Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно-правовые основы регулирования регионального развития в Российской Федерации
Одной из форм реализации полномочий соответствующих органов государственной власти по собственным предметам ведения является издание нормативных правовых актов соответствующего уровня - федеральных и региональных, в том числе регулирующих экономику субъектов Федерации. Среди нормативных правовых актов по управлению экономикой субъектов Российской Федерации, выделяются: - нормативные правовые акты общего характера, которые наряду с другими вопросами регулируют вопросы региональной экономики; - нормативные правовые акты специального характера, непосредственно регулирующие региональную экономику. К первой группе относятся рассмотренные ранее Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О принципах и порядке разфаничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав (Основной закон) Липецкой области.
Например, Устав (Основной закон) Липецкой области наряду с другими определяет следующие вопросы, прямо или косвенно касающиеся региональной экономики: - разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по экономическим вопросам (ст. 10-15); - компетенцию органов государственной власти области, в том числе в экономической сфере (ст. 30-31, 38, 40); - основы местного самоуправления в области, в том числе компетенцию органов местного самоуправления (ст. 52-53, 55) и его экономические основы (ст. 57 «Экономическая основа местного самоуправления», ст. 58 «Местный бюджет»); - основы экономики области (Раздел V «Экономика области»: глава 9 «Экономическая система области» и глава 10 «Свобода экономической деятельности на территории области», раздел VI «Финансы области»: глава 11 «Финансовые ресурсы области» и глава 12 «Бюджетная система области», глава 13 «Кредитные ресурсы области»). . Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, специально посвященные регулированию экономики субъектов Российской Федерации. К таким относится, например. Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.99 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации». Этот закон определяет общие принципы и основные задачи деятельности ассоциаций, их отношения с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Другой нормативный правовой акт специального характера - Федеральный закон Российской Федерации от 04.01.99 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - закрепляет право субъектов Российской Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей, определяет общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей. На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся проекты Федеральных законов Российской Федерации (по состоянию на 20.01.2002 года): - «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации»; - «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации»; - «О федеральных целевых программах регионального развития». На региональном уровне нормативными правовыми актами, направленными на регулирование экономики области, являются законы Воронежской области «Об управлении государственной собственностью Воронежской области» (от 17.03.97 г. № 86-3), «Об областном (региональном) государственном заказе» (от 05.01.96 г. № 40-3), «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» (от 09.06.95 г. № 18-3) и другие нормативные правовые акты. Помимо изложенной выше классификации (по кругу регулируемых отношений) нормативные правовые акты, регулирующие вопросы экономики субъектов Российской Федерации, различаются по уровню нормативного регулирования (по юридической силе). Прежде всего выделяются федеральные и региональные нормативные правовые акты. К федеральному уровню относятся: - Конституция Российской Федерации 1993 года, устанавливающая основы экономической системы страны в целом и ее территорий, в частности; - федеральные конституционные законы и федеральные законы, регулирующие отдельные экономические вопросы, в том числе развитие экономики регионов; - указы Президента Российской Федерации, регламентирующие особенно важные вопросы жизнедеятельности государства и общества и занимающие особое место в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации; - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, всесторонне и оперативно регулирующие экономические и финансовые отношения; - ведомственные нормативные акты (прежде всего Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и т. д.). На законодательном уровне регулируются наиболее значимые экономические вопросы, например реализация конституционного принципа свободы экономической деятельности. Этот принцип нашел развитие в Законе Российской Федерации от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Федеральных законах от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». На федеральном уровне регулируется экономика отдельных территорий Российской Федерации, имеющих сложные природно-климатические и другие условия. К таким территориям, несомненно, относится Крайний Север. Его экономическое развитие регулируется прежде всего Федеральным законом от 19.06.96 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». В первой половине 90-х гг. к федеральным законам по юридической силе фактически приравнивались указы Президента Российской Федерации. Классическим примером стал Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», который коренным образом изменил действующую на тот момент налоговую систему Российской Федерации и внес изменения в основные законы о налогах и сборах. Тем самым был нарушен принцип законодательного регулирования налогов и сборов. В связи с таким смешением в иерархии нормативных актов возникла точка зрения об особом месте в российском законодательстве указов Президента Российской Федерации, которая находила многочисленные подтверждения вплоть до середины 90-х гг. прошлого века. Такая роль указов Президента обусловлена была сложной политической и экономической ситуацией, противостоянием с законодательной властью и необходимостью оперативно регулировать новые экономические отношения. Так, в 1991-1992 гг. Президент принимает следующие важные для начала осуществления экономической реформы указы: «О мерах по либерализации цен» (от 03.12.91 г. № 297), «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (от 12.12.91 г. № 213), «О свободе торговли» (от 29.01.92 г. № 65), «О едином экономическом пространстве РСФСР» (от 12.12.91г. № 269)и др. В настоящее время указы Президента Российской Федерации по юридической силе находятся ниже федеральных законов, но по-прежнему регулируют отдельные аспекты экономических отношений. Например, вопросы ценообразования (Указы Президента Российской Федерации от 28.02.95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», от 25.07.98 г. № 890 «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ»), развития оборонной промышленности (Указы Президента Российской Федерации от 08.05.96 г № 688 «О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации», от 23.10.2000 г. № 1769 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации»). Большое значение в регулировании экономических отношений имеют постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Они регулируют отношения, отнесенные к ведению Российской Федерации, исполняют и реализуют положения Федеральных законов, утверждают федеральные целевые программы и концепции развития экономики России. Так, распоряжением от 10.07.200 1г. № 910-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Правительство России своими нормативными актами содействует выравниванию уровня социально-экономического развития субъектов Федерации. Постановлением от 19.09.98 г. № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» была утверждена «Методика распределения средств, предназначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов», постановлением от 11.10.2001 г. № 717 Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.). Этой же цели содействуют постановление от 27.07.2001 г. № 564, утвердившее Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года», от 07.03.2000 г. № 198 - «Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» и т. д. Регулированием экономики субъектов Российской Федерации, прежде всего, занимаются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России к его компетенции относится разработка основных принципов региональной экономической политики и экономических основ федеративных отношений. Так, Минэкономразвития России осуществляет методическое руководство процессом разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ежегодно издает соответствующие распоряжения (включая инструктивные материалы и сценарные условия) по разработке прогнозов, проводит учебно-методические семинары-совещания. Большая роль принадлежит Минэкономразвития России в регулировании процесса инвестиционной деятельности в субъектах Федерации, оценке инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включению их в федеральные целевые программы. Министерство издает распоряжения о ежемесячном предоставлении субъектами Федерации мониторинга их социально-экономического развития с целью оценки их деятельности и составления мониторинга социально-экономического развития Российской Федерации в целом. В задачи еще одного органа федеральной исполнительной власти - Минфина России - входят: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. По всем этим вопросам Министерство разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации. Регионы осуществляют управление своей экономикой посредством следующих нормативных правовых актов: - Конституций и Уставов субъектов Федерации; - законов соответствующего уровня, принимаемых органами законодательной власти регионов; - нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в российских республиках, единственных в мире, исполнительная власть может быть представлена не только Правительством, но и Президентом). 68. Основные направления региональной политики в современной России. Под региональной политикой обычно понимается особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. При этом представляется целесообразным различать государственную региональную политику, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов, и собственно региональную политику, проводимую органами управления регионов в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией. При определении основных направлений региональной политики западные специалисты в первую очередь обращают внимание на состав и причины территориального (регионального) неравенства. К ним чаще всего относят такие характеристики, как: • масштабы, качества и направления использования природно-ресурсного потенциала (его влияние может быть разноплановым); • периферийное положение региона, его отдаленность от основных центров производства и потребления (влияние на величину транспортных расходов, масштабы внутрирегионалъных и межрегиональных связей); • несовершенство структуры производства, связанное с технологической и организационной отсталостью, запаздыванием «инновационных вливаний»; • агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей) и агломерационные недостатки (перенаселение регионов); • политические факторы, формы общей и региональной политики; • социально-культурные факторы (степень образованности населения, наличие научных, учебных и культурных центров и т.д.); • стадии экономического и технологического развития; • физические факторы размещения (наличие транспортных систем, аэропортов, гаваней, телекоммуникационное обеспечение и др.). Современная региональная политика возникла на основе объективных требований развития производительных сил. Главное — создание условий, которые позволяют лучше, эффективнее приспособиться к ужесточению конкурентной борьбы в мире за рынки сырья и сбыта, сферы приложения капитала Применительно к современному уровню развития региональной системы России в соответствии с базовым правовым документом «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации» в качестве главных определены следующие цели и задачи: • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов; • выравнивание условий социально-экономического развития регионов; • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Однако реализация этих задач на практике станет возможной только в случае децентрализации власти путем закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, что должно способствовать повышению эффективности взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Date: 2015-06-11; view: 1409; Нарушение авторских прав |