врача, влияющих на выбор его пациентом и взаимоотношения между врачом и пациентом: 1) пол; 2) возраст; 3) национальность (раса); 4) веро­исповедание; 5) сексуальная ориентация. Чаще всего «идеальный врач», для пациента - это врач старше его по возрасту, одного с ним пола и одной сексуальной ориентации.



Отношение к врачу пациента определяется психологической установкой последнего, которая может быть адек­ватной, позитивной и негативной.

Качества, которые пациенты наиболее часто включают в «образ идеального врача»: ум (78%), увлеченность работой (57%), внимательность (56%) и далее - чувство долга, терпеливость, чут­кость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора. Четыре психологических типа врача:

Сопереживающего врача отличают наличие эмпатии, способность сопереживать, разделять психологические проблемы пациента. Вра­ча такого типа предпочитают больные с гипертимными чертами ха­рактера, эмоционально неустойчивые, сенситивные. Издержкой контакта подобных личностей может стать эмоциональное влияние больного, который навязывает врачу свою концепцию болезни.

Эмоционально-нейтральный врач дистанцирован от глубинных пе­реживаний пациента, ориентирован на симптомы болезни и предпо­читает технократический подход к лечению больного. Наиболее приемлемым подобный тип врачебного подхода является для интра­вертированных личностей и шизоидов.

Директивный тип отношений основан на авторитарно-директив­ной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руко­водителем, занимающим активную позицию. Директивный· врач не допускает дискуссий с пациентом по поводу диагноза и методов ле­чения, исключает сомнения в своих профессиональных возможнос­тях, склонен давать реакции раздражения в ответ на критику паци­ентом его действий. Уверенность врача в своих действиях повышает его рейтинг в глазах больного. Больных с психастеническими чертами, которым свойственны тревожная мнительность и педантизм.

Недопустимо принуждение больного к согласию на то или иное ле­чение, включая хирургические вмешательства, даже если врач совер­шенно уверен в его необходимости. Больной имеет право определять свою собственную судьбу. Отказ больного от предлагаемого метода лечения, зафиксированный в письменной форме, освобождает врача от юридической ответственности за неоказание помощи.

Взаимоотношения с больным врача недирективного псuxологиче­ского- типа основаны на принципе партнерства. Уважая личность пациента, врач стремится помочь последнему реализовать все свои возможности в борьбе с болезнью, побуждая его к активности и ней­трализуя негативные эмоциональные проявления. При этом лечеб­ныe установки больному даются, а косвенно, не игнорируя точку зрения больного. Но, помогая больному, поддерживая и убеждая его в благоприятном исходе болезни, необходимо быть, осторожным в беседах, пояснениях, прогностических суждениях и рекомендациях, чтобы исключить ятрогению.



Связь между личностными реакциями пациентов на заболевание и отношением их к врачу. Они различают:

а) содружественную реакцию, когда больные с первых дней забо­левания демонстрируют редкую пунктуальность и безграничное до­верие лечащему врачу;

б) спокойную реакцию, при которой больные аккуратно выпол­няют все назначения врача и адекватно реагируют на все его указа­ния;

в) неосознаваемую реакцию, которая в ряде случаев играет роль психологической защиты;

г) следовую реакцию: несмотря на благополучное разрешение заболевания, пациенты пребывают в состоянии болезненных сомне­ний, ожидания рецидива болезни;

д) негативную реакцию, характеризующуюся тем, что больные, находясь во власти предубеждений, тенденциозно относятся к леча­щему врачу и медицинскому персоналу;

е) паническую реакцию, при которой пациенты охвачены стра­хом, легко внушаемы;

ж) разрушительную реакцию с неадекватным поведением, игнорированием всех указаний лечащего врача.

В медицине существует неписанное правило: не лечить и не опе­рировать самому близких родственников (за исключением неотложных лечебных мероприятий и абсолютно ясных, легких случаев). Это объясняется возможностью формирования ложной концепции болезни под влиянием эмоциональных переживаний и механизмов психологической защиты у самого врача, которые блокируют раци­ональный подход к диагностике и лечению, что может привести к нежелательным последствиям.

Взаимоотношения медицинской сестры и больного

Личность медсестры, стиль ее поведения могут оказывать на больных как позитивное (лечебное), так и негативное (психотравмирующее) действие. Интересная типология медицинских сестер, учитывающая их личностные особенности и отношение к работе.

1. Сестра-рутинер (или практический тип).

2. Артистический тип характеризуется стремлением подражать кому-либо и играть заученную роль.

3. Нервный тип проявляется раздражительностью, частой усталостью, ощущением, что ее труды не ценятся окружающими.

4. Мужеподобный тип характеризуется крупным телосложением, решительностью, энергичностью, самоуверенностью, бескомпро­миссностью.

5. Материнский тип медицинской сестры характеризуется пик­ническим телосложением, душевностью и заботливостью.

6. Сестры-специалисты, работающие, например, на электрокар­диографе или электроэнцефалографе, обычно преданы своей про­фессии и иногда испытывают чувство превосходства над медицин­скими сестрами, работающими в отделении.

Нарушение принципов деонтологии медицинской сестрой мо­жет нанести больному такой же вред, как и ятрогенное (врачебное) влияние. Врач обязан контролировать и оценивать работу медицин­ских сестер в медика-психологическом плане, проводить с ними воспи­тательную работу как непосредственно, так и через старшую меди­цинскую сестру, руководство отделения.

Роль родителей в формировании реакции на болезнь у ребенка и значение работы с семьей больного

Заболевание ребенка - это всегда трудная ситуация для семьи.

Первые и последующие реакции на болезнь ребенка зависят от личностных особенностей родителей, уровня их ин­теллекта, культуры и образования, ситуации, в которой они узнают о болезни ребенка и эмоционального состояния при этом.

Реакция родителей на болезнь ребенка зависит также от характе­ра болезни, ее тяжести и опасности для жизни. Наиболее частой ре­акцией является тревога, озабоченность состоянием ребенка, страх за его жизнь. Поведение родителей при тяжелых и внешне тягостных состояниях часто оказывает неблагоприятное влияние на больных детей. Паническое состояние ро­дителей, особенно склонных к истерическим формами реагирова­ния, может значительно осложнять работу врача. В таких случаях большое значение имеет выдержка врача, опыт и искусство так сообщить диагноз, объяснить сущность заболевания, методы лечения и прогноз, чтобы, по воз­можности, успокоить родителей, сделав их полноценными помощ­никами в борьбе за здоровье, а иногда и жизнь ребенка.

Врач может сталкиваться в своей работе и с противоположным отношением родителей к болезни своего ребенка. В таких случаях они просто не обращают внимания на состояние ребенка, его жало­бы, результатом чего являются запущенные случаи болезни. Причиной такого поведения роди­телей служит защитная реакция отрицания ими болезни ребенка.

Сложности возникают у родителей, когда они узнают о неизлечимом хроническом заболе­вании ребенка. Первая реакция на диагноз часто носит характер шо­ка. Затем может возникнуть реакция недоверия заключениям врачей и надежда, что диагноз поставлен без достаточных оснований. В основе реакций родителей, узнав­ших о тяжелом хроническом заболевании ребенка, лежит глубокое чувство вины, которое возникает с началом заболевания и сознатель­но или подсознательно сопровождает их весь период болезни. В свя­зи с этим, «чтобы загладить свою вину», к ребенку проявляют чрез­мерное внимание, все разрешают, выполняют любые его требования и желания. Отсутствие коррекции поведения ребенка приводит через неко­торое время к ситуациям, которые почти не контролируются, что еще в большей мере затрудняет лечебный процесс. Несмотря на бо­лезнь, подход родителей к ребенку должен быть разумным, вклю­чать воспитательное воздействие на фоне сохранения тесного эмо­ционального контакта. Достичь такого подхода помогает методич­ная работа врачей, а также медицинских психологов с родителями больного.

Одной из наиболее частых реакций родителей является страх перед неблагопри­ятным исходом болезни, чувство отчаяния и беспомощности, вылива­ющиеся затем в депрессивное состояние.

Нередко у родителей как форма психологической защиты возни­кает реакция агрессии, распространяющаяся на окружающих, в том числе на врачей и других «людей В белых халатах», являющихся спут­никами их несчастья.

Врач и медперсонал должны быть готовы к не всегда адекватным реакциям некоторых родителей. В отношениях между врачом и родителями ребенка, больного тяжелым прогрессирующим или неизлечимым заболеванием, постоянно таится возможность кон­фликтных ситуаций. Причиной последних могут быть разные взгля­ды по вопросам выбора методов обследования и лечения, оценки со­стояния ребенка и др. Несмотря на серьезность психологических проблем, врач обязан стремиться к адекватному взаимодействию с родственниками больного ребенка, так как без этого не удастся нормализовать психическое состояние последнего, надеяться на вы­полнение родителями необходимых назначений. Для этого необхо­димо обучение педиатров основам детской и семейной психологии, психопатологии и психотерапии.








Date: 2015-07-02; view: 306; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию