Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тоталитаризм – феномен 20 в





Работа «Истоки тоталитаризма» Арендт рассматривают истоки тоталитаризма:

  1. Наличие масс, огромного кол-ва полит равнодушных людей, кот в силу либо их численности, либо равнодушия нельзя объединить ни в одну полит группу.
  2. Особое психолог состояние больш-ва, самоотречение, любой ничего не значит, отсутствие интереса к собственному бытию, жесткость к себе и окружающим.
  3. Даже будучи частью массы, человек изолирован, гос-во с помощью репрессий формирует атомизированных индивидов, разрушая привычные связи людей. От таких и изолированных индивидов требуется всецелая преданность вождям. Она возможна лишь от одинокого и запуганного человека.
  4. реакция землевладельцев и крестьян на наступление рыночных отношений.
  5. появление средств связи, с помощью кот возникла возможность тотального контроля за гражданами (радио).
  6. Усложнение соц отношений в обществе. Общество требовало «крепкой руки» (после 1 мировой войны)
  7. Мировой эконом кризис 1929-1933. Всплеск фашистких настроений.

Признаки тот-ма по К. Фридриху и З. Бжезинскому:

1. Тотальная идеология. Утопическое видение нового порядка или путей его достижения, объясняет миссию лидера или правящей группы, служит легитимации режима, оправдывает борьбу как основу политики – сражение с врагом объясняет массам, кто виноват во всех их проблемах и мобилизует людей на революционную борьбу.

2. Однопартийная система. Отсутствие плюрализма, партия и гос-во сплетены – образуют «партию-гос-во», партия иерархична организована и либо стоит над правительством, либо пронизывает все его институты.

3. Монополия на СМИ. Постоянная демонстрация поддержки лидера народом и представление идеологически выверенного описания внутренних и внешних событий.

4. Идеологическая пропаганда. лит-ра и кино повествуют о подвигах «лучшего» строя.

5. Система террористического полицейского контроля. Огромный организационный контроль над общ-м ради его полной трансформации.

6. Монополия на все виды вооруженной борьбы и средства организованного насилия. Позволяет лидерам избавляться от противников, Формы массового террора и геноцида над теми, кто представляет собой угрозу режиму, «врагами народа».

7. Контроль над экономикой. Плановая, административно-командная экономика.

8. Нацеленность на территориальную экспансию.

Хуан Линц. 4 характеристики тоталитаризма:

1. Отсутствие плюрализма. Имеется 1 «центр власти».

2. Идеологизация как основа политики.

3. Неконституционность – лидер опирается на идеологию, трактует закон по-своему, неконституционность влати

4. Мобилизация – высокий уровень участия за счет мобилизации

Тоталитраные режимы недолговечны:

Они являются мобилизационными. Чтобы поддерживать контроль за обществом необходимо наличие массы ресурсов. Он способен быстро выводить страну изх кризиса (упрощается процедура принятия решений), но он ущемляет права и свободы граждан, пронизывает все стороны жизнедеятельности.

 

Авторитаризм – полит режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над обществ жизнью гос-ва, но не претендующий на тотальный контроль над общ-ом. Это режим с ограниченным плюрализмом. (Франко, Салазар, Пиночет).

Истоки:

  1. кризис демократии (авторитаризм возникает из демократии-Маркузе)

Х. Линц – основные признаки А.:

  1. Ограниченный, безответственный полит плюрализм. Централизация власти. Возможна слабая псевдо-оппозиция, но она не влияет на процесс принятие решений. Общество не влияет на власть, но и власть не имеет всепроникающего влияния на общ-во. В то же время, авт режимы применяют наслие против тех, кто представляет прямую угрозу и сущ-ию.
  2. Отсутствие руководящей, четкой идеологии – деполитизация, отчуждение от режима разных групп.
  3. Отсутствие в целом полит мобилизации, низкий уровень полит участия – мобилизация не нужна авт режиму, т.к. наличие моб при отсутствии идеологии может представлять угрозу для режима.
  4. Формально обозначенные и предсказуемые границы власти лидера/элиты

Разновидности авторитаризма по Линцу:

1. Военно-бюрократический режим. (Пиночет-Чили)_ Возникает в виде воен диктатуры. Отсутствие идеологии. Осн цель режима – исключить участие во власти определенных групп, кот были вовлечены в полит жизнь в предшествующий демократический период. Посты в прав элите занимают исходя из постов в армии, формы правления – от личной диктатуры одного генерала до хунты.

Предпосылки: в общ-х с низким, эконом, полит соц уровнем развития, Не сложившаяся парт. система, либо партии не смогли сформировать правительство, неэффективное правление, также слаборазвитые многонац гос-ва, где этнические конфликты ведут к усилению влияния армии.

Факторы кот могут привести к установлению режима: особое воен корпоративное сознание, проблемы самой армии и гос-ва в целом. институциональные интересы армейских лидеров.

Корпоративный авторитаризм.Устанавливается в общ-х с вполне развитым эк и соц плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного полит. участия. Корпоратизм –система представительства интересов, в кот ограниченное число единичных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, функционально различных, признанных или созданных гос-ом элементов получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцию требований.

Примеры: режим Франко в Испании, Салазара в Португалии, Латинская Америка.

3. Дототалитарный авторитаризм. Сложные тот структуры не могут быть созданы в короткие сроки, следоват-но уместно говорить о дототалитарной стадии полит развития.

1) влият полит группировка, ориентированная на тот утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала полит систему

2) такие институты. как армия, церковь, группы интересов, сохраняя автономию, эффективность и легитимность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу

3) ситуация общественной неопределенности: одни ожидают, что прежние полит и соц структуры сумеют поглотить тоталит движения, а др сомневаются их успехе

4. Постколониальный авторитаризм. Однопарт, мобилизационные авторитарные режимы, возникающие после обретения бывшими колониальными гос-ми независимости. Создаются снизу в гос-х с низким уровнем эк развития и немногочисленной эконом элитой. Основа для мобилизации – националистич-е лозунги.

5. Расовая/этническая демократия. К полит участию допущено расовое, этническое меньш-во, а др группы исключены из процесса. Сущ-ие идеологии, оправдывающей положение вещей – предпосылка для тот-ма.

Пример: бывший режим ЮАР с идеологией апартеида.

 

 

7. Природа власти и подходы к ней.

Власть – одна из важнейших категорий как в полит теории, так и в политологии в целом. Но - неопределенное понятие. В разных языках у самого слова влась уже много значений и уже это говорит о многоаспектности понятия власть, которую связывают и с силой, и мощью, и насилием, и правительством, которое ее осуществляет.

Мыслители прошлого не дают определение власти, хотя много о ней рассуждают.

Т. Гоббс(англичанин, 16-17 век) писал о власти как о избытке могущества одного человека над другим. Макиавелли (италянец, 15-16 век) скорее говоря о власти прибегал к ярким эпитетам и сравнениям, чем давал ей определения.

Раскрыть суть власти:

Власть - явление социальное, т.к. возникает в обществе индивидов, наделенных сознанием и волей. Власть - не всегда полит явление. Власть политическая и не политическая.

Власть – соц взаимодействие, отличительной чертой кот является возможность одного индивида или группы индивидов оказывать влияние на других, изменяя их поведение в соответствие со своими целями. Очень древний феномен.

По-разному трактуются источники власти: деньги, наследство (богатство), сила, насилие, авторитет, но в последнее время и знание. Еще Бэкон в 16-17 веке рассматривал знание как источник силы.

В 20-м веке амер социолог Гэлбрейт пишет о том, что в отличие от индустриального общ-ва в век информации энергоносителем становится знание. Власть информированного класса опирается именно на знание. Такие факторы власти как насилие и богатство по-прежнему важны, но теперь уже главным становится знание.

Но вообще множество подходов объяснить власть сводились к двум тезисам: признания некой абстрактной власти, самотождественной; и пониманию власти как какого-то качества или силы, кот может находиться в распоряжении ее временных хранителей, быть переданной по наследству, захваченной и т.д.

Другой подход в современной науке придумал Вебер (дойче, 19-начало 20-го). Формула власти по веберу – это отношение, предполагающе согласие обеих сторон – правителя и управляемого – в нем участвовать. Формула власти по Веберу: способность индивида А добиться от индивида Б соответствующих воле А поведения или воздержания от действий, с которыми в ином случае Б не согласился бы. Важно в этой формуле, то недостаточно, чтобы Б вообще как-то реагировал, а именно важно его подчинение воле А.

По Фридриху Энгельсу власть – это навязывание воли одной стороной для подчинения другой, иными словами интересы одного субъекта приносятся в жертву другому. Акцент на конфликтном аспекте власти.

Тк сложно понять власть, надо указать, что она многоаспектна, может в этом сложность еще состоит.

3 аспекта (измерения) политической власти:

1) директивный (власть как господство, обеспечивающее выполнение указания властителя будь то человек или институт)

2) функциональный (власть как способность и умение реализовать функцию общественного управления на практике)

3) коммуникативный (отправление власти идет путем общения, с использованием известного языка понятного обеим сторонам отношения).

Все три аспекта реальны, но директивный – основной. На самом низком, исходном уровне директивное управление может быть истолковано как простое распределение ресурсов насилия и права на их исп-ие. Развитие функционального аспекта власти ведет к разграничению полномочий. При коммуникативном понимании власть оборачивается сотрудничеством при распределении ресурсов и при согласовании специализированных политических функций.

Важно отметить, что принято разграничивать власть вообще, и власть полит, которая имеет собственный смысл, источники и ресурсы.

По Веберу, кот постарался классифицировать власть: 3 идеальных типа власти – индивидуализированная (властитель, один человек, во многом зависит от личных качеств), институционализированная (источник власти – принципы и институты, позволяет сделать отправление власти непрерывным, это и есть гос-во современное), персонифицированная власть (интернет сокращает расстояние между политикой и обозревателем, все знают политиков их личные особенности, они больше не Боги на Олимпе, а живые люди).

Подходы к изучению власти (обычной власти):

Теократическая концепция. Источник власти – воля Бога. Власть – нечто данное свыше. Бог приносит в мир истинный порядок.

Телеологическая концепция. Трактует власть с позиции цели, как устойчивую способность достижения цели. Власть – целедостижение при помощи других людей.

Психологическая концепция. Интерпретирует власть как субъективную мотивацию к определенному поведению. Истоки власти лежат в сознании и посознании. (Фрейд, Юнг)

Бихевиорализм – рассматривает полит поведение, определяет тип поведения, когда одни командуют, а другие подчиняются.

Системный подход. Власть – способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств.

Структурно-функциональный подход. Власть – способ самореализации общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

Отношенческий подход. Власть – отношения, при которых 1 лицо оказывает определяющее воздействие на второе. Это тип взаимодействия субъекта и объекта.

Типы власти:

По области функционирования: законодат, исполнит, судебная

По методам осуществления: тоталитарная, демократическая

По объему: единоличная, групповая

По сферам жизнедеятельности: полит, духовная, семейная и др.

Политическая власть – система институционально закрепленных соц. отнош, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в исп-ии ею прерогатив гос-ва для распределения общ-ых ресурсов в интересах и по воле членов этой группы (Соловьев)

Особенности политической власти:

  1. легальность использования силы в пределах гос-ва
  2. верховенство полит власти. Обязательность ее решений для всех.
  3. публичность,т.е. способность обращаться от имени общества ко всему обществу.
  4. моноцентричность. Наличие в лице гос-ва единого центра принятия решений
  5. многообразие ресурсов.
  6. только полит власть способна навязывать свою волю другим, используя при этом все многообразие ресурсов гос-ва (демографических, эконом, силовых и др.).

 

. Парсонс о власти

  1. власть тождественна деньгам.
  2. процесс возрастания власти тождественен процессу инвестирования в экономике. Возмещение должно полвечь успех и эффективность.
  3. власть как символический посредник (власть – аналогичный деньгам символический посредник, который циркулирует внутри полит. системы

Природа власти: принуждение, насилие или посредничество (выполнение функции денег в экономике)

 

 

Date: 2015-06-11; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию