![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Психология как наука
Сегодня психологи могут оставить попытки убеждать специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология и экспериментальная психология как отрасль психологии. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. В середине XIX века О.Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: 1) религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере; 2) философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути; 3) позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая из устаревшей, как подросток из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья строгого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры. Однако, несмотря на торжество позитивного (научного) знания, XX век не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о смене доминирования той или иной формы знания в ходе развития цивилизации. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно, как одновременно существуют в живой природе, занимая разные экологические ниши, водоросли и млекопитающие, черви и насекомые, дрозофила и шиповник, человек и сурепка. “Психология” - термин, который может применяться к разным видам человеческой практики и знания. Во-первых, существует психология как система обыденных знаний людей о “психике”, поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т.д. Эта "обыденная психология” сегодня стала предметом исследования одной из отраслей научной психологии. Традиционное, обыденное знание зафиксировано в естественном языке (“природный” язык - “naturel linguig”) - значении слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные черты, способности, мотивы и пр. Оно содержится в поговорках и пословицах. Религиозные представления о душе возникают на основе осмысления традиционного, “обыденного” знания о ее природе. Во-вторых, существует и "философская психология”. Вопрос о природе психической реальности является ключевым. Пресловутый “основной вопрос философии” о соотношении идеального и материального, “что первично, что вторично”, не может быть даже сформулирован без более или менее четкой мысли о том, что есть идеальное (субъективное, душевное, психическое и т.п.). Поэтому большинство философов придумывали концепции психики, создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития, о соотношении объективной и субъективной реальности (“теория отражения”, в частности), о детерминантах поведения человека и групп людей. В рамках “философской психологии” и по сей день создаются “модели” психики или ее отдельных подсистем, которые служат научной психологии в качестве источника гипотез, и кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания. Наконец, под термином “психология” понимают науку, возникшую в XIX веке - науку о психике как некоторой самостоятельной реальности, которая имеет материальную основу, т.е. является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, и может быть исследована объективными методами. Принципы материализма, объективности и детерминизма легли в основу естественно-научного подхода к изучению психики. Психология как наука, принявшая методологию естествознания, сложилась в конце XIX - начале XX веков. Одновременно В.Дильтей, немецкий философ, предложил рассматривать отдельно “науки о духе” и науки о внешнем мире. К первым он отнес философию, этику, эстетику, лингвистику, право и ряд других наук. Ко вторым - физику, химию, геологию, биологию и другие естественные науки. Психологию он определил как фундаментальную науку, из которой берут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод “наук о духе” - метод понимания. Дильтей считал, что психология является эмпирической наукой, но природа эмпирического знания в психологии иная, чем в естественных науках. Гуманитарное психологическое знание близко к обыденному опыту, его содержание известно и зафиксировано в культуре, поэтому не содержит новизны в естественно-научном смысле. Понимание как метод исследования присутствует в ходе любого психологического исследования. Но ряд исследователей выделяют понимающую, или гуманитарную, психологию в качестве особой сферы психологического познания, в которой главным методом является понимание. Естественно-научный подход ориентирует психологов на исследование внешне наблюдаемой активности человека и животных - поведения. Психологию относят к поведенческим наукам, а наблюдение, измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения (methods of behavioral research). Поведение человека подразделяется на вербальное (речь и речевое поведение) и невербальное (предметное действие, неречевая коммуникация). Исследовательские приемы - это методики, регистрирующие вербальное и невербальное поведение.
В нашей стране до начала 80-х годов психологическая наука напоминала, образно говоря, форму перевернутой пирамиды, стоящей на своей вершине. Большинство отечественных психологов занимались исследовательской и преподавательской работой, меньшая часть прикладными разработками, считанное количество оказывало консультативную психотерапевтическую и психодиагностическую помощь людям. Социальные процессы в России привели к тому, что психологи стали зарабатывать на жизнь преподаванием, написанием популярных книг и практикой. Интерес к гуманитарной психологии, практической психологии и к тому, что в США называют self-help, возрос необычайно. Интерес же к фундаментальным исследованиям, а тем более к их методам, снизился. Культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте, а наука “экспериментальная психология” по этой причине была не в почете.
Термин “экспериментальная психология” имеет, по крайней мере, четыре значения. Под экспериментальной психологией понимают вслед за В.Вундтом, С.Стивенсом и др. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Понятие “экспериментальная психология” психологи часто используют, расширяя его значение, для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом. Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных. Традицию преподавания экспериментальной психологии в российских университетах ввел профессор Г.И.Челпанов. Еще в 1909-1910 учебном году он читал этот курс на семинарии по психологии в Московском университете, а позже - при Московском психологическом институте. Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее - по методике эксперимента в психологии. Экспериментальная психология - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важную роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине прошлого века в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идей о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В.Вундт (1832-1920), у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К.Ллойд-Морган, Э.Л.Торндайк), исследуются душевнобольные, дети. Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф.Гальтон, Д.Кеттелл). Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой - индивидуальные различия между людьми и группами. Достижения экспериментальной психологии, носившей вначале “академический” характер, т.е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т.д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности - от дошкольной педагогики до космонавтики. Развитие теоретических схем и конкретных методик экспериментальной психологии теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыке наук - биологических, технических и социальных.
Date: 2015-07-01; view: 681; Нарушение авторских прав |