Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии воспитательного процесса





Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения. В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.

В исследованиях российских специалистов в понятие «педагогические технологии» вкладывается более широкий смысл и прилагается к основным явлениям образовательного процесса – обучению и воспитанию.

В энциклопедическом словаре она трактуется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Иными словами, в технологии находят отражение методы, применяемые в процессе изменения исходного продукта (например, сырья) с целью придания ему необходимого вида и качества.

Все разработанные и используемые сегодня человечеством технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное. К разряду социальных технологий относятся и педагогические технологии.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема, которая охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

В воспитательной технологии цели могут быть разного масштаба и составлять некоторую иерархию. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стандартах. Более низкая ступень - цели воспитания людей определенного возраста.

Практика многих образовательных учреждений последнего десятилетия убедительно подтвердила целесообразность технологизации. Многие образовательные учреждения используют воспитательные технологии в процессе моделирования воспитательных систем. Что же служит основанием для утверждения, что разработанные школой материалы есть именно педагогическая технология, а не что иное? Ответ на этот вопрос дали исследования зарубежных и отечественных исследователей. Они определили наиболее важные признаки технологий:

– Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежит определенная методологическая и философская позиция авторов.

– Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

– Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагогов и детей на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации оптимальной реализации человеческих возможностей, диалогового общения

– Элементы технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой стороны гарантировать достижения планируемых результатов всеми школьниками

– Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое применение и распространение в практике школ. Они делятся на:

– Общепедагогические технологии воспитательного процесса;

– Частно-методические воспитательные технологии;

– Локальные (модульные) воспитательные технологии.

Общепедагогические технологии

1) Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

2) Школа как воспитательная система В.А. Караковского

3) Авторская модель «Русская школа» (Л.Н. Погодина)

4) Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко

Частно-методические воспитательные технологии

1)Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова

2) Технология педагогической поддержки О.Г. Газмана

3) «Этическая грамматика» - система нравственного воспитания А.И. Шемшуриной

4) технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.

Локальные (модульные) технологии

Эти технологии разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, Л.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. Эти технологии называют технологии педагогического общения и в них подразделяют технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды; организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, создания ситуации успеха, преодоление неуспеха); технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки.







Date: 2015-06-11; view: 1582; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию