Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные тенденции развития налогового администрирования





Налоговое администрирование представляет собой управленческую деятельность особо уполномоченных органов по реализации отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Определен состав функций и форм налогового администрирования. По нашему мнению, сущность его как формы управления проявляется через следующие функции: прогнозирование, учет, контроль, регулирование и принуждение.

Для повышения качества налогового администрирования необходима комплексная модернизация налоговой службы.

В век бурного развития информационно-коммуникационных технологий реализовать любую сколько-нибудь значимую установку налоговой политики без опоры на эти технологии представляется нереальной задачей. Именно поэтому одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования и повышения эффективности работы налоговых органов является полномасштабная их модернизация, предполагающая широкое применение современных информационных технологий.

Для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков предложены решения по развитию автоматизированных процессов администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основной потенциал налоговых органов, как и любой другой государственной структуры, заключен в кадрах. Какие бы реформы ни проводились, какие бы новейшие технологии ни вводились и какие бы благоприятные внешние и внутренние условия ни существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности служебной деятельности добиться невозможно.

Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма и ответственности гражданских служащих налоговых органов, следует начинать с их качественного подбора, для чего необходимы современные методики определения уровня квалификационной подготовки, профессиональной пригодности претендентов. Важно также обеспечить рациональную расстановку кадров с использованием научно обоснованных нормативов труда.

Ведущим звеном налогового администрирования является налоговый контроль, который подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Однако в практике работы налоговых органов в настоящее время наиболее распространён последующий контроль. По нашему мнению, задача государственного контроля - не столько выявить правонарушение и наказать виновного, сколько предотвратить саму возможность правонарушений. Именно первые два (предварительный и текущий) реализуют превентивную функцию налогового контроля.

Направления повышения налогового контроля, в частности, в целях улучшения налогового администрирования предложено отказаться от действующего в нашей стране уведомительного порядка государственной регистрации юридических лиц и заменить его па разрешительный принцип. Необходимо предоставить ФНС право полной проверки учредительных документов на стадии постановки налогоплательщика на учет. Это позволит не только фиксировать, по и предотвращать ряд налоговых и других экономических правонарушений, а также сократить расходы на контрольную работу постфактум.

По итогам исследования применительно к физическим лицам общий вывод состоит в том, что без соответствующей системной перестройки налогообложения физических лиц в РФ невозможна реализация в этой сфере основополагающих принципов налогообложения:

- справедливости (в распределении налогового бремени), поскольку применение прогрессии при обложении доходов невозможно без эффективного контроля за совокупными доходами граждан;

- всеобщности налогообложения, поскольку при нынешней системе контролю подлежат только декларированные доходы, и избежав налогообложения можно, просто не заявляя о наличии дохода;

- эффективности работы налоговых органов, поскольку основные силы и средства тратятся на администрирование деятельности, доля доходов от которой заведомо невелика (выплаты малых зарплат и отчетность о добровольно декларируемых доходах).

В этих целях считаем целесообразным: а) перейти на системный подход в регулировании подоходного налогообложения физических лиц, расширить возможность применения «авансовых налогов» и восстановить всю совокупность налогов (включая налог на дарение и наследство, налог на крупные состояния и налоги «на вывоз капиталов»); б) ввести прогрессивную шкалу налоговых ставок общего («консолидирующего») подоходного налога; в) законодательно подтвердить принцип «всеобщности» налогообложения доходов граждан, прекратив предоставлять налоговые иммунитеты в отношении незаконных и «теневых» доходов.

В качестве более эффективных методов работы с налогоплательщиками предлагаем следующее: а) ввести в практику выявления подлежащих налогообложению доходов граждан по критерию прироста их чистого имущества; б) для целей аналитической деятельности активно использовать сведения из СМИ и информацию, предоставляемую так называемыми «третьими лицами»; в) ввести систему «единой карточки расчета с бюджетом» налогоплательщика с «дебетованием» этого счета начислениями (по всем видам налогов), и «кредитованием» по возвратам налогов и по предоставленным налоговым льготам.

В работе особое внимание уделено налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков, выявлены их особенности, предложены меры по их учету в практике налогового администрирования, что обеспечило целенаправленный системный подход к обоснованию рекомендаций по совершенствованию организации и методов их налогового администрирования.

Одной из проблем налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование его в налоговом законодательстве. Вся специфика администрирования этой категории налогоплательщиков регламентируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России. В Налоговом кодексе РФ отсутствует и определение «крупнейшего налогоплательщика», критерии их определения, порядок их установления, периодичность и основания их изменения. Считаем целесообразным закрепить в НК РФ четкий перечень критериев отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших, узаконить основания, периодичность, порядок их изменений и форму нормативно-правового акта, утверждающего эти изменения.

Улучшить правовое положение крупнейших налогоплательщиков могло бы создание системы территориальных представительств межрегиональных инспекций в регионах, что, в том числе, обеспечит сочетание отраслевого и территориального принципов организации налогового контроля.

Анализ администрирования организаций финансового сек гора экономики показывает, что правила их налогообложения в нашей стране не соответствуют реальной модели их функционирования. Чтобы изменить эту ситуацию, целесообразно: а) вернуть организации финансового сектора на общий режим налогообложения — по тем же нормам и ставкам, что и все остальные коммерческие предприятия; б) установить повышенное налогообложение сверхдоходов банкиров (пока еще не введена прогрессивная шкала ставок по НДФЛ); в) ввести личное профессиональное лицензирование и обязательное страхование личной ответственности банкиров и страховщиков.

При этом по пункту «а» начать следует с распространения па банки и страховые компании НДС, с учетом специфики их бизнеса - по упрощенной схеме, взяв за налоговую базу сумму фонда заработной платы и прибыли. По пункту «б» вначале следует определить, что в базу обложения доходов банкиров должны включаться абсолютно все суммы выплат и иных материальных и натуральных льгот, которыми они пользуются за счет банка (по «золотым парашютам» Министерство финансов РФ планирует инициировать такое решение), а затем установить, что для сумм годовых выплат, превышающих 100 тыс. долл. в год, применяется налоговая ставка в размере 30%).

Для оптимизации возникающих в налоговой сфере взаимосвязей государства с малым бизнесом в работе предлагаются определенные мероприятия.

В частности, являясь эффективным инструментом снижения налоговой нагрузки для одной части налогоплательщиков, нуждающихся в государственной поддержке, применение упрощенной системы налогообложения одновременно оставляет возможности для неоправданной налоговой минимизации для другой части налогоплательщиков, на которую данный налоговый режим изначально не рассчитан. Решение указанной проблемы представляется возможным через реализацию следующего комплекса мер.

Во-первых, совершенствование критериев, ограничивающих право хозяйствующих субъектов применять упрощенную систему налогообложения, и механизма налогового контроля за их соблюдением. Изменение критериев должно, прежде всего, быть направлено на устранение возможностей для маскировки более крупного бизнеса под малый, а также на придание упрощенной системе налогообложения более целевого, стимулирующего характера.

Во-вторых, проведение целенаправленной политики открытия информации о допустимых границах налоговой оптимизации при применении упрощенной системы налогообложения для мотивирования налогоплательщиков к добровольному отказу от незаконных схем минимизации налогообложения. Указанная политика основана на применении мер убеждения и позволяет налоговым органам формировать «правила игры» для бизнеса.

Рынок налогового консультирования как инструмент налогового администрирования в нашей стране фактически уже сложился, и теперь задача состоит в том, чтобы сделать его цивилизованным. Одним из важнейших условий развития этого рынка является его правовое регулирование и институциональное оформление. Необходимо принять соответствующий нормативный акт, так как отсутствие специального закона о налоговом консультировании является сдерживающим фактором перспективы развития этого вида услуг. Далее считаем необходимым разработку стандарта налогового консультирования. Работа должна быть так устроена, чтобы по всей России налогоплательщики па одни и те же вопросы могли бы получать одни и те же ответы. Особое внимание также следует уделить подготовке высококвалифицированных специалистов по налоговому консультированию.

Немаловажным считаем формирование налоговой культуры в качестве необходимого условия совершенствования налогового администрирования. В работе отмечены проблемы, решение которых, по нашему мнению, будет способствовать формированию налоговой грамотности и налоговой культуры в России.

В частности, главной проблемой мы считаем недостаточный уровень государственного участия в этом процессе. Далее важной и широкомасштабной считаем целенаправленную работу по правовому воспитанию будущих налогоплательщиков со школьной скамьи. Решение данной проблемы представляется в разработке и реализации целевой государственной программы повышения налоговой грамотности.

 

Еще одно направление формирования налоговой культуры - укрепление репутации и имиджа налоговых органов и их должностных лиц. В этой связи предстоит преодолеть коррупцию в налоговых органах, для чего необходимо обеспечить достойную заработную плату налоговых инспекторов (по образцу полиции).

По нашему мнению, налоговым органам необходимо в корне пересмотреть свое отношение к налогоплательщикам. Налогоплательщики должны знать и чувствовать, что налоговая служба работает вместе с ними, а не против них.

Для повышения уровня налоговой культуры необходимо формирование общественной нетерпимости к уклонению от уплаты налогов, с одной стороны, и активизация деятельности общественных организаций, направленной на защиту интересов налогоплательщиков, - с другой.

 


 

Date: 2015-07-01; view: 573; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию