Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину





Идеи Л.С. Выготского о возрасте были развиты в отечествен­ной психологии Д.Б. Элькониным. Он предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе: 1) социальной ситуа­ции развития — той конкретной формы отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения; 3) психоло­гических новообразований, возникающих в этот период. При этом понятию ведущей деятельности в теории и периодизации психиче­ского развития Д.Б. Эльконин отводил центральное место, полагая что психическое развитие осуществляется в процессе закономер­ной смены разных типов ведущей деятельности.

В детском возрасте Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой ведущий тип деятельности: младенческий возраст (0—1 год) — непосредственно-эмоциональное общение; раннее детство (1—3 года) — предметно-манипулятивная деятельность; дошкольное детство (3—7 лет) — сюжетно-ролевая иг­ра; младший школьный возраст (7—10 лет) — учебная деятельность; подростковый возраст (10—15 лет) — общение; ранняя юность (15—17 лет) — учебно-профессиональная деятельность.

Все типы ведущих деятельностей Д.Б. Эльконин делил на две большие группы. Первую группу составляют те из них, на основе которых ребенок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и осваивает задачи, мотивы, нормы отношений меж­ду людьми. Это деятельность в системе «ребенок — общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.

Во вторую группу входят деятельности, внутри которых про­исходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Это деятельность в системе «ребенок — общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная — младших школьников, учебно-профессио­нальная — юношей и девушек. В ходе психического развития ре­бенка происходит закономерное чередование периодов преимуще­ственного освоения предметно-содержательной стороны деятель­ности и развития на этой основе мотивационно-потребностной сферы и периодов овладения операционно-технической стороной деятельности и формирования внутри нее интеллектуально-позна­вательных способностей детей.

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

№ п/п Название Периода Возрастные границы Ведущая деятельность Новообразовние Трансформация психических процессов Форма взаимодействия со взрослым
1. Младенческий Кризис новорожденности 0 – 1 год   0 – 2 мес. Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми до 6 мес., общение по поводу действий с предметами до 1 года. Комплекс оживления 2 –3 мес.; Акт хватания 5–6 мес., подражание в конце года. Переход от ощущения к восприятию. Формирование потребности в общении с др. людьми и определенное эмоц-ое отнош-е к ним.
2. Раннее детство Кризис 1 года 1 – 3 лет     Предметно-манипулятивная деятельность. Прямохождение. Развитие речи. Переход от восприятия к памяти. Развитие наглядно-дейст-венного мы-шления Обучение р-ка пользоваться предметами и познавать св-ва предметов.
3. Дошкольный Возраст: младший     средний     старший 3 – 7 лет     3 – 4 года     4 – 5 лет     старше 5 лет Игровая деятельность.   Предметно-манипулятивная игра; Сюжетно-роле-вая игра с правилами; Символические, дидактические (обучающие) игры. Произвольность действий. Стремление к общественно значимой и обществ. Оцениваемой деятельности. Переход от памяти к конкретно-образ-ному мышлению. Игровая деятельность (взрослый должен научить р-ка играть).
4. Младший школьный возраст 7 – 10 лет Учебная деятельность. Произвольность психических явлений, способность формирования ВПД, формирование рефлексии. Совершенств. память, усва-иваются знания о предметах и явлениях внешнего мира, чел-х взаимоотн-ях. Развивается словесно-ло-гическое и формально-логич. мышление (выделение существенных признаков, умозаключение, формулировка понятий и т.д.). Помощь р-ку в уч. д-ти - помочь сформировать структуру учебной деятельности.
5. Подростковый возраст 10 - 15 лет Интимно – личностное общение со сверстниками. Формирование самооценки, чувство «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни. Переход от формально-логического к диалектико-логическому мышлению. От репродуктивного к продуктивному типу мы-шления. Деловое сотрудничество (партнерство).
6. Ранняя юность 15 – 17 лет Учебно-профес-сиональная деятельность. Формируются - мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Совершенствуется диалектико-логи-ческое мышление или абстрактно-логическое, понятийное мышление Продолжается деловое сотрудничество; отношения более терпимы к руководству со стороны взрослых.

 







Date: 2015-07-01; view: 870; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию