Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные расстройства влечений (инстинктов), возрастные особенности





Инстинкты играют существенную роль в жизни человека, с возрастом они подвергаются контролю волевой деятельности. Нарушения инстинктивных реакций чаще наблюдаются у детей и подростков. Расстройства инстинктов: 1) нарушение влечения к пище: а) булимия – усиление влечения к пище, патологическое резко усиленное чувство голода, нередко сопровождающееся общей слабостью и болями в животе. Наблюдается при гиперинсулинизме, психических заб-ях, умственной отсталости, дефектных состояниях при шизофрении; б) анорексия - утрата чувства голода, отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании. В пубертатном возрасте при нервной анорексии вначале отказ от еды возникает с целью похудания, затем чувство голода угасает и даже появляется отвращение к еде. Утрата чувства голода наблюдается при психических заболеваниях: депрессии, кататоническом ступоре, тяжелой алкогольной абстиненции. Анорексия со значительным похуданием отмечается при синдромах Симмондса и Шихана. в) полидипсия — потребление жидкости, неукротимая жажда, встречающаяся чаще всего при эндокринных заболеваниях, однако описаны случаи психогенной полидипсии; г) парорексия или пикацизм – извращение аппетита, распространяющееся на несъедобные в-ва; д) копрофагия, или скатофагия — стремление к поеданию собственных экскрементов. 2) Нарушения инстинкта самосохранения. Эти расстройства могут проявляться обострением защитных реакций, повышенной настороженностью и готовностью к паническим реакциям, страхами при действии различных раздражителей, особенно болевых. Ослабление рефлекса самосохранения. — исчезновение реакции при возникновении реальной опасности, при болевом раздражении, извращение оборонительного рефлекса при психических заболеваниях проявляется в нанесении себе самоповреждений и суицидальном поведении.

· Нарушение психики при соматических заболеваниях у детей и подростковом

При тяжелых соматических заболеваниях у детей определённую роль в возникновении психических расстройств играет наследственная предрасположенность. Существенное этиологическое значение имеют вредности предшествующей болезни жизни, такие как: токсикоз беременности у матери, асфиксия в родах, недоношенность, травмы головы, тяжёлые инфекции на первом году жизни и т. д. Выявляется достоверная связь между преморбидными особенностями характера, взаимоотношениями в семье, типом воспитания и формами психических нарушений. Патогенное влияние соматического заболевания на психику больных приводит к нарушению коммуникативных функций, изменению игровой деятельности, выраженному психическому истощению. Патогенное влияние на мозг складывается из последствий поражения внутренних органов, кровотечений, интоксикации, гипоксии, нарушений гомеостаза в целом. Значительными этиопатогенетическими факторами являются психотравмирующие обстоятельства связанные с болезнью, такие как: осознание и переживание болезни, госпитализация, отрыв от семьи, лечение, представления о будущем и прогнозе болезни.
Длительность болезни является, как соматогенным (истощение компенсированных возможностей организма, снижение иммунитета, распространение поражения внутренних органов), так и психогенным (повторные госпитализации, интенсивное лечение, накопление отрицательного опыта болезни и др.) этиопатогенетическим фактором, играющим существенную роль в возникновении психических расстройств, особенно эмоциональной сферы.
Клиническая картина психических расстройств впрямую не зависит от нозологической формы соматического заболевания, а связана с целым комплексом эндогенных, психогенных и соматогенных факторов, удельный вес которых при этом процессе различен.
Клиническая картина психических нарушений у детей, страдающих соматическими заболеваниями, достаточно разнообразна, как по проявлению ведущего синдрома, так и по степени тяжести. Под степенью тяжести в психиатрии, прежде всего, понимается уровень нарушений непсихотических и психотических

· Антидепрессанты: показания и противопоказания

К антидепрессантам (тимоаналептикам) относят препараты, главное клиническое дей­ствие которых заключается в устранении или ослаблении депрессий. У здоровых антидепрессанты не вызывают повышения настроения. Показания: депрессии разной глубины (психотические, непси­хотические), с разными клиническими особенностями и любой этио­логии (эндогенной, экзогенно-органической, соматической, интокси­кационной, психогенной). Кроме того, тимоаналептики используются при тревожных и обсессивно-фобичсских расстройствах, алкогольной и наркотической абстиненции, нервной анорексии и булимии, психо­соматических расстройствах, хроническом болевом синдроме, заболе­ваниях желудочно-кишечного тракта. «Малые» (мягкие) антидепрес­санты и мощные антидепрсссанты в невысоких дозах часто назначают­ся при различных формах неврозов и других непсихотических расст­ройствах. Антидспрессивный и иные клинические эффекты тимоана-лептиков проявляются медленно. Поэтому оценка их эффективности в большинстве случаев возможна через 3—4 недели от начала лечения. Противопоказания: тяжелые сердечно-сосудистые заболевания, глаукома, атонии кишечника и мочевого пузыря, аденома предстательной железы. 1) Антидепрессанты со стимулирующими свойствами – эти пр-ты, положительно влияя на депрессивную симп­томатику, одновременно активируют, растормаживают больных. Вместе с тем, антидепрессанты-стимуляторы могут усиливать галлюцинаторно-бредовые расстройства, тревогу, суицидальные тенденции, вызывать диссомнию при назначении в вечернее вре­мя. Принимаются утром и днем. К ним относят: а) Имипрамин (мелипрамин) - применяется при тоскливых, адинамических, апати­ческих депрессиях, иногда при фобиях и обсессиях, в малых дозах на ночь при энурезе у детей; назначается перорально, внутримы­шечно, внутривенно капельно; суточная доза — 75—300 мг; б) Флуоксетин (прозак, продеп) - показания те же; при его использовании необходим тща­тельный контроль за психическим состоянием пациента в связи с возможностью усиления суицидальных тенденций; обычно на­значается один раз в сутки (утром); стандартная суточная доза — 20 мг. 2) Антидепрессанты с седативным эффектом - сочетают антидепрессивное и общеуспокаивающее действие. Обладают противотревожным эф­фектом, устраняют двигательное беспокойство, расторможен-ность, углубляют ночной сон. В то же время они нередко вызывают вялость, дневную сонливость, замедляют скорость психических и двигательных реакций, особенно в первые дни и недели приема. К ним относят: а) Амитриптилин (саротен, саротен-ретард, триптизол) - используется при тревожных, ажитированных, ипохондрических депрессиях; вводится перорально и парентерально; суточная доза — 75-300 мг (саротен-ретард — 50—150 мг); б) Тианептин (коаксил) - антидспрессант с противотревожным действием; применяется при разных клинических вариантах де­прессий; назначается в стандартной дозе 37,5 мг в сутки. 3) Антидепрессанты сбалансированного действия - основной тимоаналептический эффект сочетается со сбалансированными противотревожными и психостимулирующими свойствами. К ним относят: а) Кломипрамин (анафранил) - широко применяется в лечении депрессий разной глубины и с разными клиническими особенностями, а также в терапии тревожно-фобических и обсессивно-компульсивных расстройств; назначается в таблетках, внутримышечно и внутривенно капельно; суточная доза — 75—300 мг; б) Пиразидол (пирлиндол) - редко вызывает побочные эффекты.; особенно показан для исполь­зования в детско-подростковой и геронтологичсской психиатрии; суточная доза — 75-300 мг.


 

Билет 20

· Деперсонализация, её варианты.

Нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя, называется деперсонализацией. Варианты: 1) витальная деперсонализация — клинически наиболее тяжелая, когда у больного исчезает само чувство жизни: «я как мертвая», «не пойму, живу я или нет», «я вроде бы не существую совсем». 2) Аутопсихическая деперсонализация — отчуждение психических функций, своего «Я»: «я стал каким-то другим, чувствую это, а описать не могу», «это и я, и не я», «мысли как в тумане», «мысли не мои», «речь свою слышу как бы со стороны», «не пойму, хочу я спать или нет», «не пойму, спала я или нет», «все чувства куда-то исчезли». Иногда чувство отчуждения касается какого-то периода жизни больного, а м.б. и всего его прошлого. К кругу аутопсихических деперсонализационных расстройств относятся и болезненная психическая нечувствительность (чувство мучительного бесчувствия), когда больного ничего не радует, не печалит, не трогают страдания близких и их успехи и для него это очень тягостно и мучительно. 3) Соматопсихическая деперсонализация — выражается в виде чувства чуждости"собственного тела либо отдельных его частей или даже их исчезновении. Этот вид деперсонализации необходимо дифференцировать от патологии в виде «расстройства схемы тела». При соматопсихической деперсонализации нет ощущения изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его (или частей его): «ног вроде бы у меня нет», «знаю, что голова лежит на подушке, а как будто бы и нет ее». Больной не может понять, сыт он или голоден, есть у него позывы на акт мочеиспускания или дефекации или нет. Деперсонализация (нарушение самосознания) нередко сочетается с дереализацией (нарушение перцепции) => когда имеются оба этих феномена, правильнее говорить о синдроме деперсонализации-дереализации. Деперсонализация в виде отдельных элементов соматопсихического хар-ра может встречаться у детей с 8-10 лет, но в типичном своем виде феномен отчуждения появляется только с подросткового возраста.


· Психосоматические и соматические взаимоотношения. Психосоматические заболевания

Психосоматическими принято считать расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (стресс, разного рода конфликты, кризисные состояния и т.д.).

Термин «психосоматическое заболевание», или «психо­соматическое расстройство», является наиболее распростра­ненным. Значительно реже употребляются такие его синонимы как «психофизиологическое расстройство», «болезнь стресса», «патология современной цивилизации*, «болезнь коммуникации», «болезнь адаптации или дезадаптации», «патология психостаза».

Если ранее к психосоматическим заболеваниям относили только эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейро­дермит, "бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного артрита, язвенный колит, язвенную болезнь, то в настоящее время «регистр психосоматического реагирова­ния» значительно расширился за счет включения в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, в.частности ИБС, инфаркта миокарда, гипертонической болезни, боль­шого числа кожных и урогенитальных заболеваний и миг­рени. К числу типичных психосоматических заболеваний, Особенно в странах Северной Америки и Западной Европы, стали относить нервную анорексию. нервную булимию. кар­диоспазм и некоторые формы психогенного ожирения.


· Клиническая картина и течение

Большинство современных исследователей выделяют психосоматические реакции и психосоматические состояния первые по существу еще не являются точно очерченной патологией и встречаются у здоровых людей как единичные, изолированные реакции организма на те или иные стрес­совые моменты. Примером этих реакций являются учащение мочеиспускания и диарея у студентов перед трудными экзаменами. В то же время при определенных условиях эти единичные психосоматические реакции могут стать началом психосоматического заболевания.

В последнее время стали выделять «классические психосоматозы», в клинической картине которых имеется органическое поражение той или иной системы (язвенная и гипертоническая болезнь, неспецифический язвенный колит и т.д.).

Клиническая картина заболевания представлена разнообразными соматическими жалобами и симптомами, за кото­рыми стоят отчетливые аффективные расстройства. Психи­ческие нарушения при психосоматозах в остром периоде чаще ограничиваются тревогой, реакциями паники, депрессией.

Распространенным психосоматическим заболеванием же­лудочно-кишечного тракта является язвенная болезнь.

В формировании психосоматических реакций у детей основное значение имеют патология беременности, травмы в родах, детская невропатия и неблагоприятные микросоциальные условия воспитания (неполная семья и т. д.). В последние годы выявляется все больше данных о том, что профилактикой психосоматических расстройств у детей являются нормальные роды и адекватные условия воспитания в первые годы жизни. Из всех психосоматических расстройств у детей чаще всего отмечаются функциональные расстройства пищеварительной системы: анорексия, тошнота, рвота, психогенные запоры и поносы и др.). Среди перечисленных расстройств отмечается выраженное доминирование рвотной реакции являющейся соматическим проявлением отчетливого отвращения к чему-либо. Рвота часто отмечается у детей при изменении стереотипа жизни: при первом посещении детского сада, школы и т. д. Примером является появление неукротимой рвоты у маленькой героини романа Колина Маккалоу «Поющие в терновнике» перед первым посещением школы. Реже у детей отмечаются психосоматические реакции в виде невротического кашля, псевдоларингоспазма, энуреза и др.

СОМАТОГЕННЫЕ ПСИХОЗЫ. Условием для появления соматически обусловленных психозов являются следующие:

присутствие выраженной клиники соматического заболевания, присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями, определенный параллелизм в течении психических и соматических расстройств, возможное, но не обязательное появление органической симптоматики. Клиническая картина соматогенных расстройств зависит от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, индивидуальных свойств заболевшего.

Клинические проявления складываются из следующих расстройств: 1. Астенические. 2. Неврозоподобные. 3. Аффективные.4. психопатоподобные. 5. Бредовые состояния, 6. Состояния помрачения сознания. 7. Органический психосиндром.

Астения - самое типичное явление при соматогениях. Нередко бывает стержневым синдромом. Выражается в повышении утомляемости,, трудности концентрирования внимания, замедления восприятия, эмоциональной лабильности, повышенной ранимости и обидчивости. Характерна гиперестезия к различным раздражителям.

Неврозоподобные нарушения. Возникают при утяжелении соматического состояния, характерно однообразие, вегетативные расстройства.

Аффективные расстройства характеризуются депрессиями в их различных вариантах, при прогрессировании сомиаического заболевания, формировании хронической энцефалопатии тоскливая депрессия постепенно приобретает характер депрессии дисфорической, депрессии с ворчливостью, придирчивостью, капризность.. тревога не постоянная, а возникает обычно в периоды обострения заболевания, особенно с реальной угрозой развития опасных последствий.

Психопатоподобные расстройства чаще всего выражаются в нарастании эгоизма, подозрительности, угрюмости, неприязненном отношении к окружающим, истериформных реакциях с возможной склонностью к аггравации своего состояния, стремлением постоянно быть в центре внимания.

Бредовые состояния - формируются у больных с хроническими соматическими заболеваниями. Чаще всего это бред отношения, осуждения, материального ущерба, порчи или отравления. Бредовые идеи нестойки, эпизодичны, имеют характер бредоподобных сомнений с заметной истощаемостью.

Состояния помраченного сознания

наиболее часто отмечаются эпизоды оглушения, делириозные расстройства с переходом в кому, аменции, сумерек, онейроида.

· Социальная реабилитация психи­чески больных детей и подростков. Показания к обучению во вспомогательной школе.

Реабилитация - система медицинских, психологических и социальных мер, пре­дупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспо­собности и направленных на возможно более раннее и эффектив­ное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может осуществляться без специальных реа­билитационных мер, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения поставленных ею целей. Важнейшей задачей реабилитации является восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружаю­щих) статуса больного — семейного, трудового, общественного. М.М.Кабановым были выделены основные принципы и этапы реабилитации психически больных. Принцип партнерства подразумевает постоянную апелляцию к личности больного, совместные и согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения. Принцип разносторонности воздействий указывает на необходи­мость использования системы разнообразных средств и мер - от биологического лечения до разных видов психотерапии и социо­терапии, причем объектом воздействий становятся и сам боль­ной, и его близкие, и окружение. Принцип единства психосоци­альных и биологических методов воздействий отражает единство лечения болезни, воздействия на организм больного и реабилита­ции самого больного. Принцип ступенчатости включает поэтап­ный переход от одних реабилитационных мер к другим. В процессе реабилитации условно выделяются три этапа: 1) восстановительная терапия — осуществляется в стационарах и полустационарах. Наряду с необходимым, а при надобности и интенсивным биологическим лечением используют комплекс мер, направленных на предупреждение инвалидизации, развития психического дефекта. Широко используются психоте­рапия, включая групповую и семейную, лечение занятостью, раз­личные виды социотерапии. От щадящего режима в остром пери­оде болезни переходят к активирующему (самообслуживание, са­модеятельность, участие в больничном самоуправлении). 2) реадаптация - начинается в стационарных и полустационарных условиях и продолжается во внебольничных условиях. Наряду с поддерживающей биологической терапией применяют трудовую терапию, при надобности — обучение новой профессии. Цель семейной психотерапии — адаптация больного к семье и семьи к больному. 3) реабилитация в собственном смысле слова — включает рациональное трудоустройство и бытоустройство, во­влечение в активную социальную жизнь.

 

Билет 21







Date: 2015-07-02; view: 1068; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию