Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из протокола №__ от «____» _____200 ____





заседания кафедры «Русский язык и литература»

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

 

Председатель: д-р пед. наук, проф. О.Я. Гойхман

Секретарь: канд. пед. наук Т.А. Апарина

ПРИСУТСТВОВАЛИ: зав. кафедрой докт. пед. наук, проф. О.Я. Гойхман; докт. филол. наук, проф. Т.М. Надеина; канд. пед. наук, доц. Н.Н. Романова; канд. филол. наук, проф. А.Ф. Филиппов; канд. пед. наук, доц. Л.М. Гончарова канд. пед. наук., доц. О.Н. Лапшина; канд. пед. наук., доц. Л.В. Павлюк; канд. пед. наук, ст. преп. Е.А. Чубина; канд. пед. наук, ст. преп. И.А. Папуша; канд, филол. наук, доц. Т.В. Гордиенко; канд. филол. наук, доц. А.А. Смирнова; кащ пед. наук. Т.А. Апарина Т.А.; канд. филол. наук, доц. О.В. Виноградова О.В.; ст. преп. М.П. Кийко; ст. преп. Т.А. Скакалина; преп. С.Н. Торгуй.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ: обсуждение диссертационной работы Серовой Марины Борисовны на тему: «Обучение учащихся 11-х классов русской орфографии с использованием комплексных таблиц и схем», представленной на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (русский язык).

Работа выполнена на кафедре «Русский язык и литература» ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в период с 2004 по 2007 г.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Наталья Николаевна Романова.

 

СЛУШАЛИ: сообщение Серовой М.Б., представившей на обсуждение диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему: «Обучение учащихся 11-х классов русской орфографии с использованием комплексных таблиц и схем».

Соискатель М.Б.Серова выступила с научным докладом по теме диссертации, в котором изложила основные идеи исследования: несмотря на достаточно глубокую методическую разработанность вопросов правописания, проблема усвоения учащимися орфографии по-прежнему остается актуальной. Современные методы оказываются все-таки недостаточно эффективными. Следует также отметить, что со стороны совершенствования методов преподавания этой прикладной науки в течение десятилетий не было серьезного продвижения и существенных, решительных методических инноваций. Несмотря на то, что ученые пришли к пониманию необходимости при организации работы по повторению ранее изученного материала применять метод обобщения и использовать с этой целью схемы и таблицы, проблему решить так и не удалось. При составлении обобщающих орфографических таблиц часто возникали трудности методического плана, которые до сих пор (комплексно) не ликвидированы:

1) раздробленность учебного материала: учащиеся оказываются не в состоянии установить логические связи общего и составляющих его частей;

2) обобщающий материал представлен в учебных пособиях как перечень всех случаев правописания орфограмм и их вариантов без систематизации орфограмм по какому-либо ведущему принципу;

3) правило (по определению) должно содержать в себе указание на способ действия - в обобщающих темах такие указания чаще всего отсутствуют;

4) зачастую не установлена связь между орфограммой и грамматическими явлениями языка;

5) обобщающие языковые таблицы не всегда грамотно составлены: они не содержат посылов, позволяющих сделать единственно верное умозаключение;

6) невозможность осуществлять обратную связь в силу отсутствия
фиксации умственных действий;

7) большая ориентация на наглядность обучения, нежели на развитие логического мышления.

Таким образом, как отмечают авторы методических разработок, необходимы поиски дальнейшего совершенствования обучения орфографии.

Мнение специалистов, наша более чем двадцатилетняя практика преподавания русского языка в старших классах школы, в гимназиях и лицеях, анализ письменных работ, устных опросов, результатов констатирующего среза (см. главу 2, § 7 КД) удостоверяют весьма низкий уровень орфографический грамотности и теоретической подготовки учащихся по русскому правописанию, причем выявляется объективно действующая тенденция к его еще большему снижению. Следует учитывать объективно существующие противоречия: требования к грамотности выпускника в существующем стандарте и отсутствие универсальных наглядных приемов обобщения учебной информации.

Нужно принимать во внимание и то, что орфографическая грамотность, тесно связанная с грамматическими явлениями языка, в настоящее время еще более востребована в связи с высокими требованиями, предъявляемыми к абитуриентам в формате единого государственного экзамена по русскому языку, представляющегося сложным и ответственным испытанием.

Все вышесказанное обуславливает необходимость поиска новых путей для совершенствования орфографической грамотности учащихся и определяет актуальность темы нашего исследования.

Постепенно мы приходили к идее формирования навыков письменной речи этого контингента учащихся посредством использования комплексных опорных схем и таблиц как средства наглядного обучения и интеллектуального развития - развития активного восприятия, внимания, памяти и прежде всего - мышления. Такой комплексной методики таблиц не существовало, но мы всё больше с течением лет убеждались в ее эффективности, производя эпизодические, а затем и систематические эксперименты и находя подтверждение таких идей в методической и психологической литературе.

Если ведущим методом обучения русской орфографии (по всем ее темам) принять учебные комплексные схемы и таблицы, включающие необходимые краткие грамматические и словообразовательные ориентиры, алгоритмы решения учебных задач, это обеспечит более глубокие и прочные знания, умения и навыки учащихся, позволит им овладевать приемами и способами эффективной познавательной деятельности:

умение осуществлять логические операции (сопоставление, анализ, синтез и т.д.);

умение обнаруживать внутреннюю связь орфографии с грамматическими явлениями языка;

умение решать учебные задачи посредством составления алгоритма;

умение осуществлять самоконтроль при выполнении письменных работ, как в плане обнаружения ошибки, так и в плане выяснения причины ее появления.

Мы выдвигаем на защиту следующие основные положения:

1. Обобщение ранее изученного орфографического материала в общеобразовательных школах России целесообразно производить методом комплексных таблиц и схем как доминирующим, ведущим и более рациональным и эффективным по сравнению с традиционной методикой.

2. Систематизированные на основе внутренних связей (грамматических и логических) комплексные таблицы и схемы должны обеспечить единство и целостность орфографической темы и ее частей.

3. Фактическое содержание и структура комплексной опорной схемы-таблицы должны быть посылами для составления алгоритма, направленного на предупреждение возможных ошибок при решении учебных задач.

4. Проведение обобщающего повторения с использованием комплексных схем - таблиц развивает аналитические способности учащихся, пробуждает их познавательную активность, что способствует самостоятельности в получении знаний и тем самым – полноценному усвоению учебного материала и формированию общеучебных умений и навыков.

Далее Серова М.Б. подробно ознакомила членов кафедры с содержанием глав своей диссертации: изложила основные результаты анализа и обобщения материалов научно-методической и другой научной литературы, школьных учебников русского языка (в части использования в них орфографических таблиц), результаты констатирующего среза и выводы по ним, представила в конкретном виде предложенную ей систему учебной работы и описала ход и результаты опытно-экспериментального обучения.

Чубина Е.А, канд. пед. наук, ст. преп.:

Вопрос: Укажите точно, для какого контингента учащихся предназначена Ваша система работы по орфографии.

Серова М.Б.: Мы работали по нашей системе с учащимися старших классов, в частности с выпускниками, в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, а также на подготовительных курсах, готовящих к поступлению в вузы. Именно для такого контингента учащихся и предназначена наша система работы, но она может быть использована и в других условиях обучения русской орфографии.

После научного доклада Серовой М.Б. выступила Романова Н.Н. -научный руководитель работы над диссертацией, канд. пед. наук, доцент. Она отметила, что Марина Борисовна Серова - сложившийся методист, многие годы занимающийся практической учебной работой в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях. Это опытный, высококомпетентный, творчески мыслящий учитель, пользующийся большим уважением среди своих коллег. Учителям-словесникам хорошо известно ее учебное пособие по орфографии. Диссертация М.Б. Серовой действительно содержит полезную научно-методическую новизну и имеет практическую значимость, вытекающую из представленного обильного дидактического материала и его методического комментария. Диссертация завершена и может быть представлена к защите.

С оценкой представленной работы выступили канд. пед. наук, доцент Павлюк Л.П.; канд. пед. наук, ст. преп. Чубина Е.А.; канд. пед. наук, профессор Филиппов А.В.

Канд. пед. наук, доцент Павлюк Л. В. (рецензент) отметила, что в диссертации рассматривается тема, которая всегда актуальна, а именно - обучение орфографии в школе, на подготовительных отделениях вузов. Процесс обучения этому идет очень часто недостаточно эффективно, и конечные результаты, как можно видеть на вступительных экзаменах в вузах, как правило, малоудовлетворительные, поэтому поиски новой, более эффективной методики обучения орфографии вполне оправданы и необходимы. Еще раз подтверждает актуальность темы и описание констатирующего среза, результаты которого выявляют слабость орфографических знаний и умений учащихся.

Марина Борисовна Серова, осуществляя такие поиски, делает основную ставку, основной упор на метод таблиц и схем (учебных таблиц и схем), с организацией всего обучения на их основе. Орфографические таблицы и схемы давно применяются в методике обучения орфографии, но довольно ограниченно, недостаточно системно. Это убедительно показано в рецензируемой нами работе - в обзоре учебной литературы (учебников русского языка для разных классов общеобразовательной средней школы, разнообразных учебных пособий). Опираясь на этот анализ, а также на анализ психолого-педагогических научных подходов к наглядности обучения, Марина Борисовна Серова определяет свои идеи осуществления принципа наглядности применительно к обучению русской орфографии, а также идеи большей и более органичной взаимосвязи обучения орфографии с изучением и осознанием учебной теории русской грамматики и словообразования. Это все составляет содержание первой главы диссертационного исследования. Намечается, теоретически обосновывается совершенно определенная методическая система, содержащая заметную научно-методическую новизну и очевидную практическую ценность, значимость. Главные черты новизны и ценности состоят в выдвижении идей о том, что орфографические схемы-таблицы должны представлять собой обширный комплекс, охватывающий собой всю презентацию орфографического материала, что они должны включать в себя алгоритмы нахождения правильного написания орфограммы, во многом должны основываться на широком учете предварительно отработанных правил, положений теории русского языка, что усвоение схем-таблиц нужно подкреплять выполнением соответствующих практических упражнений.

Во второй главе описывается предложенная система обучения во всей методической конкретике. Это и представление большого объема учебного (дидактического) материала и методический комментарий к нему (в целом это имеет характер методических рекомендаций-разработок). Это осуществляется более подробно по нескольким орфографическим темам, представляющим наибольшую методическую и учебную сложность, трудность, - таким, как правописание не - ни, слитное и раздельное написание наречий, правописание причастий и др. По некоторым темам приводится дидактический материал, но без особых методических разъяснений, которые, с моей точки зрения, были бы нелишними. В целом от второй главы кандидатской диссертации остается впечатление, что выполнена большая и полезная методическая работа и что научные идеи диссертации получили нужное, убедительное практическое воплощение.

В последнем параграфе главы второй описывается ход и результаты опытно-экспериментального обучения, происходившего в общей сложности многие годы, в том числе и в 2005 - 2006 учебном году, анализируются данные контрольного среза, проведенного в 2005 - 2006 учебном году, после годичного обучения. Представлены конкретные статистические данные их результата — контрольного среза, которые подтверждают эффективность разработанной и предлагаемой системы учебной работы.

Оценивая рецензируемую кандидатскую диссертацию в целом, можно сказать, что она написана в хорошем научном стиле, с освещением всех необходимых аспектов темы, с убедительным их освещением. Выдвигаемая гипотеза исследования подтверждается анализом научной и учебной литературы; положения, выдвигаемые на защиту, обосновываются содержанием глав. Композиционная сторона кандидатской диссертации логична и последовательна.

Есть определенные недоработки частного характера: определенные пропуски в содержании, которые нуждаются в редакторской доработке.

Представленная работа в целом удовлетворяет требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям по методике преподавания русского языка, и она может быть рекомендована к защите.

Канд. пед. наук Чубина Е.А. (рецензент) сказала, что тема диссертационного исследования М.Б.Серовой представляется актуальной по двум причинам:

1. На смену лингвоцентрической парадигме в языкознании и лингвометодике пришла антропоцентрическая, переключающая внимание на человека в языке (на языковую личность), на роль когнитивистики в восприятии информации. В этой связи предложенная М.Б.Серовой система работы с комплексными опорными таблицами работает и на аудиалов, и на визуалов, и на кинететиков.

2. Актуальна она в связи с резко обозначившейся в современной педагогике проблемой несоответствия увеличивающегося объема учебной информации количеству учебного времени; преподаватель должен решать задачу: сделать так, чтобы большее количество информации учащиеся усвоили за тот же или меньший промежуток времени. Это задача сгущения, уплотнения, сжатия информации. Работа М.Б. Серовой, на наш взгляд, достаточно удачный вариант решения этой задачи - путем использования комплексных опорных схем и таблиц.

Автор диссертации с опорой на исследования в области психологии, педагогики обосновывает идею использования наглядности как опоры познавательной деятельности.

В работе предложен новый вид таблицы, которая представляет собой по функциональному назначению одновременно и познавательную таблицу, и справочную, и инструктивную, в какой-то степени интерактивную, то есть с возможной обратной связью. Анализ существующих учебников и учебных пособий (параграф 3 главы 1) показал, что подобных (назовем их полифункциональными) таблиц в них практически нет, тогда как такие таблицы могут быть эффективны и целесообразны при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Ценность опорных схем-таблиц видится еще и в реализации подхода, суть которого в том, что практика письма тесно связана с грамматикой.

Также Чубина Е.А. высказала несколько частных замечаний и пожеланий, касающихся редакционного улучшения текста диссертации: чуть точнее сформулировать гипотезу исследования; в положения, выдвигаемые на защиту, ввести идею включения алгоритма в комплексную таблицу и о том, что метод комплексных таблиц может быть доминирующим при обучении орфографии.

Общая оценка - положительная: работа как диссертация написана на должном, хорошем научно-методическом уровне, удовлетворяет соответствующим требованиям ВАК и может быть представлена к защите.

Проф. Филиппов А.В. отметил, что диссертация М.Б. Серовой написана на актуальную тему и на необходимом, высоком научном уровне, содержит много методической новизны, большой и полезный фактический материал (комплексные орфографические таблицы и их методический комментарий), солидное теоретическое обоснование предложенной системы учебной работы. Также на высоком уровне находится основная публикация диссертанта по теме исследования - учебное пособие по орфографии на основе многочисленных таблиц нового типа, выдержавшее два издания тиражом в пять тысяч экземпляров.

Представленная работа удовлетворяет требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям по методике преподавания русского языка, и может быть рекомендована к защите.

ПОСТАНОВИЛИ:

Считать диссертацию Серовой Марины Борисовны завершенной и рекомендованной к защите, утвердить следующее заключение кафедры «Русский язык и литература» ФГОУВПО «Российского государственного университета туризма и сервиса» по диссертации Серовой М.Б. на тему: «Обучение учащихся 11-х классов русской орфографии с использованием комплексных таблиц и схем», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - Теория методика обучения и воспитания (русский язык).

Date: 2015-06-11; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию