Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А.О. ГребенчукСтр 1 из 7Следующая ⇒ кафедра «Социология» Финуниверситета НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ Недавно в стратегии государственного развития наметились определенные изменения. Впервые в начале этого года в Бюджетном Послании Федеральному собранию Президент выделил в качестве одного из приоритетов развития нашего государства повышение уровня жизни населения, который должен стать одним из самых высоких в мире. Как следствие все больший интерес вызывает социальная роль налогообложения. Это обусловлено тем, что налогообложение и налоговое поведение налогоплательщиков, с одной стороны, зависят от различных социальных факторов (ценностные ориентации и установки налогоплательщиков, налоговая культура населения и т.д.) и в то же время налогообложение может стимулировать повышение уровня жизни населения уровня социальной защищенности.
⎝ Факторы, влияющие на налоговое поведение населения Ценностные ориентации налогоплательщиков являются одним из важнейших факторов налогообложения и проявляются: в отношении к налогам (налоги – это добро или зло?); в отношении к налоговым органам (налоговые органы – это мытари или помощники, с которыми можно конструктивно сотрудничать); в отношении к уплате налогов. В России уклонение от уплаты налогов получило распространение с момента появления налоговой системы в ее современном виде в начале 1990-х гг. Сегодня есть позитивные тенденции, направленные на снижение его уровня, однако масштабы уклонения от уплаты налогов по прежнему высоки. Так, по мнению 58% опрошенных, уклонение от уплаты налогов широко применятся в малом бизнесе. Если налогоплательщики негативно относятся к уклонению от уплаты налогов, то возможным становится развитие механизмов общественного контроля, в США это действует (пример с компанией Enron). По результатам авторского опроса, в России лишь 39% населения относится с осуждением к уклонению от уплаты нало- гов, 28% – с пониманием или одобрением, 22% – с безразли- чием! По ответам почти 50% опрошенных, уклонение от уплаты налогов никак не влияет на репутацию налогоплательщика среди бизнес-партнеров и в обществе. Важнейшим фактором, влияющим на налоговое поведение населения, является уровень его налоговой культуры. По результатам авторского опроса, 83% населения считают уровень налоговой культуры в России низким либо ниже всякой критики. При этом в качестве причин низкого уровня налоговой культуры были указаны: Низкий уровень правосознания налогоплательщиков (18%). Низкая эффективность налоговой системы (17%). Неиспользование налогов на благо народа (12%). Отсутствие интереса к налогам (10%) (по-видимому, обусловлено низкой степенью налоговой активности). Недостаточная работа государства по повышению правосознания населения (10%). Приведем некоторые комментарии респондентов о причинах низкого уровня налоговой культуры населения: «рядовые налогоплательщики не видят, куда «уходят» их налоговые платежи, считают, что «чиновники воруют деньги»; «никто не знает, куда тратятся налоги, но все видят, что не туда, куда надо»; «уплата налогов трактуется большинством просто как поборы»; «низкое качество обратной связи: больше налогов, значит, богаче государство, но не значит, что лучше жизнь людей»; «благоприятная экономическая ситуация способствует росту поступлений в бюджет, но все это приводит в первую очередь к повышению уровня жизни отдельных немногочисленных групп населения, но не населения в целом». В этих условиях особо важное значение приобретает развитие некоммерческих организаций, которые занимались бы повышением налоговой культуры населения и защитой интересов и конституционных прав налогоплательщика. Сегодня высоко обеспеченные категории населения имеют возможность лоббировать свои налоговые интересы (интересы своего бизнеса). В то же время большая часть населения, которая заинтересована в создании социально справедливой системы налогообложения, такой возможности не имеет. По данным исследования ФОМ в 2004 г. 79% опрошенных отмечают необходимость использования общественной организации, которая защищала бы права и интересы налогоплательщиков и лишь 8% опрошенных считают, что такая организация не нужна. В России такое объединение недавно появилось – «Российский союз налогоплательщиков» (РСН). Однако, по данным исследования ФОМ, в 2004 г. лишь 17% опрошенных знают или что-то слышали о РСН, в то время как 77% ничего о нем не слышали. Деятельность РСН строится на следующих принципах: РСН считает своей главной задачей формирование в обществе налоговой культуры и правильного отношения к налогам. РСН считает в корне неверным призыв «Заплатил налоги, и спи спокойно!». По мнению РСН, налогоплательщики должны не спать, а внимательно следить за тем, куда и как чиновники тратят бюджетные средства, расходуют другие общенародные ресурсы. Подобная идеология соответствует современным настроениям в обществе, поскольку сегодня граждане России все больше осознают тот факт, что у них есть не только конституционная обязанность платить налоги, но и Hконституционное право получать объективную и достоверную информациюH о том, насколько правильно и эффективно расходуются эти средства. ⎝ Социальное влияние налогов
Социальное влияние налогов проявляется через реализацию принципа социальной справедливости. Традиционно признаками справедливости считаются всеобщность, нейтральность, платежеспособность, равенство (соразмерность), пропорциональность и прогрессивность налогообложения. В то же время реализация данных принципов в 1990-е гг. не сделала систему налогообложения социально справедливой. По мнению автора, основными критериями социальной справедливости налогообложения должны стать: направленность на повышение уровня жизни населения и его социальной защищенности в долгосрочной перспективе; сглаживание социальных конфликтов и противоречий в обществе; поддержка малообеспеченных категорий населения. При этом меры, которые способствуют повышению социальной справедливости налогов, могут различаться в зависимости от исторических экономических, социальных и иных особенностей государства. В последнем Бюджетном Послании Президента России Федеральному собранию перечислены такие меры: создание стимулов для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование; установление равных условий для организаций при применении освобождения от налогообложения НДС социально значимых услуг, расширение перечня освобождений от НДС дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры; повышение расходов организаций в пользу своих сотрудников на цели образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения должны быть освобождены от обложения ЕСН и НДФЛ в социально-разумных пределах; увеличение до 120 тыс. руб. в год социального налогового вычета по НДФЛ, направляемого на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, освобождение от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан; освобождение от обложения НДФЛ при направлении благотво-рительными организациями средств на нужды социально незащищённых слоев населения. Однако... © Недавно сообщили о реформировании ЕСН, которое приведет к увеличению налоговой нагрузки на бизнес, что может снова способствовать выводу части зарплаты в тень. © Прогрессивная шкала налогообложения в условиях социальной дифференциации не предусмотрена (и в ближайшей перспективе ее введение не планируется). © Доходы самых малообеспеченных слоев населения не освобождаются от налогообложения. © В условиях демографического кризиса отсутствуют эффективные налоговые меры, стимулирующие создание семьи и рост рождаемости (например, обложение НДФЛ совокупного дохода семьи, применение пониженной налоговой ставки или освобождение от налогообложения значительной части доходов многодетных семей). © Вопрос о снижении НДС был отложен. Таким образом, по-прежнему для создания социально-эффективной налоговой системы необходимо провести большую работу. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения населения в России тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.03, кандидат социологических наук Гребенчук, Антон Олегович
Автореферат Начало формы Конец формы Диссертация Начало формы Конец формы Артикул: 369914 Год: Автор: Гребенчук, Антон Олегович Ученая cтепень: кандидат социологических наук Место защиты диссертации: Москва Код cпециальности ВАК: 22.00.03 Специальность: Экономическая социология и демография Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гребенчук, Антон Олегович ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА. §1. Специфика налогообложения как социального процесса и его эволюция.:. §2. Объективные и субъективные факторы налогообложения, обуславливаюгцие его эволюцию в российском обществе. §3. Функции и принципы налогообложения и их влияние па уровень жизни населения. ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ. §1. Распространенность и мотивации девиантного налогового поведения налогоплательщиков. §2. Налоговая культура как социокультурный фактор налогового поведения населения. §3. Налоговая система как конфликтогенный фактор в развитии отношений предпринимателей и налоговых органов. §4. Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости.
|