Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разновидности форм работыЭкономическое воспитание школьников - лекции, беседы -политические информации, беседы за круглым столом - тематические вечера - конференции - оформление альбомов, стенгазет. - создание уголков юных экономистов - трудовые десанты - рейды по соблюдению экономии в школе - встречи и беседы с интерес ными людьми - экскурсии на предприятия - планирование и распределение лмчноговресени Экологическое воспитание - экологический день - викторины - тематические вечера - агитбригады Трудовое воспитание - специальный цикл бесед, лекций, диспутов, собраний. Музыкальное воспитание - музыкальные викторины - экскурсии - вечера, утренники - олимпиады - кружки - смотр молодых талантов - музыкальный КВН - вечер инсценированной песни - пять минут с искусством При реализации задач нравственного воспитания и самовоспитания широко используются следующие формы: круглый стол, пресс-конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным вопросам, литературно-музыкальные композиции, поисковая деятельность и др. При организации физического воспитания широко используются: игры типа «Веселые старты» малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта спортивные вечера, беседы о гигиене, здоровье и физическую культуру.
Планирование и контроль воспитательное работы Планирование воспитательной работы. Назначение, функции плана. Требования к планированию. Виды планов. Структура плана. Контроль воспитательного процесса школы Планирование воспитательной работы. Назначение, функции плана. Требования к планированию. Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. Функции плана. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции: — направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности; — прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия; — координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать; — контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога; — репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы» При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу. Требования к планированию. План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований. 1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании. 2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации. 3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. 4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; б) отражение основных событий страны в жизни коллектива; в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды, 5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей; 6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности; в) включение школьников в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей. 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе. 7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе. 8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива. 9) Реальность и разумная насыщенность плана. Этапы планирования. Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами: — составление педагогами проекта плана (его контуров); — коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей); — внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы. При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: — результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа; — воспитательные и организационно-педагогические задачи; — материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе; — передовой опыт страны, города, школы; — возможности родителей, общественности; — воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; — традиционные праздники учебного года; — события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; — события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; — традиции школы; — дела проводимые ближайшими культурными учреждениями; — предложения педагогов, учащихся, родителей, Виды планов. Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное — они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами, В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям1. 1) По охвату содержания: — комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом; — тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие, — предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции,; план подготовки и проведения классного часа и т. д, 2) По длительности планируемого периода: — долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год.,планпрофориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года); — этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие); — краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду; — оперативный: планируются коикратнкге ближайшие действия. Наиболее распространен план дня. Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий. 3) В зависимости от субъекта планирования — индивидуальный планирует один челолек; — коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана, 4) По масштабу планирования — общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела); — планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).. Необходимо различать планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей» Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, В плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей» Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе: — перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.); — календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки); — план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников; — план контроля за. организацией и результатами воспитательной работы? — планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений; — перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению; — планы подготовки и проведения общешкольных дел. — план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год); — план ученического коллектива; — план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими; — план подготовки и проведения дела в коллективе; — план работы творческого объединения, групп. Основными и наиболее распространенными в практике являются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руководителя. Структура плана Можно предложить следующую примерную структуру раздела годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом»: 1. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее: а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности); б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций); в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного); г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины. 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования: —они вытекают из анализа работы; —задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года; — они конкретны и реальны для выполнения; — задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися; — они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах. 3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом. Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы (например, см. табл.2). Таблица 2 – Структура плана работы с ученически коллективом
Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями (например, см. табл. 3). Таблица 3 – Структура плана работы с родителями
План воспитательной работы в школе. Наряду с планами педагогов важно составлять и план ученического коллектива, школы (например, см. табл.4), который доступен для знакомства и использования всеми детьми. Таблица 4 – Структура плана работы ученического коллектива школы
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана: 1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период. 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год. 3. Работа с коллективом учащихся. 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом. 5. Работа с семьей, общественностью. Одна из форм, используемых в практике, предлагается в табл.5. Таблица 5 – Раздел плана работы классного руководителя
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения. Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком. Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.
|