Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие отклоняющегося развития





Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание). Устойчивое изменение когнитивных, эмоциональных, регуляторных параметров и сторон актуального развития, приводящее к трансформациям в процессе возрастного развития. Проявление трансформаций: замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта. Невозможность отнесения отклоняющегося развития к категории патологии: изменения касаются лишь формально-динамических сторон процесса развития, а содержание и сущность психических явлений (отражательная природа психики) и последовательность их формирования остаются принципиально неизменными. Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений. Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности. Общие закономерности отклоняющегося развития:- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;- трудность словесного опосредования;- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу:- ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие;- дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем;- поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем;- асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии). Условия нормального развития:- нормальная работа головного мозга;- нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;- сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;- систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.Закономерности в развитии нормального ребенка:- цикличность психического развития;- неравномерность психического развития;- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;- пластичность нервной системы;- соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.



26. Понятие первичного дефекта и вторичного отклонения.

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект- недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов - сложный дефект отличается качественным своеобразием. В качестве синонимов термина «сложный дефект» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложное нарушение», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения».В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы. Впервую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). Во вторую - имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте. В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (накопительный) эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи. При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей: 1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; 2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к 5 годам, у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста; 3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов;4) нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.



27. Понятие нормы и отклонения развития человека.

Статическая норма – это средний показатель, выявленный при обследование группы, лиц одного возраста, пола. Статистическая норма на выявление. Чем дальше норма от средних величин тем увереннее можно констатировать отклонение. Ориентация на статистическую норму в первую очередь важна для на этапе выявления недостатков развитии и определении меры их патологичности, требующее специально психологической педагогикой, а в некоторых случаях и мед. Помощи. Функциональная норма- то такие показатели индивидуального развития ребенка. Это своего рода баланс ребенка между возможностями, желаниями и умениями, с другой стороны, и требованиями со стороны социума. Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные отклонения и является основной критерием эффективности оказания помощи ребенку. Именно данные показатели можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально- психологического адаптирования. Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

 

28. Предмет, цель, задачи специальной психологии.

Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

Задачи специальной психологии: 1. Выявление общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями здоровья. 4. Разработка диагностических методик и способов коррекции различных типов нарушения. 5. Изучение проблем интеграции и интегрированного обучения. 6. Психологическое обоснование путей и методов пед. воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушения. Отрасли: олегофренопсихология (умственная), тифлопс (нарушение зрения); сурдопсихология (нарушение слуха); логопсихология (нарушение речи); патопсихология (психология распада психологической деятельности).






Date: 2015-07-01; view: 8339; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию