Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психогигиена позднего возраста





Психогигиенические мероприятия практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным пери­одам.

Психогигиена при оказании медицинской помощи

Требования, предъявляемые к медицинскому учреждению, врачам и другим медицинским работникам, подробно рассмотрены разделе «Медицинская деонтология».

 

Билет 17

· Психоорганический синдром, нозологическая принадлежность, прогноз.

Органический синдром (энцефалопатический, психоорганический) - относится к синдромам нарушения памяти и интеллекта; состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; 2) расстройство памяти; 3) снижение интеллекта. Больные становятся беспомощными, с трудом ориентируются (прежде всего нарушается ориентировка во времени, так как постоянно приходится запоминать новые числа), сложно адаптируются к новой ситуации, плохо ее понимают. У них ослабляется воля, снижается работоспособность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Нередки варианты психопатоподобного поведения органического генеза. Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (К. Шнайдер): астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический. Органический синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях; при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге {например, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровождается самыми различными неврологическими расстройствами. Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соответствующей терапии, в том числе ноотропными средствами.

· Особые формы шизофрении (фебрильная катотония)

Фебрильной шизофренией (смертельной кататонией, гипер­токсической шизофренией) называют острые приступы онейро-идной кататонии в рамках рекуррентной и приступообразно-про-гредиентной шизофрении, сопровождающиеся гипертермией и другими соматическими расстройствами. Наряду с кататонией в виде ступора или возбуждения, возникают подъемы температуры тела до 38-40°С длительностью до 2 недель. Температурная кри­вая не соответствует типичным колебаниям температуры при со­матических и инфекционных заболеваниях. Отмечаются сухость слизистых, гиперемия кожи, кровоподтеки, иногда буллезные высыпания, изъязвление кожных покровов. В наиболее тяжелых случаях на высоте приступа онейроидное помрачение сознания сменяется аментивноподобным с глубокой дезориентировкой, бессвязным речевым и однообразным двига­тельным возбуждением, ограниченным постелью. Возможно по­явление хореиформных гиперкинезом. Обычно через несколько недель наступает ремиссия. В редких случаях возможен летальный исход. Иногда больной переносит несколько приступов фебрильной шизофрении.

· Синдром эмоционального выгорания и хронической усталости

Синдрому эмоционального выгора­ния (сгорания), обозначается эмоционально-волевая де­формация личности специалиста, вызванная особенностями рабо­ты. «Эмоциональное выгорание» - это синдром физичес­кого и эмоционального истощения, включающий развитие отрица­тельного отношения к самому себе и к своей работе, утрату понима­ния и сочувствия к пациентам.

Социально-средовые факторы, отрицательно влияющие на личность медицинского работника:

· низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов и т.д.;

· нехватка врачей, напряженный график дежурств;

· непризнание истинных заслуг врача;

· ограничения его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);

· несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте. Личностные факторы, предрасполагающие к появлению симптомов эмоционального выгорания:

· завышенный уровень притязаний;

· идеализм и недостаточная связь с реальностью;

· неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы;

· низкая устойчивость к стрессу.

СИМПТОМЫ эмоционального выгорания (по Абрамовой г.с., Юд­чиц Ю.А., 1998):

· чрезмерная усталость, переутомление, истощение (после ак­тивной профессиональной деятельности);

· психосоматические проблемы (колебания артериального дав­ления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой систем, неврологические расстройства); бессонница;


· негативное отношение к пациентам (после прежнего позитив­ного);

· отрицательный настрой к работе (вместо прежнего «это дело на всю жизнь»);

· стереотипизация личностной установки, стандартизация об­щения, деятельности, принятие готовых форм знания, суже­ние репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;

· агрессивные тенденции (раздражительность и гнев по отношению к коллегам и пациентам);

· негативное отношение к себе;

· тревожное состояние;

· пессимистический настрой, депрессия, ощущение бессмыс­ленности происходящих событий;

· чувство вины.

Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно уже в процессе подготовки медицинского работника:

· помочь ему правильно выбрать профессиональную ориентацию;

· формировать способности устанавливать взаимоотношения с пациентами и коллегами; знакомить со спецификой будущей работы, включая аспекты, способные вызвать разочарование и стать причиной фрустрации.

Сотрудников, приступающих к работе, важно ввести в профессию и коллектив, используя для этого наставничество более опыт­ных коллег. Способствуют предупреждению симптомов эмоцио­нального выгорания постоянное профессиональное совершенствование, творческий, личностный и интеллектуальный рост врача или другого медицинского работника.

Утомление - естественное состояние, появляющееся у врача при высоких физических и психологических нагрузках, после суточных дежурств, напряженной работы в отделении реанимации, в операци­онной и т.п. Поэтому врач должен уметь реально оценивать свои психофизиологические возможности, готовиться к работе и дежур­ствам, учитывая, что от его состояния зависят здоровье и жизнь больных.

 

Билет 18

· Синдром помрачённого сознания, возрастные особенности

Сознание – высшая форма отражения действительности, продукт деятельности головного мозга. Этапы формирования сознания. В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г.К.): I - до I года - бодрствующее сознание; II - от 1 года до 3 лет -предметное сознание; III - от 3 до 9 лет - индивидуальное сознание; IV - от 9 до 16 лет - коллективное сознание; V - от 16 до 22 лет - рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание. Критерии нарушенного сознания. К.Ясперс (1923) сформулировал признаки синдромов нару­шенного сознания: отрешенность от окружающего мира, дезори­ентировка, амнезия на период нарушенного сознания. Под отрешенностью от окружающего мира следует понимать утрату способности воспринимать происходящие события, ана­лизировать, использовать прошлый опыт и делать соответствую­щие выводы, т.е. нарушение анализа и синтеза происходящих со­бытий. При всех психических нарушениях имеет место изменен­ное восприятие окружающего, особенно в случаях галлюцинатор­ных и бредовых расстройств. Под дезориентировкой понимают нарушение ориентировки в окружающем, во времени и по отношению к собственной личнос­ти. Дезориентировка, особенно во времени и месте, наблюдается при синдроме Корсакова. Однако наряду с грубой дезориентиров­кой во времени такие больные могут обнаружить способности тон­ко анализировать ситуацию, использовать запасы прошлых сведе­ний и делать правильные выводы. При грубой дезориентировке во времени и месте у больного сохранена способность восприни­мать происходящее, использовать прошлый опыт и делать соответ­ствующие выводы, т.е. анализ и синтез не нарушены. Амнезия может быть тотальной и может касаться только опре­деленных ситуаций, например больной не может вспомнить ре­альные события, но помнит некоторые болезненные пережива­ния, как это наблюдается при делирии. Для того чтобы говорить о состоянии нарушенного сознания, необходимо выявить у больного все три признака, отмеченные К.Ясперсом.


1) Делирий — иллюзорно-галлюцинаторное помрачение сознания – хар-ся понижением порога ко всем раздражителям, богатством психопатологической симптоматики (иллюзорно-галлюцинаторной с возбуждением). Начало делириозного помрачения сознания проявляется изменением восприятия окружающего. Раздражители, которые ранее не мешали больному, начинают им восприниматься как более сильные и раздражающие. На следующем этапе, обычно вечером, появляются парэйдолические иллюзии. В игре светотеней, на узорах обоев, на полу видятся различные картины, подвижные, часто меняющиеся и исчезающие при ярком освещении. Затем появляются зрительные галлюцинации, иногда как продолжение парэйдолических иллюзий. Зрительные галлюцинации вначале единичные, фрагментарные, затем множественные, микрооптические, сценоподобные. К зрительным галлюцинациям присоединяются тактильные и слуховые. Эти галлюцинации истинные. Критическое отношение отсутствует, галлюцинаторные образы воспринимаются как реальные, и поведение больного соответствует галлюцинациям. При делириозном состоянии м.б. светлые промежутки, когда на короткий период сознание проясняется, чаще наблюдается в утренние часы или при активном привлечении внимания больного, при разговоре с ним. Делирий обычно проходит после длительного сна (16— 18 ч), но к следующей ночи возможны рецидивы галлюцинаторных переживаний. Выделяют несколько разновидностей делирия: неразвернутый (абортивный) – наблюдаются иллюзии и галлюцинации, но ориентировка сохраняется, длительность до нескольких часов; муситирующий (бормочущий) – более тяжелый вариант (с глубоким помрачением сознания) – беспорядочное хаотическое возбуждение, речь бессвязная, бормочущая, с выкрикиванием отдельных слов или слогов, имеют место бессмысленные хватательные движения; профессиональный - наблюдаются автоматизированное двигательные действия: он забивает несуществующие гвозди, строгает, пилит и т. д. 2) Онейроидное помрачение сознания (онейроид, сновидение — это помрачение сознания с наплывом непроизвольно возникающих фантастических сновидно-бредовых представлений в виде законченных по содержанию картин, следующих в определенной последовательности и образующих единое целое. Это состояние сопровождается частичной или полной отрешенностью от окружающего, расстройством самосознания, депрессивным или маниакальным аффектом, признаками кататонии, сохранением в сознании содержания переживаний при амнезии на окружающие события. На первых этапах развития онейроида наблюдаются нарушения сна, затем бред инсценировки; имеет место двойная ориентировка; больной живет как бы в двух мирах, двух планах, в реальной ситуации и другой вымышленной, фантастической. В последующем начинает нарастать фантастическая бредовая симптоматика. Онейроид может продолжаться несколько недель. В ряде случаев наблюдаются непроизвольные фантастические представления о космических полетах, войнах, путешествиях, не сопровождающиеся дезориентировкой (ориентированный онейроид); онейроидное помрачение сознания наблюдается, как правило, при приступообразной шизофрении. 3) Аменция – хар-ся растерянностью с аффектом недоумения. Речь больного бессвязна, больные произносят бессмысленный набор слов, носящий часто обыденный характер, наблюдаются персеверации, бредовые идеи либо отсутствуют, либо отрывочны, аффект неустойчив, характерно беспорядочное двигательное возбуждение с хореоподобными гиперкинезами. Наблюдается грубая дезориентировка а месте, времени и собственной личности. Аменция наблюдается при тяжелых хронических соматических заб-ях, при хр. раневой инфекции, органических заб-ях головного мозга, реже – при реактивных психозах и шизофрении; может продолжаться несколько недель и месяцев. 4) Сумеречное помрачение сознания – это внезапно возникающее или внезапно прекращающееся помрачение сознания с последующей амнезией, при котором больной может совершать взаимосвязанные, последовательные действия, обусловленные часто бредом, галлюцинациями, бурными аффектами страха, отчаяния, злобы. При амбулаторном автоматизме сумеречные состояния наступают внезапно, но несмотря на грубую дезориентировку, больные могут сохранять способность к упорядоченному поведению. 5) Фуги и трансы – кратковременные состояния амбулаторного автоматизма. 6) Абсанс — кратковременная потеря или угнетение сознания с последующей амнезией. Варианты абсанса: атонический, характеризующийся потерей мышечного тонуса и внезапным падением; гипертонический — с повышением мышечного тонуса, который проявляется обычно сочетанным разгибанием головы и отведением глазных яблок кверху; субклинический – с неполной потерей сознания; энуритический – с непроизвольным мочеиспусканием мочи. Возрастные особенности: нарушения сознания зависят от возрастного этапа формирования сознания. Для детей до 3 лет хар-но состояние оглешенности, для которого типично снижение активности во всех психических проявлениях: реб-к заторможен, р-ции замедлены, внимание привлекается с трудом, интереса ни к чему не проявляет. Делирий в этом возрасте отличается стертостью, фрагментарностью, меньшей длительностью, отсутствием последовательности в его развитии. Наличие иллюзий и галлюцинаций воображения, отражающих аффективно-окрашенные переживания. Сумеречные состояния в этом возрасте кратковременны и не развернуты. Часто встречается оральный автоматизм (жевание, глотание, чмоканье, облизывание) или однообразные д-я руками (поглаживание, перебирание пальцами). На этапе формирования коллективного сознания (9-16 лет) наиболее хар-ен делириозный синдром. Онейроидные состояния в этом возрасте еще не полностью развернуты, чаще имеет место ориентированный онейроид, однако в пубертатном возрасте наблюдаются типичные переживания, когда больные видят себя участниками фантастических событий, на войне, в космосе. Сумеречные состояния в подростковом возрасте часто сопровождаются аффективными расстройствами, переживанием страха, злобы, отчаяния с агрессивным поведением. В юношеском возрасте (5-й этап формирования сознания – 16-22 года) наблюдаются все клинические варианты расстройств сознания, хар-ные для зрелого возраста.


2) Истерический невроз. Клинические формы.

