Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.О. Гребенчук





кафедра «Социология» Финуниверситета

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Недавно в стратегии государственного развития наметились определенные изменения. Впервые в начале этого года в Бюджетном Послании Федеральному собранию Президент выделил в качестве одного из приоритетов развития нашего государства повышение уровня жизни населения, который должен стать одним из самых высоких в мире.

Как следствие все больший интерес вызывает социальная роль налогообложения. Это обусловлено тем, что налогообложение и налоговое поведение налогоплательщиков, с одной стороны, зависят от различных социальных факторов (ценностные ориентации и установки налогоплательщиков, налоговая культура населения и т.д.) и в то же время налогообложение может стимулировать повышение уровня жизни населения уровня социальной защищенности.

 

Факторы, влияющие на налоговое поведение населения

Ценностные ориентации налогоплательщиков являются одним из важнейших факторов налогообложения и проявляются:

􀁹 в отношении к налогам (налоги – это добро или зло?);

􀁹 в отношении к налоговым органам (налоговые органы – это мытари или помощники, с которыми можно конструктивно сотрудничать);

􀁹 в отношении к уплате налогов.

В России уклонение от уплаты налогов получило распространение с момента появления налоговой системы в ее современном виде в начале 1990-х гг. Сегодня есть позитивные тенденции, направленные на снижение его

уровня, однако масштабы уклонения от уплаты налогов по прежнему высоки. Так, по мнению 58% опрошенных, уклонение от уплаты налогов широко применятся в малом бизнесе.

Если налогоплательщики негативно относятся к уклонению от уплаты налогов, то возможным становится развитие механизмов общественного контроля, в США это действует (пример с компанией Enron).

По результатам авторского опроса, в России лишь 39% населения относится с осуждением к уклонению от уплаты нало- гов, 28% – с пониманием или одобрением, 22% – с безразли- чием!

По ответам почти 50% опрошенных, уклонение от уплаты налогов никак не влияет на репутацию налогоплательщика среди бизнес-партнеров и в обществе.

Важнейшим фактором, влияющим на налоговое поведение населения, является уровень его налоговой культуры.

По результатам авторского опроса, 83% населения считают уровень налоговой культуры в России низким либо ниже всякой критики.

При этом в качестве причин низкого уровня налоговой культуры были указаны:

􀁹 Низкий уровень правосознания налогоплательщиков (18%).

􀁹 Низкая эффективность налоговой системы (17%).

􀁹 Неиспользование налогов на благо народа (12%).

􀁹 Отсутствие интереса к налогам (10%) (по-видимому, обусловлено низкой степенью налоговой активности).

􀁹 Недостаточная работа государства по повышению правосознания населения (10%).

Приведем некоторые комментарии респондентов о причинах низкого уровня налоговой культуры населения:

􀁹 «рядовые налогоплательщики не видят, куда «уходят» их налоговые платежи, считают, что «чиновники воруют деньги»;

􀁹 «никто не знает, куда тратятся налоги, но все видят, что не туда, куда надо»;

􀁹 «уплата налогов трактуется большинством просто как поборы»;

􀁹 «низкое качество обратной связи: больше налогов, значит, богаче государство, но не значит, что лучше жизнь людей»;

􀁹 «благоприятная экономическая ситуация способствует росту поступлений в бюджет, но все это приводит в первую очередь к повышению уровня жизни отдельных немногочисленных групп населения, но не населения в целом».

В этих условиях особо важное значение приобретает развитие некоммерческих организаций, которые занимались бы повышением налоговой культуры населения и защитой интересов и конституционных прав налогоплательщика.

Сегодня высоко обеспеченные категории населения имеют возможность лоббировать свои налоговые интересы (интересы своего бизнеса). В то же время большая часть населения, которая заинтересована в создании социально справедливой системы налогообложения, такой возможности не имеет.

По данным исследования ФОМ в 2004 г. 79% опрошенных отмечают необходимость использования общественной организации, которая защищала бы права и интересы налогоплательщиков и лишь 8% опрошенных считают, что такая организация не нужна.

В России такое объединение недавно появилось – «Российский союз налогоплательщиков» (РСН).

Однако, по данным исследования ФОМ, в 2004 г. лишь 17% опрошенных знают или что-то слышали о РСН, в то время как 77% ничего о нем не слышали.

Деятельность РСН строится на следующих принципах:

􀁹 РСН считает своей главной задачей формирование в обществе налоговой культуры и правильного отношения к налогам.

􀁹 РСН считает в корне неверным призыв «Заплатил налоги, и спи спокойно!». По мнению РСН, налогоплательщики должны не спать, а внимательно следить за тем, куда и как чиновники тратят бюджетные средства, расходуют другие общенародные ресурсы. Подобная идеология соответствует современным настроениям в обществе, поскольку сегодня граждане России все больше осознают тот факт, что у них есть не только конституционная обязанность платить налоги, но и Hконституционное право получать объективную и достоверную информациюH о том, насколько правильно и эффективно расходуются эти средства.

Социальное влияние налогов

 

Социальное влияние налогов проявляется через реализацию принципа социальной справедливости.

Традиционно признаками справедливости считаются всеобщность, нейтральность, платежеспособность, равенство (соразмерность), пропорциональность и прогрессивность налогообложения.

В то же время реализация данных принципов в 1990-е гг. не сделала систему налогообложения социально справедливой.

По мнению автора, основными критериями социальной справедливости налогообложения должны стать:

􀁹 направленность на повышение уровня жизни населения и его социальной защищенности в долгосрочной перспективе;

􀁹 сглаживание социальных конфликтов и противоречий в обществе;

􀁹 поддержка малообеспеченных категорий населения.

При этом меры, которые способствуют повышению социальной справедливости налогов, могут различаться в зависимости от исторических экономических, социальных и иных особенностей государства.

В последнем Бюджетном Послании Президента России Федеральному собранию перечислены такие меры:

􀁹 создание стимулов для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование;

􀁹 установление равных условий для организаций при применении освобождения от налогообложения НДС социально значимых услуг, расширение перечня освобождений от НДС дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры;

􀁹 повышение расходов организаций в пользу своих сотрудников на цели образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения должны быть освобождены от обложения ЕСН и НДФЛ в социально-разумных пределах;

􀁹 увеличение до 120 тыс. руб. в год социального налогового вычета по НДФЛ, направляемого на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, освобождение от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан;

􀁹 освобождение от обложения НДФЛ при направлении благотво-рительными организациями средств на нужды социально незащищённых слоев населения.

Однако...

© Недавно сообщили о реформировании ЕСН, которое приведет к увеличению налоговой нагрузки на бизнес, что может снова способствовать выводу части зарплаты в тень.

© Прогрессивная шкала налогообложения в условиях социальной дифференциации не предусмотрена (и в ближайшей перспективе ее введение не планируется).

© Доходы самых малообеспеченных слоев населения не освобождаются от налогообложения.

© В условиях демографического кризиса отсутствуют эффективные налоговые меры, стимулирующие создание семьи и рост рождаемости (например, обложение НДФЛ совокупного дохода семьи, применение пониженной налоговой ставки или освобождение от налогообложения значительной части доходов многодетных семей).

© Вопрос о снижении НДС был отложен.

Таким образом, по-прежнему для создания социально-эффективной налоговой системы необходимо провести большую работу.

Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения населения в России тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.03, кандидат социологических наук Гребенчук, Антон Олегович

 

Автореферат

Начало формы

Конец формы

Диссертация

Начало формы

Конец формы

Артикул: 369914

Год:

Автор:

Гребенчук, Антон Олегович

Ученая cтепень:

кандидат социологических наук

Место защиты диссертации:

Москва

Код cпециальности ВАК:

22.00.03

Специальность:

Экономическая социология и демография

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гребенчук, Антон Олегович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

§1. Специфика налогообложения как социального процесса и его эволюция.:.

§2. Объективные и субъективные факторы налогообложения, обуславливаюгцие его эволюцию в российском обществе.

§3. Функции и принципы налогообложения и их влияние па уровень жизни населения.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,

ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ.

§1. Распространенность и мотивации девиантного налогового поведения налогоплательщиков.

§2. Налоговая культура как социокультурный фактор налогового поведения населения.

§3. Налоговая система как конфликтогенный фактор в развитии отношений предпринимателей и налоговых органов.

§4. Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости.

Date: 2015-06-11; view: 801; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию