Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. 3 земельная политика государства





1.Особенности права собственности на землю

2. Регламентация землепользования и роль аренды

3.Земельное законодательство Республики Беларусь

 

Особенности права собственности на землю

Государственное регулирование, в первую очередь, призвано определить правовой коридор функционирования субъектов предпринимательской деятельности. Аграрное право регулирует общественные отношения, представляющие собой органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, основанных на частной и государственной собственности и складывающихся в процессе деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций, их объединений и граждан в сфере агропромышленного производства.

Опыт развития земельной собственности во всем мире не прост, а изобилие продуктов в наиболее развитых странах объясняется не только наличием у них частного землевладе­ния и единоличным способом хозяйствования, но и иными причинами.

Анализ зарубежной земельной практики позволяет сделать следующие выводы:

Первый сводится к тому, что в этих странах хорошо понимают раз­личие последствий, когда земля выступает как объект собственности, а когда как объект хо­зяйствования.

Второй заключается в понимании преимуществ крупного аграрного произ­водства, требующего и соответствующих зе­мельных площадей.

Третий состоит в том, что главным является вопрос не формы земель­ной собственности, а прав и обязанностей зем­левладельцев и землепользователей.

Не случайно восточноевропейские стра­ны, бывшие члены СЭВ, раньше России и Беларуси приступившие к приватизации, при­шли к выводу о необходимости корректив зе­мельных реформ. Бурная вначале деколлективизация земельных угодий быстро смени­лась здесь более осторожным подходом к транс­формации форм собственности. И для этого были веские причины.

В Румынии, например, массовая прива­тизация земельных участков привела к унич­тожению больших площадей виноградников, разрушению расположенных на приватизиру­емых землях хозяйственных построек, сокра­щению поголовья скота. Половиной новых землевладельцев оказались горожане, не уме­ющие вести хозяйство или не желающие уча­ствовать в производстве сельскохозяйственной продукции.

В Болгарии остановились на варианте сосуществования трех форм земельной соб­ственности: государства, общин и граждан.

Характеризуя положение восточноевро­пейских, бывших социалистических стран, можно заключить, что единоличная собствен­ность на землю там частично восстановлена, однако развитого рынка земли пока нет. Со­хранены значительные ограничения на исполь­зование полученной в частную собственность земли, лимитированы максимальные и мини­мальные размеры арендуемых участков.

Даже в Германии, где есть большая возможность государственной поддер­жки для желающих организовать собственное хозяйство, частные земли занимают только 10% и большинство крестьянских хозяйств объе­динились в кооперативы, так как в мелкото­варном хозяйстве невозможно эффективно использовать дорогостоящую современную технику; отсутствуют достаточные средства для расширенного воспроизводства.

Целью аграрной политики правительства Германии в отношении восточных земель страны является отнюдь не ликвидация обществен­ной собственности, а формирование высоко­производительного сельскохозяйственного производства, отвечающего экологическим требованиям и конкурентоспособного на западноевропейском рынке. В западных землях крестьянские хозяйства имеют в среднем площадь 17-18 га, в восточных — 90 га, а сельскохозяйственные предприятия - в пределах 1030-1710 га. Западные эксперты считают, что такие хозяйства будут предпочтительными по равнению с мелкими семейными, что подтверждается ростом в последние годы производительности труда в растениеводстве крупных хозяйств восточных земель.

В США, которые принято считать оплотом частного землевладения, около 30% земельного фонда принадлежит государству (из них 85% - федеральная собственность и 15% - собственность правительства штатов), а 70% - находится в частной, в том числе корпоративной собственности. При этом на индивидуальные семейные фермы приходится 77% общей численности ферм и свыше 59% - производства всей сельскохозяйственной продукции. Для семейно-групповых ферм, к которым относятся более крупные производственные образования, указанные показатели составляют 3 и 34% соответственно. Остальная часть продукции производится более крупными част­ыми акционерными фермами.


В Соединенных Штатах государственные органы имеют право изымать земельную собственность при необходимости ее общественного использования. Право изъятия частной собственности - неотъемлемое право государства, связанное с суверенитетом, предполагающее осуществление властных полномочий по выполнению функций государственного управления.

Наиболее серьезным шагом в расширении сферы применения права изъятия частной собственности стало в 1967 году решение Верховного Суда США, который признал конституционность Закона штата Гавайи о земельной реформе. Этот закон предусматривал возможность изъятия земель для того, чтобы уменьшить степень концентрации земельной собственности в руках немногочисленной группы, занимавшей в свое время высшие должности на Гавайских островах. Закон разрешал штату приобретать право собственности на недвижимость и затем передавать ее арендаторам этого имущества.

Еще одним важным инструментом регулирования отношений земельной собственности в США является так называемое право полицейской власти, означающее необходимость защищать и обеспечивать здоровье населения, его безопасность, мораль и общественное благополучие. Применительно к использованию земли осуществление этого права способно ограничить свободу собственников в использовании земли по их усмотрению. Это может происходить в случаях причинения собственником неудобств и беспокойства другим собственникам, нарушения санитарных требований, защиты интересов собственников-соседей, необходимости доступа полиции на территории, находящиеся в частной собственности.

Государство также вправе вернуть себе права собственности на землю в случае объявления имущества выморочным (отсутствие наследников), неуплаты налогов или если земля заброшена. Права собственника земли подразделяются в США на права, связанные с использованием поверхности земли и пространства под и над поверхностью земельного участка.

Законы, принятые в конце Х1Х - начале ХХ в., зарезервировали право собственности на недра и полезные ископаемые за правительством Соединенных Штатов. Поселенцы, приобретшие патенты на землю согласно этим законам, не получали прав на использование недр: они резервировались за федеральным правительством или штатом. Зарезервированные полезные ископаемые оставались предметом аренды, купли продажи или заявки на добычу. Заявка на добычу - акт присвоения и требования согласно установленным правилам и местным обычаям участка земли или определенного района, в недрах или на поверхности которых обнаружены драгоценные металлы или их руды и которые являются федеральной или штатной собственностью, с намерением занять его и вести добычу полезных ископаемых при получении разрешения правительства Соединенных Штатов [5, c. 74].

Поскольку владелец земельного патента (или его наследник) обладали лишь правом собственности на поверхность земли, подчиненным федеральному праву на недра, то существовала вероятность порчи и даже уничтожения поверхности земли как объекта права собственности в случае добычи полезных ископаемых. Поэтому Конгрессом США в 1976 году был принят Закон о федеральной политике по управлению землями, разрешивший собственнику земли ходатайствовать о приобретении полного патента, объединяющего права как на поверхность, так и на недра земли.


Современная концепция права частной собственности на землю в США состоит не только в том, что государство обладает рычагами регулирования использования собственности и ограничения прав частного собственника, но и в весьма эффективном правовом механизме, базирующемся на признании права частной собственности как естественного права человека [9, c. 82].

Собственность на землю в Китае отделена от землепользования и землевладения там продается право пользования землей и таким образом земельные отношения включаются в рыночные механизмы. Арендные отношения выдвинуты в качестве основных с сохранением на земельные ресурсы собственности народа в лице государства и с предоставлением коллективным и индивидуальным арендаторам всей необходимой полноты прав, требующихся для организации эффективного производства и хозяйского использования их земельных участков. Более 96% сельскохозяйственных земель в Китае находятся сегодня в аренде, вопрос о передаче их в частную собственность не ставится.

Итак, нынешний зарубежный институт частной собственности на землю в развитых ранах давно не однозначен прежнему праву, которому воля собственника являлась законом для данного земельного пространства. Вопросы производства сельскохозяйственной продукции на любой земле регулируются многими структурами - государством, кооперативами, потребительскими обществами и т.д. Использование аренды становится общей мерой для многих стран, сокращается рынок земли как объекта собственности и увеличивается - как объекта хозяйствования.

Основные принципы земельного права:

1. принцип учета публичных и частных интересов при регулировании земельных отношений;

2. принцип целевого использования земельных участков;

Это основная правовая характеристика земельного участка. За нарушение этого принципа наступает административная, гражданско-правовая, земельно-правовая ответственность (вплоть до изъятия земельного участка). Реализация этого принципа на практике заключается в том, что если собственник земельного участка использует его не по назначению, то этот участок может быть изъят;

3. принцип рационального использования земельных участков;

Рациональное использование – это использование земельного участка с получением максимальной прибыли при минимальных издержках и с соблюдением всех требований законодательства (природоохранного, земельного и иного). Требование рационального использования реализуется не только правообладателем земельного участка, но и государственными органами (наиболее правильное перераспределение земельных ресурсов).