- это невроз, проявляющийся полиморфными функциональными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами и хар-ся большой внушаемостью и самовнушаемостью больных, стремлением любой ценой привлечь к себе внимание окружающих. К истерическим расстройствам склонны лица с признаками психического инфантилизма, эмоциональной лабильностью, аффективной незрелостью, непосредственностью эмоциональных р-ций, впечатлительностью и живостью. Чаще наблюдаются у женщин. Три основные группы симптомов: 1) вегетативные расстройства – чаще бывают в виде обмороков, вегетативных кризов с сердцебиением, головокружением, тошнотой, рвотой; 2) двигательные расстройства – в виде гиперкинезов или непроизвольных движений (дрожь, вздрагивания) и симптомов выпадения движений (парезы, параличи). Гиперкинезы носят хар-р тиков, тремора конечностей и головы, блефароспазмом. Гиперкинезы зависят от эмоционального состояния, могут ослабевать или исчезать при переключении внимания или под влиянием психотерапии. Истерические параличи могут иметь хар-ер моно-, геми- и параплегий. Топография не соответствует расположению иннервации или локализации очага в ЦНС, охватывают либо всю конечность, либо ее часть, ограниченную суставом. Не обнаруживается патологических рефлексов и изменения сухожильных рефлексов. 3) Сенсорные нарушения – проявляются расстройствами чувствительности (анестезии, гипер- и гипоестезии) и болевыми ощущениями в различных частях тела. Чаще наблюдаются нарушения чувствительности конечностей. Распределение нарушений носят произвольный хар-ер и зависят от того, как больной представляет себе это нарушение (в виде носков, чулок, перчаток, жилетки, пояса, половины лица). Истерические боли могут наблюдаться в любой части тела. Имеется описание характерного для больных истерией виды живота (шахматная доска), деформированного рубца после многочисленных лапаротомий – синдром Мюнхаузена. Могут наблюдаться глухота, слепота, концентрическое сужение поля зрения. При воздействии острой психической травмы могут возникать генерализованные судорожные движения, сопровождающиеся вегетативными расстройствами и нарушением или сужением сознания, которые приобретают картину истерического припадка. В отличие от эпилептического припадка сознание полностью не утрачивается. Клинические формы: 1) истерический припадок – чаще напоминает гипертонический криз, сердечный приступ, возникающий в связи с травмирующей ситуацией; 2) аффективные нарушения – хар-ся лабильностью эмоций, бурной сменой настроения, склонность к бурным аффективным р-циям со слезами, часто переходящими в рыдание; 3) конверсия – под влиянием эмоциональных факторов возникают изменения психического самочувствия: нарушение двигательных актов, расстройство чувствительности, расстройство форм поведения и оценки окружающего.

3) Отказ от еды при психических растройствах. Методы искуственного питания.

Причиной отказа от еды у психически больных могут быть самые различные психопатологические феномены - кататонический ступор, синдром нервной анорексии, запрещающие императивные галлюцинации, тяжелая депрессия с бредом са­мообвинения и суицидальными тенденциями. При этом боль­ные могут либо открыто выражать нежелание есть (сжимать зубы, отворачивать голову, выплевывать пищу) или скрывать истинные намерения, т.е. принимать пищу, а позже вызывать рвоту. О длительном голодании свидетельствуют запах ацетона изо рта, снижение тургора кожи, гипотония, гипогликемия, отсутствие стула, нарастающее истощение. В стационаре для своевременного выявления отказа от еды рекомендуется про­водить еженедельное взвешивание больных. Больным в состоянии голодания рекомендуется постельный режим, ежедневные очистительные клизмы. Для повышения аппетита назначают инсулин (подкожно 10—20 ЕД, через 1— 2 ч введение 40 % глюкозы и теплое сладкое питье), нейро­лептики (10 мг френодона в сутки или 50 мг пипольфена в сутки в инъекциях), гипертонический (10 %) раствор хлорида натрия (20 мл внутривенно или в солевых клизмах) с после­дующим предложением сладкого литья. При продолжающемся отказе пытаются корригировать недо­статок питательных веществ и витаминов путем внутривенного введения 5 % глюкозы и внутримышечного введения витами­нов С, В1, В6. Назначают анаболические гормоны (внутримы­шечное введение 1 мл 5 % раствора ретаболила 1 раз в 8—10 дней). При кататоническом синдроме и истерической симптомати­ке эффективна процедура растормаживания. Для рас-тормаживания применяют диазепам (се­дуксен, реланиум). При неэффективности всех перечисленных мер проводят кормление через назогастральный зонд теплой смесью из мо­лока, яиц, сахара с добавлением витаминов, иногда психо­тропных средств. При этом следует соблюдать осторожность во избежание попадания зонда и питательной смеси в дыхатель­ные пути.

Билет 19







Date: 2015-07-02; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию