Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития системы законодательства в сфере правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности





 

Результаты проведенного исследования еще раз доказывают, что с точки зрения методологических подходов в настоящее время первостепенной задачей является освоение новых, более эффективных подходов к повышению эффективности системы социальных гарантий в России. Также жизненно необходима разработка более совершенного методического обеспечения управления развитием этого процесса для принятия управленческих решений в стратегической перспективе. Именно для реализации такого вектора развития событий в России был принят целый ряд документов, реформирующих систему порядка исчисления и выплаты социальных пособий, и в том числе пособий по временной нетрудоспособности.

Следует отметить, что существующая в настоящее время система выплаты пособий не всегда развивается в направлении удовлетворения нужд трудящихся. Зачастую, вектор ее развития определяется с перевесом интересов организаций-работодателей и государства. Так, к примеру, в 2011 году произошли существенные изменения в порядке расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которые фактически в определенных случаях привели к существенному сокращению общей величины пособий, получаемых отдельными категориями граждан. Речь идет о ситуации «из декрета в декрет». При этом следует отметить, что изменения коснулись расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.

С 2011 года пособия стали исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у другого страхователя (страхователей). Отметим также, что с 2011 года при исчислении пособий не имеет значения число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Кроме того, в стадии развития и совершенствования в настоящее время находится и порядок выдачи больничных листов. Так, с 1 января 2011 года основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются:

- листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в определенном порядке (которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации);

- справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с предыдущего места (мест) работы, службы, иной деятельности (если застрахованное лицо к моменту наступления нетрудоспособности не отработало у работодателя 2-х полных календарных лет)[15].

Важную роль в развитии порядка выдачи листков нетрудоспособности играют вступившие в недавнее время в силу революционные нормативные правовые акты. Так, порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности». Форма бланка листка нетрудоспособности была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 347н. Основные положения и рекомендации, касающиеся порядка заполнения листка нетрудоспособности отражены в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.08.2011 № 14-03-11/05-8545.

С 1 июля 2011 года в России в порядке эксперимента наряду со всем привычными бланками листков нетрудоспособности введены в обращение и бланки листков нетрудоспособности нового образца.

Согласно новому порядку, врач и работодатель должны вносить данные исключительно в предназначенные для их непосредственного заполнения указанными выше лицами разделы на лицевой стороне. В частности, работодатель должен вносить данные о месте работы сотрудника, его ИНН, СНИЛС, страховой стаж, в том числе нестраховые периоды. Подписывать листок со стороны работодателя должны генеральный директор и главный бухгалтер.

Необходимо отметить очень важное изменение с 2011 года - появление двузначных кодов, список которых приведен в приказе № 347н в разделе «Информация по заполнению бланка».

Отметим, что отсюда для работодателей может возникнуть серьезная проблема. Фонд социального страхования не будет возмещать пособия, если в больничном листе неправильно проставлен код. То, что врачи могут хотя бы поначалу путаться в кодах, сомнений не вызывает. Поэтому бухгалтерам необходимо тщательно проверять коды, прежде чем представлять документы для возмещения пособия.

В настоящее время организации-работодатели должны принимать от сотрудников любые больничные - и на новых, и на старых бланках. Они будут действовать на законном основании, пока не закончатся в медицинских учреждениях.

Согласно п.67 положения о порядке выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н, расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится страхователем на отдельном листке и прикладывается к листку нетрудоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод, что с введением нового порядка выдачи и заполнения листка нетрудоспособности бюрократических проблем с больничными у граждан может и должно стать намного меньше. Новая форма листка нетрудоспособности была окончательно введена в обращение во втором квартале 2012 года.

В современных условиях важно полностью осознавать значение моральной составляющей развития системы предоставления социальных гарантий трудящимся. Важная роль полноты и своевременности предоставления социальных гарантий, стабильности системы выплаты пособий по временной нетрудоспособности может играть стимулирующую роль в системе организации труда, так как работник, будучи уверенным, что работодатель и государство не оставит его без поддержки в тяжелых жизненных ситуациях, при наступлении непредвиденных несчастных случаев или же наоборот случаев, связанных с рождением детей и продолжением рода человеческого, будет дополнительно мотивирован на осуществление более производительного труда, что в конечном итоге повлечет общее развитие производства, повышение его эффективности.

Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» направлен на установление возможности выбора женщиной наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Законом вводится специальный порядок исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. То есть средний дневной заработок для исчисления пособия определяется путем деления суммы начисленного заработка за два предыдущих года на число календарных дней за этот период. Но не включаются дни, приходящиеся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом, а также период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты, если на эту зарплату не начислялись страховые взносы.

Закон дал женщине право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в течение переходного периода - в 2011 и 2012 годах, что создало условия для того, чтобы женщины, уходящие в отпуск по беременности и родам, получали максимально высокие пособия.

В целях своевременного получения застрахованным лицом пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в определенных случаях в соответствии с действующим законодательством в настоящее время прорабатывается возможность их назначения и выплаты территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

Проведено изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности. Для полной оплаты больничного листа стаж поднят с 8 до 15 лет.

Реализация этих изменений позволила справедливо дифференцировать размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из объема и периода уплаты взносов. Это соответствует принципам МОТ, в соответствии с которыми социальное страхование:

- не должно требовать дополнительных бюджетных вливаний;

- должно сохранять у работника мотивацию возвращения к трудовой деятельности;

- должно обеспечивать больший размер пособий тем, кто внес больший вклад в формирование системы социального страхования.

Увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, с 2-х до 3-х. Ответственность за создание сбалансированной системы социального страхования должна равномерно распределяться между всеми сторонами. Система соцстрахования должна быть построена так, чтобы работодатель был заинтересован в улучшении условий труда...

Оптимизация системы социального страхования позволит:

1. Сбалансировать систему социального страхования без дополнительного увеличения нагрузки на бизнес (размер страховых взносов в ФСС и база для их взимания увеличены не были).

2. Оптимизировать систему социального страхования, создав стимулы, как для работника, так и работодателя, добросовестно относится к своим обязательствам.

Изменить ситуацию в системе ОМС должен закон «Об обязательном медицинском страховании». Он предполагает осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе ОМС, установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на ОМС неработающего населения.

Можно долго перечислять все изменения, произошедшие в обеспечении граждан пособиями по временной нетрудоспособности. В то же время ряд вопросов, связанных с правовым регулированием в данной сфере требует дальнейшего совершенствования.

Представляется, что полная и беспрепятственная реализация каждым гражданином своего конституционного права на социальное обеспечение требует организации социального страхования работающего населения на началах всеобщности и обязательности. Необходимо четко установить в законе обязательное социальное страхование всех работников.

Законодателю следует устранить имеющиеся расхождения в оценке правовой природы отношений, возникающих в связи с применением труда членов производственных кооперативов, принимающих личное участие в их деятельности, в законодательных актах различной отраслевой принадлежности.

Должна быть решена проблема обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности самозанятых работников (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы). В настоящее время они не охватываются в обязательном порядке страхованием на случай временной нетрудоспособности. То же самое следует сказать о гражданах, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.

Здесь необходимо отметить, что позиция Конституционного Суда, ставящая добровольное социальное страхование в один ряд с обязательным страхованием и материальным обеспечением за счет государства, т.е. общепризнанными организационно-правовыми формами социального обеспечения граждан, вызывает серьезное сомнение. Она создает правовую базу для расширения практики добровольного страхования взамен обязательного.

Трудно согласиться с определением временной нетрудоспособности как установленной медицинским органом неспособность работника в связи с заболеванием, трудовым увечьем или другим повреждением здоровья временно выполнять свою работу.

Более соответствующим нормам действующего законодательства представляется вывод, что временная нетрудоспособность - это состояние человека либо сложившиеся у него обстоятельства, препятствующие выполнению трудовых функций.

Необходимо гарантировать родителю получение пособия по временной нетрудоспособности на весь период ухода за больным ребенком без всяких ограничений размера пособия.

Представляется обоснованным предусмотреть выплату пособий в размере 80% заработка за первые 5 - 7 дней болезни и 100% заработка - за остальное время нетрудоспособности. Такой вариант является оптимальным с точки зрения охраны жизненного уровня застрахованных. Но, во всяком случае, размер пособия не должен быть меньше 80 - 85% заработка, что соответствовало бы сложившемуся на сегодняшний день среднему соотношению пособия и заработка. Такой уровень возмещения можно признать удовлетворительным при условии закрепления повышенных гарантий для низкооплачиваемых групп застрахованных.

Кроме того, застрахованным, заработок которых не превышает прожиточного минимума трудоспособного человека в Российской Федерации, следует выплачивать пособие в размере 100% заработка, что обеспечит хотя бы устойчивость их жизненных условий на период болезни. Соответственно, пособие застрахованным, заработок которых превышает прожиточный минимум, не может быть ниже величины этого минимума.

Норма о максимальном размере пособия в системе действующего правового регулирования сохранена быть не может и не должна применяется в соответствующих правоотношениях. Данной нормой неправомерно ущемляются социальные права лиц, чей средний заработок превышает предельный размер данного пособия, ухудшается их материальное положение в период временной нетрудоспособности - в отличие от граждан, чей средний заработок укладывается в данную сумму.

Необходимо отказаться от использования длительности стажа при определении размера пособия. Краткосрочность обеспечения по временной нетрудоспособности не требует учета прошлых "заслуг" застрахованного лица, в том числе в формировании страхового фонда. Природе этого страхового риска более соответствует равная степень защиты доходов всех застрахованных независимо от имеющегося у них стажа работы (периода страхования).

Следует также принять во внимание, что различия в ставках пособий в зависимости от продолжительности предшествующей деятельности фактически устанавливают преимущества в уровне защиты застрахованных более старших возрастов по сравнению с молодежью. Между тем последняя категория более подвержена риску временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за заболевшими детьми младших возрастов, и стажевые требования, ведущие к снижению возмещения утраченного заработка, несовместимы с ее особой ответственностью за благополучие детей.

Федеральный законодатель только частично учел позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в вышеуказанных актах. Из Определения № 16-О следует, что размер пособия по временной нетрудоспособности не должен ставиться в зависимость от продолжительности стажа работника, поскольку продолжительность стажа не может быть критерием предоставления страхового обеспечения: начинающие трудовую деятельность работники на время болезни в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка, что работники, имеющие длительный стаж работы (страховой стаж), ведь болеть могут одинаково тяжело и длительно как работники, имеющие небольшой стаж, так и работники, имеющие продолжительный стаж.

Таким образом, Конституционный Суд РФ сформулировал позицию, согласно которой размер страхового обеспечения не должен ставиться в зависимость от продолжительности трудового (страхового) стажа работника.

Представляется, что федеральный законодатель обязан установить нормы, предусматривающие выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от длительности страхового стажа.

В завершение работы следует отметить, что далеко не все проблемы, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, лежат в правовой плоскости.

Ни для кого не секрет, что в каждой организации существует своя культура, в частности и по отношению к больничным. В некоторых организациях действует негласное правило: личным примером административно-командного состава показывать, что болезнь работе не помеха. В любом состоянии с запасом лекарственных препаратов или без таковых топ-менеджеры появляются на своих рабочих местах, демонстрируя подчиненным, что работа превыше всего. На большую часть сотрудников такое поведение руководства, конечно, действует.

Кроме того, еще остаются работодатели, выплачивающие работникам заработную плату в конверте. В таких организациях, несмотря на поведение руководства, сотрудники уже задумываются, брать ли им больничный или нет, поскольку пособие начисляется из расчета «белой» зарплаты, которая порой не превышает прожиточный минимум. Получается, что болеть можно, но денег за это время работник фактически не получит.

Между тем для болезни не имеет значения, какое у работодателя отношение к заболевшим. Допустим, что простуда окончательно подкосила работника и по состоянию здоровья он не может появиться на рабочем месте.

 

Заключение

 

Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т.е. на основании трудового договора, и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающих граждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, адвокаты, состоящие членами коллегий адвокатов, члены старательских артелей, члены различных кооперативов.Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием.На выплату этого традиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75 %) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования.

Пособие по временной нетрудоспособности - одно из самых первых пособий, которое стало устанавливаться для наемных работников и гарантировало их социальное обеспечение в случае заболевании (травмы), то есть при возникновении случая, влекущего вынужденность прекращения человеком работы на определенный период времени.

Понятие «пособие по временной нетрудоспособности» тесно связано с понятием «обязательного социального страхования». Так, согласно порядку обязательного социального страхования, в том числе на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время осуществляется непосредственно через работодателей, при этом руководитель и главный бухгалтер несут ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования.

Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются:

- листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в определенном порядке (которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации);

- с 01 января 2011 года - справка (или несколько справок) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с предыдущего места (или мест) работы, службы, иной деятельности (если застрахованное лицо к моменту наступления нетрудоспособности не отработало у работодателя 2-х полных календарных лет).

В соответствии со ст.13 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия назначаются по месту работы работника. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах был занят у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему по всем местам работы (службы, иной деятельности) (ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

На основании проведенных исследований были предложены рекомендации по регулированию законодательства в сфере обеспечениями работающих при их временной нетрудоспособности.

1. Необходимо гарантировать родителю получение пособия по временной нетрудоспособности на весь период ухода за больным ребенком без всяких ограничений размера пособия.

2. Предусмотреть выплату пособий в размере 80% заработка за первые 5 - 7 дней болезни и 100% заработка - за остальное время нетрудоспособности. Размер пособия не должен быть меньше 80 - 85% заработка, что соответствовало бы сложившемуся на сегодняшний день среднему соотношению пособия и заработка.

3. Застрахованным, заработок которых не превышает прожиточного минимума трудоспособного человека в Российской Федерации, следует выплачивать пособие в размере 100% заработка.

4. Норма о максимальном размере пособия в системе действующего правового регулирования не должна применяться в соответствующих правоотношениях. Данной нормой неправомерно ущемляются социальные права лиц, чей средний заработок превышает предельный размер данного пособия, ухудшается их материальное положение в период временной нетрудоспособности - в отличие от граждан, чей средний заработок укладывается в данную сумму.

5. Необходимо отказаться от использования длительности стажа при определении размера пособия. Краткосрочность обеспечения по временной нетрудоспособности не требует учета прошлых "заслуг" застрахованного лица, в том числе в формировании страхового фонда. Природе этого страхового риска более соответствует равная степень защиты доходов всех застрахованных независимо от имеющегося у них стажа работы (периода страхования).

Следует также принять во внимание, что различия в ставках пособий в зависимости от продолжительности предшествующей деятельности фактически устанавливают преимущества в уровне защиты застрахованных более старших возрастов по сравнению с молодежью. Между тем последняя категория более подвержена риску временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за заболевшими детьми младших возрастов, и стажевые требования, ведущие к снижению возмещения утраченного заработка, несовместимы с ее особой ответственностью за благополучие детей.


Date: 2015-06-11; view: 1235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию