Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муниципальные образование: понятие, признаки типология муниципальных образований в России. Современная система муниципальных образований в России





 

Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х годах вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Муниципальное образование как социально-экономическая система

Эффективное управление невозможно без исследования объекта управления, которым в данном курсе является муниципальное образование. Важнейшим инструментом исследования муниципального образования как объекта управления является методология системного подхода. Системный подход - это методология научного анализа объекта в соотношении "система-среда", позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами его окружения. Базовыми категориями системного подхода являются:

• система - множество взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность, содержащую особое качество, отсутствующее у каждого из них;

Характеристика муниципального образования как системы

Основными свойствами муниципального образования как социально-экономической системы являются следующие.

Целостность - тесная взаимозависимость между подсистемами и элементами муниципального образования, требующая четкой координации действий и функций управления.

Коммуникативность - признак тесноты связей системы и внешней среды, обеспечивающей режим интенсивного обмена между подсистемами и элементами муниципального образования и внешней среды.

Признаки муниципального образования

Муниципальное образование как правовое понятие имеет следующие признаки:

• население, то есть граждане РФ, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ, субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения;

• наличие выборных органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с уставом муниципального образования, законодательством субъекта РФ и федеральным законодательством на решение вопросов местного значения и выполнение переданных ему государственных полномочий;

Типология муниципальных образований

По своим системным качествам муниципальные образования можно классифицировать по различным основаниям: численности населения, нормативно-правовому статусу, характеру застройки, степени урбанизации, выполняемым функциям и др.

По нормативно-правовому статусу, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ, муниципальные образования подразделяются на поселения, муниципальные районы и городские округа.

Понятие «муниципальное образование» пришло с принятием Гражданского Кодекса Российской Федерации. Под муниципальным образованием понимается либо городское, либо сельское поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного caмоyпpaвлeния.

 

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Вопросы местного значения и полномочия местного значения.

Предметы ведения местного самоуправления являются обязательным элементом правового статуса каждого муниципального образования. Они определяют прежде всего те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.

Конституция Российской Федерации и муниципальное законодательство относят к предметам ведения местного самоуправления вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.

В соответствии с принятой ранее градацией функций местного самоуправления можно выделить следующие вопросы местного значения:

1. Вопросы организационно-правового обеспечения прав граждан на

осуществление местного самоуправления.

В целях создания организационно-правовых условий участия населения в местном самоуправлении Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет муниципальные образования полномочиями принимать и вносить изменения в свои уставы, осуществлять контроль за их соблюдением; определять формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; образовывать выборные и иные органы местного самоуправления, определять их структуру и полномочия; проводить выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; определять условия и порядок организации муниципальной службы.

2. Вопросы управления муниципальной собственностью, финансовыми

средствами местного самоуправления, обеспечения комплексного развития

территории муниципального образования.

Вопросами местного значения в этой области муниципальной деятельности являются: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; управление местными финансами; формирование, утверждение и исполнение

местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; осуществление хозяйственной деятельности, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования; координирование участия предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности.

3. Вопросы обеспечения удовлетворения потребностей населения в

коммунально-бытовых, социально-культурных и других жизненно важных услугах.

Учитывая основное предназначение местного самоуправления, - создание условий жизнедеятельности населения, эта группа вопросов самая обширная. В нее входят:

- содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

- организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

- обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальном образовании;

- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

- создание условий для организации зрелищных мероприятий;

-' обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; -организация и содержание муниципальных архивов.

4. Вопросы охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной

безопасности на территории муниципального образования.

людей в обществе. Применительно к местному самоуправлению общественный порядок является важнейшим условием жизнедеятельности населения муниципального образования.

В ст. 132 Конституции Российской Федерации среди наиболее важных

вопросов местного значения названа задача осуществления охраны

общественного порядка. В настоящее время основную роль в охране

общественного порядка на территории муниципального образования играет

милиция общественной безопасности (местная милиция), которая в соответствии

с Законом РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. входит в систему органов

внутренних дел МВД России. [1]

В то же время Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" предоставляет муниципальным образованиям право на организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.

С общественным порядком тесно связана общественная безопасность, под которой понимается система отношений, складывающихся в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан и их имуществу. Муниципальное законодательство закрепляет за местным самоуправлением решение вопросов обеспечения противопожарной безопасности, являющейся составной частью системы общественной безопасности. В этих целях органам местного самоуправления предоставлено право на организацию муниципальной противопожарной службы.

5. Участие в решении вопросов природопользования и природоохраны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Государство регулирует отношения, возникающие по поводу использования природных ресурсов, координирует и управляет деятельностью различных органов и учреждений, выполняющих природоохранные функции.

Важную роль в этом деле играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы и обеспечения экологической безопасности населения.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулируют использование водных объектов местного значения и месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участвуют в охране окружающей среды.

Перечень вопросов местного значения, содержащийся в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Границы их самостоятельности определяются объемом полномочий, которыми обладают муниципальные образования.

Государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления можно разделить на две группы:

1. "Собственные" полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия,

которые признает за муниципальными образованиями государство и которые

обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного

значения.

2. Отдельные государственные полномочия, реализация которых

подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Наделение полномочиями может осуществляться в формах передачи или делегирования. Передача - это способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления. Делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления единовременно, на определенный срок или бессрочно.

 

 

Date: 2015-06-11; view: 2199; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию