Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивного канала развития субъективного отношения к природе





11.1. психологические релизеры социального происхождения

Если естественные релизеры действуют в рамках первой сиг­нальной системы, в процессе непосредственного восприятия, то социальные релизеры, оказывающие свое влияние на развитие отношения к природе в рамках когнитивного канала, действуют на основе второй сигнальной системы. Их «ядро» — заключенные в словах значения. Такие значения получаются личностью в «гото­вом виде», вырабатываются социумом, являются кристаллизаци­ей опыта того или иного общества. В них отражается социальный характер этой группы релизеров, в то время как действие естест­венных релизеров, например визуальных (большие глаза), мало зависит от социальных факторов.

Филолог А.Брагина (1995) проводит подробный анализ образов различных животных в народных сказках, загадках, присказках, при­баутках и песнях. «Можно даже сказать, что сказки — это память человечества о добре и зле, о силе и слабости, о мудрости и глупо­сти, о торжестве добра над постыдным злом. А как воплощаются эти истины? В сказочных героях. А их имена и будут теми ключевыми словами, которые пробуждают уже в нашей языковой памяти сло­весные связи в той или иной ситуации, пробуждают образ слова и образ того фона, на котором слово живет. Волк — это зло, грубая сила, а ягненок, петух — добро, часто беззащитное, и у них всегда находится много друзей! И возникает словесное окружение. Волк — слово, как и образ, известное многим языкам. Волк — злой, зубас­тый, серый, некрасивый, грубый, сильный, но глупый... Ягненок — красивый, кудрявый, белый, беззащитный, добрый, доверчивый (за­метьте, доверчивый, а не глупый), милый... (с. 11—12).



механизмы развития отношения к природе


механизмы когнитивного канала.



 


Анализ социальных психологических релизеров позволяет выде­лить в них две группы: релизеры эстетического (эмоционально-эсте­тическая оценка) и релизеры этического (эмоционально-этическая оценка) содержания.

Эстетические релизеры связаны с выработанными обществом эталонами прекрасного, своеобразными «стереотипами красоты», эстетическими значениями, зафиксированными в слове или сло­восочетании.

Н.Г.Чернышевский, анализируя эстетическое в природе, связыва­ет эстетические симпатии людей с их представлениями о «полно­кровной, хорошей, здоровой» жизни: «Животные ближе всего в природе напоминают о человеке и его жизни, потому в них более, нежели во всей остальной природе, мы находим и красоты и безобразия. Одно из красивейших животных — лошадь, потому что в ней кипит жизнь, но, например, нога лошади вовсе не так прекрасна, как нога льва или тигра, нога лошади слишком костлява, суха, нога тигра вся покрыта мускулами, она, если можно так выразиться, живее, здоровее, то же самое надобно сказать и о голове лошади: она слишком суха, сухость нам представляется следствием недостатка жизненных сил и потому не нравится. Зато полный, здоровый корпус лошади, так легко лежа­щий на ногах, ее широкая грудь, ее крутые бедра, как их называ наши песни, чрезвычайно красивы... Кошка (и все животные кошач! ей породы) — красавица: какие полные, мягкие очертания у всех ее членов, как стройно она сложена! Одним словом, в животных нам нравится умеренная полнота и стройность форм, почему же? Потому что в этом находим мы сходство с выражением цветущей здоровьем жизни у человека, также выражающейся полнотой и стройностью форм» (1950, с. 237).

Своеобразный взгляд на сущность «безобразного» в мире живот­ных представлен в работе В.С.Соловьева «Красота в природе». Им вы­деляются «три формальные причины или категории: 1) непомерное развитие материальной животности, 2) возвращение к бесформен­ности, 3) карикатурное предварение высшей формы» (1993, с. 97).

«Такую положительно безобразную форму... мы находим в черве. Форма червя... есть прямое выражение, обнаженное воплощение двух основных животных инстинктов — полового и питательного — во всей их безмерной ненасытности... Этот вобранный внутрь червь у некото­рых позвоночных животных, принадлежащих к классам рыб и земн< водных, опять получает такое преобладание, что сообщает свою фор всему телу животного. Таковы в особенности змеи, которые изо позвоночных животных суть самые похожие на червя, а потому и са­мые отвратительные...

Мы знаем, что бесформенность, или неустойчивость, формы сама по себе есть нечто безразличное в эстетическом смысле (напр., бес­форменные и бесцветные облака). Но когда в животном царстве бес-



форменность является на таких его ступенях, которые уже предпола­гают более или менее сложную и устойчивую организацию, то такое возвращение... становится источником положительного безобразия. Например, улитки и другие слизняки, кроме того, что они еще до­вольно ясно сохраняют безобразный тип червя, отвратительны также и по своей первобытной бесформенности и мягкотелости...

Третья причина безобразия в животном царстве, и именно у неко­торых высших (позвоночных) животных (лягушки, обезьяны), со­стоит в том, что они, оставаясь вполне животными, похожи на человека и представляют как бы карикатуру на него» (с. 95—97). Подобного рода критерии и эталоны прекрасного и безоб­разного в мире природы, принятые в данном обществе, усваи­ваются личностью в процессе социализации и могут выполнять функцию психологических релизеров, обусловливающих как по­ложительную, так и отрицательную модальность субъективного отношения к тем или иным природным объектам.

Эстетическим релизером является также, например, и такое словосочетание как «благородный олень», способствующее поло­жительному направлению развития отношения к этому животно­му. Оно отражает на уровне второй сигнальной системы определенное качество, присущее оленю, в частности его граци­озную осанку. (Возможно, ассоциация с «благородной осанкой» аристократии.) Иными словами, эстетические релизеры - - это своеобразная «калька» естественных релизеров, связанных с ка­чеством (визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельно-вку-совых).

Иногда кодирование через вторую сигнальную систему есте­ственных релизеров, связанных с качеством объекта, бывает дос­таточно неожиданным и трудно поддающимся расшифровке: например, название «божья коровка», которое, вероятно, связа­но с впечатлением от взлета («на небо к богу») жука, когда он Доползает по руке до кончика пальца, с выделениями, оставляе­мыми на руке («молочка»), а также с «пегой» окраской. Такое название — достаточно мощный психологический релизер — мож­но вспомнить детскую присказку: «Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки», — которая отражает положи­тельное отношение к этому насекомому.

В свою очередь, отдельные животные и растения, как элемен­ты биоценоза, могут выступать в качестве эстетических релизеров восприятии ландшафтов (Леопольд, 1983; Келлерт, 1997). «Эстетическая реакция на природу большинства людей имеет тен­денцию фокусироваться на больших организмах, особенно млекопи-



механизмы развития отношения к природ^ механизмы когнитивного канала.



 


тающих и птицах. В противоположность экологически-научному вни­манию к небольшим и часто скрытым объектам, эстетическая точка зрения подчеркивает «крупных харизматических позвоночных» -, медведей, оленей, волков, антилоп, львов, журавлей, лебедей и так далее... Эстетическая точка зрения имеет тенденцию фокусироваться на более крупных, более ярких, мобильных и дневных видах.

Хотя значение эстетического подчеркивания крупных живых су-ществ остается неуловимым, это может являться критическим аспек­том тенденции придавать ценность определенным ландшафтам. Вероятно, наличие эстетически впечатляющих живых существ ожив­ляет, направляет, организует и эмоционально заряжает человечес­кую реакцию» (Келлерт, 1997, с. 13).


Этические релизеры связаны с принципами и нормами мора­ли, принятыми в обществе. По своей сути этические релизеры сообщают о поведении (витальных проявлениях) природного объекта в той или иной ситуации. Причем в этом повествовании заключена оценка такого поведения с точки зрения человеческой морали (в виде явных оценочных суждений или за счет различных художественных средств: композиции, лексики и т.д.).

К таким этическим релизерам можно отнести, например, миф о Прометее, прикованном по приказу Зевса в наказание за непос­лушание к горе, к которому каждое утро прилетал орел и выкле­вывал печень. Этот миф может рассматриваться как отрицательный релизер в процессе формирования отношения к орлам и даже другим хищникам.

Интерпретацию человеком жизни природы с позиций нрав­ственности, т.е. наделение природы этическим содержанием, И.Кант объяснят тем, что «разум заинтересован и в том, чтобы идеи... имели также и объективную реальность... душа не может размышлять о красоте природы, не находя в этом для себя ин­тереса. Но этот интерес находится в родстве с моральным» (196 с. 315). Иными словами, собственные моральные интересы чел века как бы подталкивают его к этическому истолкованию явл ний природы, делают его чувствительным к этическим релизер

Поскольку этические релизеры связаны с ситуацией опред ленного поведения или витальных проявлений природного объе можно сказать, что они копируют поведенческие (витальные релизеры на уровне второй сигнальной системы.

С одной стороны, социальные релизеры повторяют на уровне второй сигнальной системы структуру естественных релизеро^, действующих через первую: эстетические являются своеобразной «калькой» с визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельн


Бкусовых, а этические — с поведенческих (витальных). В этом отношении они сближаются с естественными релизерами, но противопоставлены им по критериальному признаку — задей-ствуемой сигнальной системе.

С другой стороны, социальные этические релизеры имеют много общего с тем, что можно обозначить как «экологические сведе­ния» («экологические факты»), которые в то же время служат пси­хологическими релизерами когнитивного канала. Таким экологическим фактом — релизером, способствующим развитию положительного отношения, может стать, например, информа­ция об очень высокой степени избирательности при выборе парт­нера и пожизненной (!) верности в лебединых парах. Информация о «самоотверженном» поведении куропатки, которая притворяет­ся раненой, чтобы отманить хищника в сторону от того места, где находится выводок, также, безусловно, способствует формирова­нию положительного отношения к этой птице.

Тем не менее этические релизеры принципиально отличают­ся от экологических сведений. Экологические сведения (факты) — это достоверная, научная информация, сообщение о реаль­ном поведении природного объекта, и человек четко отдает себе в этом отчет. Этический релизер --- это, скорее, неосознаваемое человеком усвоение определенного социального стереотипа по отношению к природному объекту, причем часто представлен­ного в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведение природного объекта в которых может совершенно не соответствовать его реальному биологическому поведению.

Социальные релизеры образуют переходную группу между пер­цептивно-эмоциональным и когнитивным каналами, между ес­тественными релизерами и «экологическими сведениями».

Социальные релизеры, как и поведенческие, оказывают свое воздействие на развитие отношения к природному объекту через соответствующие эмоции, вызываемые заложенными в них обще­ственно выработанными значениями, содержащими оценки.

11.2. этнопсихологическое и архетипическое







Date: 2015-07-01; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию