![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Общественные блага
- это такие блага, которые потребляются членами общества независимо от того, платят они за них или нет (например, национальная оборона и охрана порядка, экологические мероприятия и др.). В отличие от частного блага, невозможно обеспечить потребление общественного блага отдельным индивидуальным потребителем. Общественные блага обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости - ими пользуются все и никто не может быть отлучён от потребления. Чистые общественные блага можно рассматривать как блага с положительными внешними эффектами, при их производстве должно выполняться условие MSC=MSB=SМВ, где SМВ - сумма предельных полезностей индивидуальных потребителей. Спрос на чистое общественное благо убывает, однако он имеет ряд особенностей по сравнению со спросом на обычный товар. Так как потребление чистого общественного блага не является исключительным правом, то невозможно назначить цену за его единицу, а значит, цена не может выступать аргументом в функции спроса. Кривая суммарного спроса на чистое общественное благо получается получается из индивидуальных предельных выгод от его потребления путём не горизонтального, а вертикального сложения кривых индивидуального спроса (Рис 9-2). При этом QD=Sqi, где qi - объём потребления блага каждым из i=1...N индивидуальных потребителей.
В потреблении общественных благ часто возникает проблема “зайцев”, когда один экономический субъект может получить выгоду от другого субъекта без всякой оплаты. Именно поэтому расходы на производство общественных благ берёт на себя государство.
D =SMB
D1
QC Q Рис. 9-2 Кривая спроса на общественное благо
Общественные блага бывают также перегружаемые и исключаемые. Перегружаемые блага - это те блага, которыми могут пользоваться все, но которых на всех может не хватить (например, дороги). Исключаемые блага это те блага, на которые можно назначить цену и ограничить доступ к потреблению всех без исключения желающих (например, школьное обучение или медицинское обслуживание). Пол Самуэльсон выделил два критерия «чисто» общественных благ. Так, благо должно: а) поступать к людям в одинаковых количествах (армия, например, не может защитить Иванова больше, чем Петрова); б) обладать свойством неисключаемости из потребления (если оно произведено, никто не может препятствовать потреблению его кем-то ни было). Последнее условие означает, что продавцу не гарантируется получение блага только тем, кто заплатил за него. Поскольку на чисто общественное благо нет частного платежеспособного спроса, так как его можно получить, не заплатив, то частный сектор не станет такое благо производить. А это значит, что функционирование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны поставляться государством и оплачиваться за счет обязательного налогообложения. Еще одной проблемой рыночного механизма является то, что он порождает «внешние эффекты» (экстерналии—externalities). Иногда эти эффекты называют «эффектами соседства», поскольку они связаны с взаимосвязью функции полезности и производственной функции. Например, сброс в Байкал стоков Братского целлюлозно-бумажного комбината загрязняет уникальный водоем и уменьшает количество рыбы в озере, то есть создает внешний эффект для рыбаков. Аналогичный эффект возникает от шума аэропорта, нарушающего покой жителей близлежащих поселков. Такого рода эффекты называются отрицательными, поскольку они навязывают внешним субъектам дополнительные издержки, которые те должны оплачивать, вследствие чего снижается производительность или полезность потребляемых ими благ и ресурсов. Приносящие пользу внешние эффекты называются положительными или создающими экономию и характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы опыляют их растения. Проблемы в экономике и обществе создают именно отрицательные внешние эффекты, поскольку они порождают конфликт «между соседями» на почве получения выгод одними за счет других. Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства. С этой целью еще, в начале ХХ века английский экономист А. Пигу предложил специальный 'инструмент, вошедший в экономическую науку как «налог Пигу». Это налог, которым облагается создатель внешнего эффекта. Еще одной проблемой рыночного механизма является то, что он одновариантен с точки зрения распределения доходов. У него один критерий, одна этика распределения: любой доход, полученный в условиях конкурентной борьбы, считается справедливым. Но в странах даже с развитой рыночной экономикой есть немало людей, которые страдают от такой этики. Это малоимущие, инвалиды, пенсионеры, студенты и т. п. Значит, чисто рыночное распределение не может считаться справедливым, прежде всего в том смысле, что не обеспечивает человеку реализации его неотъемлемого права—права на доход, гарантирующий достойное существование. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, перераспределения доходов крайне необходимо и позитивно. Другое «фиаско» рынка заключается в том, что он не решает региональных проблем во всей их совокупности—экономических, демографических, социальных, экологических и др. Региональные проблемы относятся к числу наиболее острых практически во всех странах. Они возникают вследствие: а) обделенности отдельных регионов природными ресурсами. Примером могут служить центральные районы России, так называемое Нечерноземье. В условиях рыночных отношений подобным районам трудно обеспечить тот же уровень жизни, что и в других частях страны; б) невозможности полного использования ресурсов региона из-за недостатка капитала. Обычно такое явление характерно для развивающихся стран; сегодня это относится также к большинству районов России; в) стагнации или упадка предприятий ключевой отрасли региона. Подобные регионы отличаются растущим уровнем безработицы, крайне низкими доходами, высокими показателями эмиграции, неразвитой инфраструктурой, социальной напряженностью. В России к ним можно отнести, например, Ивановскую область—край отечественных текстильщиков, десятки, а может быть, и сотни шахтерских городов и поселений, в которых прекратилась или приостанавливается добыча угля и некоторых других видов ископаемых (Урал, Сибирь, центр России). Исправить эти дисбалансы при помощи рыночного механизма практически невозможно, более того, именно рыночный механизм их еще больше усугубляет. Система перемещения ресурсов, основанная на ценовых сигналах, направляет миграционные потоки труда и капитала из неблагополучных мест в более привлекательные без малейшего потока факторов в обратном направлении. Эмиграция и безработица приводят к снижению доходов населения этих мест, вследствие чего мультипликационный эффект сокращения потребительских и инвестиционных расходов еще сильнее бьет по наиболее слабым звеньям региональной системы. Если регион приходит в упадок, государство может оказать ему помощь, разместив там часть своих заказов и сместив в его пользу приоритеты в проведении таких общественных работ, как строительство школ, новых дорог, больниц, облагораживание территорий и т. д. Еще одна проблема рынка свободной конкуренции состоит в том, что он не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Отсюда—необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия. Проблемой рынка свободной конкуренции является и то, что механизм рынка не в состоянии реализовать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование экономической деятельности со стороны государства является объективной необходимостью. Ограничения внешней торговли, разумеется, приводят к потерям для всего мирового сообщества, но правительства отдельных стран мыслят не в категориях национально-государственных интересов. Поэтому от регулирования внешнеэкономических связей и введения тех или иных ограничительных мер отдельные страны могут получать определенный выигрыш. Следующее «фиаско» заключается в том, что экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства—проведение антиинфляционной политики, что подробно рассматривается в курсе макроэкономики. Также рыночный механизм не способен сам по себе, без вмешательства государства, обеспечить полную занятость экономических ресурсов. Поэтому политика в области занятости также является важной функцией государства. Еще одна проблема заключается в том, что рыночной системе, поскольку она ориентирована на прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка и сохранения механизма ценовых сигналов государство проводит антимонопольную политику. Часть II. Варианты контрольных заданий Контрольные задания представлены в основном в виде задач, составленных по материалам основных тем теоретического курса. Задачи разбиты на десять вариантов (0…9), по 6 заданий в каждом варианте. Каждый слушатель в качестве контрольного задания должен выполнить один вариант. Выбор варианта производится по последней цифре номера студенческого билета. Ниже приведены исходные данные для выбора варианта.
Защита выполняемого задания осуществляется в форме собеседования с преподавателем. Вариант А 1. Спрос на продукт Б в месяц характеризуется следующими данными: Спрос, Цена за тыс. шт. штуку, тыс. руб. 85 3,4 80 3,7 75 4,0 70 4,3 65 4,6 60 4,9 Определите эластичность спроса на основе расчета Ed, проверьте ответы, полученные по формуле Ed с помощью показателя общей выручки.
2. Назовите товары, для которых средне- и долгосрочная ценовая эластичность спроса предположительно больше, чем краткосрочная эластичность. 3. На рисунке представлены кривые спроса До, Д1, Д2.
Ответьте на вопросы: а) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая ДО) в точку (в) (кривая Д2)? б) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая ДО) в точку (с) (кривая Д1)? в) Чем вызвано движение из точки (а) в точку (d) (кривая ДО)?
4. Предприятие работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек от объема производства представлена в таблице:
Если цена товара 5 руб., какой объем производства выберет предприятие? Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы предприятие безусловно прекратило производство. 5. Пусть АТС - средние издержки фирмы на производство единицы продукции, МС - предельный издержки. Какой из приведенных ниже графиков зависимостей этих величин от объема производства Q может быть верным. / 6. На основе данных таблицы спроса определите валовые и предельные -доводы для каждого возможного уровня продаж и сделайте вывод о типе рынка и структуре отрасли, в которой эта фирма действует.
Изобразите графически кривые спроса. Валового дохода и предельного дохода для данной фирмы.
Вариант Б 1. Можно ли судить об эластичности спроса по внешнему виду кривой спроса? Если оказывается затруднительным судить об эластичности спроса по внешнему виду кривой спроса, то почему? Методические указания'[см. 3, т.2, с.15, с. 18]. 2. Определите эластичность спроса, используя данные, приведенные в таолице. Проверьте ответы, полученные по формуле Ed с помощью показателя обшей выручки.
3. По данным эмпирических исследований эластичность спроса (Ed) на тонары и услуги следующая: а) 0,6 - спрос на медицинское обслуживание; б) 4,0 - на зарубежные поездки; в) 1.2 - на радиоприемники и телевизоры. Объясните каждую из этих величин.
4. В таблице показана зависимость общих издержек предприятия от выписка продукции. Рассчитать для каждого объема производства: общие постоянные издержки, общие переменные издержки, предельные издержки, средние общие издержки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки. Последние четыре величины изобразите графически.
5. Предельная полезность товара X для потребителя - 5 единиц, предельная полезность У - 3 единицы, цена каждого из товаров - 1 доллар. Находится ли потребность в равновесии? Методические указания;[см. 3, т.2, с. 32-37]. 6. В таблице приведены следующие данные об издержках на единицу продукции для действующего в условиях чистой конкуренции производителя:
При условии, что цена продукта 56 дол., будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде? Почему да или почему нет. Если она производит, каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток. Определите величину экономической прибыли или убытка на единицу продукции.
Вариант В 1. Объясните (в том числе с помощью графиков), в чем состоит различие между изменением спроса и изменением объема спроса. Методические указания [см. 3, т.1, с. 63-67] 2. На основе приведенных в таблице данных о спросе и предложении продукта А, нарисуйте кривые спроса и предложения, кратко опишите механизм рыночного равновесия, определите равновесную (рыночную) цену продукта.
3. Какое воздействие окажут следующие изменения цен на величину общей выручки от продажи продукции: а) цена падает, а спрос неэластичен; б) цена растет, а спрос эластичен; в) цена растет, а спрос неэластичен; г) цена падает, а спрос эластичен; д) цена падает, а спрос характеризуется единичной эластичностью.
4. На основе приведенных в таблице данных рассчитать предельный, средний продукты, построить кривые общего выпуска, среднего и предельного продукта, объяснить характер кривых.
5. Ответьте, каким образом каждое из следующих событий повлияло на расположение: а) кривой предельных издержек; б) кривой средних переменных издержек; в) кривой средних постоянных издержек; г) кривой средних общих издержек, фирмы (в каждом случае укажите направление перемещения на графике): а) увеличение заработной платы производственных рабочих; б) снижение тарифов на электроэнергию; в) увеличение транспортных издержек; г) снижение налогов на имущество.
6. Примем следующие данные об издержках на единицу продукции для действующего в условиях чистой конкуренции производителя:
Будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде при цене продукта в 32 дол. Если да, то каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток. Определите величину экономической прибыли или убытка на единицу продукции. Вариант Г 1. Можно ли по внешнему виду кривой спроса на графике судить о ценовой эластичности? Поясните ответ. 2. Определите эластичность спроса по цене на основе следующих данных:
Проверьте правильность расчетов эластичности с помощью показателей общей выручки.
3. Объясните закон спроса, различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Определите, происходит ли «изменение в спросе» или «изменение величины спроса» в каждом из следующих примеров: а) потребительские расходы возрастают, а в результате увеличивается сбыт ювелирных товаров; б) парикмахер повышает цену за стрижку волос, а число клиентов сокращается; в) цена на «Тойоту» растет, вследствие этого увеличивается объем продаж модели «Шевроле».
На основе данных о количестве произведенной продукции, общих издержках, приведенных в таблице, определить показатели средних издержек производства, построить кривые средних издержек, объяснить характер этих кривых, зависимость предельных издержек от средних общих и средних переменных издержек.
5. Как соотносятся долгосрочные и краткосрочные кривые издержек фирмы?
6. На основе данных, приведенных в таблице, и цены продукта, равной 41 долл., определить будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде? Если да, каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток?
Определите величину прибыли или убытка на единицу продукции.
ВариантД
1. Укажите, какая кривая на графике выражает спрос на товары: а) первой необходимости; б) предметы роскоши; в) товары низкого качества.
2. Кривую безразличия семьи Ивановых характеризуют данные приведенной ниже таблицы. Постройте кривую безразличия. Определите точку равновесия исходя из того, что цены товаров А и В составляют соответственно 1,5 долл. и 1 долл. и Ивановы намерены потратить 24 долл. Докажите на графике, какое влияние на точку равновесия окажут изменения дохода семьи и цен.
3. На рисунке представлены кривые спроса на сливочное масло (Д1 и Д2 соответствующие различным периодам времени. Какая из представленных кривых (Д1 и Д2) соответствует более длительному периоду времени? Обоснуйте Ваш ответ. 4. Выпуск фирмой продукции в месяц
Исходя из выше приведенных данных и учитывая, что единица капитала состоит 100 руб., а единица труда – 250 руб. в месяц, рассчитать средние общие, постоянные и переменные издержки. Построить кривые этих издержек.
4.
Определить объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток, величину экономической прибыли. Прибыль или убыток изобразите графически. 5.
продукт
4 8 12 Используя график, ответьте на следующие вопросы: а) если средний продукт имеет максимальную величину при L=8, можно ли считать, что общий объем также имеет максимальную величину при L=8? б) чему равен совокупный продукт, если средний продукт равен 30 р.? в) для какого уровня затрат труда средний и предельный продукты равны?
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература: 1. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3-х т. /под ред. Видяпина В. И., М., 2008-2012 2. Видяпин В.И., Добрынин А.И. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2008-2012. 3. Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.- Киров: АСА, 2009 -2012 4. Экономика. В 2-х кн. /под ред. Львова Д.С., Видяпина В.И. – М.: ГУУ, 2008-2012 5. Экономическая теория /под ред. Грязновой А. Г. – М., 2008-2012 6. Экономическая теория /под ред.Видяпина В. И. – М., 2009-2012 7. Экономическая теория: Микроэкономика т.1,2 /под ред. Журавлевой Г.П. – М., 2006, 2008, 2012
Дополнительная литература: 8. Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: СПб. ГУ, 2011 9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л Экономикс. – М.: Республика, 2002 - 2012 10. Макроэкономика /под ред. Николаевой И.П. – М., 2012 11. Микроэкономика /под ред. Е.Б.Яковлевой. М. - СПб.: Поиск, 2008-2012 12. Микроэкономика: практический подход /под ред. Грязновой А.Г. –М., 2008-2012 13. Носова С. С. Экономическая теория. – М., 2008-2012 14. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2008-2012 15. Нуреев Р. М. Сборник задач по микроэкономике. – М., 2008-2012 16. Океанова З. К. Экономическая теория. – М., 2008-2012 17. Основы микроэкономики /под ред. Николаевой И.П., М., 2010 18. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, Дело, 2006 19. Сажина М.А. Экономическая теория. – М., 2009 20. Экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2005, 2006, 2008,.2012 21. Экономическая теория /под ред. В.Д.Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2005, 2006, 2012. 22. Экономическая теория /под ред. Н.В.Сумцовой и Л.Г.Орловой.- М.: ЮНИТИ, 2011. 23. Экономическая теория /под ред. Николаевой И. П.– М., 2009,2011 24. Экономическая теория: Учебник для вузов /под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер, 2005-2012. Date: 2015-06-11; view: 708; Нарушение авторских прав |