Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития отношения к природе





Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сфор­мировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмо­ционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса.

В дальнейшем развитии отношения к тем или иным природ­ным объектам большую роль играют экологические сведения (фак­ты), которые по сути выполняют функции психологических релизеров когнитивного канала.

Однако, следует констатировать, что не всякая информация о природных объектах в равной степени способствует развитию субъектно-этического отношения к ним. Например, сведения об особенностях поведения и социальной организации обезьян или *Уравлей оказывают на человека гораздо большее влияние в пла-Не формирования отношения к этим живым существам, чем све­дения о строении их органов пищеварения или специфике Устройства скелета. Наиболее значимы те факты, которые несут Значение «похож на меня», «как я», «полезен мне» и т.д.

При этом существенное влияние оказывают эмоции, вызы-ваемые данным фактом. Так, сходство строения кровеносных сие-



механизмы развития отношения к приро.


механизмы когнитивного канала.



 



тем человека и обезьяны воспринимается гораздо менее эмощ онально, чем, скажем, поведенческий акт, приведенный Дж.Гу-долл: дикие шимпанзе после долгой разлуки при встрече здороваются за руки и обнимаются, как люди. Думается, что дело здесь в том, что строение своей собственной кровеносной систе­мы человек воспринимает достаточно абстрактно, как бы со сто­роны, видит ее в атласе как условную схему, а процесс «здорования» или «обнимания» — действие, с которым он стал­кивается каждый день и которое в бытовом сознании считается собственно «человеческим».

Анализируя взаимоотношения человека с кошками и собака­ми, Н.Романова подчеркивает, что именно поведенческие про­явления, особенно те, в которых наиболее ярко выражается индивидуальность, характер этих животных, вызывают у челове­ка сильный эмоциональный отклик, способствуют установлению психологической близости с ними. «Мы можем сказать, что именно потому собаки и кошки, возможно, смогли так приблизиться к человеку и приблизить его к себе, что черты их характера более, чем у других животных, сродни человеческим... Мы ведь не удив­ляемся, что у кошки голова, и два глаза, и сердце, как у человека. Что голова, и глаза, и сердце — не странно, а вот характер -странно. А вот тут, быть может, как раз в характере все и дело» (1996, с. 315-316).

С другой стороны, информация, полученная путем личного на­блюдения*, субъективно «открытая», даже если она относится к «аб­страктной» сфере, может оказывать более сильное влияние на развитие отношения, чем, казалось бы, более эмоционально значи­мые факты, но полученные от других людей или из книг. Здесь про­является феномен вложенного труда, «состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затра­ченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личнос-тно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, в особенности творческие» (Психология. Словарь, 1990, с. 54).

Как уже говорилось, такая информация не является собственно психологическим релизером перцептивно-эмоционального кана­ла, поскольку воспринимается как достаточно абстрактный, обоб­щенный «экологический факт»: в этом случае на развитие отношения оказывает влияние не сама информация, получаемая с помощью сенсорных систем, а ее интерпретация на уровне второй сигнальной системы.


Экологические сведения могут быть условно классифициро­ваны по степени их влияния на развитие отношения к природ­ному объекту и по содержанию:

1) Наиболее значима информация, связанная с социальным
поведением
живых организмов: взаимодействия между особями,
коммуникация, организация сообщества, репродуктивное пове­
дение и т.п. Эта информация может быть обозначена как экологи­
ческие сведения надорганизменноео уровня.

2) Большую роль в формировании установки «похож на меня»
играет информация об индивидуальном поведении: питание, поиск
убежища, устройство жилищ, избегание хищников, сон, поддер­
жка чистоты тела, игра, использование орудий и т.д. Этот уровень
экологических сведений может быть назван организменным.

3) Значительно меньшее влияние оказывает информация внут-
риорганизменного уровня:
о морфологических, анатомических и
физиологических особенностях природного объекта.

4) И, наконец, наименее эмоционально, «сухо» воспринима­
ется информация о молекулярном строении веществ, протекаю­
щих в них химических реакциях, строении клеток и тканей и т.д.
Этот уровень экологических сведений можно обозначить как мо-
лекулярно-клеточный.


Рис. 44. Степень психологического воздействия экологических сведений различных типов.

В связи с этим необходимо отметить, что в содержании школь­ного биологического образования доля экологических сведений



механизмы развития отношения к приро.


механизмы когнитивного канала...



 


надорганизменного и организменного уровня как раз относи тельно невелика. Распространено представление, что мировоз­зрение учащихся наиболее эффективно формируется именно на основе информации молекулярно-клеточного и внутриорганиз-менного уровня, демонстрирующей общие, базовые свойства, относительно универсальные для всей живой материи.

Однако, при ориентации на развитие субъектно-этического типа отношения к природе в целом и отдельным ее объектам, представляется целесообразным такую систему приоритетов пе­ресмотреть, увеличив долю информации организменного и осо­бенно надорганизменного уровней.


восприятие, то дальнейший ход развития субъектно-этического

отношения может быть заблокирован.

Именно таким психологическим механизмом можно объяснить ра­зочарование зоолога Р.Пфеффера в своих симпатиях к соням — не­большим древесным грызунам, внешне напоминающим белку. «В детстве я держал этих зверьков в неволе. Их легко приручить, они не требовательны к пище, ну а облик сонь умилит даже равнодушных к природе людей. Но шли годы, мне открылись другие черты зверьков, и прежних симпатий как не бывало» (1984, с. 83). «Другие черты зверь­ков» заключались в их склонности разорять гнезда птиц, поселяв­шихся в дуплянках, что для Р.Пфеффера, страстного орнитолога, оказалось непреодолимым барьером в формировании положительно­го отношения к соням.


 


11.4. интеллектуализация эмоций

Экологические сведения могут влиять на развитие отношения как непосредственно — через вызываемые ими эмоциональные оценки, так и на основе интеллектуализации эмоций — специфи­ческого механизма когнитивного канала.

Интеллектуализация эмоций -- это механизм, в результате действия которого «происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуа-лизированные отношения, которые не теряют при этом своей эмо­циональной насыщенности» (Ломов, 1984, с. 333—334)*.

В процессе интеллектуализации эмоций повышается степень обобщенности субъективных отношений. Если эти отношения на­чинают формироваться под влиянием случайных, единичных фак­тов и выступают сначала как ситуативные, то, по мере овладения информацией о природных объектах, отношение к ним становит­ся более обобщенным, связывается уже не только с конкретными объектами, но и с их категориями (Ломов, 1984).

В результате интеллектуализации эмоций также может осуще­ствляться дальнейшая дифференциация процесса развития отно­шения. Если отношение, сформировавшееся в результате действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, характеризу­ется положительным знаком, а полученная впоследствии инфор­мация об этом объекте природы обусловливает его отрицательное


* Интеллектуализация эмоций принципиально отличается от рацио­нализации, когда с помощью интеллектуальных действий наобо­рот достигается снижение эмоциональной значимости того или иного объекта, явления, отношения.


Рис. 45. Лесная соня.

*

Однако, возможна ситуация, когда при сильно выраженном эмоционально положительном отношении человек игнорирует по­ступающую к нему «отрицательную» информацию о данном при­родном объекте. В подобном случае его позиция может быть выражена фразой: «Ну и что, что он такой, все равно он мне очень нравится».

Интеллектуализация эмоций может оказывать и корректиру­ющее воздействие на процесс развития субъектно-этического от­ношения в том случае, когда сформировавшееся ранее через перцептивно-эмоциональный канал отрицательное отношение вступает в диссонанс с полученными человеком «положительны­ми» экологическими сведениями. Например, «кровожадный хищ-



механизмы развития отношения к природе


механизмы когнитивного канала.



 


ник» после прочтения книги Ф.Моуэта «Не кричи, волки!» пред­стает совершенно в другом свете. Канадский натуралист, месяца­ми наблюдавший за поведением волчьей семьи из палатки, расположенной вблизи логова, сообщает такие факты о поведе­нии этих животных, которые буквально заставляют читателей из менить свое отношение к ним. При этом сам автор признается.. предисловии, что именно такую задачу он и ставил себе при на­писании книги.

Если же эмоциональная и когнитивная составляющие отно­
шения дополняют друг друга, то есть между ними устанавливает­
ся консонанс, то либо происходит полная блокировка процесса
развития субъектно-этического отношения к данному.^

природы (при отрицательном знаке), либо происходит усилие такого процесса (при положительном).

Итак, варианты действия механизма интеллектуализации эмо­ций могут быть классифицированы следующим образом:

1) Эмоционально-положительное отношение — когнитивно-от­
рицательное —
диссонанс:

а) блокировка процесса развития субъектно-этического отно­
шения,

б) попытка игнорировать экологические факты.

2) Эмоционально-отрицательное отношение — когнитивно-по­
ложительное —
диссонанс:

а) попытка игнорировать экологические факты,

б) коррекция процесса развития субъектно-этического отно­
шения*.

3) Эмоционально-отрицательное отношение — когнитивно-от­
рицательное —
консонанс: полная блокировка процесса развитш
субъектно-этического типа отношения.

4) Эмоционально-положительное отношение — когнитивно-по­
ложительное
— консонанс: усиление интенсивности процесса раз­
вития субъектно-этического отношения.

Таким образом, при «положительном» результате интеллекту­ализации эмоций может повышаться интерес человека

* Необходимо отметить, что в первом и втором случаях приводятся гипотетические, крайне дихотомические варианты. В реальности, в соответствии с теорией конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбау-ма, проходит одновременное изменение двух составляющих: умень­шается степень «положительности» положительной и степень «отрицательности» отрицательной до достижения баланса между ними.



природному объекту, что, в свою очередь, вызывает стремле­ние искать об этом объекте новую информацию, а также склон­ность к практическому взаимодействию, общению, к реальному, специально организованному контакту с ним.

рис. 46. Специфические механизмы развития отношения к природным объектам по когнитивному каналу.


практический канал развития отношения к природе



 


глава XII. специфические механизмы







Date: 2015-07-01; view: 447; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию