Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






При изучении восприятия эмоциональных явлений1





Данный пример применения метода контент-анализа взят из диссертационного исследования А.Ю. Бергфельд «Восприятие эмоциональных явлений». Цель исследования состояла в описании феноменологии восприятия эмоциональных явлений (как в себе, так и в другом) студентами-психологами в сравнении с не психологами, а также в изучении динамики этого процесса. В качестве основного эмпирического метода в исследовании феноменологии восприятия субъектом собственных эмоций применялся свободный самоотчет об актуально переживаемых эмоциях. В качестве основной гипотезы выступило предположение о том, что существует и может быть описана феноменология процесса восприятия эмоциональных явлений. Далее рассмотрим возможности использования метода контент-анализа в исследовании феноменологии восприятия субъектом собственных эмоций (на материале текстов интроспективного самоотчета).

Специфика процесса восприятия субъектом собственных эмоций состоит в том, что субъект и объект познания в данном случае сливаются. По сути, актуально воспринимая собственные эмоции, субъект проходит 2 этапа: 1. Переживает нечто, непосредственно воспринимая, ощущая наличие эмоции как таковой. Благодаря этому, он получает первичное знание о переживаемых эмоциях. 2. Дифференцирует и структурирует первичное знание об эмоциях, вербализует эти переживания. То, как структурирует субъект первичное знание об эмоциях, на какие источники информации, несущие ему знание о качестве эмоций предпочитает опираться, определяется его прошлым опытом, некоторыми личностными особенностями, а также спецификой профессиональной направленности его сознания. Мы предположили, что именно в свободном самоотчете об актуально переживаемых эмоциях отражаются особенности их восприятия. Когда в интроспективном отчете испытуемый сообщает о том, какие эмоции он переживает в данный момент, исследователь имеет дело не со всем процессом восприятия, а только с той его частью, которая осознается субъектом. Свободный самоотчет позволяет обратиться к вербализованным структурам и осознаваемым конструктам (Е.Ю. Артемьева, 1980), воспринимающего собственные эмоции.

Мы считаем, что психологическое содержание эмоциональных переживаний в сознательной, вербализованной форме имеет иные закономерности организации по сравнению с неосознанным содержанием, что требует специального исследования с применением соответствующего метода. Таковым в данном исследовании явился метод свободного самоотчета. Итак, в свободном самоотчете фиксируются осознанные, вербализованные, т.е. выраженные в значениях, эмоции. Однако следует отметить, что существует возможность получить неполный отчет об испытываемых эмоциональных состояниях. Это определяется неточностью и многозначностью понятий, используемых людьми для описания эмоций. Кроме того, словесное обозначение эмоций зависит, очевидно, и от точности различения возникающих эмоций, и от некоторых особенностей личности. Так, если человек неспособен достаточно точно различать оттенки эмоций, термины, которыми он пользуется для описания эмоций, несмотря на различное звучание, будут описывать одну и ту же эмоцию. Хотя, с другой стороны, и эта трудность может быть трансформирована в достоинство метода: перед исследователем открывается возможность изучить диапазон понятий, через который та или иная категория лиц склонна осознавать собственные эмоции. Известно, что осознание эмоциональных переживаний происходит тогда, когда субъект сталкивается с какого-либо рода трудностями. Само предложение описать, представить в письменной форме собственные эмоциональные переживания является для него сложной, противоречивой ситуацией. Таким образом, сама ситуация исследования с применением метода свободного самоотчета активизирует процесс рефлексии, обращает человека к содержанию своего внутреннего мира. Итак, с помощью метода свободного самоотчета возможно реализовать достижение основной цели исследования: описать феноменологию восприятия субъектом собственных эмоций.

С тем, чтобы получить описание такого рода, испытуемым была предложена следующая инструкция: «Обратитесь к своим переживаниям, к тем эмоциям, которые Вы испытываете здесь и сейчас. Ощутите их, прочувствуйте…Опишите, пожалуйста, свои эмоциональные переживания.» После завершения работы в соответствии с данной инструкцией испытуемым предлагалось ответить на вопрос: «Пожалуйста, напишите несколько слов о том, как Вы определили свои эмоциональные переживания в данный момент». Свободный самоотчет не предусматривает стандартных ответов, описаний испытуемых. Объективность результатов анализа самоотчетов достигается посредством соотнесения текстов со стандартными категориями.

Исходя из теоретических положений на уровне анализа содержания текстов самоотчетов, нами было определено основание для выделения категорий контент-анализа, а именно, источник информации, несущий знание о качестве переживаемых эмоций, на который опирается субъект в процессе восприятия собственных эмоций. Выделенные категории представляют собой различные «параметры», через которые можно описывать психологическое содержание эмоциональных явлений. Категории были классифицированы в соответствии с 2-мя критериями: уровень восприятия и позиция воспринимающего эмоции субъекта. Диапазон источников информации, которые несут воспринимающему субъекту знание о качестве переживаемых эмоций, представлен телесными ощущениями, вегетативными изменениями, сопровождающими переживаемые эмоции, изменениями в поведении, характером ситуации, в которой возникают те или иные эмоции и т.д. Способ оперирования человеком этими источниками информации, способ его взаимодействия с эмоцией как познаваемым объектом представляет собой индивидуальную стратегию восприятия эмоциональных явлений. Таким образом, восприятие субъектом эмоций осуществляется двумя стратегиями. С одной стороны, он может открывать для себя знание об их качестве преимущественно через так называемые объективные показатели переживаемых эмоций, экспрессивные проявления последних, реализуя при этом стратегию внешнего наблюдателя, с другой, преимущественно через личный опыт переживаний, представлений, полученных в процессе жизни, реализуя при этом стратегию внутреннего наблюдателя.

Восприятие субъектом эмоций может осуществляться на двух уровнях сознания. Во-первых, на уровне непосредственного восприятия, переживания наличия эмоции как таковой. На этом уровне человек осознает «слитность», единство эмоций как с явлениями предметного мира, так и с психическими и физиологическими явлениями своего внутреннего мира. Во-вторых, на уровне категориального (т.е. опосредованного процессом мышления) восприятия, где эмоции выступают в качестве самостоятельного объекта анализа, обладающего определенными признаками, сопровождающегося внешними проявлениями. На этом уровне осознания человек представляет себе, что выступает в качестве причин переживаемых эмоций, а также как он получает знание об этих переживаниях.

В результате категории контент-анализа распределились по 2-м уровням восприятия. На каждом из этих уровней представлены 2 стратегии восприятия субъектом эмоций (см. рис. 1). В соответствии с этой моделью осуществлялось обсуждение результатов исследования особенностей восприятия субъектом собственных эмоций.

Процедура фиксации категорий осуществлялась в соответствии с основными требованиями к схеме контент-анализа. Была составлена кодировочная инструкция с подробным описанием смысловых единиц и правил фиксации.

Date: 2015-07-02; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию