Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические положения. Теоретические основы ТАТ, как и теста Роршаха, заключа­лись в основном в том, что поведение человека управляется бес­сознательными силами





Теоретические основы ТАТ, как и Теста Роршаха, заключа­лись в основном в том, что поведение человека управляется бес­сознательными силами. Фактически, принимаются принципы психодинамической психологии, первоначально разработан­ные Фрейдом (см. материал о теориях Фрейда). С этой точки зрения бессознательные конфликты должны представлять ин­терес для постановки точного диагноза и успешного лечения имеющихся психологических проблем. Это было причиной раз­работки теста чернильных пятен, который обсуждался в пре­дыдущей статье, такая же цель была и у Мюррея при создании ТАТ. Морган и Мюррей писали: «Цель этой процедуры заклю­чается в том, чтобы стимулировать словесное творчество, про­буждая этим фантазии, которые открывают скрытые и бессо­знательные комплексы» (р. 530). По замыслу авторов, процесс заключался в том, что индивиду должны были показать рисун­ки неопределенного содержания с изображением проявлений человеческого поведения. При попытке объяснить ситуацию субъект в меньшей степени осознает ситуацию как имеющую отношение к нему и меньше беспокоится, что за ним наблюда­ет психотерапевт. Это, в свою очередь, должно стать причиной, чтобы человек меньше сопротивлялся и открыл внутренние же­лания, страхи, свой прошлый опыт, что до этого могло быть вытеснено. Мюррей отмечал также, что часть теоретического обоснования теста составляло объяснение, что «большинство произведений художественной литературы является сознатель­ным или бессознательным выражением жизненного опыта или фантазий автора» (р. 531).

МЕТОД

По первоначальному замыслу, человека просили предполо­жить, какие события происходят в сцене, изображенной на ри­сунке, а также сказать, что он думает о том, чем должна закончиться сцена. После проверки нового метода было решено, что можно значительно больше узнать о психологии человека, если просто попросить его составить по картинке рассказ.

Сами рисунки были выполнены таким образом, чтобы сти­мулировать фантазии субъекта о конфликтах и важных собы­тиях из личного жизненного опыта. Поэтому было решено, что каждый рисунок должен включать изображение по крайней мере одного человека, с которым тестируемый мог бы легко отождествлять себя. Методом проб и ошибок с использовани­ем сотен рисунков был составлен окончательный набор из 20 рисунков. Так как ТАТ широко применятся в настоящее вре­мя, многие считают, что широко распространенная публика­ция используемых рисунков может снизить их валидность. Од­нако трудно понять смысл такого теста без возможности уви­деть, какого типа рисунки предлагаются. Поэтому рис. 9.5 представляет один из первоначальных вариантов, который ис­пользовался, но не попал в окончательный набор из 20 ри­сунков.

На ранних этапах тест проводили Морган и Мюррей, сооб­щения о тестах помещены в книге Мюррея, изданной в 1938 году. Книга была названа в начале этой главы.

Испытуемые, принимавшие участие в исследовании, были в возрасте от 20 до 30 лет. Каждый сидел в удобном кресле, по­вернувшись спиной к экспериментатору (как обычно практи­куется психотерапевтами при проведении ТАТ). Цитируемую ниже инструкцию получал каждый испытуемый:

Это тест творческого воображения. Я покажу вам кар­тинку и прошу вас предложить план сюжета или при­думать рассказ, к которому этот рисунок подошел бы как иллюстрация. Каковы отношения персонажей на рисунке? Что с ними случилось? О чем они думают и что чувствуют? Чем все закончится? Постарайтесь, пожалуйста. Так как я прошу вас подключить ваше литературное воображение, то рассказ может быть таким длинным и подробным, как вы захотите (р. 532)


Экспериментатор вручал испытуемому поочередно каждый рисунок и делал пометки, что именно о каждом из них говорил человек. Каждому тестируемому отводился 1 час времени.

Поскольку время было ограничено, то большинство могли пол­ностью закончить рассказы для 15 из 20 рисунков.

Через несколько дней испытуемых принимали вновь и бе­седовали с ними об их рассказах. Чтобы скрыть истинную цель исследования, участникам говорили, что хотели сравнить их творческие возможности со способностями известных писате­лей. Людям напоминали об их реакциях на рисунки и просили объяснить, чем они руководствовались при составлении рас­сказов. Им также предлагался тест свободных ассоциаций, при проведении которого они должны были говорить первое, что придет в голову, в ответ на слова, названные экспериментато­ром.

Эти пробы проводились для того, чтобы определить, в какой степени составленные рассказы отражали личный опыт, конф­ликты, желания и т. д.

Date: 2015-07-01; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию