Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Костромской государственный технологический университет, 2004 3 page
В данном разделе необходимо построить статическую характеристику электропривода в замкнутой системе управления, а также рассчитать коэффициенты обратных связей по скорости и току, коэффициент усиления промежуточного усилителя и максимальное напряжение задатчика скорости. Построить электромеханическую характеристику электропривода. Для построения этой характеристики необходимо определить параметры всех элементов в системе управления электроприводом. Поэтому, во-первых, необходимо на основе приведенных в приложении П2 и П6 принципиальных схем замкнутой системы управления электроприводом и ее описания вычертить упрощенную принципиальную схему, а по ней вычертить функциональную схему и структурную схему. Во-вторых, необходимо рассчитать коэффициенты обратных связей по скорости и по току, коэффициент усиления усилителя и напряжение задатчика скорости. Для удобства последующего построения статической электромеханической характеристики рекомендуется все рассчитанные параметры внести в табл.2.1. В-третьих, необходимо построить статическую характеристику. Для сравнения предлагается построить статические характеристики в замкнутой и разомкнутой системе управления электроприводом и показать их принципиальное отличие. Построение статических характеристик ведется для проверки работоспособности замкнутой системы управления на начальной стадии проектирования. Принимаем следующие допущения: - Принимаем, что характеристики двигателя линейны, а ширина зоны нелинейности, обусловленной трением и зазорами в механических передачах, мала и значительно меньше ширины линейной (рабочей) области характеристик. - При нахождении параметров элементов построение статической характеристики проводим по двум точкам и крутизне характеристики (при условии ее линейности). - Из всех возможных установившихся режимов работы элемента при расчете рассматриваем один - номинальный [12]. 2.1. Составление схем для расчета системы управления электроприводом [10] 2.1.1. Составление упрощенной принципиальной схемы Упрощенную принципиальную схему электропривода необходимо вычертить на листе формата А3, опираясь на приведенную в приложении П4 принципиальную схему и ее описание. На чертеже следует изображать одним прямоугольником те узлы системы, которые изначально используются собранными. 2.1.2. Составление функциональной схемы Необходимо вычертить на листе формата А4 чертеж функциональной схемы тиристорного электропривода постоянного тока и дать описание его работы (основываясь на чертеже упрощенной принципиальной схемы). В электроприводе использована система «управляемый выпрямитель - двигатель постоянного тока». Угловая скорость двигателя регулируется путем изменения напряжения, подводимого к якорю двигателя. Система состоит из объекта управления ОУ (двигателя постоянного тока М с независимым возбуждением), тиристорного преобразователя ТП с системой импульсно-фазового управления СИФУ и нескольких элементов системы управления. На суммирующий усилитель СУ подаются задающее воздействие Uз от задатчика скорости ЗС и сигналы двух отрицательных обратных связей: по скорости Uос и задержанная (с отсечкой) по току Uт. В цепь обратной связи по скорости входит датчик скорости ДС, содержащий тахогенератор ВR и фильтр Ф, а в цепь обратной связи по току - датчик тока ДТ, снимающий напряжение i×Rи с измерительного сопротивления Rи, включенного последовательно в цепь якоря двигателя. Это напряжение, имеющее после фильтра значение i×R`и, в узле отсечки УО сравнивается с напряжением потенциометра, равным Iу×R`и, и их разность в случае i×R`и>Iу×R`и подается на суммирующий усилитель СУ. Последний формирует напряжение, подаваемое на вход регулятора скорости РС. Напряжение Uy, снимаемое с регулятора скорости, является управляющим для получения соответствующего угла регулирования СИФУ.
Рис.2.1. Функциональная схема системы с обратными связями по скорости и току и с отсечкой по току 2.1.3. Составление структурной схемы Требуется вычертить структурную схему тиристорного электропривода постоянного тока в соответствии чертежом упрощенной принципиальной схемы электропривода (рис.2.1) и ее описанием. На рис.2.2 дана структурная схема системы, функциональная схема которой изображена на рис.2.1. Двигатель представлен астатическим Wя и интегральным Wм звеньями, охваченными отрицательной обратной связью по ЭДС двигателя, и безынерционным звеном kд. На двигатель действует возмущающее воздействие Ic×Rя, пропорциональное статическому моменту Мс (где Ic=Mc/k - ток статической нагрузки). Звенья тиристорного преобразователя Wтп, регулятора скорости Wрс и суммирующего усилителя Wу включены последовательно в цепь основного воздействия. На суммирующий узел СУ подаются сигналы задатчика скорости Uз и сигналы двух отрицательных обратных связей - по скорости Uос и по току Uот. В цепи обратной связи по скорости: Wтг и Wфтг - звенья датчика скорости и фильтра; bc - регулируемый коэффициент обратной связи по скорости. В цепи обратной связи по току: Wфдт - звено, характеризующее датчик тока и фильтр датчика тока; bт - регулируемый коэффициент обратной связи по току; УО - узел отсечки. Динамические свойства системы будут рассмотрены в разделе 3 «Расчет динамики электропривода».
2.2. Определение коэффициента обратной связи по скорости На основе структурной схемы системы (рис.2.2) для расчета обратной связи по скорости составим упрощенную структурную схему, полагая: - обратная связь по току не действует; - рассматриваем установившийся режим работы (т.е. р®0 и Ic=0);
Рис.2.3. Структурная схема для расчета коэффициента обратной связи по скорости
По упрощенной структурной схеме (рис.2.3) необходимо составить систему уравнений, описывающую статические характеристики электропривода, замкнутого отрицательной обратной связью по скорости [3,4]:
Здесь переменные: Uз - задающее напряжение, В; Еn - выходная ЭДС тиристорного преобразователя, В; w - угловая скорость вращения двигателя, рад/с; Rэ - эквивалентное активное сопротивление цепи «преобразователь-двигатель», Ом; bc - коэффициент рассчитываемой обратной связи по скорости; kтг - коэффициент передачи тахогенератора, В×с; kу - коэффициент усиления суммирующего усилителя, В/В; kтп - коэффициент усиления тиристорного преобразователя, В/В; kрс - коэффициент усиления регулятора скорости, В/В; kд - коэффициент передачи двигателя;
Уравнение (2.1) - это уравнение связи входа и выхода преобразователя, а (2.2) - уравнение связи выхода преобразователя и электрической части электродвигателя (якорной цепи системы «преобразователь-двигатель»).
Решаем эту систему, подставляя в (2.1) уравнение (2.2) получим:
В результате преобразований можно получить выражение для угловой скорости электропривода
Или, что то же самое,
Так как в общем случае механическая характеристика электропривода может быть представлена аналогично (2.5) выражением [1]: w=w 0 -Dw; (2.6) то из (2.5) можно записать:
Уровень стабилизации скорости в замкнутой системе Dwз определяется через ошибку в разомкнутой системе Dwр: Dwр=Iя×Rэ×kд. (2.8)
Отсюда соответственно ошибка в замкнутой системе:
Ошибка в замкнутой системе электропривода зависит от значений коэффициентов обратных связей и коэффициентов усиления преобразователя и усилителя и тем ниже, чем выше значения указанных коэффициентов. Однако возможности используемых при этом обратных связей различны. Обратная связь по скорости является связью по выходному параметру и обеспечивает наибольшую точность стабилизации скорости (при kу×kтп®¥, Dw®0). Обратная связь по напряжению обеспечивает стабилизацию напряжения на якоре двигателя, компенсируя падение напряжения в силовой цепи преобразователя. Предельной жесткостью характеристики является жесткость естественной характеристики двигателя (при kу×kтп®¥, Dw®Iя×Rэ×kд). Положительная обратная связь по току, как связь по нагрузке двигателя, обеспечивает высокую точность стабилизации скорости (при kу×kтп×bт/Rэ =1, Dw=0). Однако это возможно только в линейных системах. В реальных системах электропривода положительная связь по току не обеспечивает высокой точности стабилизации скорости из-за наличия нелинейностей в характеристиках усилителя и преобразователя, приводящих к криволинейности механических характеристик. Кроме того, система с положительной обратной связью по току имеет малый запас устойчивости и повышает склонность системы к колебаниям [1].
Преобразуя (2.9), получаем выражение:
Выражаем отсюда коэффициент обратной связи по скорости:
Обычно, для последующей корректировки полагают, что kрс=1 и kу=1 [10], тогда:
Для расчета коэффициента усиления обратной связи по скорости необходимо взять dр из (1.36) и dз = dтреб из табл.1.6.
2.3. Определение максимального напряжения задания скорости Напряжение задания, соответствующее верхнему уровню скорости, находим из (2.5) без нагрузки с одной обратной связью по скорости [10]. Для нахождения напряжения задания перепишем (2.5) в несколько ином виде (kрс = 1 и kу = 1):
Выражаем из (2.13) максимальное напряжение задания Uзmax, учитывая, что Iя=Iном - представляет собой номинальный ток двигателя,
где w 0max - скорость холостого хода, соответствующая верхней границе диапазона регулирования скорости.
2.4. Определение коэффициента обратной связи по току [10] Требуется в соответствии со структурной схемой (рис.2.2) найти коэффициент обратной связи по току. Составим систему уравнений, полностью описывающих систему «тиристорный преобразователь - двигатель постоянного тока», на основе структурной схемы (рис.2.2) [3,4]:
- уравнение связи входа и выхода тиристорного управляемого выпрямителя:
- уравнение связи выхода преобразователя и электрической части электродвигателя (якорной цепи системы «преобразователь-двигатель»):
- уравнение связи входа и выхода механической части электродвигателя:
Здесь переменные (см.п.2.2): Iя - ток якорной цепи двигателя, А; Iу - ток уставки (отсечки) двигателя, А; Ic - ток статической нагрузки двигателя, А; Rи - сопротивление измерительного резистора, Ом; bт - коэффициент рассчитываемой обратной связи по току; Тфтг - постоянная времени фильтра датчика скорости, с; Тфдт - постоянная времени фильтра датчика тока, с; Ттп - постоянная времени тиристорного преобразователя, с; Тяц - электромагнитная постоянная времени объекта управления, с; Тмц - электромеханическая постоянная времени объекта управления, с; p - оператор Лапласа, ρи' = Rи / Rэ - коэффициент передачи. Все переменные типовых звеньев, которыми представлена рассматриваемая система электропривода, как элементы динамической системы подробнее будут рассмотрены в разделе 3. Исследование работы электропривода производится отдельно по управляющему воздействию при Мс=0 (эквивалентно Ic×Rэ=0) и по возмущающему воздействию при Uз=0 или Uз=const. Поэтому уравнение (2.17) необходимо переписать в виде:
Настройку системы управления электроприводом производим при kрс=1, вследствие последующего введения корректирующих цепей. Преобразуем уравнения (2.16) и (2.17) этой системы к более удобному виду:
Подставляя (2.20) в (2.15) и (2.19), получаем систему:
Преобразуя систему и подставляя (2.22) в (2.21), получаем (2.23):
Определим угловую скорость вращения электродвигателя:
Преобразовав знаменатель этого уравнения, а также учитывая, что запаздывание в цепи обратной связи, обусловленное фильтрами на выходе датчиков, обычно мало и характер изменения самой выходной величины примерно идентичен характеру изменения выходного напряжения датчика, можно в передаточной функции фильтров положить, что Тфдт=Тфтг, (2.26) и, кроме того заменить, (Ттп×р+1)×(Тфдт×р+1)×(Тфтг×р+1)=(Тэкв×р+1), (2.27) где Тэкв=Ттп+Тфдт+Тфтг. [5] (2.28) Расчет постоянных времени рассмотрен в разделе 3 «Расчет динамики электропривода». Поэтому (2.25) принимает вид:
Выразим ЭДС электродвигателя (см.рис.2.2):
Рис.2.4. Звено конструктивного коэффициента электродвигателя. Е×kд=w или Е=w / kд. (2.30) Учитывая (2.30) получаем выражение для ЭДС электродвигателя
Коэффициент усиления обратной связи по току bт находится из условия ограничения тока в начальный период переходного процесса. Зависимость ЭДС двигателя от времени можно получить решением операторного уравнения (2.31). Вводим обозначения:
Получим:
Для получения зависимости ЭДС двигателя от времени умножим на 1/р:
Решая это уравнение, получаем зависимость ЭДС электродвигателя от времени: Исходя из структурной схемы (рис.2.2), динамический ток [10]:
Максимальный ток будет иметь место при t = 0.
Так как при t, близком к нулю, Е(t)»0, будем считать, что обратная связь по скорости еще не действует (bc=0), - вследствие инерции двигатель еще не разогнался. При этих условиях уравнение (2.36) можно записать:
Разность между максимальным током I max и током уставки Iу должна быть меньше 0.2 × I max. Т.е. 0.8×Imах<Iу<Imах. Значение Imax берется не более допустимого по условиям коммутации в двигателе. Для электродвигателей постоянного тока значение предельно допустимого тока лежит в пределах Imax =(2¸3)×Iном. Из (2.37) получим:
При kу =1и
Учитывая, что Uз=Uз max и сопротивление измерительного резистора для узла отсечки будет:
перепишем (2.39) в виде:
2.5. Определение коэффициентов усиления суммирующего усилителя Требуется найти коэффициенты усиления суммирующего усилителя по каналам задающего воздействия, напряжений обратной связи по скорости и току. Коэффициенты усиления суммирующего усилителя по каждому из каналов находятся по формуле [13]: Kу = Uвых / Uвх. (2.41) Для канала по задающему воздействию коэффициент усиления суммирующего усилителя находиться: Kуз=Uуmax / Uзmax. (2.42) Для канала обратной связи по скорости коэффициент усиления суммирующего усилителя можно найти: Kуос=Uуmax / Uос. (2.43) где из условия работы двигателя на максимальной требуемой угловой скорости вращения: Uoc=bc× kтг×wmax. (2.44) Для канала обратной связи по току коэффициент усиления суммирующего усилителя будет: Kут=Uуmax / Uт, (2.45) где из условия протекания в якорной цепи двигателя, при его работе на рассчитываемую нагрузку тока равного Iпот: Uот = bт× kдт× Iпот. (2.46)
Для удобства построения статической характеристики следует внести все найденные значения в табл.2.1.
Сводная таблица параметров. Таблица 2.1.
2.6. Построение статической характеристики электропривода в замкнутой и разомкнутой системе управления [14] К системам автоматического управления электроприводами предъявляется и целый ряд требований, обусловленных в каждом конкретном случае спецификой технологического процесса и режимом работы производственной машины. Среди них важнейшее место занимают требования обеспечения заданных статических и динамических характеристик электропривода. Эти требования в значительной мере определяют выбор структуры автоматической системы управления электроприводом и ее параметров, что составляет одну из главных задач проектирования автоматизированных электроприводов. Статическая характеристика замкнутой системы «преобразователь-двигатель» представляет собой графическое изображение зависимости регулируемой переменной системы от основного возмущающего воздействия f1 в установившемся режиме при фиксированном значении задающего воздействия g и отсутствии других возмущающих воздействий f1, f2, … Влияние последних сказывается в виде «дрейфа» статической характеристики, что приводит к искажению ее формы. Статическая характеристика может иметь несколько участков разной формы, каждый из которых соответствует определенным структурам или параметрам системы, если они фиксировано изменяются в процессе управления. На рис.2.5 показана статическая электромеханическая характеристика З, типичная для многих замкнутых систем «преобразователь-двигатель постоянного тока». Она представляет собой зависимость скорости двигателя w от протекающего в его якорной цепи тока I при использовании различных регулирующих обратных связей. На этом же рисунке изображено семейство Р статических электромеханических характеристик разомкнутой системы «преобразователь-двигатель». Каждая из этих характеристик отвечает фиксированному значению xi управляющего сигнала х. Характеристика З состоит из двух участков. На участке 1 действуют обратные связи, стабилизирующие скорость двигателя. Поэтому здесь регулируемая величина y`=w`, а момент двигателя можно рассматривать как основное возмущающее воздействие, поскольку в установившемся режиме М`=M`с=f`1. Когда М`=0, скорость имеет значение Y`0=w`0, а управляющий сигнал x`=Х`0. При увеличении момента нагрузки под влиянием обратных связей происходит непрерывный переход с одной механической характеристики разомкнутой системы на другую вследствие возрастания управляющего сигнала (характеристики Р при X`1, X`2, X`3…). Поэтому характеристика З, представляющая собой совокупность точек семейства Р, становиться на участке I значительно жестче характеристик разомкнутой системы. Перепад скорости на этом участке Dw`1=w`0-w`1 (т.е. DY`1=Y`0 -Y`1) при изменении момента от M`=0 (f`1=0) до M`=M`1 (f`1=F`1(1)) характеризует стабильность регулирования, т.е. точность поддержания постоянства скорости при наличии возмущающего воздействия f`1=M`c.
Рис.2.5. Статическая электромеханическая характеристика системы. При переходе к участку II характеристики З стабилизирующие скорость обратные связи отключаются, и вводится в действие отрицательная обратная связь по току, т.е. изменяется структура системы. Последняя теперь будет работать в режиме автоматического регулирования момента двигателя, т.е. здесь y``=I``. При этом скорость двигателя представляет собой основное возмущающее воздействие (в установившемся режиме w``=w``c=f``1). При неподвижном двигателе Y``0=I``0=I``кз и управляющий сигнал x``=Х``0. С увеличением скорости благодаря действию регулирующей обратной связи по току растет сигнал x``, принимая последовательные значения X``1, X``2, X``3 …, что отвечает переходу изображающей точки характеристики З по соответствующим характеристикам семейства Р. Поэтому на участке II замкнутой системы значительные изменения скорости сопровождаются относительно небольшими изменениями тока. Перепад тока DI``1=I``0-I``1 (т.е. DY``1=Y``0-Y``1) определяет здесь точность поддержания постоянства тока при изменении возмущающего воздействия от w``=0 (f``1=0) до w``=w``1 (f``1=F``1(1)). Участок II предусматривается, например, для ограничения тока двигателя в процессе его пуска, для защиты технологической машины от перегрузки и т.д. Введение в замкнутые контуры элементов с нелинейными характеристиками вида: - задержанная обратная связь по току - отсечка; - ограничение амплитуды напряжения управления и т.д. позволяют создать специальные статические характеристики, например экскаваторную (упорную). Подобными нелинейными элементами оснащены все современные системы автоматического управления электроприводами. Построим статическую характеристику для системы электропривода, изображенной на рис.2.2. В соответствии с рис.2.2 и при учете всех обратных связей можно записать уравнение:
Для данной схемы электропривода статическая характеристика имеет вид экскаваторной (рис.2.6) с тремя участками [1]. На первом участке (I) при изменении тока от 0 до тока отсечки Iy действует только обратная связь по скорости Uoc. На втором участке (II) от Iу до I2, включается в действие отрицательная обратная связь по току Uт и действуют обе обратные связи. На третьем участке (III) отключается связь по скорости, а действует только отрицательная связь по току до w = 0, где ток равен предельно допустимому Iуп = Imax.
Рис.2.6. Статическая характеристика электропривода.
На участке I (рис.2.6) между точкой холостого хода w0 и точкой (1) вступления в действие отрицательной связи по току скорость определяется выражением:
При построении первой части статической характеристики по (2.48) необходимо найти точку холостого хода электропривода с координатами (Iя=0; w 0), воспользовавшись (1.37) и (1.38), где w 0 соответствует w 0 max и Uз=Uзmax, и точку (1) с координатами (Iу; w1). Остальные точки характеристики можно найти изменяя ток якоря Iя = (0.. Iу). Date: 2015-06-11; view: 610; Нарушение авторских прав |