Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Строевая подготовка является самостоятель­ным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически вхо­дит во многие другие предметы





ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Общие положения

Строевая подготовка является самостоятель­ным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически вхо­дит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, не­обходимых личному составу в современном бою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы советской педагогики.

Высокая строевая выучка офицеров, пра­порщиков и сержантов имеет решающее зна­чение в достижении успехов в строевой подго­товке, в умении образцово выполнять преду­смотренные Строевым уставом приемы и дей­ствия и методически правильно обучать под­чиненных.

Командиру недостаточно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теорети­ческой подготовкой и практическими навы­ками, ему важно еще уметь активизировать

Здесь и далее рекомендации прапорщикам и сер­жантам в равной степени относятся к мичманам и старшинам.

Познавательную деятельность своих подчинен­ных, а этого можно достичь повышением ка­чества строевого обучения, развитием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приема­ми и действиями в ходе обучения.

Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов и действии а также действий с ору­жием и на боевой технике.

Известно, что пределы человеческого позна­ния относительны, поэтому необходимо доби­ваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения) Ведь по­рицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.

Усвоение — это понимание плюс запомина­ние, а овладение знаниями — это усвоение плюс применение знаний на практике.

В обучении очень важно увязать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанав­ливать наиболее эффективные формы и методы строевого обучения.

Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости ре­зультатов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.

Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки воинов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и проч­ность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, применяемых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий воинов с полным на­пряжением сил — вот требования, предъявляе­мые к строевым занятиям сегодня.

Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут:

— целеустремленным и правильным плани­рованием строевой подготовки, четкой органи­зацией и методически правильным проведе­нием всех занятий;

— сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов и действий каж­дым военнослужащим в строгом соответствии с требованиями Строевого устава;

— регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и пла­новых занятий по строевой подготовке без значительных перерывов между ними;

— совершенствованием навыков в строе­вом обучении на всех занятиях, при по­строениях и передвижениях в повседневной жизни;

— самостоятельными тренировками (отра­боткой) военнослужащими строевых приемов и действий;

— постоянным контролем и высокой требо­вательностью со стороны командиров всех степеней к выполнению положений Строевого устава всеми военнослужащими.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА.

В процессе учебной и воспитательной дея­тельности командир, с одной стороны, высту­пает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденно­стью, профессиональным мастерством, показы­вающий личный пример последовательного претворения в жизнь коммунистических идеа­лов, высоконравственного поведения, добросо­вестного отношения к делу, воинскому долгу. Поэтому проблема педагогического мастер­ства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания офицера.

Анализ педагогической деятельности офи­церов показывает, что командиры должны об­ладать большим диапазоном качеств, кото­рые можно свести в следующие основные груп­пы: идейно-политические, морально-боевые, военно-профессиональные, организаторские, нравственные и педагогические.


Советский командир — прежде всего идео­логический боец партии, который должен обладать твердым знанием марксистско-ле­нинской теории, решений и постановлений Коммунистической партии и Советского прави­тельства, быть способным вести активную борьбу с буржуазной идеологией, проявлять высокую политическую бдительность.

Специфика армии требует наличия у коман­диров высоких морально-боевых и военно-про­фессиональных качеств.

Организаторские качества проявляются в умении командира найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятель­ность каждого военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей, психического состояния и настроения, в способности зара­жать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельности, в умении под­держать высокую учебную дисциплину, выз­вать стремление к соревнованию.

Одной из важнейших предпосылок высокой эффективности педагогической деятельности являются высокие нравственные качества ко­мандира. «Чтобы действительно воспиты­вать,— говорил М. И. Калинин, — для этого надо не только хорошо знать свое дело, но иметь еще чистую душу».

Современная молодежь — люди с большими духовными запросами, эрудированные, с раз­носторонними интересами. Чтобы удовлетво­рить их любознательность и запросы, коман­диру важно быть высококультурным челове­ком, находиться в курсе всего нового, любить книги, читать газеты и журналы, посещать кино, театр, следить за современными дости­жениями науки и техники.

Учебно-воспитательная работа — дело твор­ческое: каждая педагогическая ситуация тре­бует своего особого решения. Эффективной она может быть, если командир обладает та­кими качествами, как педагогическая наблю­дательность и воображение, педагогическое мышление и такт. Важной чертой современного командира является способность к педа­гогическому творчеству.

Педагогическая наблюдатель­ность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть осо­бенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военно­служащего, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких пере­мен в его учебной деятельности и пове­дении.

Педагогическое воображение — способность преподавателя запрограммировать личность обучаемого и предвидеть ре­зультаты воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направ­ления психологического воздействия и пра­вильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.

С педагогическим воображением тесно свя­зано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира свое­временно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, способность уста­навливать связи и обобщать отдельные факты.

Педагогический такт представляет сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целе­сообразностью всего того, что делает коман­дир, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.

Педагогический такт слагается из следую­щих основных признаков:

— высокой требовательности, исключающей грубость;

— воздействия путем распоряжений, внуше­ний, предупреждений и т.п.;


— умения слушать обучаемых;

— уравновешенности, самообладания, дело­вого тона;

— серьезности подхода к ответам на постав­ленные военнослужащими вопросы;

— простоты в обращении, однако исключаю­щей панибратство и фамильярность;

— принципиальности и настойчивости без упрямства;

— внимательности и чуткости к обучае­мым;

— юмора без унижения личности военнослу­жащего;

— скромности, в личном поведении.

Успех обучения во многом зависит от дока­зательности и логичности действий ко­мандира, его способности вовлечь обучае­мых в интеллектуальную работу — заставить думать и действовать вместе.

Командир через свою речь и личные дей­ствия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и собственным опы­том.

Педагогическая техника — это ком­плекс навыков, умений и приемов, с помощью которых командир достигает максимальной эффективности применяемых методов педагогического воздействия.

Педагогическая техника включает:

— навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных меро­приятий;

— приемы выразительного показа команди­ром своего отношения к тем или иным дей­ствиям и поведению обучаемых;

— умение владеть речью;

— методику изучения и учета морально-пси­хологических особенностей обучаемых;

— умение создавать различные педагогиче­ские ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллек­тива;

— владение техническими средствами обу­чения, умение правильно их использовать;

— педагогический контроль и учет обученности и воспитанности военнослужащих, вы­полнение ими требований уставов.

Педагогическое мастерство свя­зано с глубоким знанием командиром целей и задач обучения, выдвигаемых Министром обо­роны СССР.

Мастерство командира определяется:

— умением передавать знания в наиболее доступной форме обучаемым;

— способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими дей­ствиями и формировать на этой основе необ­ходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего;

умением интересно, последовательно к логично излагать учебный материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной дея­тельности;

— способностью целеустремленно и квали­фицированно решать в процессе обучения воспитательные задачи, вытекающие из специ­фики учебной дисциплины и обучаемого кон­тингента;

— твердыми навыками в использовании технических средств обучения.

Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную ра­боту с военнослужащими. Для достижения высокой ее эффективности он должен:

— иметь четкое представление о целях, за­дачах и содержании идейно-политического, воинского, нравственного, эстетического, физи­ческого и правового воспитания военнослужа­щих;


— всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование;

— твердо знать принципы, методы, этичес­кие и правовые нормы и правила воспитания, особенности их реализации в конкретных ус­ловиях деятельности подразделения;

— уметь творчески применять на практике знания военной педагогики и психологии, воин­ской этики, требований уставов, инструкций, приказов;

— учитывать особенности воспитуемых, на­строения, мнения и традиции воинских коллек­тивов, быть способным установить правильное взаимоотношение с воспитуемыми;

— постоянно совершенствовать систему при­емов и средств воспитательных воздействий.

Способность командира к педагогическому творчеству является одним из центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет командиру с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и педагогически обос­нованно применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспи­тания, профессиональные знания, навыки а умения, свои личные качества.

Решающую роль в развитии педагогического творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обу­чения, как и всякому другому искусству, толь­ко по книгам. Как бы человек ни был талант­лив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положи­тельном примере, он никогда не будет хоро­шим педагогом.

 







Date: 2015-06-11; view: 2028; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию