Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие сложного дефекта





Сложный дефект это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы. Варианты сложного дефекта: один дефект генетический, второй экзогенного происхождения и наоборот; обо дефекта обусловлены разными генетическими факторами действующими независимо друг от друга; каждый дефект обуслвлен разными экзогенными факторами, действующими независимо; оба нарушения представляют собой разное проявление одного и того же наследственного синдрома; два дефекта возникающие в результате действии одного и того же экзогенного фактора. Причины: Заболевание матери во время беременности; Наследственность; инфекции (цитовирус); врожденные нарушения.

10. Понятие расстройств эмоционально – волевой сферы и поведения.

Характер совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении. Психопатия – патологическая выраженность характера, является причиной серьезных трудностей социально-психологической адаптации. 3 признака психопатии: 1. Тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах; 2. Относительная стабильность во времени: малая подверженность изменением на протяжении жизни человека;3. Социальная дезадаптация человека. Психопатия (Ганнушкина) такие аномалии характера, которые определеют весь психический облик индивидуума, накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток в течении жизни не подвергаются сколь-нибудь резкими изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде. Акцентуация – представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний вариант, но вариант нормального характера. Типы психопатии по Кебрикову. Возбудимые – для них характерно

11. Понятие недостатков речевого развития.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психологического развития людей с различными формами речевой потологии. Причины: речь является уникальной способностью присущей только человеку связанная с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Речевая патология является следствием повреждения периферийных или центральных отделов слухового, зрительного, двигательных анализаторов. Виды: экспрессивная речь – это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящая несколько этапов: замысел - внутренняя речь - внешнее высказывание. Импресивная речь - процесс понимания речи окружающих.. этапы воспрятия речевого сообщения – выделении информационных моментов – формирование во внутренней речи общей смысловой схемы восприятия сообщения. 1. Фонетическое нарушение; лексико граммотическое; мелодико-интонационное нарушение; темпоритмическое нарушение; 6. Наруешние письменной речи. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Речевые нарушение наблюдаемые в детстве могут быть физиологические и патологического характера. Патологические нарушения речи зависит от локализации подразделимости на центральные и перефирические в зависимости от характера нарушения на органические и функцональные.

 

12. Понятия РДА.

Аутизм- особый вид мышления, характерирующий отованость осациаций от данного опыта. Игнорирование одействительных отношений. Нарушение общения, одиночество. Причины: 1. Органическое поражении цнс; 2. Интоксикация; 3.токсоплазмуз. Формы аутизма: 1. Полная отрешенность от происходящего; 2. Как активное отвержение; 3. Как захваченость артистическими интересами; 4. Как чрезвычайная трудность организации обучения и взаимоействия с др людьми. Группы детей с аутизмом: 1 группа выраженный дискомфорт и отсутствуе социальной активности в раннем возрасте; 2 группа менее ранимы в контактах со средой, сам аутизм более активен; 3.сверхзахваченность своими собственными интересами, проявление в стериотипной форме; 4 группа аутизм проявляется в более легко варианте, повышенная ранимость, тормазимось в контактах.

13. Понятие дцп.

ДЦП – это группа двигательного нрушения, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющегося в не достатке или отсутствия контроля со сторону ЦНС за функциями мышц. Причины ДЦП: В период внутри утробного развития ребенка может быть: инфекционные заболевания; интоксикации; ушибы и травмы; внутреняя гипоксия или асфиксия плода и д.р. Причины ДЦП в период родов родовые травмы в основном. Причины ДЦП в первого года жизни может быть:травмы, нейроинфекции и др. Структура двигательного дифекта и ДЦП: наличие параличей и парезов. Центральным параличом называют полное отсутствие возможности движения. Порез -слабая форма паралича, ограниченная возможность движения. 4 вида церебрального паралича: Тетраплегия – общее поражение всех конечностей. Диплегия – поражение либо верхних либо нижних конечностей. Монопления – редко встречающаяся паралич одной конечности. Нарушение мышечного тонуса. Повышение сухотильных и пернотальных рефлексов. Синкенезии. Недостаточное развитие цепных, выпрямительных рехлексов. Не сформированность реакций равновесия и координации движений. Нарушение ощущений движений. Защитные рефлексы. Недостаточное развитие ценных выпрямительных рефлексов. Патологические рефлексы. Позотонические рефлексы.

14. Понятия нарушения опорно-двигательного аппарата.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это раз нообразная по клиническим и психолого-педагогическим характеристикам группа, которая условно подразделяется на три категории: нарушения опорно-двигательного аппарата, обусловленные органическими поражениями центральной нервной системы: поражения головного мозга (детский церебральный паралич — ДЦП, опухоли и травматические повреждения); повреждение проводящих нервных путей (паралич конечностей); поражения спинного мозга (последствия полиомиелита, травм); сочетанные поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата (последствия родовых травм); нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте.Фактически все дети, относящиеся к первой, второй и частично к третьей группе, имеют инвалидность. Основным клиническим симптомом детского церебрального паралича является нарушение двигательной функции, связанное с задержкой становления и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе имеются вторичные изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, возникают расстройства речи, зрения, специфические особенности формирования психической деятельности. Различают три степени тяжести двигательного дефекта: легкую — физический дефект дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями; среднюю — потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании; тяжелую — полная зависимость от помощи окружающих. Принято дифференцировать три периода течения детского церебрального паралича: раннюю стадию — первые месяцы жизни;раннюю резидуальную стадию — первые годы жизни; позднюю резидуальную — с 2—4 до 16 лет. Даже у детей с легким проявлением двигательных нарушений в первые годы жизни обнаруживаются задержки психоречевого развития. При правильно организованной ранней диагностике и комплексной медико-психолого-педагогической абилитации эти отставания сглаживаются, моторные возможности повышаются. Но у большой части детей нарушения психофизического и речевого развития сохраняются в разной степени выраженности на протяжении всех возрастных периодов.Ведущий дефект моторной сферы влечет за собой нарушения в развитии всех анализаторных систем и психической деятельности в целом.Объем и уровень выполняемых движений очень низок. Ребенок слабо ощущает положение своего тела и движения конечностей. Нарушения зрения приводят к нарушению стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ощупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения). Двигательные нарушения затрудняют выполнение целенаправленных артикуляционных движений, что создает значительные трудности в формировании звукопроизносительной стороны речи.Отсутствует связь между звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в недоразвитии лексической стороны речи (ребенок с трудом воспроизводит артикуляторную позу, что вносит рассогласование между двигательным образом слова и его смыслом).Нарушения пространственного восприятия затрудняют понимание причинно-следственных связей, логико-грамматических конструкций, обедняют логико-смысловую сторону речи.У многих детей отмечаются низкая активность, отсутствие мотивации к действию и общению с окружающими, нарушения в развитии познавательной деятельности, высших психических функций, эмоционально-волевые расстройства.

15. Понятие нарушения слуха.

Причины: различные заболевания (миненгит, корь); врожденная диформация слуховых косточек, атрофии; химические травления, родовые травмы; механические травмы, ушыбы. Удары; заболеваня родителей (алкоголизм). Группы: 1. Глухие дети со степенью потеря слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и сиамостоятельного овладения его. Ранооглохшие (родившиеся с нарушениями суха или до начало речевого обучения). позднооглохшие (сохранившие речь, но потерявшие возможность слышать, когда уже была сформирована речь. Слабослышащие частично слуховая недостаточность, затруднение речевого развития. Закономерности развития детей: из-за пораждения суха люъем внешних воздействий ребенка ограничен, взаимодействие со средой объединено, общение с окружающими затрудненно. Вследствии этого психическая деятельность такого ребенка упрощается. Отличия в темпе психических равитий у детей с нарушениями слуха по сравнения с нормально слышавшими детьми.

16. Понятие нарушения зрения.

Причины: врожденное заболевание и аномалии развития оргонов срения: генетические факторы (нарушение обмена веществ);наследственность; врожденные; аномалии в период беременности. Группы: слепые –полное отсутствие зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение. Абсолютно слепые дети с полным отсутствием зрительных ощещений; частично слепые дети имеющие форменное зрение. Слабовидящие дети с остратой зрения от 0,05 до 0.2. Слепвидящие дети с врожденной потологией слепотой или ослепшие до 3 лет; Ослепшие дети утерявшие зрение в дошкольном возрасте и позже. Закономерности развития детей: глубина и характер повреждения зрительного анализатора сказывается на развитии всей сенсорной сестемы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира. Литвак пишет что на психологическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние совокупность биологических, аномальных и социальных факторов находящихся в сложных взаимодействиях.

17. Понятие задержки психологического развития.

Направление специальной психологии. ЗПР – это замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психологической деятельности. К детям с ЗПР относятся дети, не имеющие выраженногоотклонения в развитии (умственной отсталости, недостатки слуха, зрения,, двигательной системы). Дети испытывают трудности в адаптации. Причины приводящие к задержки психического развития: 1. Неблагоприятное течение беременности; 2.болезнь матери во время беременности (краснуха,грипп);хронические соматические заболевания матери во время беременности (порог сердца, диабет, заболевание интимной железы); 3.таксикозы; 4.таксопиазмос; 5 интоксикации организма в следствии употребления алкоголя, никотина, париотинов; 6.несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору. Патология родов: травмы в следствии механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (щипцы, папринер); аффиксация новорожденных и ее угроза. Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком на ранних этапах развития (до 3 лет), так и более позднее. В начале обучения, связанные с причиной неуспеваемости. Есть 4 типа нарушения психического развития: 1.Задержка психического развития конституционального происхождения(гармонический инфактилиум); 2. Задержка психического развития соматического происхождения (длительная соматическая недостаточность различного генеза); 3. Задержка психического развития психологического происхождения (неблагоприятные условия воспитания); 4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения (полиморфная аномалия развития, нарушение в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности).

18. Понятия нарушения интеллекта.

Умственно-отсталый ребенок включает весьма разнообразную по составу массу детей. Которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющий диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью захватывает многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Все это обуславливает ряд отклонений. Врожденная умственная отсталость- олигофрения. Приобретенная умственная отсталость в позднем возрасте – деменция. Причины умственной отсталости: 1. Тяжелое инфекционное заболевание, которые женщина переносит во время беременности; 2.различные питоксинами (возникающее под действием вредных веществ). Неумеренное употребления беременной лекарств; 3. Тяжелой дистрфии женщины во время беременности (нарушение обмена веществ);4.заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери (токсоплозмоз, женщина может заразиться от дом.животных); 5. при заболевании сифилисом,. 6. Травмические поражения плода, являются следствием удара или ушиба: 7. Наследственность; 8.нарушение белкового обмена;9.восполительное заболевание мозга и его оболочки возникающие у младенца; 10. Редко повыщается радиации местности. Определяющую роль играют материальная возможность семьи (неполное питание). Степени умственной отсталости: дебильность – это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата способности к выработке сложных понятий. Это нарушает возможность сложных обобщений, препятствует формированию абстрактного мышления. У больных преобладает конкретно упрощенное мышление, вследствие чего им трудно понять всю ситуацию целиком, улавливается лишь внешняя сторона событий, внутренняя их суть оказывается недоступной для понимания; имбецильность - редняя степень выраженности задержки (ретардации) психического развития, при которой больные могут образовывать представления, но формирование понятия для них невозможно. Способность к абстрактному мышлению утрачена, так же как и к обобщению, но имбецилы могут приобретать навыки самообслуживания (сами одеваются, едят, следят за собой). Они приучаются и к простому труду, вырабатывая эти навыки путем тренировки (могут помогать в уборке помещения, изготовлять бумажные пакеты).
Запас слов у них ограничен, они могут понимать только простую речь. Речь самих имбецилов косноязычна, это стандартные фразы, состоящие, как правило, из подлежащего и сказуемого, иногда с включением прилагательных. Самостоятельная жизнь для них затруднена, они нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Это осуществляется во вспомогательных школах, в лечебно-трудовых мастерских или в специальных интернатах; идиотия - по степени умственной отсталости это наиболее тяжелая степень задержки психического развития. Познавательная деятельность у глубоких идиотов полностью отсутствует. Они не реагируют на окружающее, даже громкий звук и яркий свет не привлекают их внимания, идиоты не узнают даже свою мать, но различают горячее и холодное. Больные идиотией не приобретают никаких навыков самообслуживания, не могут одеться, не могут пользоваться ложкой и вилкой, их нужно кормить и постоянно за ними ухаживать. У большинства идиотов имеется понижение всех видов чувствительности.Крайне примитивны эмоциональные реакции идиотов, они не умеют плакать, смеяться, радоваться, чаще проявляют злобность, гневливость. Двигательные реакции этих больных бедны, невыразительны, примитивны, часто их движения хаотичны, несогласованны, отмечается монотонное однообразное раскачивание всем телом, переминание с ноги на ногу, они часто издают звуки, подобные рычанию, речь полностью отсутствует. При легкой степени идиотии могут быть замечены элементарные навыки самообслуживания, они способны привязываться к окружающим, ухаживающим за ними.

19. Понятия биологических и социальных факторов.

К биологическим факторам рискам способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии относятся: хромогамию –генетическое отклонение как наследственно обусловленные так и врзникающие в результате генных мутаций хромосомных аббераций. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха. Грипп). Венерические заболевания (гонорея, сифилис). Эндокринные заболевания матери в частности диабет. Несовместимость по резус фактору, алкоголизм и прием наркотиков родителями и особенно матерью. Неблагоприятное течение беременности;. таксикозы; таксопиазмос; интоксикации организма в следствии употребления алкоголя, никотина, париотинов; несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору. Биохимические вредности (радиации, экологические загрязнения, наличие в окружающей среде тяжелых металлов ртути, свинца и т.д. воздействие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а так же на самих детей а ранние периоды постнатального развития. серьезное отклонение в соматическом здоровье матери включается недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическуюполовине, патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающейся травмами и тяжелыми инфекционными и дистрафиечскими заболеваниями, перенесенными ребенком в раннем детстве. Хронические заболевание (астма, заболевание крови, диабет, сердечнососудистые заболевания, туберкулез и т.д.) начавшиеся в раннем детстве и дошкольного возраста. Патология родов: травмы в следствии механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (щипцы, папринер); аффиксация новорожденных и ее угроза. Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком на ранних этапах развития (до 3 лет), так и более позднее. В начале обучения, связанные с причиной неуспеваемости.

20. Классификация факторов по временному воздействию.

21. Классификация факторов отклоняющегося развития.

По времени воздействия факторы делиться на: пренатальный (до начала родовой деятельности). Натальная (период родовой деятельности). Постнатальный (после родов, прежде всего имевшие место в период раннего детства до 3 лет). Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.

22. Понятие факторы развития.

Факторы – постоянно действующие обстоятельства вызывающие устойчивые изменения, того или иного признака. 4 условия для нормального развития ребенка (Лурия, Дульнев). 1 условие: нормальная работа головного мозга и его коры при наличии патологических стояний возникающих вследствие различных патогенных воздействий нарушается нормальное состояние раздражительных и тормазительных процессов затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающих информаций нарушается взаимодействие между блоками мозга отвечающие за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие: нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ней сохранение нормальной работа способности нармального тонуса нервных процессов. Третье условие сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром. Четвертое условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье в детском саду и в общеобразовательной школе. Анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, в здоровых по все параметрам развития детей становиться все меньше. Основная дихотомия (деление на 2 части) традиционно идет о линии или врожденности каких либо особенностей организма.

По времени воздействия факторы делиться на: пренатальный (до начала родовой деятельности). Натальная (период родовой деятельности). Постнатальный (после родов, прежде всего имевшие место в период раннего детства до 3 лет). Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга. То есть на ранних этапе беременности. факторы нарушающие развитию ребенка находящегося в утробе матери (включая состоние здоровья матери называется тератогенами. К биологическим факторам рискам способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии относятся: хромогамию –генетическое отклонение как наследственно обусловленные так и врзникающие в результате генных мутаций хромосомных аббераций. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха. Грипп). Венерические заболевания (гонорея, сифилис). Эндокринные заболевания матери в частности диабет. Несовместимость по резус фактору, алкоголизм и прием наркотиков родителями и осбенно матерью. Биохимические вредности (радиации, экологические загрязнения, наличие в окружающей среде тяжелых металлов ртути, свинца и т.д. воздействие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а так же на самих детей а ранние периоды постнатального развития. серьезное отклонение в соматическом здоровье матери включается недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическуюполовине, патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающейся травмами и тяжелыми инфекционными и дистрафиечскими заболеваниями, перенесенными ребенком в раннем детстве. Хронические заболевание (астма, заболевание крови, диабет, сердечнососудистые заболевания, туберкулез и т.д.) начавшиеся в раннем детстве и дошкольного возраста.

23. Основные отросли специальной психологии.

Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

Отрасли: олегофренопсихология (умственная), тифлопс (нарушение зрения); сурдопсихология (нарушение слуха); логопсихология (нарушение речи); патопсихология (психология распада психологической деятельности).

24. Типы нарушений психического развития.

Есть 4 типа нарушения психического развития:

1. Задержка психического развития конституционального происхождения(гармонический инфактилиум);

2. Задержка психического развития соматического происхождения (длительная соматическая недостаточность различного генеза);

3. Задержка психического развития психологического происхождения (неблагоприятные условия воспитания);

4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения (полиморфная аномалия развития, нарушение в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности).

Date: 2015-07-01; view: 2425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию