Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные данные и современные разработки





Хобсон и Мак-Карли продолжили вести исследования, подтверждаю­щие их революционную гипотезу о сновидениях. Их новое осмысление не было принято широким кругом ученых, однако без упоминания о нем ни одна психологическая дискуссия не будет считаться полноценной.

Двенадцать лет спустя после появления статьи Хобсона и Мак-Кар­ли о модели активации и синтеза Алан Хобсон опубликовал книгу с про­стым названием «Сон*, В этой работе он дает объяснение своей теории о сновидениях, используя обобщенные и в значительной степени упро­щенные термины.

Он также высказывает собственный взгляд на то, какое влияние мо­жет оказать данная теория на истолкование содержания снов.

Хобсон признает, что сны не лишены смысла, однако истолковывать их следует более простым способом. Он утверждает собственную, отча­сти компромиссную точку зрения:

 

«Несмотря на всю свою кажущуюся абсурдность, сны имеют ясный и глубоко личный смысл. Я утверждаю, что содержание сновидений возникает из необходимости для мозга во время REM-сна влиять на содержащуюся в нем информацию в соот­ветствии с уже имеющимися данными. Поэтому мне хотелось бы упомянуть о психоанализе в той его части, благодаря кото­рой мы можем обнаружить в сновидении глубоко скрытую ин­формацию о нас самих, но не обращаясь к концепции о маски­ровке и цензуре или к широко известным фрейдовским сим­волам. Я склонен приписывать абсурдность снов дисфункции мозга, а их смысл — компенсирующей попытке мозга воссо­здать порядок из хаоса. Этот порядок зависит от нашего лич­ного взгляда на мир, наших текущих занятий, нашей памяти, чувств и убеждений. Вот и вое» (Hobson, 1989, с. 166).

Другой исследователь в области сновидений развил идеи Хобсона. Фулкс (Foulkes) (1985), выдающийся ученый, занимающийся так назы­ваемыми «вещими снами*', также присоединяется к мнению, что сно­видения порождаются спонтанной активностью мозга во время сна. Он считал, что поскольку в снах не содержится скрытых подсознательных сообщений, они могут снабжать нас обширнейшей психологической ин­формацией, Фулкс указывает, что способ, посредством которого наша ког­нитивная система наделяет формой и содержанием беспорядочные им­пульсы в мозге, заключается в обнаружении информации, касающей­ся важности некоторых наших воспоминаний. Он также верит в то, что сны служат для различных полезных целей. Например, сновидения о событиях, не произошедших с нами наяву, способны помочь человеку подготовиться к новым или непредвиденным обстоятельствам; тем са­мым создается своеобразная когнитивная репетиция, человеку как бы задается вопрос: «А что бы я сделал, если...?». Другая возможная функ­ция сновидений, согласно Фулксу, заключается в том, что поскольку наши сны в основном повествуют о нас самих, они могут способствовать углублению нашего самопознания.

Исследования в данной области продолжаются. Авторы многочис­ленных трудов не только обращаются к концепции Хобсона и Мак-Кар­ли о происхождении и функциях сновидений, но также и оспаривают ее. В одной из таких работ сравниваются познавательные характеристики людей (их мысли) и эмоциональное восприятие событий, произошед­ших с ними недавно во сне или наяву (Kahan, LaBerge, Levitan & Zimbar-do, 2000). Возможно, полученные результаты удивят вас. Ученые обна­ружили, что

 

«знания человека во время сна в большей степени похожи на знания бодрствующего человека, чем это считалось ранее, а также то, чго различия между этими двумя формами созна­ния скорее количественные, чем качественные» (Kahan и др., 2000, с. 132).

 

Иными словами, по мнению ученых, наше знание о событиях, уви­денных во сне, в значительной степени совпадает со знанием о событи­ях, произошедших с нами наяву; в связи с этим авторы задаются вопро­сом: «Как так может быть, чтобы сновидения включали в себя только беспорядочные вспышки электрической активности мозга?*.

Еще одно исследование продемонстрировало продолжение научной дискуссии между теоретиками сна и сновидений. Придерживающееся принципов Фрейда психоаналитическое сообщество продолжает выра­жать досаду по поводу того, что в своей теории Хобсон и Мак-Карли вышли за пределы весьма узкой точки зрения, что сны — это послания из области подсознания. В журнале, посвященном психоанализу Фрей­да, Мансиа (Mancia) (1999) раскрывает основные различия между пси­хоаналитическим представлением о сновидениях и теорией, предложен­ной Хобсоном и Мак-Карли, которую часто относят к «неврологическо­му» подходу Мансиа предельно ясно описывает столкновение между этими двумя основополагающими взглядами:


 

«В то время как неврологи заинтересованы в изучении струк­тур, участвующих в производстве, формировании и изложении сновидений, при психоанализе внимание концентрируется на содержании снов и на помещении их в определенный кон­текст (при совместной работе клиента с психоаналитиком) в соответствии с эмоциональной историей человека, видяще­го сон....Интересующие неврологов структуры и функции мозга... не имеют никакого отношения к психоаналитическо­му пониманию» (Mancia, 1999, с. 1205).

 

Несомненно, Хобсон и Мак-Карли нашлись бы, что ответить. Однако для этой важной дискуссии, пожалуй, подходят другие время и место.

В конечном итоге, данное увлекательное исследование обрело новый вид, обратясь к изучению наиболее частых сюжетов снов (Hartmann, 2000). Задачей исследования было определить, занимаются ли люди и во сне чтением, письмом и арифметическими вычислениями. Ученые проанализировали 456 письменных отчетов и попросили 240 человек, часто видящих сны, заполнить анкеты, указав, как часто они видят во сне вышеперечисленные действия. Ни в одном из 456 описаний снови­дений не были указаны чтение и письмо и только в одном упоминался счет. Более того, из всех участников опроса 90% ответили, что они «ни­когда» или «почти никогда» не производили эти действия во сне, хотя наяву уделяли чтению, письму и счету в среднем по 6 часов в день. В по­лученных результатах можно увидеть вызов модели Хобсона и Маккар-ли, изложенной в данной главе. Ведь если сны — это результат «бессмыс­ленных импульсов статического электричества», почему же тогда эти бессмысленные импульсы последовательно не вызывают активность, от­вечающую за чтение, письмо и счет?

 

Заключение

Вы можете согласиться или нет со столь неромантичным взглядом на сновидения, предложенным Хобсоном и Мак-Карли, однако он дает прекрасный пример того, насколько психологам, как и ученым вообще, необходимо оставаться открытыми для новых возможностей, несмотря на существование порядка, установленного в течение десятилетий. Нет сомнения в том, что модель активации и синтеза внесла значительные изменения в психологию. Этот факт вовсе не означает, что все тайны сновидений разгаданы, чего, возможно, не произойдет никогда. Однако исследования в данной области обещают быть весьма интересными.

 

Литература

Foulkes, D. (1985). Dreaming; A cognitive-psychological analysis. Hillsdale, NJ: Eribaum.

Hartmann, E. (2000). We do not dream the 3 R's: Implications fur the nature of

dreaming memtation. Dreaming, 70(2), 103-110.

Hobson J. A (1989). Sleep. New \brk: Scientific American Library.

Kahan, T„ LaBerge, S., Levitan, L., & Zimbardo, P. (2000). Similarities and differences

between dreaming and waking cognition: An exploratory study. Consciousness and

Cognition, 6(1), 132-147.

Mancia, M. (1999). Psychoanalysis and the neurosciences: A topical debate on dreams. Internationa! Journal of Psychoanalysis, 80(6), 1205-1213.

 

 

Поведение в гипнозе

Базовые материалы:

Spanos, N. P. (1982). Hypnotic behavior: A cognitive, social, psycho­logical perspective. Research Communications in Psychology, Psychiatry, and Behavior, 7,199-213.


Наиболее известные нам деформации в сознании связаны со сном и сно­видениями. В предыдущих трех статьях обсуждались несколько иссле­дований, оказавших наибольшее влияние на изучение данной темы. Дру­гим явлением, связанным с измененным состоянием сознания, я нляется гипноз. Гипноз обычно считают неким мистическим и могущественным процессом контролирования человеческого сознания. Расхожие фразы и слова о гипнозе, такие как отключение (go under) и транс, показывают, что он считается отдельным, уникальным состоянием сознания, отлич­ным от сна и бодрствования. Многие психологи соглашаются с данной точкой зрения. Николас Спанос (Nicholas Spanos), однако, придержива­ется другого мнения, считая, что гипноз, на самом деле, — это не более чем состояние повышенной мотивации к определенным действиям и его лег­ко можно объяснить, не обращаясь к трансу и измененным состояниям.

Первые случаи применения гипноза относят к середине XVIII века, времени, когда ученые впервые пришли к заключению, что причины ум­ственных расстройств, скорее, психологические, нежели органические. Одной из наиболее ярких личностей, которые помогли вывести психо­логию из области колдовства, был Франц Антон Месмер (1733-1815).

Он считал, что истерические нарушения являются результатом дисба­ланса в универсальном магнетическом потоке в теле человека. Во время необыкновенных сеансов в своей лаборатории Месмер включал мягкую музыку, гасил огни и, одетый как волшебник, вынимал из бутылочек с раз­личными химическими веществами погруженные туда железные стерж­ни и прикасался ими к пораженным болезнью частям тела пациентов. Он верил, что это поможет передать так называемый животный магнетизм через химические вещества в тела пациентов и тем самым избавиться от симптомов болезни. Интересно, что во многих случаях подобное лече­ние действительно помогало. Именно от Месмера появилось слово мес­меризм, и многие верят, что его лечение предполагало использование оп­ределенных техник, которые мы сейчас связываем с гипнозом.

В истории психологии гипнозу.(названному в честь Гиттноса, гречес­кого бога сна) придавалось важное значение, особенно в лечении психо­логических расстройств; гипноз был основным компонентом в психо­аналитической технике Фрейда Эрнест Хил гард (Ernest Hilgard) был среди первых современных исследователей, поддержавших мнение, что гипноз является измененным состоянием сознания (Hilgard, 1978). Опи­сания гипнотических состояний Хилгардом, а также другими исследо­вателями включали такие характеристики, как усиление чувствитель­ности к внушению, неосознанность действий, улучшение возможностей вспоминать, повышенная интенсивность визуального воображения, дис­социация (способность концентрироваться на определенных событиях, при этом не видя ничего другого) и анальгезия (пониженная чувстви­тельность к боли). До недавнего времени мнение, что гипноз способен вызывать мысли, идеи и действия, которые в другом случае были бы невозможны, что и является измененным состоянием сознания, было неоспоримо.


Однако именно ученые должны критически оценивать «статус кво» и сгавить под сомнение даже кажущиеся верными общепринятые убеж­дения. Так, Хобсон и Мак-Карли (Hobson and McCarley) предложили новый взгляд на сновидения, который ради кальным образом отличался от доминирующего, общепринятого подхода А социальный психолог Николас Спанос заявил, что основные положения теории гипноза, при­нятые Хилгардом и другими, должны быть пересмотрены. В своей ста­тье Спанос пишет: «Выделение каких-то особых процессов для описа­ния гипнотического поведения не только бесполезно, оно может ввести нас в заблуждение... Гипнотическое поведение в 1 1елом похоже на другие социальные действия и, как и другое социальное поведение, может быть описано как имеющее определенную стратегию и целенаправленное» (с. 200). Другими словами, Спанос утверждает, что загипнотизирован­ные люди совершают произвольные действия для достижения желае­мой цели. Далее он говорит, что так как данное поведение вызывается повышенной мотивацией, оно не предполагает изменение состояния со­знания.

 







Date: 2015-07-02; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию