Эффективность и оптимизация налогообложения
Эффективность налоговой системы – это ее способность выполнять возложенные на нее функции. Налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям:
1) обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно‑политических функций;
2) обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе;
3) способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально‑экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.
Для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс критериев. Однако практически не существует прямых показателей, характеризующих результативность налоговой системы.
Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели:
1) удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;
2) уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;
3) объемов общественного производства в целом и по отраслям;
4) объемов капитальных вложений;
5) финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;
6) уровня инфляции и т. д.
Главным недостатком этих показателей является их многоаспектность. Эффективность в узком смысле – это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций.
Такими характеристиками являются:
1) общий уровень налогообложения;
2) стабильность налогового законодательства;
3) роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;
4) соотношение прямых и косвенных налогов;
5) соотношение налогов с физических и юридических лиц;
6) дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность;
7) уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;
8) система льгот и ее соответствие приоритетам социально‑экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;
9) характер системы санкций;
10) качественный уровень налогового законодательства и т. д.
Оптимальный уровень налогообложения ограничивается границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий, их крупных промышленно‑финансовых структур и общественного хозяйства в целом. Чем меньше изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста. Оптимизация – это процесс приведения налоговой системы в оптимальное, потенциально эффективное состояние. Проблема оптимизации налоговой системы состоит в настройке налоговых инструментов на решение тех или иных задач.
Границы эффективности и оптимальности. Существуют объективные границы сферы действия налогов, в рамках которых и необходимо использовать налоговые рычаги. Попытки искусственного расширения этих границ окажутся безрезультатными или могут спровоцировать возникновение нескольких новых проблем. Границы эффективности и критерии оптимальности налоговой системы определяются не самой этой системой, а очерчиваются ее внешней средой. В условиях экономического кризиса регулирующие возможности налоговой системы резко сокращаются. Такие характеристики налогов, как щадящий режим налогообложения, наличие налоговых льгот, имеют важное значение, но они формируют лишь потенциальные возможности и не дают гарантий, что эти возможности будут действительно реализованы.
Недооценка и недоиспользование возможностей налоговой системы снижают ее эффективность, препятствуют определению ее оптимальных критериев.
Date: 2015-07-01; view: 644; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|