4. принцип управления в сфере использования и охраны всеми земельными участками независимо от формы собственности на них (этот принцип тесно переплетается с целевым назначением);

5. принцип платности использования земельных ресурсов;


Впервые о платности использования земли законодатель закрепил в Земельном кодексе 1991 года; в этом же году был принят закон о плате на землю. Сегодня этот вопрос регулируется Земельным кодексом и Налоговым кодексом. Существует две формы платы: земельный налог и арендная плата. Исключение из этого принципа могут быть установлены ФЗ.

6. принцип приоритета интересов народов, населения, проживающих на соответствующей территории;

Он отражается в нормах законодательства: если земельный участок предоставляется для строительства, должны учитываться интересы населения, проживающего в этой местности. В СМИ опубликовывается информация о планируемом выделении участка. Этот принцип связан с первым – принципом учета публичных и частных интересов;

7. принцип приоритета особо ценных земель и особо охраняемых земель (земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, земли историко-культурного назначения и другие);

Этот принцип означает, что изъятие некоторых категорий земель осуществляется в исключительных случаях, либо на их изъятие установлен запрет;

8. принцип учета многоаспектности земли при регулировании земельных отношений.

Таким образом, земельные отношения в любой экономической системе складываются между различными социальными группами и отдельными лицами по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками. От состояния этих отношений во многом зависят социально-экономическое по­ложение людей и уровень экономического развития страны. Формирование рыночных структур в аграрном секторе экономики пост­советских стран, к которым относится и наше государство, требует всестороннего переосмыс­ления сложивших земельных отношений, прав и обязанностей владельцев и пользователей земли, форм земельной собственности, а так­же необходимости их реформирования.

Регламентация землепользования и роль аренды

Анализируя опыт зарубежной практики государственного регулирования, следует отметить, что в законодательствах многих стран совершенно четко просматривается тенденция усиления государственноговмешательства в земельные отношения, и в первую очередь - в установление порядка продажи, аренды земельных участков, их наследования.

В некоторых странах существуют специальные правила порядка продажи земель. В соответствии с законодательством Австрии и ФРГ, например, для заключения всех земельных сделок необходимо разрешение специальных государственных органов.

Государственным вмешательством в отношении аренды сельскохозяйственных земель также является:

предварительное разрешение на заключение договора аренды уполномоченным на то государственным органом (Германия); включение в договор, независимо от воли сто­рон, обязательств по использованию земли в соответствии с государственной земельной политикой (Германия, Великобритания); использование определенных государством минимального и максимального размеров арендной платы (Германия, Франция и др.); создание специальных судов по разрешению споров, связанных с арендой сельскохозяйственных земель. Законодательство ряда стран (Бельгия, Дания) устанавливает также преимущественное право покупки земельного участка арендатором.

Регулируется государством и наследова­ние сельскохозяйственных земель. В отличие от гражданского законодательства, отдающего приоритет наследованию по завещанию и пре­дусматривающего возможность дробления на­следства, здесь действуют иные принципы. За­конодательство многих зарубежных стран (Германия, Австрия, Франция, Норвегия) предусматрива­ет право собственности на землю лишь одного лица и при условии, что наследник - лицо, обладающее соответствующей квалификацией.

Аграрное право Германия не поощряет дробление крестьянских хозяйств, земель­ных и лесных участков при наследовании и других сменах владельца, использование сель­хозугодий не по назначению или непродук­тивно; гарантирует защиту интересов аренда­торов; предусматривает государственный кон­троль за сделками, связанными с отчуждени­ем, куплей и продажей земельных участков; поощряет улучшение качества земельных уго­дий. В частной собственности находится свы­ше 95% земель, участвующих в сельскохозяй­ственном обороте. Остальные земельные учас­тки принадлежат государству (общинам, федерации в целом, церкви, учебным заведениям). Согласно Закону о сделках с земельными участками, обязательства по использованию зем­ли в общественных интересах проявляются в совокупности правовых норм, регулирующих сделки, связанные с земельными участками, порядок их заселения, осуществление земле­устроительных мероприятий, право единонас­ледия крестьянского хозяйства и т.д.

В настоящее время в России собствен­ность на природные ресурсы и средства про­изводства существует в двух формах - госу­дарственной и частной. Первая охватывает федеральную, республиканскую, региональную и муниципальную собственность; ко второй относится индивидуальная - личная, акцио­нерная, кооперативная, коллективная. В результате проведения нового земель­ного курса в России резко изменилась струк­тура землепользователей: около 50% земли находится в собственности акционерных об­ществ, товариществ, сельскохозяйственных ко­оперативов и других коллективных хозяйств с долевой земельной собственностью; на 9% сельхозугодий ведется индивидуальное хозяй­ство; неизмеримо увеличилось число участ­ников земельных отношений.

Изучение зарубежной практики показывает, что действенная система государственного контроля опирается как на экономические методы, так и на административные, причем экономический механизм действует в том числе и на принципе отдачи вложенных средств. Зарубежные системы земельных отношений содержат значительное число стимулирующих рычагов, некоторые непосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны земель.

При нарушении субъектом норм пользования угодьями их права могут быть в какой-то части приостановлены. В США, например, экономическое нарушение приводит к лишению предприятий государственных контрактов, субсидий или ссужаемых средств. В большинстве стран, использующих финансовые стимулы для поддержки мер по уменьшению загрязнения земель, невыполнение условий, выдвигаемых для получения займа, приводит к прекращению финансирования. Право организаций государственной финансовой системы осуществлять подобные действия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием.

В странах с развитой экономикой для обеспечения охранного землепользования используются методы как прямого, так и косвенного действия при явном преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые способствуют предупреждению условий для возникновения правонарушений, чем меры наказания за эти нарушения.

В качестве таких профилактических мер особо широко применяются профессиональные (специальные и предпринимательские) требования к лицам, покупающим или арендующим земельные участки. Причем эти требования, если говорить об аренде, в равной степени предъявляют и сдающий землю, и те, кто от имени государственных, общественных или кооперативных организаций участвуют в оформлении арендных сделок. Первый — потому, что заинтересован в более высоких суммах арендной платы, которые (особенно при фиксированных ставках) целиком зависят от объемов производства, инвестиций и умения арендатора продуктивно использовать передаваемую ему землю. Вторые — как облеченные таким правом, защищающим национальные или кооперативные интересы [21, c. 87].

Большое значение имеют прямой контроль за использованием земель специалистами государственных или других уполномоченных на это служб и неотвратимость установленной законом ответственности.

Основной метод регулирования землепользования в больших городах США - зонирование.

В начале ХХ века в нескольких городах (в том числе в столице - Вашингтоне) были введены ограничения на высоту сооружаемых зданий, которые применялись в определенных районах для усиления охраны здоровья и безопасности населения. Практика зонирования распространилась очень быстро, особенно после того, как в 1926 году Министерство торговли обнародовало федеральный Закон о зонировании для штата. С помощью этого закона в США государство защищает здоровье, безопасность, благополучие и мораль общества и в настоящее время. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды.

В США одним из средств регулирования использования земель в общественных целях является регламентация деления земельного участка для застройки и продажи. Правила разделения земельных участков предусматривают меры по защите рек, озер, подземных вод от загрязнения, меры по сохранению естественной растительности, поддержанию низкой плотности застройки. Правила могут запрещать застройку некоторых земель, например подверженных наводнениям, поскольку их застройка может создать угрозу здоровью людей, природной среде и т.д.

Муниципальные органы власти могут потребовать от застройщиков построить школы, парки, водопровод и т.п., обязанность сооружения которых возложена государством на муниципалитет.

 

В связи с этим ученые и практики придают важное значение платному землепользованию. Основным видов платы за землю является земельный налог. Ставка земельного налога устанавливается с учетом качества земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйственного назначения), а также местоположения, зон градостроительной ценности, социально-культурного потенциала территорий (по несельскохозяйственным землям).

Основные цели введения платы за землю состоят в стимулировании:

• рационального использования земель;

• повышения плодородия почв;

• выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

• обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов этих мероприятий;

• освоения и охраны земли.

От уплаты земельного налога полностью освобождены:

• научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого профиля (за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур);

• организации Российской академии сельскохозяйственных наук;

• крестьянские (фермерские) хозяйства - в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Многолетней практикой зарубежных стран доказано, что при прочих равных условиях фермерские хозяйства, работающие на своей и на арендованной земле, по уровню эффективности и конкурентоспособности не уступают друг дру­гу. Более того, признано, что аренда по сравнению с частным землевладением имеет ряд преимуществ: арендатору не надо искать деньги на покупку земли; он может сосредоточить свои средства на покупке нужных машин, оборудования и на текущих затратах, а необходимость регулярно платить арендную плату способ­ствует более эффективному ведению хозяйства.

Из этого следует, что активного хозяина создает не право собственности на землю, а право собственности на результаты своего труда и на те средства производства, с помощью которых он их достигает на арендуемой земле. Поэтому долгосрочная аренда как метод землепользования получает все большее распро­странение. На основе аренды земли у частных землевладельце» в США уже ис­пользуется около 60 % сельхозугодий, а в ряде стран ЕС — и того больше (в Бель­гии, например, — более 70 %). В этих странах аренда стала основным путем при­влечения дополнительных сельхозугодий с целью создания оптимального размера крупноземельных ферм как более экономически эффективных и конкурентоспо­собных. В мире имеется и многолетний опыт высокоэффективной работы сельхоз­предприятий разных форм собственности на базе долгосрочной аренды земли у государства. Такой опыт есть в Китайской Народной Республике, Израиле, Гол­ландии и др.

Исходя из зарубежного опыта высокой эффективности арендной формы зем­лепользования, есть основание считать, что нам в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда. По своей сути она является рыночной формой хозяйствования и потому больше подходит для условий переходного периода.

Совершенствование системы землепользования путем развития долгосрочной аренды земли у государства имеет ряд преимуществ перед ее приватизацией, так как позволяет:

· сформировать для каждого хозяйства удобное землепользование и виде сплошного и компактного массива рациональных размеров с устойчивыми грани­цами, избежать мелкоземелья, чересполосицы, сложностей выделения и движе­ния земельных долей;

· осознанно строить оптимальную структуру товарного сельского хозяйства по соотношению в ней крупнотоварных предприятий разных размеров землепользо­вания, специализации и разных форм собственности на них и таким образом быстрее в историческом плане выйти на высокий уровень рыночной надежности товарного сельского хозяйства республики в целом;

- максимально предотвратить разрушение и обесценивание уже действующих крупнотоварных предприятий интенсивного типа;

· создать многоукладную экономику сельского хозяйства путем преобразования ряда колхозов и госхозов в оптимального размера частные предприятия корпора­тивного типа (кооперативные, акционерные, совместные фермерские: семейно-родственные, семейно-соседские и т.п.; и сохранения ныне действующих форм сельхозпредприятий там, где с государственной точки зрения это целесообразно, и там, где их работники выберут для себя такой вариант развития на перспективу;

· переходить от общественных к частным формам сельхозпредприятий на базе сложившихся размеров землепользования колхозов и госхозов или их внутрихо­зяйственных подразделений (отделений, производственных участков, бригад), т.е. размеров землепользований, которые создавались из расчета рационального комплектования и использования современного набора машин и механизмов, необходимых для комплексной механизации производства и кардинального повы­шения производительности труда в сельском хозяйстве. Такая преемственность при формировании размеров землепользования рыночных форм предприятий по­ложительно отразится на их эффективности в будущем;

· облегчить, упростить, ускорить, удешевить и социально обезопасить процесс формирования многоукладной экономики сельского хозяйства;

· создать на основе долгосрочной аренды и различных форм собственности эко­номически активных хозяев на земле, конкурирующих между собой за высшую эффективность производства;

· внести конкурсный отбор арендаторов сельхозугодий;

· держать под государственным мониторингом основные процессы, связанные с землевладением, землепользованием и землеустройством; обеспечить их развитие на научной основе, что позволит быстрее выйти на более низкий уровень трудо-, энерго- и ресурсоемкости производства продукции в сельском хозяйстве.

Имея такие возможности, нет смысла спешить с полным переходом от госу­дарственной к частной собственности на сельхозугодья. Вначале надо освоить тот потенциал, которым обладает аренда земли у государства. А потенциал этот велик и при разумном его использовании можно ускорить процесс строительства наибо­лее экономически эффективного (оптимального) варианта рыночной экономики сельского хозяйства, т.е. такою, к которому в век НТП стремятся все развитые страны. Такому строительству государственная собственность на землю на усло­виях аренды лучше и больше благоприятствует, чем частная. Частная, особенно мелкоземельная (нередко в сочетании с чересполосицей), является тормозом для такого рода проектов.

Трансформации части государственных сельхозугодий в частное землевладе­ние в системе товарных сельхозпредприятий в перспективе может быть применена в роли способа поощрения тех из них, которые в течение многих лет будут иметь показатели производительности и оплаты труда, урожайности культур, продук­тивности скота и рентабельности производства на уровне развитых стран мира, т.е. право частной собственности на землю может быть честно заработано и слу­жить, росту экономической и социальной эффективности сельского хозяйства рес­публики и целом. Перерастание аренды земли в частную собственность на нее только после достижения на арендуемой земле стабильно высокого уровня эффек­тивности сельскохозяйственного производства полностью отвечает интересам строительства социально ориентированной рыночной экономики и потому встре­тит в республике лучшее понимание и поддержку со стороны народа.

Принципиально важно, что объединение таким путем землевладения и земле­пользования в единую систему хозяйствования на земле и юридическое признание государством права частной собственности на нее позволит:

прочно привязать сельскохозяйственные земли к тем, кто непосредственно наиболее грамотно и эф­фективно их обрабатывает;

максимально избежать злоупотреблений, обмана и несправедливости при становлении новой системы земельных отношений в сель­ском хозяйстве.

Следовательно, ориентация на максимальное сохранение государственной собственности на сельхозугодья и их использование на условиях долгосрочной аренды в сочетании с преимущественным развитием корпоративных (артельных) форм предпринимательской деятельности на земле позволит на деле постепенно передать многие колхозы и госхозы в руки (в собственность) их трудовых коллек­тивов. Именно таким путем приватизация в сельском хозяйстве может быть про­ведена в интересах подавляющего большинства не только селян, но и горожан.

 

 

2.Земельное законодательство Республики Беларусь

Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Налоговым Кодексом, Кодексом РБ о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними другими актами законодательства.

Нормы гражданского законодательства применяются к земельным отношениям с учетом положений, установленных земельным законодательством.

Собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

По состоянию на 1 января 2001 г., общая площадь земель Республики Беларусь состав­ляет 20,76 млн. га, в том числе 9,3 млн. га сель­скохозяйственных земель, из них пахотных -6,1 млн. га. В общей площади доля земли, на­ходящейся в частной собственности (72,9 тыс. га), составляет 0,35%, а в площади сельскохо­зяйственных земель - 0,79%. Собственниками земли в стране являются 390 тыс. граждан, из них ведущие личное подсобное хозяйство - 85,3 тыс. граждан. Средний размер земельных участков, переданных в частную собственность, - 0,19 га, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства - 0,52 га. Частный сек­тор страны (хозяйства населения и фермерс­кие), располагая 17% посевных площадей, про­изводит 44% объема сельскохозяйственной продукции.

В Республике Беларусь земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством Республики Беларусь.

Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Субъектами земельных отношений являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.

Земельные отношения РБ осуществляются на основе принципов:

- государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;

- обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;

- использования земельных участков по целевому назначению;

- эффективного использования земель;

- охраны земель и улучшения их полезных свойств;

- платности землепользования;

- установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;

- гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан и т.д.

Пользование земельными участками в Республике Беларусь платное.

Формами платы за земельные участки является земельный налог [15].

Граждане Республики Беларусь за земельные участки, находящиеся у них в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании, юридические лица за земельные участки, находящиеся у них в собственности или в пользовании, а также иностранные государства за земельные участки, находящиеся у них в собственности, уплачивают земельный налог.

Юридические и физические лица, в том числе иностранные, лица без гражданства, иностранные государства за переданные им в аренду земельные участки уплачивают арендную плату. Размер арендной платы определяется договором аренды земельного участка.

Вопросы, касающиеся порядка налогообложения, ставок земельного налога, налоговой базы в настоящее время регламентируется Особенной частью Налогового Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009г. №71-3.

При сделках по отчуждению земельных участков может применяться нормативная, льготная или договорная цена.[14].

Цена земельных участков по сделкам между собственниками земельных участков устанавливается участниками сделки, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Взимаемая за земельные участки плата в виде земельного налога поступает в областные бюджеты и бюджет г. Минска и направляется на охрану земель, повышение их качества, материальное стимулирование землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, в том числе арендаторов, а также на землеустройство и социальное развитие территории.

Выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд производится по их кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Оценивая современное состояние аграрного законодательства Республики Беларусь на фоне развития других отраслей права можно констатировать его статичность и неразвитость. Конкретно для отрасли имеется 5 законов и ряд Указов и Декретов Республики Беларусь. К Законам относится: "О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса"(1991г.), который носит чисто декларативный характер и принят без учета необходимости разработки механизмов по реализации объявленных приоритетов; "О крестьянском (фермерском) хозяйстве(1991г.), ряд положений которого вступают в противоречии с принятым позже Гражданским кодексом Республики Беларусь; "О племенном деле в животноводстве"(1994г.); "О ветеринарном деле"(1994г.); "О патентах на сорта растений"(1995г.); "О семенах"(1997г.), которые регламентируют исключительно технологические аспекты агропромышленного производства.

Поскольку аграрное право является скорее производной отраслью по отношению к другим традиционным отраслям права, то ряд общественных отношений в АПК регулируется широким спектром и других законодательных актов. С вступлением в силу нового Гражданского кодекса Республики Беларусь в 1999г. очевидным стала неопределенность юридического статуса подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере: колхозов, совхозов, части реформированных предприятий, государственных предприятий республиканской и коммунальной собственности и крестьянских(фермерских) хозяйств. Принятые в развитие Кодекса Декрет Президента Республики Беларусь №11 от 16 марта 1999г., № 22 от 16 ноября 2000г. и Указ Президента республики Беларусь №49 от 2 февраля 2001г. об утверждении Примерного устава колхоза(сельскохозяйственного кооператива)не внесли полной ясности в перспективы дальнейшего правового развития сельскохозяйственных организаций и их адаптации к формирующейся рыночной среде. Возможности по кооперации и интеграции с предприятиями других сфер АПК ограничиваются еще действующим в настоящее время Законом СССР "О кооперации"(1988г.). Проект Закона об адаптации сельского хозяйства к рыночным условиям обсуждался в парламентских комиссиях, но до настоящего времени не принят.

На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами отечественного аграрного законодательства, сдерживающими прогрессивное развитие агропромышленного производства, стали:

неопределенность правового статуса организаций АПК. В связи с этим необходимо провести перерегистрацию юридических лиц функционирующих в АПК для легитимизации колхозов, долевых коллективных хозяйств, совхозов и других государственных структур; осуществить правовое развитие крестьянского(фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы;

неопределенность правового положения ряда существующих объединений в АПК и неясность перспектив их адаптации к рамкам, установленным Гражданским кодексом;

неразвитость ряда механизмов реализации объявленных Гражданском кодексом (1999г), Кодексом о земле(1999г.), Законом о санации и банкротстве(2000г.) положений применительно к сфере АПК;


отсутствие четкого законодательного оформления: агропромышленного производства как объекта государственного регулирования и управления; баланса функций государственных органов управления и организаций АПК при реализации агропродовольственной политики, а также методов ее осуществления; правил поведения сторон в трансакциях государства и организаций;
неурегулированность ряда экономических отношений возникающих в процессе интеграции агропромышленного производства;
большой удельный вес временных и локальных(ведомственных) правовых актов, регулирующих отношения в агропромышленном производстве, противоречивость, бессистемность, непоследовательность, декларативность норм при отсутствии механизмов обеспечивающих их реализацию, необязательность их соблюдения.

Законодательными актами, формирующими основу государственного регулирования агропромышленного производства, призванными служить делу аграрной реформы в Беларуси могли бы стать:

Закон или равный ему по правовой силе законодательный акт "О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Беларусь". Этим нормативно-правовым актом необходимо согласовать юридическое и экономическое понимание таких базовых организационных категорий, как "агропромышленное производство", "государственное регулирование агропромышленного производства", "сельское хозяйство", "производитель сельскохозяйственной продукции"и ряд других. Уточнение понятийного аппарата должно быть положено за основу при последующем совершенствовании нормативно-правовой базы.

Требуют четкой регламентации вопросы государственного регулирования в сфере: агропродовольственной политики; финансирования агропромышленной сферы; ценообразования, кредитования, расчетов и страхования; внешнеэкономической деятельности; государственной поддержки научной деятельности и развития социальной сферы села.

Закон "О сельскохозяйственной кооперации и интеграции в Республике Беларусь"В Законе необходимо предусмотреть весь механизм создания и функционирования кооперативов, а также возможности по их внутренней и внешней интеграции с другими организациями АПК, ее потенциальные формы и комбинации на договорной основе или в различного рода объединениях.

Требуется принятие новой редакции Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который учитывал бы всю специфику образования и функционирования данного юридического лица, несмотря на то, что сам факт рассмотрения крестьянского(фермерского) хозяйства в качестве самостоятельной организационно-правовой формы согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь является весьма спорным с экономической точки зрения.

Совершенствование организации АПК тесно связано с изменениями экономических отношений, затрагивающими все факторы агропромышленного производства. Развитие земельных отношений на основе многообразия форм собственности и хозяйствования на земле требует неотложного создания соответствующей правовой базы: принятия нормативно-правовых актов Республики Беларусь "Об аренде земель сельскохозяйственного назначения и о залоге прав аренды"с последующей актуализацией вопроса о приватизации земель сельскохозяйственного назначения в обществе. Целесообразным было бы в последствии рассмотреть замену единого сельскохозяйственного налога на унифицированный земельный налог для товаропроизводителей.

В настоящее время Беларусь по-прежнему находится на первой стадии осуществления аграрной реформы, а отсутствие мер по ее развитию и углублению приобретает перманентный характер. Принятием предложенных законодательных актов могло бы быть положено начало реальному формированию системы государственного регулирования, как института, обеспечивающего достижения цели аграрной реформы и стабилизации экономики страны в целом.


Список литературы

1. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, № 8*2002. Когановский С.Б. – Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды;

2. Белорусский экономический журнал, № 2*2001. Кивейша Е.И. – Землевладение и землепользование;

3. Белорусский экономический журнал, № 3* 2001. Удовенко С.А., Унукович А.В. – Земельная собственность в Республике Беларусь: состояние и проблемы;

4. Белорусский экономический журнал, № 2*2003. Филиппович Н.В. – Налогообложение городских земель в переходной экономике: роль и проблемы развития;

5. Веснiк БДЭУ, № 2, 2003. Кивейша Е.И. – Землевладение и землепользование в сельском хозяйстве Республики Беларусь;

6. Экономист, № 2*2003. Липски С. – Изменение земельных отношений.

7. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004;

8. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999;

9. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1997;

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998;

11. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Бином», «Лаборатория базовых знаний», 1997.

12. Е. В. Серова. Аграрные реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. //Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г., с. 13-

13. Аксененок, Г. Критика современных буржуазных аграрноправовых теорий. М., 1972.

14. Быстрой, Г.Е. Право собственности в аграрном законодательстве зарубежных стран. - Уфа: БГУ, 1994г.

15. Васильев Е.Н.Формы и типы арендных отношений в США // США: экономика, политика и идеология. 1991. № 8.

16. Веденин Н.Н. Роль права в сельскохозяйственной рыночной экономике США // Государство и право. 1992. № 10.

17. Земельное право. Учебник для вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - С.А. Боголюбов. М., 1998.

18. Кодекс Республики Беларусь о земле, 23.07.2008. №425-3.

19. Серова, Е. В. Реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. //Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г.

20 Сотников, С.В. Реформирование сельскохозяйственного сектора Республики Беларусь: достижения и нерешенные проблемы. Технический документ Всемирного Банка № 475R, 2000г.

 







Date: 2015-06-11; view: 1288; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.051 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию