Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Азартное расстройство
Из казино в Лос‑Анджелесе выходят двое. Один из них, полностью голый, обращается ко второму, в трусах и галстуке: «Вот за что я тебя ценю, Джонни, так это за то, что ты всегда можешь вовремя остановиться!» Анекдот
У этой болезни много названий. В международной классификации болезней 10‑го пересмотра она числится как «патологическое влечение к азартным играм», в англоязычной литературе прижилось название «гемблинг», от английского «gamble» – азартная игра (кстати, отечественное слово «азарт» тоже имеет иностранные корни: «hasard» – во французском случай, риск, опасность, игра в кости, а сами французы стянули это слово у арабов; у них «аль‑захр» означает «игральная кость»). У нас чаще говорят об игромании и иногда, в знак особой эрудированности, вспоминают термин «лудомания» (от латинского «ludo», «играю»), но за такую наглую демонстрацию интеллектуального превосходства в некоторых компаниях могут и побить. Азартная игра насчитывает многие тысячи лет, и, если правила более древних игр остались за завесой тайны и подсчет проигранных мамонтов никто не проводил (что открывает совершенно новое направление в интерпретации наскальной живописи), то в Древнем Египте момент игры в кости уже официально задокументирован местными папарацци того времени. В профиль. На камне. Да что там говорить – даже в древнегреческой мифологии Зевс с Посейдоном и Аидом разыгрывают Олимп, моря и подземное царство не по старшинству и не по понятиям, а методом жеребьевки. А поскольку есть игра – всегда найдется и тот, кто не знает меры. Вон, в «Ригведе», которой тоже не одна тысяча лет, целая поэма есть, «Жалоба игрока» называется: один принц так увлекался игрой в кости, что проиграл и абреков, и кунаков, и стадо слонов, и жену в придачу. Хотя насчет жены теперь уже трудно сказать доподлинно – может, как раз ее проигрывал целенаправленно, а все остальное – на радостях? Кстати, римское право, которое считается классикой, еще когда оговаривало, что азартные игроки могут быть ограничены в своих гражданских правах. Видимо, в противном случае империя могла прекратить свое существование гораздо раньше. Вообще ученые считают, что изначально и кости, и карты были инструментами жрецов: те, как и положено посредникам между богами и людьми, уединялись, забивали козла или расписывали пульку, а потом возвращались к электорату и объявляли размер выигрыша. Или проигрыша, это уж как повезет. А потом кто‑то проболтался, пиратская копия игры ушла в массы, и пошло‑поехало. Нужно ли рассказывать, как оно бывает! Так же, кстати, было когда‑то и с рецептами медовухи и самогона: идея‑то изначально была хорошей – собраться вместе, вознести молитву богам, порадоваться и поплясать, так ведь нет, рецепт пошел по рукам, и высокодуховные посиделки были низведены до статуса обычной пьянки. Официально азартной игрой считается игра на деньги или иные ценности, имеющие материальное выражение, будь то связки ракушек где‑нибудь на дальних островах или кэцэ на планете Плюк в галактике Кин‑Дза‑Дза. То есть большинство компьютерных геймеров может вздохнуть спокойно, за исключением тех, кто играет в виртуальных казино или вкладывает бешеные деньги в онлайн‑игру. Много ли людей играет в азартные игры? В США как‑то взяли и провели исследование, причем за довольно внушительный отрезок времени – с 1988 по 1997 год. Так вот, оказалось, что в среднем ежегодно играет 72 % взрослого населения страны. Причем 18 % из них играет в нелегальные игры. Какова опасность пристраститься? Самыми рискованными в этом отношении считаются карточные игры и игра на видеотерминалах (более знакомых нам как игровые автоматы). Так, считается, что каждый четвертый из игроков на видеотерминалах или рискует попасть в зависимость, или уже зависим. Кстати, в законодательстве Швеции азартные игры делятся на две группы: – те, что требуют специальных умений (сложные карточные игры вроде покера или преферанса); – те, чей результат не зависит от умений игрока (лотерея, игровые автоматы). Так вот, вторая группа считается потенциально более опасной для здоровья нации, и у нее больше ограничений. В Великобритании также принято выделять «тяжелые» и «легкие» азартные игры. Памятуя о том, что социализм – это не только советская власть плюс электрификация всей страны, но также и система контроля и учета, попытаемся разложить всех игроков по полочкам и присвоить инвентарные номера, а заграница нам поможет. В лице Комитета по социальным и экономическим последствиям гемблинга США. Они предлагают принимать во внимание следующие уровни гемблинга: – Нулевой уровень. В азартных играх не участвует, шампанского не пьет из идейных соображений. – Первый уровень. Беспроблемное участие в азартных играх. Время от времени играет, но не создает игрой проблем ни своему кошельку, ни своей психике, ни своему ближайшему окружению. – Второй уровень. Проблемная азартная вовлеченность. Игра еще не стала доминировать и не сформировала зависимость, но все идет к тому: из‑за нее появляются финансовые проблемы, проблемы на работе и в быту, да и нервы уже ни к черту… Все чаще мелькает мысль – «а ведь этим можно зарабатывать». – Третий уровень. Собственно гемблинг‑зависимость, или сформировавшаяся игромания. Кстати, о профессиональных игроках. Как показали исследования, люди, которые действительно зарабатывают на участии в азартных играх, все же есть (я не имею в виду государство, организаторов лотереи и владельцев казино). Их немного: суммарно в США и Канаде не более трех тысяч, и только пятьдесят из них зарабатывают более 100 000 долларов в год. Хотите психологический портрет такого игрока? Извольте: скучный, угрюмый, абсолютно неазартный, расчетливый и внимательный к мелочам до эпилептоидности, сверхбдительный и подозрительный до параноидности одиночка, без друзей, без привязанностей и без особой страсти к чему бы то ни было. Завидно? То‑то. Прежде чем читатель ринется отыскивать признаки махровой неизлечимой формы гемблинг‑зависимости у себя (ну, хотя бы попытается), сделаю почти безнадежную попытку его остановить: не спешите! О, я знаю, что при должном усердии можно найти почти все, включая родильную горячку и воспаление коленной чашечки, но не спешите. Есть вполне четкие диагностические критерии. Они разработаны еще в 1994 году, в Американской классификации психических расстройств. Вот они:
А
– Поглощен игрой, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту игр, намеренно отказывается от игры или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности сыграть, или обдумывает способ достать денежные средства для этого. – Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений. – Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к игре, играть меньше или совсем прекратить. – Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от игры. – Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию). – Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя). – Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру. – Совершал уголовные преступления – такие как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для участия в игре. – Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста. В ситуации отсутствия денег из‑за игры перекладывает решение проблем на других людей.
Б
– Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом (поскольку замечено, что больные, находясь в маниакальном состоянии, тоже охотно и помногу играют, но если это состояние снять, вылечить, они к игре больше и близко не подойдут). Так вот, чтобы поставить диагноз игромании, нужно найти не менее пяти пунктов из раздела А. И чтобы обязательно был соблюден раздел Б. Есть и другие опросники, но суть в целом та же самая.
Date: 2015-07-02; view: 294; Нарушение авторских прав |