Технологии воспитательного процесса
Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения. В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.
В исследованиях российских специалистов в понятие «педагогические технологии» вкладывается более широкий смысл и прилагается к основным явлениям образовательного процесса – обучению и воспитанию.
В энциклопедическом словаре она трактуется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Иными словами, в технологии находят отражение методы, применяемые в процессе изменения исходного продукта (например, сырья) с целью придания ему необходимого вида и качества.
Все разработанные и используемые сегодня человечеством технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное. К разряду социальных технологий относятся и педагогические технологии.
Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема, которая охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.
В воспитательной технологии цели могут быть разного масштаба и составлять некоторую иерархию. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стандартах. Более низкая ступень - цели воспитания людей определенного возраста.
Практика многих образовательных учреждений последнего десятилетия убедительно подтвердила целесообразность технологизации. Многие образовательные учреждения используют воспитательные технологии в процессе моделирования воспитательных систем. Что же служит основанием для утверждения, что разработанные школой материалы есть именно педагогическая технология, а не что иное? Ответ на этот вопрос дали исследования зарубежных и отечественных исследователей. Они определили наиболее важные признаки технологий:
– Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежит определенная методологическая и философская позиция авторов.
– Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
– Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагогов и детей на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации оптимальной реализации человеческих возможностей, диалогового общения
– Элементы технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой стороны гарантировать достижения планируемых результатов всеми школьниками
– Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое применение и распространение в практике школ. Они делятся на:
– Общепедагогические технологии воспитательного процесса;
– Частно-методические воспитательные технологии;
– Локальные (модульные) воспитательные технологии.
Общепедагогические технологии
1) Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
2) Школа как воспитательная система В.А. Караковского
3) Авторская модель «Русская школа» (Л.Н. Погодина)
4) Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко
Частно-методические воспитательные технологии
1)Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова
2) Технология педагогической поддержки О.Г. Газмана
3) «Этическая грамматика» - система нравственного воспитания А.И. Шемшуриной
4) технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.
Локальные (модульные) технологии
Эти технологии разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, Л.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. Эти технологии называют технологии педагогического общения и в них подразделяют технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды; организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, создания ситуации успеха, преодоление неуспеха); технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки.
Date: 2015-06-11; view: 1624; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|