Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности рисунков детей с диссоциативным расстройством, являющихся свидетелями или жертвами домашнего насилия





Тест «Диагностическая рисуночная серия» был разработан американскими арт-терапевтами Барбарой Лесовиц, Шийрой Сингер, Анной Райнер и Бэрри Коэном в 1982 году (Lesovitz, Singer, Rayner, Cohen) в качестве системного инструмента арт-терапевтических исследований (Cohen, Hammer, Singer, 1888). Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает соз­дание отдельного рисунка.

При выполнении первого задания — свободного рисунка — испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, исполь­зуя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисо­вание дерева») испытуемого просят нарисовать дерево, а при выполнении третьего задания испытуемому предлагается: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же на­бор материалов: три листа ватмана (размером 18 х 24 дюйма) — по одному листу на каждое задание; набор художественной пастели, включающий 12 цветов.

Некоторые арт-терапевты начали использовать ДРС в рабо­те с детьми, перенесшими разные формы семейного насилия, а также являющимися свидетелями насилия над матерями (Woodward, 1998). При этом некоторые из них обращают осо­бое внимание на характерные для перенесших насилие детей диссоциативные тенденции, связанные с использованием в психотравмирующей ситуации защитного механизма диссо­циации. Проводя исследования с помощью ДРС, эти авторы используют задания теста для подтверждения и более глубо­кого изучения диссоциативных тенденций ребенка, а также определенных особенностей его поведенческой, эмоциональ­ной и познавательной сфер, являющихся следствием психи­ческой травмы. Так, проводя индивидуальную арт-терапию с детьми, свидетелями домашнего насилия, Woodward (1998) ис­пользовала ДРС наряду с другими арт-терапевтическими ме­тодиками. В своей публикации она приводит пример работы с мальчиком по имени Мэтью, рисунки которого указывают на диссоциативные тенденции. Она пишет, что «наиболее харак­терными проявлениями в изобразительной продукции, создан­ной на основе ДРС, являются в изобилии представленные ма­гические и фантастические персонажи и сцены. Эскапизм и психическая диссоциация в качестве основных защитных ме­ханизмов Мэтью отчетливо проявляются во время использо­вания ДРС» (р. 28).

Согласно данным Кокс и Собол (Сох & Sobol, 1994), рисун­ки детей с диссоциативным расстройством, являющихся сви­детелями или жертвами домашнего насилия, при выполнении ими ДРС характеризуются следующими особенностями:

1.Наличием в изображений объектов, летающих в про­странстве и не расположенных на базовой линии.

2. Неадекватным использованием цвета.

Данные признаки, по мнению Кокс и Собол (1994), указы­вают на аномалии развития познавательной сферы ребенка, связанные с перенесенным насилием. Кроме того, рисунки та­ких детей характеризуются:

1. Сильным нажимом, часто сочетающимся со слабым на­жимом.

2. Прерывистыми, состоящими из точек линиями.

3. «Блуждающими», неуверенными линиями.

4. Размазыванием мелка по поверхности бумаги, нередко приводящим к созданию грязной поверхности.

Данные особенности, по мнению Кокс и Собол, указывают на попытки ребенка модулировать, то есть изменить, в том числе смягчить отрицательные переживания. На характерную Для таких детей неспособность удерживать аффект, по мне­нию этих авторов, указывают следующие признаки изобра­жения:

1. Выход за границы листа бумаги.

2. Создание каракулей. Удары мелком по поверхности бумаги.

Кроме того, для таких детей характерна слабая организа­ция изображения, в том числе:

1. Необычное расположение основного образа на листе бумаги.

2. Низкая интегрированность изображения, характеризу­ющаяся слабой связью между его элементами.

3. Наличие многократно повторяющихся образов.

4. «Перенасыщенность» изображения, наличие в нем слиш­ком сложных в структурном отношении образов, в том числе за счет добавления к рисунку надписей, содержа­тельно не связанных с образами.

5. Помещение образов в контур.

6. «Наслоение» образов друг на друга.

7. Наличие разделенных, сегментированных образов.

При выполнении второго задания для рисунков таких де­тей также характерно следующее:

1. Хаотичное изображение ствола, корней или кроны.

2. Изображение распадающегося дерева.

3. Дерево вовсе не различимо.

4. Низкая интегрированность образа дерева.

В то же время Кокс и Собол (1994) указывают, что выявлен­ные ими маркеры диссоциативного расстройства не являются достаточно надежными и должны использоваться главным об­разом в качестве вспомогательных признаков при проведении клинического обследования. Таким образом, ДРС может исполь­зоваться для определения диссоциативных тенденций (то есть указывать на использование ребенком в психотравмирующих ситуациях определенных защитно-приспособительных реак­ций в форме диссоциации), но не для постановки диагноза.







Date: 2015-07-01; view: 302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию