Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности форм работы





Экономическое воспитание школьников

- лекции, беседы

-политические информации, беседы за круглым столом

- тематические вечера

- конференции

- оформление альбомов,

стенгазет.

- создание уголков юных

экономистов

- трудовые десанты

- рейды по соблюдению

экономии в школе

- встречи и беседы с интерес

ными людьми

- экскурсии на предприятия

- планирование и распределение

лмчноговресени

Экологическое воспитание

- экологический день

- викторины

- тематические вечера

- агитбригады

Трудовое воспитание

- специальный цикл бесед, лекций, диспутов, собраний.

Музыкальное воспитание

- музыкальные викторины

- экскурсии

- вечера, утренники

- олимпиады

- кружки

- смотр молодых талантов

- музыкальный КВН

- вечер инсценированной песни

- пять минут с искусством

При реализации задач нравственного воспитания и самовоспитания широко используются следующие формы:

круглый стол, пресс-конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным вопросам, литературно-музыкальные композиции, поисковая деятельность и др.

При организации физического воспитания широко используются: игры типа «Веселые старты» малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта спортивные вечера, беседы о гигиене, здоровье и физическую культуру.

 


Планирование и контроль воспитательное работы

Планирование воспитательной работы. Назначение, функции плана. Требования к планированию.

Виды планов.

Структура плана.

Контроль воспитательного процесса школы

Планирование воспитательной работы. Назначение, функции плана. Требования к планированию.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Функции плана.

В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы»

При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Требования к планированию.

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

б) отражение основных событий страны в жизни коллектива;

в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды,

5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

в) включение школьников в разные виды деятельности;

г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.

9) Реальность и разумная насыщенность плана.

Этапы планирования.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

— составление педагогами проекта плана (его контуров);

— коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

— внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

— результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;

— воспитательные и организационно-педагогические задачи;

— материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;

— передовой опыт страны, города, школы;

— возможности родителей, общественности;

— воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

— традиционные праздники учебного года;

— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

— традиции школы;

— дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;

— предложения педагогов, учащихся, родителей,

Виды планов.

Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное — они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами,

В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям1.

1) По охвату содержания:

— комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;

— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие,

— предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции,; план подготовки и проведения классного часа и т. д,

2) По длительности планируемого периода:

— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год.,планпрофориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);

— этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду;

— оперативный: планируются коикратнкге ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

3) В зависимости от субъекта планирования

— индивидуальный планирует один челолек;

— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,

4) По масштабу планирования

общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);

— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива)..

Необходимо различать планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей» Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, В плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей»

Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе:

— перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.);

— календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);

— план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;

— план контроля за. организацией и результатами воспитательной работы?

— планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;

— перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;

— планы подготовки и проведения общешкольных дел.
В классном коллективе чаще всего составляют:

— план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);

— план ученического коллектива;

— план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими;

— план подготовки и проведения дела в коллективе;

— план работы творческого объединения, групп.

Основными и наиболее распространенными в практике являются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руководителя.

Структура плана

Можно предложить следующую примерную структуру раздела годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом»:

1. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:

а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);

б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);

в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);

г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

—они вытекают из анализа работы;

—задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;

— они конкретны и реальны для выполнения;

— задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;

— они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.

3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом.

Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы (например, см. табл.2).

Таблица 2 – Структура плана работы с ученически коллективом

Задачи воспитательной работы Основные мероприятия Дата Ответственные Отметка о выполнении

 

Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями (например, см. табл. 3).

Таблица 3 – Структура плана работы с родителями

Задачи воспитательной работы Основные мероприятия Работа с учащимися Работа с педагогами Работа с родителями, общественностью

План воспитательной работы в школе.

Наряду с планами педагогов важно составлять и план ученического коллектива, школы (например, см. табл.4), который доступен для знакомства и использования всеми детьми.

Таблица 4 – Структура плана работы ученического коллектива школы

Недели I неделя II неделя III неделя IV неделя
Месяцы Дата Содержание Ответ Дата Содержание Ответ Дата Содержание Ответ Дата Содержание Ответ
Сентябрь                        
Октябрь                        
И т. д.                        

 

Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.

Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.
Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.

Одна из форм, используемых в практике, предлагается в табл.5.

Таблица 5 – Раздел плана работы классного руководителя

Направления работы классногоруководителя Работа с ученическим коллективом Работа с родителями, семьей Работа с педагогами, обществен­ностью
 
Общение      
Здоровье      
Учение      
Досуг |    

 

Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.

Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.

Date: 2015-06-11; view: 496; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию