Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И их применение в современных исследованиях





Работа Тернбалла подлила масла в огонь споров об относи­тельном влиянии, оказываемом на наше поведение биологичес­кими факторами в сравнении с факторами среды (научением): речь идет о полемике «природа—воспитание». Наблюдения Терн-балла, сделанные в отношении восприятия Кенжа, указывают на значимость в данном вопросе воспитания или средовых фак­торов. Была проведена серия необычайно интересных экспери­ментов (Blake mo re & Cooper, 1970), когда котят выращивали практически в полной темноте, за исключением того, что им предъявлялись либо вертикальные, либо горизонтальные полос­ки. Позже, когда котят извлекали из темноты, те из них, кому предъявлялись вертикальные полосы, реагировали на такие же полосы на окружающих объектах, но не замечали горизонталь­ных линий. Соответственно кошки, которым в ходе развития предъявлялись горизонтальные линии, позднее могли, по-види­мому, распознавать лишь наличие горизонтальных фигур. Спо­собность кошек видеть не была нарушена, но определенные пер­цептивные способности у них не были развиты. Эти отдельные Дефициты носят, по-видимому, долговременный характер.

Однако результаты другого исследования позволяют пред­положить, что некоторые наши перцептивные способности могут быть представлены от рождения; это означает, что они Даются нам от природы без какого-либо научения. Например, в ходе одного исследования (Adams, 1987) новорожденным де­тям (им было лишь три дня от роду) предъявлялись квадраты Различного цвета (красные, синие, зеленые) и квадраты серого Цвета, который был той же самой яркости. Все эти недавно рож-Денные младенцы проводили значительно больше времени, рас-

сматривая разноцветные, но не серые квадраты. Маловероят­но, что у младенцев была возможность за три дня научиться дан­ному предпочтению, поэтому полученные результаты служат доказательством того, что некоторые из наших перцептивных способностей являются врожденными.

Общий вывод, который следует из результатов проведенных в данной области исследований, таков: когда речь идет об ис­точнике наших перцептивных способностей, единственно пра­вильного ответа просто-напросто не существует. Тернбалл и Кенж четко продемонстрировали, что некоторые из этих спо­собностей являются результатом научения, но вместе с тем есть также и способности, которые могут быть врожденными или частью «поставляемой с фабрики стандартной экипировки». Итак, данная область исследований ясно очерчена, и работа в этом направлении будет продолжена в будущем.

Следует отметить, что данная статья Тернбалла хотя и была опубликована в психологическом журнале, оказала долговре­менное содействие развитию антропологии — той области, в ко­торой работал Тернбалл, и помогла проиллюстрировать важные взаимосвязи между двумя областями. Психологи постоянно из­влекают информацию об основополагающих причинах чело­веческого поведения посредством проведения кросскулыурных и кроссэтнических исследований. Соответственно и антропо­логи также расширяют сферу своих исследований, обращаясь к рассмотрению психологических детерминант человеческого поведения в рамках общественного и культурного контекстов (см., например: Fisher & Strickland, 1989; GalaniMoutafi, 2000).

В заключение стоит сказать, что, вероятно, самым ярким признаком влияния работы Тернбалла на психологию служит то, что его напечатанную в 1961 году статью и соответствую­щую книгу (Turnbull, 1962) продолжают упоминать и цитиро­вать в большинстве учебников по общей психологии для демон­страции того, как среда влияет на перцептивное развитие че­ловека (см., например: Morris, 1996; Plotnik, 1999). Колин Тернбалл умер в 1994 году в возрасте 70 лет. Он был одним из самых известных и неординарных антропологов за всю исто­рию развития данной области. Если вы хотите больше узнать о подробностях его жизни, то мы советуем обратиться к прево­сходной, прекрасно изложенной биографии, которая была не-

давно опубликована и называется «В руках Африки: жизнь Ко-лина М. Тернбалла» («In the Arms of Africa: The Life of Colin M. Tumbull», Grinker, 2000).

ЛИТЕРАТУРА

Adams, R. J. (1987). An evaluation of color preference in early infancy.

Infant Behavior and Development, 10, 143—150. Blakemore, C., & Cooper, G. F. (1970). Development of the brain

depends on physical environment. Nature, 228, 227—229. Fisher, J., & Strickland, H. (1989). Ethnoarchaeology among the Efe

Pygmies, Zaire: Spacial organization of campsites. American

Journal of Physical Anthropology, 78, 473—484. GalaniMoutafi, V. (2000). The self and the other: Traveler,

ethnographer, tourist. Annals of Tourism Research, 27(1), 203—

224. Grinker, R. (2000). In the amis of Africa: The life of Colin M. Tumbull.

New York: St. Martins Press. Morris, C. (1996). Understanding psychology (2nd ed.). Englewood

Cliffs, NJ: Prentice Hall. Plotnik, R. (1999). Introduction to psychology (5th ed.). Pacific Grove,

CA: Brooks/Cole. Tumbull, C. (1962). The forest people. New York: Simon & Schuster.







Date: 2015-07-01; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию