Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели лечебного вмешательства





Психодинамические—эмпирические модели. Психодинамические эмпириче­ские модели нацелены на индивидуальную зрелость в контексте семейной систе­мы, свободной от бессознательных паттернов тревоги и проекции, давших корни в прошлом. Врачи ищут пути и устанавливают близкие связи с каждым из членов семьи, чередуя обмен информации между ними и членами семьи и между членами семьи друг с другом. Искренность общения и честное признание чувств являются высокоприоритетными, чтобы достичь этого, можно советовать членам семьи ме­няться местами, дотрагиваться друг до друга и смотреть прямо в глаза. Использо­вание ими метафор, языка жестов и парапраксия помогают обнаружить бессозна­тельные паттерны семейных связей. Врач должен также использовать «семейную скульптуру», в которой члены семьи дают красочное описание друг друга, личных взглядов на взаимоотношения, прошлого и будущего. Врач интерпретирует ску­льптуру, а также модифицирует ее таким образом, чтобы предположить наличие и других связей. Кроме того, субъективные реакции врача на семью играют огром­ную роль. В подходящие моменты они высказываются семье, с тем чтобы сфор­мировать еще и другую петлю подкрепления самонаблюдению и изменениям.

Модель Bowen. Bowen назвал свою модель просто «фамильной системой», но ей справедливо присвоено звание ее автора. Ее критерием является персональная


Таблица 5. Основные модели семейной терапии: норма, дисфункция и терапевтические цели

 

Модель семейной терапии Нормальное положение в семье Дисфункция/нарушения Цели, которые ставит перед собой терапия
Структурная Минухин (Minuchin) Монтавло (Montavlo) Апонте (Aponte) 1. Границы четкие и стабильные 2. Иерархия с сильными роди­тельскими подсистемами 3. Гибкость системы для: а. Автономии и взаимозави­симости б. Индивидуального разви­тия и поддержания систе­мы в. Постоянства и адаптив­ного реструктурирования в ответ на изменение внут­ренних (как результат раз­вития) и внешних (ситуаци­онно обусловленных) по­требностей Нарушения являются результа­том текущего семейного струк­турного дисбаланса: а. Нарушения иерархической структуры, обязанностей б. Нарушения реакции на изме­нение потребностей (как ре­зультата развития, ситуаци­онно обусловленных) Реорганизация семейной струк­туры: а. Изменения положения членов семьи относительно друг дру­га для разрушения паттернов нарушения функции и усиле­ние родительской системы в иерархии б. Четкие, гибкие границы в. Мобилизация более адаптив­ных, альтернативных паттер­нов
Стратегическая Хэйли (Haley) Миланская группа (Milan team) Группа Пало Алто (Palo Alto group) 1. Гибкость 2. Большой поведенческий на­бор для: а. Разрешения проблем б. Прохождения жизненного цикла 3. Четкие правила соблюдения иерархии (Хэйли) Проблемы имеют много источ­ников; нарушения поддержива­ются следующими семейными факторами: а. Безуспешными попытками решить проблемы б. Неспособностью адаптиро­ваться к переходным перио­дам жизненного цикла (Хэйли) Нарушения являются коммуни­кативным актом, включенным в паттерн взаимодействия Только разрешения имеющейся проблемы: специфические пове­денчески направленные задачи. Прерывание ригидного цикла с обратным подкреплением: из­менение поддерживающей на­рушения последовательности на новую. Более отчетливая иерар-хизация (Хэйли)
Поведенчески социаль­ная замена Либерман (Liberman) Паттерсон (Patterson) 1. Дезадаптивное поведение не подкрепляется. 2. Адаптивное поведение возна­граждается 3. Замена, если цена превышает выигрыш Дезадаптивное, нарушенное по­ведение поддерживается: а. Семейным вниманием и под­держкой б. Несовершенная замена возна­граждения, т.е. принудитель- Конкретны, ощутимые поведен­ческие цели, изменение обуслов­ленности социального подкреп­ления (межличностные послед­ствия поведения) а. Подкрепление за адаптивное

Александер (Alexander) Психодинамическая Аккерман (Ackerman) Босцормени—Наги (Boszormenyi—Nagy) Фрамо (Framo) Лидц (Lidz) Мейсснер (Meissner) Поль (Paul) Стирлин (Stierlin) 4. Долговременное взаимодей­ствие на обоюдовыгодной ос­нове 1. Личности, играющие роди­тельскую роль, и родитель­ские отношения хорошо очер­чены 2. Восприятие связей основано на реальной действительно­сти; проекции из прошлого отсутствуют Босцормени—Наги: справедли­вость в отношениях Лидц: что необходимо в семье: а. Родительская коалиция б. Границы поколений в. Родительские роли соответ­ствуют своему полу ная в. Коммуникативный дефицит Нарушения связаны с семейны­ми проекциями, начинающими­ся от неразрешенных конфлик­тов прошлого, и потерями в се­мье, где он произошел поведение б. Отсутствие подкрепления за дезадаптивное поведение 1. Критика, разрешение семей­ного конфликта и связанных с ним потерь 2. Снижение процессов семей­ной проекции 3. Реконструкция и новое объ­единение связей 4. Индивидуальное и семейное развитие
Терапия семейной сис­темы Бауэн (Bowen) Дифференциация самого себя Интеллектуально-эмоциональ­ный баланс Нарушения обусловлены связя­ми с семьей, где произошел кон­фликт: а. Слабая дифференциация са­мого себя б. Тревога (реактивность) в. Триангуляция 1. Дифференциация 2. Повышение когнитивной функции 3. Снижение эмоциональной ре­активности 4. Модификация отношений в семейной системе: а. Детриангуляция б. Устранение разрывов
Экспериментальная Сатир (Satir) Вайтэккер (Whitaker) Сатир: 1. Самомнение: высокое 2. Коммуникация: четкая, спе­цифическая, честная 3. Семейные правила: гибкие; гуманные, адекватные 4. Отношение к обществу: от­крытое, с надеждой Вайтэккер: структура семьи та­кова, что многие аспекты се­мейных отношений являются об­щими для членов семьи Нарушения являются невербаль­ными откликами в реакции на коммуникативную дисфункцию системы 1. Прямые четкие коммуника­ции 2. Индивидуальное и семейное развитие через немедленно разделяемые с другими ощу­щения

дифферентация от семьи, из которой больной происходит, способность больного быть своим собственным правдивым «Я» перед лицом семейного и другого давле­ния, которое угрожает потерей любви или социального положения. Проблема се­мьи оценивается по двум уровням: 1) ступень запутанности против степени их спо­собности к отчетливой дифференцировке и 2) анализ эмоциональных треугольни­ков в представленной проблеме. Эмоциональный треугольник определен как трех-партийная подсистема (которых может быть множество внутри семьи), устроен­ная так, что близость двух членов стремится исключить третьего. Близость может быть выражена либо как любовь, либо как повторяющийся конфликт. В любом случае активируются текущие пересечения, когда исключенная третья партия пы­тается соединиться с одной из других или когда одна из действующих партий по­ступает подобным образом по направлению к исключенной партии. Роль врача, во-первых, состоит из стабилизации или сдвига «горячего» треугольника—того, кото­рый обусловливает нарушения, заставившие обратиться к врачу, и, во-вторых, в том, чтобы работать с большинством из членов семьи, которые психологически к этому готовы, если надо, то индивидуально, для достижения достаточной пер­сональной дифференциации, так что «горячий треугольник» больше не возникает. Для того чтобы оставаться нейтральным в их треугольниках, врач минимизиру­ет эмоциональные контакты с членами семьи. Bowen ввел генограмму, представ­ляющую собой исторический обзор семьи на протяжении нескольких поколений.


Структурная модель. В структурной модели семья рассматривается как еди­ная взаимосвязанная система, оцениваемая по следующим линиям: 1) значимые альянсы и расколы среди членов семьи, 2) иерархия силы (например, «заботя­щиеся» о детях родители), 3) выяснение прочности связей между поколениями и 4) толерантность семьи друг к другу. Структурная модель использует согласованно индивидуальную и семейную терапию.

Модель общих систем. Основанная на теории общих систем модель рассма­тривает семью как систему, и каждое действие в семье вызывает реакцию у од­ного или более членов. Каждый член должен играть свою роль (например, пресле­дователь, жертва, спасатель, член семьи, у которого выявляются нарушения, кор­милица), причем роли относительно стабильны; однако член семьи, выполняю­щий данную роль, может меняться. Некоторые семьи пытаются сделать одного члена семьи «козлом отпущения», обвиняя его или ее во всех семейных неполадках (указанный больной). Если указанный больной обнаруживает улучшение, могут найти другого «козла отпущения». Семьи определяются как имеющие внешние границы и внутренние правила. Системная модель перекрывается другими моде­лями, особенно моделью Bowen и структурными моделями. Данные о семейных моделях, методах и целях приводятся в табл. 5.







Date: 2015-07-02; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию