Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Особенности личности





К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены. В первую очередь, из личност­ных особенностей, влияющих на формирование субъективного от­ношения к болезни следует отметить мировоззрение и философская позиция по поводу смысла жизни и жизни после смерти. Психологи­ческие реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей и воинствующих атеистов. Чаще первые более адекватно, психоло­гически комфортно относятся к болезням, ведущим к смерти («бог дал, бог взял»). Вторые же нередко реагируют на появившуюся бо­лезнь, которая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, обидой. Они начинают искать виновников заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологичес­ки неадекватно реагируют на все.

Выделяется несколько мировоззренческих установок в отноше­нии происхождения заболеваний:

• болезнь как кара

• болезнь как испытание

• болезнь как назидание другим

• болезнь как расплата за грехи предков

Все перечисленные трактовки происхождения болезней основа­ны на вере в связь между поведением человека, его нравственнос­тью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грехи.

Другой группой мировоззренческих установок является представ­ление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами:

• болезнь как неизбежность

• болезнь как стечение обстоятельств

• болезнь как собственная ошибка

В рамках этого мировоззрения все процессы (в том числе, и про­исхождение болезней) рассматривается сквозь призму внешней или внутренней заданное™. Многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» является фатальным фактором в генезе заболева­ний. Все, что происходит с человеком трактуется представителями этой позиции, базируясь на наследственно-конституциональном принципе причинности («И твой отец так хромал», «Вся в мать -дальнозоркая»). Противоположная тенденция полностью отрицать значение наследственности и рассматривать возникновение болез­ни, основываясь на внешних факторах и поведении человека («Го­ворила тебе — не жуй жвачку — вот и заболел СПИДом»). Обе представленные позиции отражают обывательскую платформу, и являются крайне стойкими и консервативными. Позиция «Сам ви­новат» обычно связана с «локусом контроля» человека.



Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов про­исхождения заболеваний базируется на мистическом подходе к про­цессам этиопатогенеза:

• болезнь вследствие зависти

• болезнь вследствие ревности

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в пред­взятом отношении близких окружающих (соседей, знакомых, род­ственников, сослуживцев) к человеку. Процесс возникновения бо­лезней рассматривается как экстраполяция «негативной энергии» ревнующего или завидующего на реципиента.

Таким образом, можно отметить широкое распространение мис­тического истолкования происхождения болезней, отсутствие у мно­гих пациентов научного подхода к анализу причин его заболевания. К особенностям личности, влияющим на выбор типа психологичес­кого реагирования на заболевание, относятся и околомедицинские суеверия. Спектр их широк и включает мистическое (иррациональ­ное) истолкование истоков их болезни («сглазили», «навели пор­чу», «подействовал энергетический вампир» и т.д.). Мистическая концепция болезни носит характер убежденности, пациент не спо­собен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а «снятия порчи» и пр. мистических манипуляций.

В личностные особенности, повышенно значимые для понима­ния механизмов становления типов психического реагирования на заболевание, входит и т.н. «антиципационная состоятельность». Суть ее заключается в способности предвосхищать ход событий, предви­деть поведение окружающих и собственные реакции в процессе из­менения ситуации. К антиципационной состоятельности относится способность построения программы собственных действий, к при­меру, в случае появления тяжелой болезни, которая может изме­нить обычный жизненный стереотип, привести с инвалидности или смерти.

 








Date: 2015-07-02; view: 247; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию