Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные расстройства влечений (инстинктов), возрастные особенности
Инстинкты играют существенную роль в жизни человека, с возрастом они подвергаются контролю волевой деятельности. Нарушения инстинктивных реакций чаще наблюдаются у детей и подростков. Расстройства инстинктов: 1) нарушение влечения к пище: а) булимия – усиление влечения к пище, патологическое резко усиленное чувство голода, нередко сопровождающееся общей слабостью и болями в животе. Наблюдается при гиперинсулинизме, психических заб-ях, умственной отсталости, дефектных состояниях при шизофрении; б) анорексия - утрата чувства голода, отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании. В пубертатном возрасте при нервной анорексии вначале отказ от еды возникает с целью похудания, затем чувство голода угасает и даже появляется отвращение к еде. Утрата чувства голода наблюдается при психических заболеваниях: депрессии, кататоническом ступоре, тяжелой алкогольной абстиненции. Анорексия со значительным похуданием отмечается при синдромах Симмондса и Шихана. в) полидипсия — потребление жидкости, неукротимая жажда, встречающаяся чаще всего при эндокринных заболеваниях, однако описаны случаи психогенной полидипсии; г) парорексия или пикацизм – извращение аппетита, распространяющееся на несъедобные в-ва; д) копрофагия, или скатофагия — стремление к поеданию собственных экскрементов. 2) Нарушения инстинкта самосохранения. Эти расстройства могут проявляться обострением защитных реакций, повышенной настороженностью и готовностью к паническим реакциям, страхами при действии различных раздражителей, особенно болевых. Ослабление рефлекса самосохранения. — исчезновение реакции при возникновении реальной опасности, при болевом раздражении, извращение оборонительного рефлекса при психических заболеваниях проявляется в нанесении себе самоповреждений и суицидальном поведении. · Нарушение психики при соматических заболеваниях у детей и подростковом При тяжелых соматических заболеваниях у детей определённую роль в возникновении психических расстройств играет наследственная предрасположенность. Существенное этиологическое значение имеют вредности предшествующей болезни жизни, такие как: токсикоз беременности у матери, асфиксия в родах, недоношенность, травмы головы, тяжёлые инфекции на первом году жизни и т. д. Выявляется достоверная связь между преморбидными особенностями характера, взаимоотношениями в семье, типом воспитания и формами психических нарушений. Патогенное влияние соматического заболевания на психику больных приводит к нарушению коммуникативных функций, изменению игровой деятельности, выраженному психическому истощению. Патогенное влияние на мозг складывается из последствий поражения внутренних органов, кровотечений, интоксикации, гипоксии, нарушений гомеостаза в целом. Значительными этиопатогенетическими факторами являются психотравмирующие обстоятельства связанные с болезнью, такие как: осознание и переживание болезни, госпитализация, отрыв от семьи, лечение, представления о будущем и прогнозе болезни. · Антидепрессанты: показания и противопоказания К антидепрессантам (тимоаналептикам) относят препараты, главное клиническое действие которых заключается в устранении или ослаблении депрессий. У здоровых антидепрессанты не вызывают повышения настроения. Показания: депрессии разной глубины (психотические, непсихотические), с разными клиническими особенностями и любой этиологии (эндогенной, экзогенно-органической, соматической, интоксикационной, психогенной). Кроме того, тимоаналептики используются при тревожных и обсессивно-фобичсских расстройствах, алкогольной и наркотической абстиненции, нервной анорексии и булимии, психосоматических расстройствах, хроническом болевом синдроме, заболеваниях желудочно-кишечного тракта. «Малые» (мягкие) антидепрессанты и мощные антидепрсссанты в невысоких дозах часто назначаются при различных формах неврозов и других непсихотических расстройствах. Антидспрессивный и иные клинические эффекты тимоана-лептиков проявляются медленно. Поэтому оценка их эффективности в большинстве случаев возможна через 3—4 недели от начала лечения. Противопоказания: тяжелые сердечно-сосудистые заболевания, глаукома, атонии кишечника и мочевого пузыря, аденома предстательной железы. 1) Антидепрессанты со стимулирующими свойствами – эти пр-ты, положительно влияя на депрессивную симптоматику, одновременно активируют, растормаживают больных. Вместе с тем, антидепрессанты-стимуляторы могут усиливать галлюцинаторно-бредовые расстройства, тревогу, суицидальные тенденции, вызывать диссомнию при назначении в вечернее время. Принимаются утром и днем. К ним относят: а) Имипрамин (мелипрамин) - применяется при тоскливых, адинамических, апатических депрессиях, иногда при фобиях и обсессиях, в малых дозах на ночь при энурезе у детей; назначается перорально, внутримышечно, внутривенно капельно; суточная доза — 75—300 мг; б) Флуоксетин (прозак, продеп) - показания те же; при его использовании необходим тщательный контроль за психическим состоянием пациента в связи с возможностью усиления суицидальных тенденций; обычно назначается один раз в сутки (утром); стандартная суточная доза — 20 мг. 2) Антидепрессанты с седативным эффектом - сочетают антидепрессивное и общеуспокаивающее действие. Обладают противотревожным эффектом, устраняют двигательное беспокойство, расторможен-ность, углубляют ночной сон. В то же время они нередко вызывают вялость, дневную сонливость, замедляют скорость психических и двигательных реакций, особенно в первые дни и недели приема. К ним относят: а) Амитриптилин (саротен, саротен-ретард, триптизол) - используется при тревожных, ажитированных, ипохондрических депрессиях; вводится перорально и парентерально; суточная доза — 75-300 мг (саротен-ретард — 50—150 мг); б) Тианептин (коаксил) - антидспрессант с противотревожным действием; применяется при разных клинических вариантах депрессий; назначается в стандартной дозе 37,5 мг в сутки. 3) Антидепрессанты сбалансированного действия - основной тимоаналептический эффект сочетается со сбалансированными противотревожными и психостимулирующими свойствами. К ним относят: а) Кломипрамин (анафранил) - широко применяется в лечении депрессий разной глубины и с разными клиническими особенностями, а также в терапии тревожно-фобических и обсессивно-компульсивных расстройств; назначается в таблетках, внутримышечно и внутривенно капельно; суточная доза — 75—300 мг; б) Пиразидол (пирлиндол) - редко вызывает побочные эффекты.; особенно показан для использования в детско-подростковой и геронтологичсской психиатрии; суточная доза — 75-300 мг.
Билет 20 · Деперсонализация, её варианты. Нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя, называется деперсонализацией. Варианты: 1) витальная деперсонализация — клинически наиболее тяжелая, когда у больного исчезает само чувство жизни: «я как мертвая», «не пойму, живу я или нет», «я вроде бы не существую совсем». 2) Аутопсихическая деперсонализация — отчуждение психических функций, своего «Я»: «я стал каким-то другим, чувствую это, а описать не могу», «это и я, и не я», «мысли как в тумане», «мысли не мои», «речь свою слышу как бы со стороны», «не пойму, хочу я спать или нет», «не пойму, спала я или нет», «все чувства куда-то исчезли». Иногда чувство отчуждения касается какого-то периода жизни больного, а м.б. и всего его прошлого. К кругу аутопсихических деперсонализационных расстройств относятся и болезненная психическая нечувствительность (чувство мучительного бесчувствия), когда больного ничего не радует, не печалит, не трогают страдания близких и их успехи и для него это очень тягостно и мучительно. 3) Соматопсихическая деперсонализация — выражается в виде чувства чуждости"собственного тела либо отдельных его частей или даже их исчезновении. Этот вид деперсонализации необходимо дифференцировать от патологии в виде «расстройства схемы тела». При соматопсихической деперсонализации нет ощущения изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его (или частей его): «ног вроде бы у меня нет», «знаю, что голова лежит на подушке, а как будто бы и нет ее». Больной не может понять, сыт он или голоден, есть у него позывы на акт мочеиспускания или дефекации или нет. Деперсонализация (нарушение самосознания) нередко сочетается с дереализацией (нарушение перцепции) => когда имеются оба этих феномена, правильнее говорить о синдроме деперсонализации-дереализации. Деперсонализация в виде отдельных элементов соматопсихического хар-ра может встречаться у детей с 8-10 лет, но в типичном своем виде феномен отчуждения появляется только с подросткового возраста. · Психосоматические и соматические взаимоотношения. Психосоматические заболевания Психосоматическими принято считать расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (стресс, разного рода конфликты, кризисные состояния и т.д.). Термин «психосоматическое заболевание», или «психосоматическое расстройство», является наиболее распространенным. Значительно реже употребляются такие его синонимы как «психофизиологическое расстройство», «болезнь стресса», «патология современной цивилизации*, «болезнь коммуникации», «болезнь адаптации или дезадаптации», «патология психостаза». Если ранее к психосоматическим заболеваниям относили только эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейродермит, "бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного артрита, язвенный колит, язвенную болезнь, то в настоящее время «регистр психосоматического реагирования» значительно расширился за счет включения в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, в.частности ИБС, инфаркта миокарда, гипертонической болезни, большого числа кожных и урогенитальных заболеваний и мигрени. К числу типичных психосоматических заболеваний, Особенно в странах Северной Америки и Западной Европы, стали относить нервную анорексию. нервную булимию. кардиоспазм и некоторые формы психогенного ожирения. · Клиническая картина и течение Большинство современных исследователей выделяют психосоматические реакции и психосоматические состояния первые по существу еще не являются точно очерченной патологией и встречаются у здоровых людей как единичные, изолированные реакции организма на те или иные стрессовые моменты. Примером этих реакций являются учащение мочеиспускания и диарея у студентов перед трудными экзаменами. В то же время при определенных условиях эти единичные психосоматические реакции могут стать началом психосоматического заболевания. В последнее время стали выделять «классические психосоматозы», в клинической картине которых имеется органическое поражение той или иной системы (язвенная и гипертоническая болезнь, неспецифический язвенный колит и т.д.). Клиническая картина заболевания представлена разнообразными соматическими жалобами и симптомами, за которыми стоят отчетливые аффективные расстройства. Психические нарушения при психосоматозах в остром периоде чаще ограничиваются тревогой, реакциями паники, депрессией. Распространенным психосоматическим заболеванием желудочно-кишечного тракта является язвенная болезнь. В формировании психосоматических реакций у детей основное значение имеют патология беременности, травмы в родах, детская невропатия и неблагоприятные микросоциальные условия воспитания (неполная семья и т. д.). В последние годы выявляется все больше данных о том, что профилактикой психосоматических расстройств у детей являются нормальные роды и адекватные условия воспитания в первые годы жизни. Из всех психосоматических расстройств у детей чаще всего отмечаются функциональные расстройства пищеварительной системы: анорексия, тошнота, рвота, психогенные запоры и поносы и др.). Среди перечисленных расстройств отмечается выраженное доминирование рвотной реакции являющейся соматическим проявлением отчетливого отвращения к чему-либо. Рвота часто отмечается у детей при изменении стереотипа жизни: при первом посещении детского сада, школы и т. д. Примером является появление неукротимой рвоты у маленькой героини романа Колина Маккалоу «Поющие в терновнике» перед первым посещением школы. Реже у детей отмечаются психосоматические реакции в виде невротического кашля, псевдоларингоспазма, энуреза и др. СОМАТОГЕННЫЕ ПСИХОЗЫ. Условием для появления соматически обусловленных психозов являются следующие: присутствие выраженной клиники соматического заболевания, присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями, определенный параллелизм в течении психических и соматических расстройств, возможное, но не обязательное появление органической симптоматики. Клиническая картина соматогенных расстройств зависит от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, индивидуальных свойств заболевшего. Клинические проявления складываются из следующих расстройств: 1. Астенические. 2. Неврозоподобные. 3. Аффективные.4. психопатоподобные. 5. Бредовые состояния, 6. Состояния помрачения сознания. 7. Органический психосиндром. Астения - самое типичное явление при соматогениях. Нередко бывает стержневым синдромом. Выражается в повышении утомляемости,, трудности концентрирования внимания, замедления восприятия, эмоциональной лабильности, повышенной ранимости и обидчивости. Характерна гиперестезия к различным раздражителям. Неврозоподобные нарушения. Возникают при утяжелении соматического состояния, характерно однообразие, вегетативные расстройства. Аффективные расстройства характеризуются депрессиями в их различных вариантах, при прогрессировании сомиаического заболевания, формировании хронической энцефалопатии тоскливая депрессия постепенно приобретает характер депрессии дисфорической, депрессии с ворчливостью, придирчивостью, капризность.. тревога не постоянная, а возникает обычно в периоды обострения заболевания, особенно с реальной угрозой развития опасных последствий. Психопатоподобные расстройства чаще всего выражаются в нарастании эгоизма, подозрительности, угрюмости, неприязненном отношении к окружающим, истериформных реакциях с возможной склонностью к аггравации своего состояния, стремлением постоянно быть в центре внимания. Бредовые состояния - формируются у больных с хроническими соматическими заболеваниями. Чаще всего это бред отношения, осуждения, материального ущерба, порчи или отравления. Бредовые идеи нестойки, эпизодичны, имеют характер бредоподобных сомнений с заметной истощаемостью. Состояния помраченного сознания наиболее часто отмечаются эпизоды оглушения, делириозные расстройства с переходом в кому, аменции, сумерек, онейроида. · Социальная реабилитация психически больных детей и подростков. Показания к обучению во вспомогательной школе. Реабилитация - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может осуществляться без специальных реабилитационных мер, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения поставленных ею целей. Важнейшей задачей реабилитации является восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного. М.М.Кабановым были выделены основные принципы и этапы реабилитации психически больных. Принцип партнерства подразумевает постоянную апелляцию к личности больного, совместные и согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения. Принцип разносторонности воздействий указывает на необходимость использования системы разнообразных средств и мер - от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, причем объектом воздействий становятся и сам больной, и его близкие, и окружение. Принцип единства психосоциальных и биологических методов воздействий отражает единство лечения болезни, воздействия на организм больного и реабилитации самого больного. Принцип ступенчатости включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим. В процессе реабилитации условно выделяются три этапа: 1) восстановительная терапия — осуществляется в стационарах и полустационарах. Наряду с необходимым, а при надобности и интенсивным биологическим лечением используют комплекс мер, направленных на предупреждение инвалидизации, развития психического дефекта. Широко используются психотерапия, включая групповую и семейную, лечение занятостью, различные виды социотерапии. От щадящего режима в остром периоде болезни переходят к активирующему (самообслуживание, самодеятельность, участие в больничном самоуправлении). 2) реадаптация - начинается в стационарных и полустационарных условиях и продолжается во внебольничных условиях. Наряду с поддерживающей биологической терапией применяют трудовую терапию, при надобности — обучение новой профессии. Цель семейной психотерапии — адаптация больного к семье и семьи к больному. 3) реабилитация в собственном смысле слова — включает рациональное трудоустройство и бытоустройство, вовлечение в активную социальную жизнь.
Билет 21 Date: 2015-07-02; view: 1068; Нарушение авторских прав |