Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение потребностей клиента путем анализа профессиональной деятельности
Вопросы отбора кадров масло не являются единственной причиной проведения анализа профессиональной деятельности. Проверка работы сотрудников может преследовать самые разнообразные цели, такие как: выявить необходимость профессиональной подготовки, определить правила техники безопасности и охраны труда для конкретных видов работы, выработать более рациональную и приемлемую систему начисления заработной платы, проводить ежегодную профессиональную аттестацию персонала, реорганизовать рабочую силу компании. Эти примеры не являются исчерпывающим списком возможностей применении анализа профессиональной деятельности. Левин (Levin, 1983) приводит одиннадцать вариантов ее использования. В соответствии с множеством преследуемых целей существует и огромное число методов анализа профессиональной деятельности. Они отличаются по типу данных о работе, методам сбора данных, источникам информации и методам анализа данных. Спектр возможностей применения настолько широк, что Ьринкмапом (Brinkman, 1983) была создана классификационная схема методов анализа профессиональной деятельности, что позволило сравнить полезность (см. главу 5) различных методов для конкретных целей организации. Очевидно, что конечный выбор методов будет зависеть от того, в какой именно ситуации и с какими намерениями они будут применяться, хотя в тех ситуациях, где ресурсы обычно ограниченны, а последствия недочетов при принятии на должность не слишком масштабны, вероятнее всего будет применяться простои подход. Скорее всего, окажется достаточным осуществить простой анализ профессиональной деятельности по шести-сем и основным признакам. В крупных организациях, ежегодно принимающих сотни новых сотрудников, например в вооруженных силах, телекоммуникациях и в банковском деле, имеет смысл строго подходить к анализу профессиональной деятельности, поскольку ошибки в отборе кадров могут дорого обойтись этим организациям.
Определение потребностей клиента ■ 45 Например, ошибочный прием сотрудника на работу в аппаратном зале ядерной электростанции может в случае аварии привести к ущербу в миллионы фунтов стерлингов и к значительному загрязнению окружающей среды района происшествия. Дорого обходится также прием и профессиональная подготовка полицейского, на которую может быть потрачено более 100 тыс. фунтов. Если кадры уходят после прохождения подготовки пли признаются непригодными во время обучения, то организация понесет не только зги убытки, но должна будет также платить за поиск и подготовку тех, кто придет на место уволенных. Различные подходы к анализу профессиональной деятельности Наиболее полно технологии проведения анализа профессиональной деятельности перечислили Блум и Пейлор (Blum and Neylor, 1968), классифицировавшие десять подходов к сбору информации. Однако у каждого из этих подходов есть свои недостатки, для преодоления которых имеет смысл использовать комбинацию различных приемов. Компания «Комет», о которой рассказывалось выше, применяла различные подходы к анализу профессиональной деятельности с целью выявить требуемые индивидуальные характеристики. Первоначально для этого проводились наблюдение и опрос опытных сотрудников и их руководи!елей с целью получить общее представление о выполняемых задачах, а также проводилось ознакомление с особенностями расположения помещений завода и различными типами используемой техники. Последний аспект может иметь очень важное значение на этапах проведения собеседования и отбора кадров. Группу, занимавшуюся подбором сотрудников в компании «Комет», интересовали такие вопросы, как различные наименования специальностей, число сотрудников, выполняющих каждый из типов работы, а также то, кому непосредственно подчиняется конкретный сотрудник. Эти сведения затем были дополнены путем выявления основной задачи, выполняемой сотрудником на той или иной должности, и учета важнейших обязанностей работника, имеющих отношение к другим людям, материалам, деньгам, инструментам и оборудованию, а также были определены стандарты результатов деятельности, которые описывались с точки зрения производительности, качества и прибыли на капитал. 46 ■ Глава 3. Определение потребностей заказчика Наблюдение — один из наиболее чаек» использующихся методов и может' при условии соответствующей подготовки наблюдателей, обеспечить высокое качество получаемой информации, по при этом подход является трудоемким и дорогостоящим и нелишен некоторых недостатков. Первым недостатком метода можно считать трудность наблюдения за сотрудниками, занимающимися умственной деятельностью, поскольку не происходит внешних действии, подлежащих наблюдению; что же касается некоторых видов высококвалифицированного физического труда, то в них содержатся действия, трудные для анализа, поскольку выполняются очень быстро, поэту проблему можно решить с помощью видеозаписи. Второй недостаток заключается в том, что некоторые сот рудники могут не захотеть, чтобы наблюдение осуществлялось за всеми их действиями, особенно если в работе используется конфиденциальная информация или же когда часть работы выполняется по вечерам дома. Третий недостаток состоит" в том, что аналитик может некорректно фиксировать наблюдения, используя слова п понятия, не всегда доступные пониманию сотрудников, чью деятельность оп наблюдает, в результате чего чрезвычайно затрудняется проверка полученных результатов. Преодолеть последнюю проблему возможно посредством метода под названием «функциональный анализ профессиональной деятельности» (FJ/X), разработанного именно с целью урегулировать терминологию, используемую при описании должности, Файном и Уайлп (Fine and Wiley, 1977). Функциональный анализ профессиональной деятельности основывается на том, что выполнение работы всегда связано с данными, людьми или предметами и с учетом каждой из этих областей можно провести анализ уровня профессиональной деятельности, определив его как высокий, средний или низкий. По сути, данный метод подразумевает применение при проведении анализа матрицы три па три. Хотя функциональный анализ будет полезен в случае применения любых методов анализа профессиональной деятельности, особенно актуальным оп является для тех из них, которые связаны с наблюдением. Серьезным недостатком является то, что для применения метода требуется пройти 4-5-дневную подготовку, поскольку он достаточно сложен. Существуют два более простых метода анализа профессиональной деятельности, базирующихся на работах Левина (Levin, 198.3): комбинационный метод анализа профессиональной деятельности (CJAM) и сокращенный метод анализа профессиональной деятельно-
Определение потребностей клиента ■ 47 en/ (В)AM). Оба метода основаны на учете мнения экспертов в данной предметной области (SME, от англ. Subject-matter experts). Эксперты (SME) составляют перечни задач, входящих в обязанности работника, а затем присваивают каждой задаче рейтинги в соответствии с уровнем ее сложности, значимости и временем выполнения. Важность каждой задачи может быть оценена путем умножения трех чисел, выражающих значения.стих компонентов. Эксперты (SME) могут также составлять перечень знаний, умений, способностей и других характеристик (А7> 'АО, от англ. knowledge, skills, abilities and other charan'eristics), необходимых для выполнения задачи, и присвоить им рейтипгтакже, как это делается для компонентов задачи, за исключением того, что рейтинг KSAO определяется но четырем параметрам: • насколько необходимы данные KSAO новым рабочим; • насколько имеет практический смысл рассчитывать на то, что сотрудники будут обладать данными KSAO; • насколько точно конкретные KSAO помогают отличить работника среднего уровня от того, чей уровень выше среднего; • как много трудностей возникнет в случае отсутствия у работника необходимых KSAO. Эти вопросы весьма важны. Например, компания «Комет» не смогла бы, не определив необходимые новым работникам KSAO, сгруппировать должности в пять специфических групп и на работу вполне могли бы быть приняты сотрудники, не обладающие требующимися способностями, а это привело бы к большем! текучести кадров и к увеличению сроков подготовки сотрудников. С другой стороны, надо сказать, что основным недостатком методов, в которых участвуют эксперты (SME), является то, что из-за некомпетентности экспертов в результате анализ всех задач окажется несоответствующим действительности. В случаях, когда не подходит метод наблюдения, например при анализе умственной работы, может подойти альтернативный метод, в котором используются дневники или вахтенные журналы. В течение определенного периода работающие в компании сотрудники должны ежедневно записывать сведения обо всей своей профессиональной деятельное™. Как оказалось на практике, применение данного метода связано с определенными трудностями, поэтому желательно предвари гелыю напечатать журналы или дневники, состоящие 48 ■ Глава 3. Определение потребностей заказчика из системы рубрик. Это позволяет лучше управлять ведением записей и сделать их форму стандартной для всех сотрудников, но при этом требуется тщательная подготовка, поскольку есть риск упустить какие-либо принципиально важные элементы. Стюарт (Stewart, 1967) приводит прекрасный пример использования дневников. Таким методам свойственны определенные недостатки. Во-первых, особую трудность представляет описание работы, состоящей из коротких повторяющихся циклов или такой, где требуются быстрые или сложные манипуляции, а также серьезной проблемой является то, что некоторые сотрудники не привыкли давать словесное описание своей деятельности. Другая сложность состоит в обеспечении со стороны сотрудников ответственного, ежедневного заполнения дневников, чтобы никто не полагался па свою память и не откладывал заполнение дневника на самый последний момент, когда наступит время его сдавать. Кроме того, некоторые сотрудники будут излагать сведения о своей работе со всеми, даже незначительными подробностями, тогда как другие мо-гут только приблизительно описать самые основные задачи, и при этом разные люди будут описывать одни и те же задачи с помощью различной терминологии. Но этим причинам трудно обеспечить единообразие в ведении записей. Наконец, проблемой такжеявляется то, что для анализа полученных данных по причине их нестандартного характера, скорее всего, потребуется весьма много времени. Date: 2015-07-01; view: 632; Нарушение авторских прав |