Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным параличом в доречевой период
Содержание коррекционно-логопедической работы зависит от того, на каком этапе доречевого развития находится ребенок. Логопедические занятия осуществляются с первых месяцев жизни ребенка. Дети, находящиеся на I этапе доречевого развития, характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Голосовая активность отсутствует. Функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ. Нарушены функции сосания, глотания. Отсутствуют или ослаблены безусловные рефлексы орального автоматизма.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на I этапе: -нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов; -коррекция процесса кормления (акта сосания, глотания); -вокализация выдоха (дыхательные упражнения); -развитие «комплекса оживления» с включением голосового компонента; -стимуляция голосовых реакций; -развитие зрительного и слухового сосредоточения; -нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика); -нормализация положения кисти и пальцев рук. Важен выбор позы для занятий. Использование рефлекс-запрещающей позиции, при которой патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе. У детей, находящихся на IIэтапе доречевого развития, имеются начальные элементы доречевой активности в виде недифференцированных звуков. Выражены нарушения зрительного и слухового восприятия. Отмечается слабость ориентировочных реакций; недостаточность зрительно-моторной координации. Патология артикуляционного аппарата проявляется дифференцированно: в виде спастичности, гипотонии, дистонии; гиперкинезов языка, губ, лицевой мускулатуры; ограничения подвижности языка и губ; сохранения и усиления рефлексов орального автоматизма.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на II этапе: -стимуляция гуления; -нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный массаж, точечный массаж, пассивная артикуляционная гимнастика); -формирование потребности общения со взрослым; -подавление рефлексов орального автоматизма; -развитие зрительной устойчивой фиксации и прослеживания за движущимся предметом; -формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого; -увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией (дыхательные упражнения); -развитие хватательной функции рук. III этап доречевого развития характеризуется появлением у детей элементов гуления. Патология артикуляционного аппарата может иметь различную степень выраженности. Ориентировочные реакции носят познавательный характер. Дети эмоциональны, у них можно вызвать «комплекс оживления»: игрушки обычно хватают, но положения кисти и пальцев рук патологические, манипулятивные функции им чаще всего недоступны. Характерная особенность — неравномерность развития сенсорного восприятия зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими (эмоциональная сфера намного опережает двигательное и доречевое развитие).
Основные направления коррекционно-логопедической работы на III этапе: -стимуляция интонированного голосового общения и лепета; -нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж, искусственная локальная гипо- и гипертермия, пассивная артикуляционная гимнастика); -выработка ритмичности дыхания и движений (дыхательная гимнастика); -выработка зрительных дифференцировок; -выработка акустической установки на звук и голос; развитие слуховых дифференцировок; -формирование подготовительных этапов понимания речи; -развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания (развитие движений рук). IV этап Для детей, находящихся на IV этапе доречевого развития, характерна возможность произношения отдельных лепетных звукосочетаний. Отмечается изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата, наличие гиперкинезов и оральных синкинезий, ограничение подвижности языка и губ. У детей начинает развиваться импрессивная речь. Манипулятивная функция ограничена, недоступны дифференцированные движения пальцев рук.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на IV этапе: -стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов; -нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; -развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; -формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций и конкретной ситуации); увеличение силы и длительности выдоха. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. — С. 40—50; 53—67; 142—149; 154—175.
Date: 2015-06-11; view: 781; Нарушение авторских прав |