Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тоталитаризм – феномен 20 в
Работа «Истоки тоталитаризма» Арендт рассматривают истоки тоталитаризма:
Признаки тот-ма по К. Фридриху и З. Бжезинскому: 1. Тотальная идеология. Утопическое видение нового порядка или путей его достижения, объясняет миссию лидера или правящей группы, служит легитимации режима, оправдывает борьбу как основу политики – сражение с врагом объясняет массам, кто виноват во всех их проблемах и мобилизует людей на революционную борьбу. 2. Однопартийная система. Отсутствие плюрализма, партия и гос-во сплетены – образуют «партию-гос-во», партия иерархична организована и либо стоит над правительством, либо пронизывает все его институты. 3. Монополия на СМИ. Постоянная демонстрация поддержки лидера народом и представление идеологически выверенного описания внутренних и внешних событий. 4. Идеологическая пропаганда. лит-ра и кино повествуют о подвигах «лучшего» строя. 5. Система террористического полицейского контроля. Огромный организационный контроль над общ-м ради его полной трансформации. 6. Монополия на все виды вооруженной борьбы и средства организованного насилия. Позволяет лидерам избавляться от противников, Формы массового террора и геноцида над теми, кто представляет собой угрозу режиму, «врагами народа». 7. Контроль над экономикой. Плановая, административно-командная экономика. 8. Нацеленность на территориальную экспансию. Хуан Линц. 4 характеристики тоталитаризма: 1. Отсутствие плюрализма. Имеется 1 «центр власти». 2. Идеологизация как основа политики. 3. Неконституционность – лидер опирается на идеологию, трактует закон по-своему, неконституционность влати 4. Мобилизация – высокий уровень участия за счет мобилизации Тоталитраные режимы недолговечны: Они являются мобилизационными. Чтобы поддерживать контроль за обществом необходимо наличие массы ресурсов. Он способен быстро выводить страну изх кризиса (упрощается процедура принятия решений), но он ущемляет права и свободы граждан, пронизывает все стороны жизнедеятельности.
Авторитаризм – полит режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над обществ жизнью гос-ва, но не претендующий на тотальный контроль над общ-ом. Это режим с ограниченным плюрализмом. (Франко, Салазар, Пиночет). Истоки:
Х. Линц – основные признаки А.:
Разновидности авторитаризма по Линцу: 1. Военно-бюрократический режим. (Пиночет-Чили)_ Возникает в виде воен диктатуры. Отсутствие идеологии. Осн цель режима – исключить участие во власти определенных групп, кот были вовлечены в полит жизнь в предшествующий демократический период. Посты в прав элите занимают исходя из постов в армии, формы правления – от личной диктатуры одного генерала до хунты. Предпосылки: в общ-х с низким, эконом, полит соц уровнем развития, Не сложившаяся парт. система, либо партии не смогли сформировать правительство, неэффективное правление, также слаборазвитые многонац гос-ва, где этнические конфликты ведут к усилению влияния армии. Факторы кот могут привести к установлению режима: особое воен корпоративное сознание, проблемы самой армии и гос-ва в целом. институциональные интересы армейских лидеров. Корпоративный авторитаризм.Устанавливается в общ-х с вполне развитым эк и соц плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного полит. участия. Корпоратизм –система представительства интересов, в кот ограниченное число единичных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, функционально различных, признанных или созданных гос-ом элементов получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцию требований. Примеры: режим Франко в Испании, Салазара в Португалии, Латинская Америка. 3. Дототалитарный авторитаризм. Сложные тот структуры не могут быть созданы в короткие сроки, следоват-но уместно говорить о дототалитарной стадии полит развития. 1) влият полит группировка, ориентированная на тот утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала полит систему 2) такие институты. как армия, церковь, группы интересов, сохраняя автономию, эффективность и легитимность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу 3) ситуация общественной неопределенности: одни ожидают, что прежние полит и соц структуры сумеют поглотить тоталит движения, а др сомневаются их успехе 4. Постколониальный авторитаризм. Однопарт, мобилизационные авторитарные режимы, возникающие после обретения бывшими колониальными гос-ми независимости. Создаются снизу в гос-х с низким уровнем эк развития и немногочисленной эконом элитой. Основа для мобилизации – националистич-е лозунги. 5. Расовая/этническая демократия. К полит участию допущено расовое, этническое меньш-во, а др группы исключены из процесса. Сущ-ие идеологии, оправдывающей положение вещей – предпосылка для тот-ма. Пример: бывший режим ЮАР с идеологией апартеида.
7. Природа власти и подходы к ней. Власть – одна из важнейших категорий как в полит теории, так и в политологии в целом. Но - неопределенное понятие. В разных языках у самого слова влась уже много значений и уже это говорит о многоаспектности понятия власть, которую связывают и с силой, и мощью, и насилием, и правительством, которое ее осуществляет. Мыслители прошлого не дают определение власти, хотя много о ней рассуждают. Т. Гоббс(англичанин, 16-17 век) писал о власти как о избытке могущества одного человека над другим. Макиавелли (италянец, 15-16 век) скорее говоря о власти прибегал к ярким эпитетам и сравнениям, чем давал ей определения. Раскрыть суть власти: Власть - явление социальное, т.к. возникает в обществе индивидов, наделенных сознанием и волей. Власть - не всегда полит явление. Власть политическая и не политическая. Власть – соц взаимодействие, отличительной чертой кот является возможность одного индивида или группы индивидов оказывать влияние на других, изменяя их поведение в соответствие со своими целями. Очень древний феномен. По-разному трактуются источники власти: деньги, наследство (богатство), сила, насилие, авторитет, но в последнее время и знание. Еще Бэкон в 16-17 веке рассматривал знание как источник силы. В 20-м веке амер социолог Гэлбрейт пишет о том, что в отличие от индустриального общ-ва в век информации энергоносителем становится знание. Власть информированного класса опирается именно на знание. Такие факторы власти как насилие и богатство по-прежнему важны, но теперь уже главным становится знание. Но вообще множество подходов объяснить власть сводились к двум тезисам: признания некой абстрактной власти, самотождественной; и пониманию власти как какого-то качества или силы, кот может находиться в распоряжении ее временных хранителей, быть переданной по наследству, захваченной и т.д. Другой подход в современной науке придумал Вебер (дойче, 19-начало 20-го). Формула власти по веберу – это отношение, предполагающе согласие обеих сторон – правителя и управляемого – в нем участвовать. Формула власти по Веберу: способность индивида А добиться от индивида Б соответствующих воле А поведения или воздержания от действий, с которыми в ином случае Б не согласился бы. Важно в этой формуле, то недостаточно, чтобы Б вообще как-то реагировал, а именно важно его подчинение воле А. По Фридриху Энгельсу власть – это навязывание воли одной стороной для подчинения другой, иными словами интересы одного субъекта приносятся в жертву другому. Акцент на конфликтном аспекте власти. Тк сложно понять власть, надо указать, что она многоаспектна, может в этом сложность еще состоит. 3 аспекта (измерения) политической власти: 1) директивный (власть как господство, обеспечивающее выполнение указания властителя будь то человек или институт) 2) функциональный (власть как способность и умение реализовать функцию общественного управления на практике) 3) коммуникативный (отправление власти идет путем общения, с использованием известного языка понятного обеим сторонам отношения). Все три аспекта реальны, но директивный – основной. На самом низком, исходном уровне директивное управление может быть истолковано как простое распределение ресурсов насилия и права на их исп-ие. Развитие функционального аспекта власти ведет к разграничению полномочий. При коммуникативном понимании власть оборачивается сотрудничеством при распределении ресурсов и при согласовании специализированных политических функций. Важно отметить, что принято разграничивать власть вообще, и власть полит, которая имеет собственный смысл, источники и ресурсы. По Веберу, кот постарался классифицировать власть: 3 идеальных типа власти – индивидуализированная (властитель, один человек, во многом зависит от личных качеств), институционализированная (источник власти – принципы и институты, позволяет сделать отправление власти непрерывным, это и есть гос-во современное), персонифицированная власть (интернет сокращает расстояние между политикой и обозревателем, все знают политиков их личные особенности, они больше не Боги на Олимпе, а живые люди). Подходы к изучению власти (обычной власти): Теократическая концепция. Источник власти – воля Бога. Власть – нечто данное свыше. Бог приносит в мир истинный порядок. Телеологическая концепция. Трактует власть с позиции цели, как устойчивую способность достижения цели. Власть – целедостижение при помощи других людей. Психологическая концепция. Интерпретирует власть как субъективную мотивацию к определенному поведению. Истоки власти лежат в сознании и посознании. (Фрейд, Юнг) Бихевиорализм – рассматривает полит поведение, определяет тип поведения, когда одни командуют, а другие подчиняются. Системный подход. Власть – способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств. Структурно-функциональный подход. Власть – способ самореализации общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Отношенческий подход. Власть – отношения, при которых 1 лицо оказывает определяющее воздействие на второе. Это тип взаимодействия субъекта и объекта. Типы власти: По области функционирования: законодат, исполнит, судебная По методам осуществления: тоталитарная, демократическая По объему: единоличная, групповая По сферам жизнедеятельности: полит, духовная, семейная и др. Политическая власть – система институционально закрепленных соц. отнош, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в исп-ии ею прерогатив гос-ва для распределения общ-ых ресурсов в интересах и по воле членов этой группы (Соловьев) Особенности политической власти:
. Парсонс о власти
Природа власти: принуждение, насилие или посредничество (выполнение функции денег в экономике)
Date: 2015-06-11; view: 488; Нарушение авторских прав |