Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод чувственного осознавания
Термин «чувственное осознавание» (sensory awareness) впервые, в 50‑х годах XX века, предложила Ш. Селвер. Так она назвала свою версию метода, разработанного Э. Гиндлер в 20‑х годах прошлого столетия, который впоследствии был назван «терапией, концентрированной на движении». Страдая неизлечимой формой туберкулеза, Э. Гиндлер смогла найти путь к выздоровлению, опираясь лишь на собственную интуицию и на огромное желание выжить. Э. Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать деятельность тела и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. Гиндлер также придерживалась того мнения, что любое название «несет в себе опасность застоя», ограничивает развитие, и потому не давала своей работе специального названия, говоря только о «работе с людьми». Это объясняет происхождение различных названий метода, придуманных ее учениками. Говорят о «тренировке, ориентированной на расслабление» (Meyer, 1961), «терапии, концентрированной на движении» (Stolze, 1959), «телесном воспитании душевного равновесия» (Ehrenfried, 1957) и об «осознании, дыхании и терапии расслаблением» (Schaarschuch, 1957; Fuchs, 1949). Каждый автор подчеркивает неокончательный характер названий. Некоторые авторы использовали термин «сосредоточенное движение» (Concentrated Movement Therapy); а такие понятия, как терапия движением, терапия расслаблением, воспитание психического равновесия, тренировка психологической устойчивости, предполагают разные теоретические основания (Штольц, 1959). Ш. Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Э. Гиндлер в США. С 1938 года она активно разрабатывала свой подход чувственного сознавания. Впоследствии ее работой заинтересовался ряд известных аналитиков и психотерапевтов, и некоторые из них – Эрих Фромм, Клара Томпсон и Фредерик Перлз – стали ее учениками. Позже Перлз включил многое из того, чему научился на ее уроках, в гештальт‑терапию (Брукс, 1997). Работа Ш. Селвер и Ч. Брукс оказала большое влияние на Б. Гунтера, создавшего технику «чувственного пробуждения» (sensory awakening). Эта техника помогает ощутить свое тело и чувства, научиться прикасаться к другим и отвечать на прикосновения (Gunter, 1969). Другой аспект привлек внимание У. Шютца. Он разрабатывал способы, усиливающие чувствительность, позволяющие более тонко дифференцировать различные ощущения, помогающие человеку лучше сознавать себя и окружающий мир (Schutz, 1969). Чувственное сознавание – это процесс обучения дифференцированному восприятию телесных ощущений, фантазий, образов, эмоций и установлению взаимосвязи между ними. Терапия тут заключается в исследовании чувственного опыта человека в самых обычных ситуациях. Этот метод помогает человеку понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что, ориентируясь на ощущения, на переживания, человек делает мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствует его намерениям. Человек с детства приучен приуменьшать значение собственного опыта и «учиться на опыте других», то есть подменять свой опыт рациональными конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Метод чувственного сознавания помогает преодолеть этот барьер и обучает более полному телесно‑инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Другим существенным аспектом метода чувственного созна‑вания является изучение процесса коммуникации между участниками группы, в частности – прикосновений. Степень близости и дистанция, взаимопомощь и ответственность, чувство окружения – эти аспекты на телесном уровне гораздо легче и быстрее. В целом метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукты сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». То, что Гиндлер называла «разворачиванием», а Селвер «проживанием в опыте», есть интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое здесь и сейчас. Простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Чтобы этому научиться, необходимо развить чувство внутреннего мира и покоя, способность сохранять осознание, не пытаясь что‑либо изменить. Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на обычных действиях: клиент ложится, сидит, стоит, ходит. Эти действия дают естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить осознание того, что мы делаем. Другой аспект чувственного сознавания включает взаимодействие. Исследуются различные способы прикосновения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Прикосновение может отражать застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр. Важное значение при этом имеет ориентация на внутренний покой, на медитацию. Селвер и Брукс утверждают, что по мере усиления чувства внутреннего покоя ненужные напряжения и лишняя деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается, происходят и другие изменения всей личности. Метод чувственного осознавания ставит своей задачей последовательную интеграцию интеллектуального и чувственного опыта. Понятие чувственного опыта, имеющее огромное значение для жизнедеятельности организма, его дифференцированное восприятие и переживание являются основой данного подхода. Для большинства людей чувственный опыт ограничивается переживанием комфорта и дискомфорта, а некоторые обращают на него внимание только в случае возникновения болезненных ощущений.
3.4.1. Техники [2]
Упражнение 1. «Постоим» Участники группы стоят, закрыв глаза. Многие люди чувствуют недостаток равновесия и потребность за что‑нибудь держаться. Становится понятным, что глаза используются в качестве поддержки. По многим причинам несколько таких минут могут оказаться утомительно‑скучными для одних, в то время как другим нужно время для осмысления своих новых открытий. Предложите участникам группы лечь и немного отдохнуть. После этого те, кто совершил какие‑либо открытия, могут поделиться ими, а те, кто ничего не почувствовал, могут с облегчением признаться в этом. Упражнение 2. «Стоять – это отношение» (I) До сих пор все внимание было обращено внутрь. Теперь ведущий спрашивает: «Чувствуете ли вы, на чем вы стоите?» – обращая внимание на ощущения, возникающие в ступнях. Поскольку клиенты не обуты, это – приглашение пережить ощущение, которое для огромного числа людей забыто с детства. Теперь люди начинают чувствовать пол и то, чем он покрыт. Они обнаруживают ощущение фактуры, температуры, твердости под собой. Через некоторое время ведущий спрашивает: «Если вы чувствуете пол, то как вы соотносите себя с ним?» Тут помогают следующие уточнения. Стоите ли вы на полу всей своей ступней? Когда вы стоите, что вы чувствуете более отчетливо – пол, на котором стоите, или свои собственные подошвы? Может ли пол служить вам опорой? Теплый он или холодный, жесткий или мягкий? Принимает ли он вас? Принимаете ли вы его?
Date: 2015-07-02; view: 466; Нарушение авторских прав |