Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предложение: закон, детерминанты, эластичность
Предложение (S – supply) – это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Поэтому предложение можно определить как количество определенного товара, который производители хотят и могут произвести и предложить к продаже на рынке по каждому возможному уровню цен в определенный период времени. Уровень цен и объем продукции, количество его продаж изменяются однонаправлено: чем выше цена, тем больший объем товара будет поступать на рынок, и наоборот. Эта взаимосвязь называется законом предложения и графически представлена на рис. 3.7. В этом случае предложение рассматривается как функция одного фактора – цены данного товара: Qs = f (Pх), а все другие детерминанты не рассматриваются. Вследствие изменения цены данного товара происходит изменение объема (величины) предложения, которое вызывает передвижение на неизменной кривой предложения от одной точки к другой. Рис. 3.7. Кривая предложения
Но предложение, как и спрос, является функцией множества факторов: QS = f (Pх, Pa, Pb, …, K, X, N, E), где QS - предложение данного товара; Pх, Pa, Pb - цены данного и всех других товаров (включая ресурсы на производство данного товара); K - уровень технологии; X - деятельность государства; N - число продавцов; E - ожидания производителей. Неценовые детерминанты предложения влияют на поведение предложения аналогично влиянию неценовых детерминант спроса. Они изменяют предложение, т. е. сдвигают кривую предложения вправо или влево (рис. 3.8). Таким образом под воздействием неценовых детерминант происходит изменение предложения. Рис. 3.8. Изменение кривой предложения
Неценовыми детерминантами предложения являются: 1) изменение цен на ресурсы; 2) изменение технологий производства; 3) изменение цен других товаров; 4) изменение политики государства в области налогов и дотаций; 5) изменение количества продавцов на рынке; 6) улучшение условий продаж за счет рекламы, маркетинга. Предложение, как и спрос, обладает эластичностью. Однако в экономической теории и практике рассчитывают и анализируют только один вид эластичности предложения - по цене, так как влияние других факторов менее определенно и не поддается точному учету.
Эластичность предложения по цене (ценовая эластичность предложения) характеризует чувствительность (степень реакции) производителей товаров к изменению цен на них и выражает степень воздействия цены на изменение величины предложения. Она измеряется посредством коэффициента ценовой эластичности предложения, который очень похож на коэффициент ценовой эластичности спроса, только в числителе «процентное изменение количества спрашиваемого товара» заменяется на «процентное изменение количества предлагаемого товара»: , где – коэффициент эластичности предложения по цене; ∆SX – процентное изменение величины предложения; ∆PX – процентное изменение цены; Q 1, P 1– соответственно первоначальная величина предложения и первоначальная цена; Q 2, P 2– величина предложения и цена после изменения (см. рис. 3.7). Коэффициенты ценовой эластичности предложения всегда принимают положительное значение, так как выражают прямую связь между ценой и величиной предложения товара. Предложение подобно спросу может обладать различной эластичностью (рис. 3.9–3.11). Главным фактором, влияющим на ценовую эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Предложение товаров тем эластичнее, чем длиннее период времени, которым располагают производители для того, чтобы приспособиться к изменению цены. Это объясняется необходимостью перераспределения ресурсов в пользу производства тех товаров, спрос на которые возрос, что и привело к росту цен на них, за счет отвлечения ресурсов от производства товаров, спрос на которые снизился, что, соответственно, привело к падению их цен. При анализе влияния фактора времени на ценовую эластичность предложения обычно проводят различия между кратчайшим, краткосрочным и долгосрочным рыночными периодами.
Рис. 3.9. Эластичное Рис. 3.10. Предложение Рис. 3.11. Неэластичное предложение (Е > 1) c единичной предложение (Е < 1) эластичностью (Е = 1)
Кратчайший период времени настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены на данный товар. Коэффициент ценовой эластичности предложения в этом случае будет равен нулю, а кривая предложения будет совершенно неэластичной и займет вертикальное положение (рис. 3.12, а). В этом случае изменяется только кривая спроса и увеличивается рыночная цена данного товара. Краткосрочный период времени недостаточен для того, чтобы производители смогли изменить все имеющиеся у них ресурсы. Это прежде всего касается производственных мощностей, которые остаются постоянными, но все же их можно более интенсивно использовать, наращивая другие ресурсы (сырье, материалы, труд). В этом случае кривая предложения займет классическое положение и отреагирует на изменение цены (рис. 3.12, б). Обратите внимание на то, что в этом временном периоде вследствие изменения предложения цена на данный товар изменяется меньше, чем в кратчайшем периоде, где нет никакой ответной реакции предложения на изменение спроса. Долгосрочный период достаточно продолжительный и дает возможность производителям изменить всю комбинацию факторов производства с целью приспособления к требованиям изменения рыночной ситуации. Отдельные производители могут расширить (или сократить) свои производственные мощности. Производство и, соответственно, предложение товара может измениться и за счет появления новых производителей, которых привлечет возросшая цена, а также вследствие прекращения выпуска товара некоторыми старыми производителями, на решение которых повлияет уменьшение цены. Такие изменения предложения означают еще более активную реакцию со стороны производителей на изменение цены товара и приводят к изменению (смещению) положения кривой предложения (рис. 3.12, в); первоначальная кривая предложения S 0 и кривая предложения S 1 после изменения цены товара.
Рис. 3.12. Линии предложения в различных временных периодах:
Обратите внимание на то, что новая кривая предложения S 1 обладает большей эластичностью по отношению к цене. Более того, активные действия производителей (и вследствие этого смещение кривой предложения) приводят к изменению рыночной цены, которая принимает значение, большее первоначального (P 0), но меньшее, чем если бы реакция производителей не была столь активной и не выразилась бы в изменении всей комбинации ресурсов, в том числе и производственных мощностей (P 2 < P 1). Временной фактор изменения эластичности объясняет перемещения, перелив экономических ресурсов и инвестиций, рост совокупных издержек производства. Поэтому в конкурентной рыночной экономике предложение не может долго оставаться неэластичным, но и не может быть бесконечно эластичным из-за переливов инвестиций. По этой причине растущий спрос приводит к росту выпуска товаров, насыщающему спрос и не позволяющему ценам стремительно расти. Практическая значимость ценовой эластичности предложения состоит в возможности осуществления прогнозирования состояния рынков отдельных товаров, что возможно как для отдельных производителей, так и для осуществления анализа и составления программ экономического развития каждой страны в целом. Date: 2015-07-01; view: 553; Нарушение авторских прав |