Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы строевого обучения





 

Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, кото­рые принято называть приемами обучения.

Следует различать методы и приемы обуче­ния. Приемы — это отдельные детали, состав­ные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изло­жение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную.

В строевом обучении в основном применя­ются следующие методы:

— устное изложение учебного материала;

— показ;

— тренировка;

— самостоятельное изучение приема или действия.

Устное изложение учебного ма­териала всегда занимало и занимает важ­ное место в учебном процессе. В строевом обучении, как правило, применяется объясне­ние, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и дейст­вий.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучае­мого предмета, формируются конкретные пред­ставления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является де­монстрация.

Показ может быть: личный; с помощью спе­циально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.

Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:

— глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;

— выдерживать установленный темп испол­нения приема или действия;

— умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем прием или действие.

Тренировка — это многократное, созна­тельное и усложняющееся повторение опреде­ленных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.

Для успеха тренировки необходимо:

— понимание обучаемыми цели упраж­нения;

— усвоение обучаемыми содержания и стро­гой последовательности выполнения разучи­ваемых действий;

— разделение руководителем сложных дей­ствий на составные части;

— наращивание быстроты, чему должна предшествовать работа по выработке у обучае­мых правильных действий;

— соблюдение определенного ритма, пра­вильного чередования действий, требующих от обучаемых различного напряжения физических и моральных сил;

— постоянное поддержание у обучаемых интереса к тренировке.

Самостоятельное изучение при­ема или действия является важнейшим методом учебы. В зависимости от характера учебного материала существуют и разновидности самостоятельной работы.

Для правильной организации самостоятельной работы обучаемых необходимо:

— определить объем задания на самостоя­тельную подготовку;

—дать методические советы по повторению изученного или практической отработке прие­мов;

— обеспечить каждое подразделение учеб­ным местом, необходимой литературой, наг­лядными пособиями;

— разбить обучаемых на такие группы, где были бы и хорошо подготовленные военнослу­жащие и отстающие, где могла бы быть обес­печена товарищеская взаимопомощь;

— осуществлять постоянный контроль и оказывать необходимую помощь обучаемым в самостоятельном овладении учебным мате­риалом.

Одним из главных условий преподавания любой дисциплины является твердое знание предмета, умение свободно ориентироваться в нем, излагать материал просто и доходчиво.

Однако для успешной организации строевого обучения недостаточно знать, чему учить, надо еще знать, как учить.

Методическое мастерство командира опре­деляется умением найти такой метод объясне­ния, показа и тренировки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема или действия даст наилучший результат в кратчайшее время.

На строевых занятиях, особенно в ходе тре­нировок, необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение командира подавляют волю и инициа­тиву военнослужащего. Он еще больше теря­ется, спешит и допускает более серьезные ошибки.

В процессе обучения командир должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все военнослужащие. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно добиваться устранения допущен­ных ими ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо счи­тать: для командиров отделений (расчетов) три-четыре шага; для командиров взводов — пять-шесть шагов; для командиров рот — семь шагов. При таком удалении обучаемые нахо­дятся под постоянным контролем командиров и всегда готовы к выполнению команд.

Большое значение в строевой подготовке имеет умение командира четко и громко пода­вать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит военнослужащих в заме­шательство или к невыполнению приема.

Предварительная команда должна подавать­ся отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует коман­дир. Исполнительная команда должна пода­ваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.

Перед подачей команды или отдачей прика­зания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:

— ознакомление с приемом;

— разучивание приема;

— тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

— назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

— подать команду, по которой выполняется прием;

— показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затра­чиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого прие­ма разучивание его может проводиться:

— в целом, если прием несложный;

— по разделениям, если прием сложный;

— с помощью подготовительных упражне­ний, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым по­рядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объя­сняя свои действия.

Изучение каждого элемента приема или действия (если прием сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяс­нения.

При показе у обучаемого создается зри­тельное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ дол­жен быть безупречным.

Приемы и действия, показанные четко, пра­вильно и красиво, всегда производят на обу­чаемых большое впечатление и вызывают же­лание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зри­тельное представление, нужно осмыслить изу­чаемые прием или действие.

Объяснение позволяет раскрыть такие сто­роны изучаемых строевых приемов или дей­ствий, которые трудно усваиваются при показе. Оно ориентирует обучаемых на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правиль­ность выполнения строевого приема или дей­ствия.

После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связан­ных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы и в выполнении приема или действия по эле­ментам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое. Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выпол­нение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, кра­сиво и четко.

Командир добьется лучших результатов в своей практической деятельности по обучению, сможет избежать ошибок, если перед началом обучения военнослужащих он будет иметь представление о психолого-педагогических осо­бенностях каждого обучаемого, изучив его анкетные данные и повседневно наблюдая за ним в процессе боевой учебы, жизни, быта.

Это поможет командиру установить хоро­ший контакт с подразделением и каждым во­еннослужащим в отдельности, правильно оп­ределить содержание учебного материала для данных военнослужащих и объем заданий для самостоятельной работы, своевременно ока­зать помощь по ликвидации пробелов в строе­вом обучении, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого военнослужащего.

Большую роль в деятельности командира играет характер межличностных отношений, который устанавливается между ним и каж­дым военнослужащим, участвующим в учеб­ном процессе. Ему никогда не следует забы­вать о педагогическом такте. Военнослужащие очень хорошо чувствуют, если командир с глу­боким уважением относится к каждому из них, к их культуре, традициям. Как правило, на это они отвечают благодарностью, хорошим отношением к учебе, что и лежит в основе успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Командир должен всегда помнить, что ра­циональное использование технических средств обучения, особенно учебных кинофильмов по строевой подготовке, не самоцель, а сред­ство для лучшего понимания и запоминания материала. Поэтому демонстрационный мате­риал должен быть тщательно подобран, и так­же должно быть хорошо продумано его при­менение, чтобы не допустить перенасыщенно­сти им занятия.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.

Работа командира по строевому обучению подчиненных начинается с планирования. При планировании занятий по строевой подготовке командир должен руководствоваться требова­ниями программы боевой подготовки, задача­ми, поставленными перед подразделением по строевой подготовке, положениями Строевого устава Вооруженных Сил СССР, а также уровнем строевой выучки личного состава.

В планах находят отражение вопросы орга­низации плановых и дополнительных занятий, методическая подготовка сержантов, прапор­щиков и офицеров, проводящих занятия, сорев­нования на лучший взвод и роту, разработка наглядных пособий и совершенствование учеб­ной базы по строевой подготовке.

Программы предоставляют командиру части право определять время на отработку темы в зависимости от подготовленности обучаемых. Таким образом, количество занятий и учебных вопросов по каждой теме может быть различ­ным. Для более качественного изучения слож­ных строевых приемов, таких, как строевой шаг, повороты на месте и в движении и др., занятия должны неоднократно повторяться. Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан изучаемый вопрос. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов дан­ного занятия опущен или не усвоен, он дол­жен быть отработан в часы самостоятельной подготовки или перенесен на очередное заня­тие.

Занятия по строевой подготовке должны проводиться регулярно и через равные проме­жутки времени, чтобы не утрачивались навы­ки, приобретенные военнослужащими на пре­дыдущем занятии. Высоких результатов в строевой подготовке личного состава и подраз­делений достигают те командиры, которые закрепляют полученные строевые навыки на других занятиях.

Не следует допускать, чтобы строевые заня­тия проводились несколько дней подряд или по два в день, так как эти занятия при пра­вильной их организации требуют большого фи­зического напряжения.

Практика показывает, что наибольших ус­пехов добиваются те командиры подразделе­ний, которые планируют строевые занятия один-два раза в неделю.

Занятие по строевой подготовке, как и лю­бое другое занятие, достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено и материально обеспечено. Вот почему при пла­нировании командир подразделения должен предусматривать инструкторско-методические или показные занятия с офицерами, прапор­щиками и сержантами, а накануне этих заня­тий проводить инструктажи сержантов.

Занятия по строевой подготовке плани­руются в роте, как правило, одновременно со всеми взводами и проводятся обычно под ру­ководством командира роты: по одиночной подготовке — одночасовое, а по строевому слаживанию подразделений в зависимости от масштаба могут быть и двухчасовые. В во­енном училище (учебной части) занятия про­водятся в составе взвода под руководством командира взвода. Каждое занятие должно состоять из трех частей:

— вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида и вывод подразделений к ме­сту занятий на строевой плац, объявление те­мы, цели занятия, учебных вопросов и повто­рение ранее изученных приемов;

— основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом; тренировка приемов проводится по командам командира или под барабан само­стоятельно, попарно и в составе отделения (взвода, роты);

— заключительной части, в которой реко­мендуется провести разбор и объявить оцен­ки обучаемым, организовать состязания, выделить лучших и дать задание на самопод­готовку.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ.

Date: 2015-06-11; view: 1489; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию